Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Метод логарифмирования

Один из методов решения уравнений – это метод логарифмирования. Сейчас мы детально разберем его с теоретической и практической стороны. Сначала покажем, когда применяется метод логарифмирования. Дальше дадим суть метода логарифмирования. После этого перейдем к теоретическому обоснованию. Затем запишем алгоритм решения уравнений методом логарифмирования. Наконец, рассмотрим примеры применения метода при решении уравнений.

Видео:Решение задания на показательное уравнение (уравнение с х в степени) из реального ЕГЭ по математикеСкачать

Решение задания на показательное уравнение (уравнение с х в степени) из реального ЕГЭ по математике

Когда применяется

Метод логарифмирования обычно применяется для решения уравнений, логарифмирование обеих частей которых позволяет избавиться от переменной в показателях степеней. Если привязываться к внешнему виду, то такими, в основном, являются:

  • Уравнения, в одной части которых находится степень с переменной в показателе, произведение или частное таких степеней, возможно с положительным числовым коэффициентом, а в другой части – положительное число. В качестве примера приведем уравнение x lgx−1 =100 .
  • Уравнения, в обеих частях которых находятся степени с переменной в показателях, произведение или частное таких степеней, возможно с положительными числовыми коэффициентами. Таким, например, является уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием.

В частности, метод логарифмирования можно применять для решения показательных уравнений a f(x) =b и a f(x) =a g(x) , где a и b – числа, причем a>0 , a≠1 , b>0 , а f(x) и g(x) – выражения с переменной x . Например, методом логарифмирования можно решать показательные уравнения 2 x =5 , (0,7) x+2 =(0,7) 4·x 2 −7 , 5 1−x =5 3·lgx и т.п. Однако для решения таких уравнений обычно используют метод уравнивания показателей.

Видео:показательно степенное уравнение методом логарифмирования обеих частей уравненияСкачать

показательно степенное уравнение методом логарифмирования обеих частей уравнения

Суть метода логарифмирования

Суть метода логарифмирования состоит в логарифмировании обеих частей уравнения по одному и тому же основанию.

Это объясняет название метода.

Видео:ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных Уравнений

Обоснование метода

В основе метода логарифмирования лежит следующая теорема:

Множество решений уравнения u(x)=v(x) , где u(x)>0 и v(x)>0 при любом значении переменной x из области допустимых значений (ОДЗ) для этого уравнения, совпадает с множеством решений уравнения logcu(x)=logcv(x) , где c – положительное и отличное от единицы число.

Нам достаточно показать, что любой корень уравнения u(x)=v(x) является корнем уравнения logcu(x)=logcv(x) , и обратно.

Для доказательства нам потребуется следующее свойство логарифмов: логарифмы двух положительных чисел a и b по одному и тому же положительному и отличному от единицы основанию c равны тогда и только тогда, когда равны числа a и b .

Пусть x0 – корень уравнения u(x)=v(x) . Тогда u(x0)=v(x0) – верное числовое равенство. Так как по условию u(x)>0 и v(x)>0 при любом значении переменной x из ОДЗ для этого уравнения, то u(x0) и v(x0) – положительные числа. Следовательно, в силу озвученного выше свойства из равенства u(x0)=v(x0) вытекает равенство logcu(x0)=logcv(x0) . Из него следует, что x0 – корень уравнения logcu(x)=logcv(x) .

Теперь обратно. Пусть x0 – корень уравнения logcu(x)=logcv(x) . Тогда logcu(x0)=logcv(x0) – верное числовое равенство. Из него и из указанного выше свойства логарифмов следует, что u(x0)=v(x0) . А из этого равенства вытекает, что x0 – корень уравнения u(x)=v(x) .

Видео:Вспоминаем схему Горнера и уравнения высших степенейСкачать

Вспоминаем схему Горнера и уравнения высших степеней

Алгоритм решения уравнений методом логарифмирования

Информация из предыдущих пунктов позволяет записать алгоритм решения уравнений методом логарифмирования.

Чтобы решить уравнение методом логарифмирования, надо

  1. Убедиться, что выражения, отвечающие частям уравнения, принимают положительные значения при любом значении переменной из ОДЗ для исходного уравнения.
  2. Прологарифмировать обе части уравнения по одному и тому же положительному и отличному от единицы основанию.
  3. Решить полученное уравнение. Его решение является решением исходного уравнения.

Какое число брать в качестве основания при логарифмировании? По большому счету, это не имеет значения. Понятно, что целесообразно брать такое основание, при котором дальнейшие действия будут наиболее простыми. Например, уравнение 5 x 2 +5 =5 −6·x стоит логарифмировать по основанию 5 , так как это дает наиболее простое решение: 5 x 2 +5 =5 −6·x , log55 x 2 +5 =log55 −6·x , x 2 +5=−6·x , . Если выбрать любое другое основание, например, 10 , то мы придем к такому же результату, но за большее число шагов: 5 x 2 +5 =5 −6·x , lg5 x 2 +5 =lg5 −6·x , (x 2 +5)·lg5=(−6·x)·lg5 , x 2 +5=−6·x , …

Видео:Уравнение четвертой степениСкачать

Уравнение четвертой степени

Примеры применения

Осталось посмотреть, как метод логарифмирования применяется на практике. Для этого обратимся к конкретным примерам.

Решите уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемметодом логарифмирования.

Заданное уравнение представляет собой равенство двух степеней с положительными и отличными от единицы основаниями. Такие степени принимают только положительные значения, что следует из определения степени. Все это открывает дорогу для решения заданного уравнения методом логарифмирования.

Так как основаниями степеней в исходном уравнении являются числа 3 , то логарифмирование целесообразно проводить по основанию 3 . Логарифмирование обеих частей уравнения Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемпо основанию 3 дает уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием. Оно с опорой на свойства логарифмов приводится к уравнению Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием. Полученное уравнение равносильно исходному. Поэтому, решив его, мы получим нужное нам решение уравнения Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием.

Итак, все свелось к решению уравнения Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием. Виден общий множитель Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием, который стоит вынести за скобки. Также не помешает избавиться от дроби. Это подталкивает начинать решение по методу решения уравнений через преобразования:
Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Все проделанные преобразования являются равносильными преобразованиями, поэтому, полученное уравнение равносильно уравнению, которое было до проведения этих преобразований. Полученное уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием, очевидно, можно решить методом разложения на множители:
Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Первое уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием— иррациональное с тривиальным решением 0 . Второе уравнение 2 x −4=0 переносом четверки в правую часть приводится к простейшему показательному уравнению 2 x =4 с легко находящимся единственным корнем 2 ( 2 x =4 , 2 x =2 2 , x=2 ). Завершающим этапом метода разложения на множители является проверка найденных корней. Проведем проверку подстановкой: оба найденных корня 0 и 2 удовлетворяют уравнению Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием, значит, являются его корнями. Таким образом, уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемимеет два корня 0 и 2 .

Остается сослаться на равносильность уравнения Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемуравнению Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием, которое в свою очередь равносильно исходному уравнению Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием, и записать найденные корни в ответ.

При решении следующего уравнения покажем, как правильно проводить логарифмирование по основанию с переменной.

Видео:Решение логарифмических уравнений #shortsСкачать

Решение логарифмических уравнений #shorts

Логарифмическое уравнение: решение на примерах

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Как решить логарифмическое уравнение? Этим вопросом задаются многие школьники, особенно в преддверии сдачи ЕГЭ по математике. Ведь в задании С1 профильного ЕГЭ могут встретиться именно логарифмические уравнения.

Уравнение, в котором неизвестное находится внутри логарифмов, называется логарифмическим. Причем неизвестное может находится как в аргументе логарифма, так и в его основании.

Способов решения таких уравнений существует несколько. В этой статье мы разберем способ, который легко понять и запомнить.

Видео:Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.

Как решать уравнения с логарифмами: 2 способа с примерами

Решить логарифмическое уравнение можно разными способами. Чаще всего в школе учат решать логарифмическое уравнение с помощью определения логарифма. То есть мы имеем уравнение вида:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемВспоминаем определение логарифма и получаем следующее:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемТаким образом мы получаем простое уравнение, которое сможем легко решить.

При решении логарифмических уравнений важно помнить об области определения логарифма, т.к. аргумент f(x) должен быть больше ноля. Поэтому после решения логарифмического уравнения мы всегда делаем проверку!

Давайте посмотрим, как это работает на примере:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Воспользуемся определением логарифма и получим:

Теперь перед нами простейшее уравнение, решить которое не составит труда:

Сделаем проверку. Подставим найденный Х в исходное уравнение:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемТак как 3 2 = 9, то последнее выражение верно. Следовательно, х = 3 является корнем уравнения.

Основной минус данного метода решения логарифмических уравнений в том, что многие ребята путают, что именно нужно возводить в степень. То есть при преобразовании logaf(x) = b, многие возводят не a в степень b, а наоборот b в степень a. Такая досадная ошибка может лишить вас драгоценных баллов на ЕГЭ.

Поэтому мы покажем еще один способ решения логарифмических уравнений.

Чтобы решить логарифмическое уравнение, нам нужно привести его к такому виду, когда и в правой, и в левой части уравнения будут стоять логарифмы с одинаковыми основаниями. Это выглядит вот так:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Когда уравнение приведено к такому виду, то мы можем «зачеркнуть» логарифмы и решить простое уравнение. Давайте разбираться на примере.

Решим еще раз то же самое уравнение, но теперь этим способом:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемВ левой части у нас логарифм с основанием 2. Следовательно, правую часть логарифма нам нужно преобразовать так, чтобы она тоже содержала логарифм с основанием 2.

Для этого вспоминаем свойства логарифмов. Первое свойство, которое нам здесь понадобится – это логарифмическая единица. Напомним его:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемТо есть в нашем случае:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемВозьмем правую часть нашего уравнения и начнем ее преобразовывать:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемТеперь нам нужно 2 тоже внести в логарифмическое выражение. Для этого вспоминаем еще одно свойство логарифма:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Воспользуемся этим свойством в нашем случае, получим:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемМы преобразовали правую часть нашего уравнения в тот вид, который нам был нужен и получили:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемТеперь в левой и в правой частях уравнения у нас стоят логарифмы с одинаковыми основаниями, поэтому мы можем их зачеркнуть. В результате, получим такое уравнение:

Да, действий в этом способе больше, чем при решении с помощью определения логарифма. Но все действия логичны и последовательны, в результате чего шансов ошибиться меньше. К тому же данный способ дает больше возможностей для решения более сложных логарифмических уравнений.

Разберем другой пример:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемИтак, как и в предыдущем примере применяем свойства логарифмов и преобразовываем правую часть уравнения следующим образом:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемПосле преобразования правой части наше уравнение принимает следующий вид:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемТеперь можно зачеркнуть логарифмы и тогда получим:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемВспоминаем свойства степеней:

Теперь делаем проверку:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемто последнее выражение верно. Следовательно, х = 3 является корнем уравнения.

Еще один пример решения логарифмического уравнения:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемПреобразуем сначала левую часть нашего уравнения. Здесь мы видим сумму логарифмов с одинаковыми основаниями. Воспользуемся свойством суммы логарифмов и получим:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемТеперь преобразуем правую часть уравнения:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемВыполнив преобразования правой и левой частей уравнения, мы получили:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемТеперь мы можем зачеркнуть логарифмы:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемРешим данное квадратное уравнение, найдем дискриминант:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемСделаем проверку, подставим х1 = 1 в исходное уравнение:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемКак избавиться от степени в уравнении логарифмированиемВерно, следовательно, х1 = 1 является корнем уравнения.

Теперь подставим х2 = -5 в исходное уравнение:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемТак как аргумент логарифма должен быть положительным, выражение не является верным. Следовательно, х2 = -5 – посторонний корень.

Видео:84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических УравненийСкачать

84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических Уравнений

Пример решения логарифмического уравнения с разными основаниями

Выше мы решали логарифмические уравнения, в которых участвовали логарифмы с одинаковыми основаниями. А что же делать, если основания у логарифмов разные? Например,

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемПравильно, нужно привести логарифмы в правой и левой части к одному основанию!

Итак, разберем наш пример:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемПреобразуем правую часть нашего уравнения:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Мы знаем, что 1/3 = 3 -1 . Еще мы знаем свойство логарифма, а именно вынесение показателя степени из логарифма:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемПрименяем эти знания и получаем:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемНо пока у нас есть знак «-» перед логарифмом в правой части уравнения, зачеркивать мы их не имеем права. Необходимо внести знак «-» в логарифмическое выражение. Для этого воспользуемся еще одним свойством логарифма:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Тогда получим:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемВот теперь в правой и левой части уравнения у нас стоят логарифмы с одинаковыми основаниями и мы можем их зачеркнуть:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемДелаем проверку:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемЕсли мы преобразуем правую часть, воспользовавшись свойствами логарифма, то получим:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемВерно, следовательно, х = 4 является корнем уравнения.

Видео:Показательные уравнения. 11 класс.Скачать

Показательные уравнения. 11 класс.

Пример решения логарифмического уравнения с переменными основаниями

Выше мы разобрали примеры решения логарифмических уравнений, основания которых были постоянными, т.е. определенным значением – 2, 3, ½ … Но в основании логарифма может содержаться Х, тогда такое основание будет называться переменным. Например, logx+1(х 2 +5х-5) = 2. Мы видим, что основание логарифма в данном уравнении – х+1. Как же решать уравнение такого вида? Решать мы его будем по тому же принципу, что и предыдущие. Т.е. мы будем преобразовывать наше уравнение таким образом, чтобы слева и справа были логарифмы с одинаковым основанием.Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемПреобразуем правую часть уравнения:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемТеперь логарифм в правой части уравнения имеет такое же основание, как и логарифм в левой части:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемТеперь мы можем зачеркнуть логарифмы:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемНо данное уравнение неравносильно исходному уравнению, так как не учтена область определения. Запишем все требования, относящиеся к логарифму:

1. Аргумент логарифма должен быть больше ноля, следовательно:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

2. Основание логарифма должно быть больше 0 и не должно равняться единице, следовательно:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Сведем все требования в систему:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Данную систему требований мы можем упростить. Смотрите х 2 +5х-5 больше ноля, при этом оно приравнивается к (х + 1) 2 , которую в свою очередь так же больше ноля. Следовательно, требование х 2 +5х-5 > 0 выполняется автоматически и мы можем его не решать. Тогда наша система будет сведена к следующему:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемПерепишем нашу систему:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемСледовательно, наша система примет следующий вид:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемТеперь решаем наше уравнение:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемСправа у нас квадрат суммы:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемДанный корень удовлетворяет наши требования, так как 2 больше -1 и не равно 0. Следовательно, х = 2 – корень нашего уравнения.

Для полной уверенности можем выполнить проверку, подставим х = 2 в исходное уравнение:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Т.к. 3 2 =9, то последнее выражение верно.

Видео:Как решать Показательные Уравнения? (часть 2)Скачать

Как решать Показательные Уравнения? (часть 2)

Как сделать проверку

Еще раз обращаем ваше внимание, что при решении логарифмических уравнений необходимо учитывать область допустимых значений. Так, основание логарифма должно быть больше ноля и не должно равняться единице. А его аргумент должен быть положительным, т.е. больше ноля.

Если наше уравнение имеет вид loga (f(x)) = loga (g(x)), то должны выполняться следующие ограничения:Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

После решения логарифмического уравнения нужно обязательно сделать проверку. Для этого вам необходимо подставить получившееся значения в исходное уравнение и посчитать его. Времени это займет немного, зато позволит не записать в ответ посторонние корни. Ведь так обидно правильно решить уравнение и при этом неправильно записать ответ!

Итак, теперь вы знаете, как решить логарифмическое уравнение с помощью определения логарифма и с помощью преобразования уравнения, когда в обеих его частях стоят логарифмы с одинаковыми основаниями, которые мы можем «зачеркнуть». Отличное знание свойств логарифма, учет области определения, выполнение проверки – залог успеха при решении логарифмических уравнений.

Видео:Логарифмы, часть 4, зачем логарифмировать уравнения?Скачать

Логарифмы, часть 4, зачем логарифмировать уравнения?

Методика решения логарифмических уравнений

Разделы: Математика

Введение

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, на сколько умело будет построена учебная работа. Вовремя обращая внимание студентов на то, что математика изучает общие свойства объектов и явлений окружающего мира, имеет дело не с предметами, а с отвлеченными абстрактными понятиями, можно добиться понимания того, что математика не нарушает связи с действительностью, а, напротив, дает возможность изучить ее глубже, сделать обобщенные теоретические выводы, которые широко применяются в практике.

Участвуя в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года, я представила урок-лекцию по теме «Логарифмическая функция» (диплом № 204044). Считаю этот метод наиболее удачным в данном конкретном случае. В результате изучения у студентов имеется подробный конспект и краткая схема по теме, что облегчит им подготовку к следующим урокам. В частности, по теме «Решение логарифмических уравнений», которая полностью опирается на изучение логарифмической функции и ее свойств.

При формировании основополагающих математических понятий важно создать у студентов представление о целесообразности введения каждого из них и возможности их применения. Для этого необходимо, чтобы при формулировке определения некоторого понятия, работе над его логической структурой, рассматривались вопросы об истории возникновения данного понятия. Такой подход поможет студентам осознать, что новое понятие служит обобщением фактов реальной действительности.

История возникновения логарифмов подробно представлена в работе прошлого года.

Учитывая важность преемственности при обучении математике в среднем специальном учебном заведении и в вузе и необходимость соблюдения единых требований к студентам считаю целесообразным следующую методику ознакомления студентов с решением логарифмических уравнений.

Уравнения, содержащие переменную под знаком логарифма (в частности, в основании логарифма), называются логарифмическими. Рассмотрим логарифмические уравнения вида:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием(1)

Решение этих уравнений основано на следующей теореме.

Теорема 1. Уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемравносильно системе

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием(2)

Для решения уравнения (1) достаточно решить уравнение

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием(3)

и его решения подставить в систему неравенств

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием(4),

задающую область определения уравнения (1).

Корнями уравнения (1) будут только те решения уравнения (3), которые удовлетворяют системе (4), т.е. принадлежат области определения уравнения (1).

При решения логарифмических уравнений может произойти расширение области определения (приобретение посторонних корней) или сужение (потеря корней). Поэтому подстановка корней уравнения (3) в систему (4), т.е. проверка решения, обязательна.

Пример 1: Решить уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемКак избавиться от степени в уравнении логарифмированием Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемКак избавиться от степени в уравнении логарифмированием Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемКак избавиться от степени в уравнении логарифмированием Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемКак избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Оба значения х удовлетворяют условиям системы.

Ответ: Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Рассмотрим уравнения вида:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием(5)

Их решение основано на следующей теореме

Теорема 2: Уравнение (5) равносильно системе

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием(6)

Корнями уравнения (5) будут только те корни уравнения Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием, которые

принадлежат области определения, задаваемой условиями Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием.

Логарифмическое уравнение вида (5) можно решить различными способами. Рассмотрим основные из них.

1. ПОТЕНЦИНИРОВАНИЕ (применение свойств логарифма).

Пример 2: Решить уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Решение: В силу теоремы 2 данное уравнение равносильно системе:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемКак избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Всем условиям системы удовлетворяет лишь один корень. Ответ: Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГАРИФМА Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием.

Пример 3: Найти х, если Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Значение х = 3 принадлежит области определения уравнения. Ответ х = 3

3. ПРИВЕДЕНИЕ К КВАДРАТНОМУ УРАВНЕНИЮ.

Пример 4: Решить уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемКак избавиться от степени в уравнении логарифмированием Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемКак избавиться от степени в уравнении логарифмированием Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемКак избавиться от степени в уравнении логарифмированием Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемКак избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Оба значения х являются корнями уравнения.

Ответ: Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Пример 5: Решить уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Решение: Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 10 и применим свойство «логарифм степени».

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Оба корня принадлежат области допустимых значений логарифмической функции.

Ответ: х = 0,1; х = 100

5. ПРИВЕДЕНИЕ К ОДНОМУ ОСНОВАНИЮ.

Пример 6: Решить уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Воспользуемся формулой Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиеми перейдем во всех слагаемых к логарифму по основанию 2:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Тогда данное уравнение примет вид:

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Так как Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием, то это корень уравнения.

Ответ: х = 16

6. ВВЕДЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.

Решим способом введения вспомогательной переменной уравнение, заданное в примере 6.

Пусть Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием; тогда Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Учитывая, что Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

После проверки, проведенной устно, легко убеждаемся в правильности найденного ответа.

Многие уравнения, содержащие переменную не только под знаком логарифма или в показателе степени, удобно решать графически.

Графически решением уравнения являются абсциссы точек пересечения графиков функций, заданных в уравнении.

Пример 7: Решить уравнение Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Решение: Построим графики функций Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиеми y = x

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Графики функций не пересекаются, и, значит, уравнение не имеет корней (см. рисунок).

Ответ: корней нет

Пример 8: Найти х, если Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

Решение: С помощью рассмотренных выше способов корни уравнения найти не удается. Найдем какой-нибудь корень методом подбора.

Пусть, например, х = 10. Проверкой убедимся в том, что 10 — корень уравнения. Действительно,

Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемистинно

Докажем, что других корней данное уравнение не имеет.

Эти корни следует искать во множестве значений х.

Допустимые значения х находятся в промежутке Как избавиться от степени в уравнении логарифмированием

На этом промежутке функция Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемубывает, а функция Как избавиться от степени в уравнении логарифмированиемвозрастает. И, значит, если уравнение имеет решение, то оно единственное.

💡 Видео

Как логарифмировать выражения?Скачать

Как логарифмировать выражения?

Как решать уравнения с дробной степеньюСкачать

Как решать уравнения с дробной степенью

Решение логарифмических уравнений ПРИМЕР #37 Метод логарифмированияСкачать

Решение логарифмических уравнений ПРИМЕР #37 Метод логарифмирования

Логарифмы-1. Уравнения: от базы до олимпиадСкачать

Логарифмы-1. Уравнения: от базы до олимпиад

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ 10 класс решение показательных уравненийСкачать

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ 10 класс решение показательных уравнений

Что делать, если икс в степени икс? Быстрое экспоненциальное уравнениеСкачать

Что делать, если икс в степени икс? Быстрое экспоненциальное уравнение

УДИВИТЕЛЬНЫЙ способ решения уравнения 4-ой степениСкачать

УДИВИТЕЛЬНЫЙ способ решения уравнения 4-ой степени

Как решать кубические уравнения Решите уравнение 3 степени 9 класс Разложить на множители ДелениеСкачать

Как решать кубические уравнения Решите уравнение 3 степени 9 класс Разложить на множители Деление

УДИВИТЕЛЬНЫЙ способ решения уравнения ★ Вы такого не видели! ★ Уравнение четвертой степениСкачать

УДИВИТЕЛЬНЫЙ способ решения уравнения ★ Вы такого не видели! ★ Уравнение четвертой степени
Поделиться или сохранить к себе: