ГОУ ВПО Кировская ГМА Минсоцздравразвития России
Кафедра физики и информатики
СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАЧ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКЕ
Методические указания для студентов
1 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Практическое занятие
«Механические колебания и волны. Акустика»
Цели и задачи занятия | Научиться, используя теоретические положения, оценивать параметры колебательного и волнового движения в различных средах, производить акустические расчеты распространения и восприятия звуковых и ультразвуковых волн. |
Базовые знания | Понятие колебаний и волн механической природы. Законы и закономерности, описывающие эти понятия. Производная, ее физический смысл, дифференциальные гармонические уравнения. |
Содержание занятия | Уравнение колебательного движения, сложное колебание. Уравнение механической волны. Поток энергии механической волны. Эффект Доплера. Расчет параметров механической волны, распространяющейся в однородных средах. Звуковые измерения. Характеристики и особенности распространения звуковых и ультразвуковых волн. |
Литература | 1. Ремизов А. Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996-2002. Главы 7, 8. 2. Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. – М.: Дрофа, 2001-2005. Глава 2. § 2.2. 3. Конспект лекций по медбиофизике. |
Контрольные вопросы | |
1. Дайте определение колебательного движения. 2. Запишите уравнение гармонических колебаний. Перечислите физические характеристики колебательного движения. 3. От каких параметров зависят частота и период колебаний математического маятника и груза на пружине (пружинного маятника)? 4. Каковы причина и условия возникновения и поддержания процесса колебания.? 5. Энергия колебательного процесса. 6. Выведите дифференциальные уравнения гармонических (незатухающих и затухающих) и вынужденных колебаний и их решения. 7. Что такое логарифмический декремент затухания? 8. Дайте понятие резонанса. Каковы условия возникновения и проявления этого явления? 9. Закономерности сложения гармонических незатухающих колебаний, происходящих в одной плоскости. 10. Дайте определение механической волны. Запишите уравнение бегущей волны. 11. Перечислите физические характеристики волны. 12. Эффект Доплера. 13. Дайте определение стоячей волны. 14. Акустика. Шкала звуковых волн. 15. Акустический резонанс. Формулы Рэлея. 16. Перечислите психофизические характеристики звука (характеристики слуховых ощущений) и их связь с физическими характеристиками. 17. Введите понятия: интенсивность и громкость звука, уровни интенсивности и громкости. 18. Дайте определение кривых равной громкости. |
Задачи.Номера задач даны по сборнику задач[2], (см. список литературы). | |
Задачи для решения на практическом занятии(задачи со значком * подлежат обязательному решению) | Задачи для самостоятельного решения |
1.(2.37)* Напишите уравнение гармонического колебания, если амплитуда ускорения аmax=50 cм/c 2 , частота колебания ν=0,5 Гц, смещение точки от положения равновесия в начальный момент времени x0=25 мм. Найдите амплитуду скорости. | 2.(2.38) Напишите уравнение гармонического колебания, если амплитуда скорости , период колебаний , смещение точки от положения равновесия в начальный момент времени равен нулю. Найдите амплитуду ускорения, частоту колебаний. 3.(2.40) Материальная точка m = 2 г совершает гармонические колебания. В некоторый момент времени смещение точки x=5 см, скорость V=20 см/с, ускорение а=80 см/с 2 . Найдите круговую частоту, период, фазу колебания в заданный момент времени, а также амплитуду и полную энергию колеблющейся точки. |
4.(2.42) Материальная точка массой m = 5 г. колеблется согласно уравнению Х=10cos(2t+φ0). Найдите максимальную силу, действующую на точку, и полную энергию. 5.(2.52) уравнение колебаний материальной точки массой m=16 г имеет вид . Определите кинетическую, потенциальную и полную энергии точки через 2 с после начала колебаний. | 6.(2.45) Тело массой m = 5 кг совершает гармонические колебания с амплитудой А= 4 см. Найдите период колебаний, если максимальная кинетическая энергия колеблющегося тела Кmax = 0,98 Дж. 7.(2.51) Полная энергия тела массой m=1 кг, совершающего гармонические колебания, Е=1 Дж, максимальная возвращающая сила, действующая на тело Fmax=0,1Н. Напишите дифференциальное уравнение колебаний и его решение, если начальная фаза . |
8.(2.43)* Дифференциальное уравнение гармонических колебаний имеет вид . Найдите период и частоту этих колебаний. | 9.Дифференциальное уравнение гармонических колебаний имеет вид . Запишите решение этих колебаний при амплитуде А=20см. |
10.(2.57) Два одинаково направленных гармонических колебания заданы уравнениями: и . Запишите уравнение результирующего колебания. | 11.(2.59) Два одинаково направленных гармонических колебания с одинаковой частотой и амплитудами А1=3см и А2=5см складываются в одно гармоническое колебание с амплитудой А=7см. Найдите разность фаз складываемых колебаний. |
12.(2.69)* Дифференциальное уравнение затухающих колебаний имеет вид . Определить коэффициент затухания и круговую частоту этих колебаний. | 13.(2.64) За 10 секунд амплитуда колебаний уменьшилась в е раз. Найдите коэффициент затухания этих колебаний. |
14.(2.63) Математический маятник длиной 50см, выведенный из положения равновесия, отклонился при первом колебании на х1=5см, а при втором (в ту же сторону) – на х2=4см. Найдите логарифмический декремент затухания и время релаксации (время убывания амплитуды в е раз) для этих колебаний. | 15.(2.71) К пружине подвешено тело, которое растягивает ее на Δх=5см. Напишите дифференциальное уравнение колебаний пружинного маятника и его решение при начальной амплитуде А0=10см, если через время Δt=5с амплитуда колебаний уменьшилась в е раз. |
16.(2.73)* Вынужденные колебание описываются дифференциальным уравнением . Найдите частоту этих вынужденных колебаний системы ? При какой частоте внешней силы будет наблюдаться резонанс? | 17.(2.76) Груз массой m=2,5кг, подвешенный к пружине жесткостью k=3,6·10 2 Н/м, совершает вынужденные колебания под действием внешней силы . Найдите амплитуду вынужденных колебаний груза. Трением пренебречь. 18.(2.126) Усредненный коэффициент затухания тела взрослого человека равен 0,3. частота собственных колебаний тела в положении лежа составляет 3,5Гц, а в положении стоя – около 8Гц. Во сколько раз изменится резонансная частота тела человека в разных положениях при воздействии инфразвука? |
19.(2.77)* Источник звука совершает колебания по закону .Скорость распространения звука 340 м/с. Запишите уравнение колебания для точки, находящейся на расстоянии y = 102 м от источника. Потерями энергии пренебречь, волну считать плоской. | 20.(2.79) Какова частота колебаний, если наименьшее расстояние между точками, колеблющимися в одинаковых фазах, равно ? Скорость распространения волн 340 м/с. |
21.(2.84) Разность хода двух звуковых волн, приходящих в левое и правое ухо человека, составляет 1см. Определите сдвиг фаз между обоими звуковыми ощущениями для тона с частотой =1кГц. | 22.(2.83) Определите разность фаз в пульсовой волне между двумя точками артерии, расположенными на расстоянии см друг от друга. Скорость пульсовой волны считать равной с=10м/с, а колебания сердца – гармоническими с частотой 1,2Гц. |
23.(2.107) Сравните длины волн в воздухе для ультразвука частотой =1МГц и звукачастотой =1кГц. Чем определяется нижняя граница длин волн ультразвука в среде? | 24.Определить длину стоячей волны, если расстояние между вторым и четвертым узлами равно 0,8 м. |
25.(2.87)* Изучение движения барабанной перепонки показало, что скорость колебания ее участков оказывается величиной одного порядка со скоростью смещения молекул воздуха при распространение плоской волны. Исходя из этого, вычислите приближено амплитуду колебания участков барабанной перепонки для двух случаев: а)порог слышимости: б) порог болевого ощущения. Частота равна =1кГц. | 26.(2.85) Интенсивность плоской волны в воздухе равна J=10 -10 Вт/м 2 . Найдите амплитуду колебания частиц (молекул) воздуха при нормальных условиях и объемную плотность энергии колебательного движения для частот: =20 Гц, =1кГц, = 20000Гц. Скорость звука в воздухе V=330м/с. 27.(2.88) Определите среднюю силу, действующую на барабанную перепонку человека (площадь S=66 мм 2 ) для двух случаев: а)порог слышимости: б) порог болевого ощущения. Частота равна =1кГц. |
28.(2.89)* Две машины движутся навстречу друг другу со скоростями и . Первая машина дает сигнал с частотой . Какой частоты сигнал услышит водитель второй машины: 1) до встречи машин; 2) после встречи машин? | 29.(2.90) Одинаковой ли высоты будет звук в случаях: 1) источник звука движется навстречу неподвижному наблюдателю со скоростью ; 2) наблюдатель движется навстречу неподвижному источнику звука с той же скоростью? Частота звука . |
30.(2.104) Доплеровский сдвиг частоты при отражении механической волны от движущихся эритроцитов равен 50Гц, частота генератора равна 100кГц. Определите ско-рость движения крови в кровеносном сосуде. | 31.(2.125) Как изменяется скорость движения эритроцитов в кровеносном русле у пациентов со сфероцитозом, если доплеровский сдвиг частот в 1,3 раза меньше по сравнению с нормой? |
32.(2.91)* На сколько увеличилась громкость звука, если интенсивность звука увеличилась от порога слышимости в 1000 раз. Задачу решить для звука частотой и . Для решения воспользоваться кривыми равной громкости. 33.(2.93) Два звука одинаковой частоты отличаются по интенсивности на ΔL=30дБ. Найдите отношение амплитуд звукового давления. 34.(2.96) Нормальный разговор человека оценивается уровнем громкости звука Е1=50фон (для частоты ). Определите уровень громкости звука, соответствующего трем одновременно говорящим людям. 35.(2.97) Шуму на оживленной улице соответствует уровень громкости Е1=70фон, крику Е2=80фон. Какой будет уровень громкости звука, полученного в результате сложения крика и шума улицы. Считать частоту равной . | 36.(2.99) Шум на улице, которому соответствует уровень интенсивности звука L1=50дБ, слышен в комнате как шум L2=30дБ. Найдите отношение интенсивностей звука на улице и в комнате. 37.(2.94) По условиям некоторого производства определен допустимый предел уровня шума Е=70фон. Определите максимальную допустимую интенсивность звука. Условно считать, что шум соответствует звуку частотой . 38.(2.95) Разрыв барабанной перепонки наступает при уровне интенсивности звука L0=150дБ. Определите интенсивность, амплитудное значение звукового давления и амплитуду смещения частиц в волне для звука частотой , при которых может наступить разрыв барабанной перепонки. 39.(2.98) Два звука частотой отличаются по громкости на 1 фон. Во сколько раз отличаются их интенсивности. |
40.(2.127)* Плотность здоровой мышечной ткани составляет 1060кг/м 3 . Её волновое сопротивление равно 1,63·10 6 кг/(м 2 ·с). При исследовании ультразвуком отраженный сигнал был принят через 2·10 -5 с после излучения. На какой глубине в мышечной ткани была обнаружена неоднородность. | 41.При диагностировании патологического изменения в тканях организма ультразвуковым методом отраженный сигнал был принят через 5×10 -5 с после излучения. На какой глубине в тканях была обнаружена неоднородность? |
42.* Какая часть интенсивности механической волны пройдет из воды в лед, если скорость распространения волны в воде 1500 м/с, а во льду 3980 м/с? Плотность льда 917 кг/м 3 . | 43.(2.129) Покажите, что заполнение пространства между ультразвуковой головкой и кожей человека маслом способствует эффективному прохождению ультразвука в биологические ткани (воду). Даны соответствующие плотности для масла, воздуха и воды ρ1=800кг/м 3 , ρ2=1,3кг/м 3 , ρ3=1000кг/м 3 , скорость распространения ультразвука в соответствующих средах v1=1500м/с, v2=330м/с, v1=1500м/с. |
Практическое занятие
«Механика жидкостей. Гемодинамика»
Цели и задачи занятия | Научиться, используя теоретические представления, оценивать параметры течения вязкой жидкости по сосудам различного сечения; используя физические представления, определять механические свойства биологических тканей. |
Базовые знания | Законы Паскаля, Архимеда, Бернулли, Пуассона, уравнение движения неразрывной струи. Понятие затухающих волн, их уравнение. Давление. |
Содержание занятия | Вязкость жидкости. Уравнение Ньютона. Число Рейнольдса. Формула Пуазейля. Гидродинамическое сопротивление. Распределение давления при течении реальной жидкости по трубам. Механические свойства твердых тел: деформация, напряжение, прочность, Закон Гука, моделирование вязкоупругих свойств тел. Механические свойства биологических тканей: костной, мышечной, сосудистой. Влияние механических свойств сосудистой ткани на кровоток. Физические основы измерения артериального давления. |
Литература | 1. Ремизов А. Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996-2002. Главы 9 — 11. 2. Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. – М.: Дрофа, 2001-2005. Глава 2. § 2.3. 3. Конспект лекций по медбиофизике. |
Контрольные вопросы | |
1. Объясните с точки зрения МКТ следующие свойства жидкостей: Упругость и малую сжимаемость; Текучесть и вязкость; Способность сохранять объем и изменять форму. 2. Все ли жидкости обладают вязкостью? Зависит ли вязкость жидкости от окружающих факторов? 3. От каких физических величин зависит гидростатическое давление? Как передается давление внутри жидкости? 4. Объясните природу выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость. 5. Какие силы действуют на тело, движущееся в вязкой жидкости по вертикали? 6. Чем обусловлено возникновение силы поверхностного натяжения на границе раздела “жидкость/другая среда”? 7. Объясните природу капиллярных явлений. 8. Какова природа дополнительного Лаплассовского давления под мениском? Какие физические процессы происходят при газовой эмболии? 9. Расскажите о движении жидкостей по разветвленным трубам. 10. Каков физический смысл гидравлического сопротивления? Как зависит гидравлическое сопротивление разветвленных труб от их сечения и количества разветвлений? 11. Почему скорость крови в капиллярах намного меньше скорости тока крови в артериях? 12. В каких случаях поток крови в артериях становится турбулентным? 13. Объясните механизм образования пульсовой волны. Почему в венах пульсовая волна отсутствует? Какие факторы и физические величины влияют на скорость пульсовой волны? 14. На чем основаны методы измерения артериального давления? С чем связаны шумы (тоны Короткова), прослушиваемые при измерении артериального давления? |
Задачи. Номера задач даны по сборнику задач [2], (см. список литературы). | |
Задачи для решения на практическом занятии | Задачи для самостоятельного решения |
1.Определить скорость оседания эритроцитов в плазме крови (в мм/ч) исходя из предположения, что они имеют форму шариков диаметром 7 мкм и не склеиваются между собой. | 2.(2.143) Используя закон Стокса, определите, в течении какого времени в комнате высотой 3м полностью выпадет пыль. Частицы пыли считать шарообразными диаметром 1мкм с плотностью вещества 2,5г/см3? |
3.Карманный ингалятор В-169 при распылении позволяет получить аэрозоль с частицами диаметром 3 мкм. Определить работу, необходимую для превращения 1 г оливкового масла в аэрозоль при температуре 20º С | 4.На сколько увеличится энергия поверхностного слоя мыльной пленки при увеличении площади ее поверхности на 40см2? |
5.*Какого диаметра должен быть кончик трубки капельницы, чтобы при дозировке дистиллированной воды масса каждой капли равнялась 40мг? 6.Из трубки диаметром 1,6 мм капает этиловый спирт. Сколько капель приходится на 1г спирта? Диаметр шейки капли в момент отрыва считать равным диаметру трубки. | 7.При переливании крови капельным методом необходимо было поддержать частоту капель 40 капель в минуту. Какого диаметра должен быть кончик трубки капельницы, чтобы 250мл крови перелить за 1,5ч? |
8.(2.150) В горизонтально расположенный капилляр набирается 0,3 мл крови так, что образуется столбик длиной 12 см. Вытечет ли кровь из капилляра, если его поставить вертикально? Сколько крови останется в капилляре? | 9.(2.149) Разность уровней ртути в сообщающихся стеклянном капилляре и широком сосуде равна 7,4мм. Определить радиус кривизны капилляра. |
10.Определить Лаплассовское давление в капле воды диаметром 1мм. | 11.Под каким давлением в воде находится воздушный пузырек диаметром 0,005 мм на глубине 2м? Атмосферное давление 105Па. |
12.*В кровеносном сосуде образовался пузырек воздуха. В результате течения крови пузырек воздуха деформировался, образовав поверхности с радиусами кривизны 0,01 и 0,05мм. Определить дополнительное давление в сосуде, возникшее в результате деформации пузырька воздуха. | 13.В кровеносном сосуде образовалась цепочка из четырёх пузырьков воздуха. Под действием давления крови р пузырьки деформировались, образовав поверхности с радиусами кривизны r1 и r2 (r1 > r2). При каком условии кровоток в сосуде будет остановлен? |
14.(2.130) Скорость течения воды в некотором сечении горизонтальной трубы 5см/с. Найдите скорость течения в той части трубы, которая имеет: а) вдвое меньший диаметр; б) вдвое меньшую площадь поперечного сечения. 15.*(2.131) Наблюдая под микроскопом движение эритроцитов в капилляре, можно измерить скорость течения крови 0,5 мм/с. Средняя скорость тока крови в аорте составляет 40 см/с. На основании этих данных определите, во сколько раз сумма поперечных сечений всех функционирующих капилляров больше сечения аорты. | 16.*Система кровообращения человека обладает минимальным сечением в области аорты, равным примерно 8см 2 и максимальным сечением в области капилляров. Определить примерную суммарную площадь сечения капилляров в теле человека и общее их количество, если скорость течения крови уменьшилось от 0,5м/с в аорте до 0,0005м/с в капиллярах. Диаметр капилляра считать равным 0,00001м. Эластичностью сосудов пренебречь. |
17.*У человека в покое величина кровотока на 100 г мышц руки равна в среднем 2,5 мл к минуту. Определить количество капилляров в тканях мышц, считая, что длина каждого из них составляет 0,3 мм, а диаметр 10 мкм. Разность давлении на концах капилляров принято равной 33,3 гПа. | 18.(2.170) Найдите объемную скорость кровотока в аорте, если радиус просвета аорты 1,75 cм, а линейная скорость крови в ней составляет 0,5 м/c. |
19.*При нормальной частоте сокращений сердца полный круговорот крови происходит за 60сек. Считая объем крови равным 5л, определить общее сопротивление кровотоку. Перепад давления в сердце принять равным 13,3кПа. | 20.(2.167.) Каково гидравлическое сопротивление кровеносного сосуда длиной 0,12 м и радиусом 0,1 мм ? |
21.*(2.145) Определите максимальное количество крови, которое может пройти через аорту в 1 с, чтобы течение сохранялось ламинарным. Диаметр аорты D=2см, вязкости крови 5мПа·с. | 22.При атеросклерозе критическое число Рейнольдса в некоторых сосудах становится равным 1160. Определить скорость, при которой возможен переход ламинарного течения крови в турбулентное в сосуде диаметром 2,5 мм. 23.Определить линейную скорость кровотока в аорте радиусом 1,5 см, если при длительности систолы 0,25 с через аорту протекает 60 мл крови. Во сколько раз эта скорость меньше критической? Число Рейнольдса считать равным 1160. |
24.Определить работу сердца человека в покое при одном сокращении и его мощность, если среднее давление, при котором кровь выбрасывается в аорту левым желудочком, равно 133,3 гПа, ударный объем 60 мл, скорость крови в аорте 0,5 м/с. Работа правого желудочка составляет примерно 0,2 работы левого желудочка, а время их сокращения 0,3 с. | 25.Определить, сколько процентов от суточного расхода энергии человека (11500 кДж) затрачивается сердцем на перемещение крови при частоте пульса 70 уд/мин, учитывая, что среднее давление в левом желудочке равно 12 кПа, а в правом в шесть раз меньше. Количество крови, выбрасываемое каждым желудочком, считать равным 60 мл, а скорость кровотока в обоих случаях 0,4м/с. |
26.(2.169) Скорость пульсовой волны в артериях составляет 8 м/c. Чему равен модуль упругости этих сосудов, если известно, что отношение радиуса просвета к толщине стенки сосуда равно 6, а плотность сосудистой стенки равна 1,15 г/см 3. | 27.(2.168) Чему равен эффективный модуль упругости стенки грудной аорты, если отношение радиуса просвета сосуда к толщине его стенки равно5? Известно, что при изменении давления внутри аорты от 13,3 до 16 кПа площадь поперечного сечения сосуда увеличивается с 6,16 до 6,2см2. |
Практические занятие «Электрическое поле. Биопотенциалы»
Цели и задачи занятий | Научиться, используя теоретические положения, анализировать процессы ситуационных задач, составлять физико-математическую модель для их решения. |
Базовые знания | Понятия электрического заряда, электрического поля, электрического и токового диполей. Законы сохранения заряда и Кулона. |
Содержание занятий | Электрическое поле и его свойства. Электрический и токовый диполи и их свойства. Биопотенциалы. Задачи исследования электрических полей в организме. Поляризация веществ в электрических полях. |
Литература | 1. Ремизов А. Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996-2002. Глава 14. 2. Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. – М.: Дрофа, 2001-2005. Глава 4. § 4.1. 4.Губанов Н.И. Медицинская биофизика.– М.: Медицина, 1978, гл. 7; 5. Владимиров Ю.А. и др. Биофизика. — М.: Медицина, 1983, гл. 7-9. |
Контрольные вопросы | |
1 Электростатическое поле и его характеристики (напряженность, потенциал). Принцип суперпозиции. 2 Электростатический диполь. Потенциал поля диполя. Разность потенциалов поля, создаваемое диполем. 3 Разность потенциалов, возникающих между вершинами равностороннего треугольника, если в его центре расположен диполь. Мультиполи. | |
Задачи.Номера задач даны по сборнику задач[2], (см. список литературы). |
Задачи для решения на практическом занятии | Задачи для самостоятельного решения |
1.Два заряда по 1 нКл и противоположных знаков расположены в двух вершинах равностороннего треугольника со стороной 10 см. Определить напряженность и потенциал поля этих зарядов в третьей вершине. Заряды находятся: а)в воздухе; б) в воде. | 2.Два заряда по 1 нКл и противоположных знаков расположены на расстоянии 3 мм в воздухе. Определить напряженность и потенциал поля этих зарядов в точке, расположенной на расстоянии 3 см от каждого из зарядов. |
3.(4.1) Маленький отрицательно заряженный шарик равномерно вращается вокруг неподвижного точечного положительного заряда величиной 10 -9 Кл. чему равно отношение заряда вращающегося шарика к его массе, если радиус орбиты 2см, а угловая скорость 3 рад/с? | 4.(4.2) Согласно боровской модели атома водорода, электрон движется вокруг ядра по круговой орбите радиуса 0,53·10 -10 м. Чему равна напряженность электрического поля и электрический потенциал в точке нахождения электрона? |
5.На больничном оборудовании в условиях, благоприятных для образования статического электричества, разность потенциалов редко превышает 10 -15кВ. Сможет ли произойти искровой разряд между стойкой металлической тележки и водопроводной трубой, если расстояние между ними окажется равным 0,8см? Eразр=30кВ/см. | 6.Определить разность потенциалов между двумя точками, расположенными на расстоянии 10см в однородном электрическом поле с напряженностью 50кВ/м в случаях когда точки расположены: а) вдоль одной силовой линии, б) на разных силовых линиях. |
7.Как показывают измерения, для большинства клеток ёмкость 1см 2 их мембраны равна 1 мкФ. Определить заряд 1см 2 , обеспечивающий при такой ёмкости разность потенциалов на мембране 1мв. Сколько молей однозарядных ионов должно пройти при этом через 1см 2 мембраны? | 8.(4.19) Вычислите электроемкость тела человека, считая ее равной емкости электропроводящего шара того же объема. Среднюю плотность тела принять равной 1 г/см 3 ; масса человека m=60кг. |
9.(4.9) Найдите потенциал поля, созданного диполем в точке A, удаленной на расстояние r = 0,5м в направлении под углом относительно электрического момента диполя. Среда-вода. Диполь образован зарядами расположенными на расстоянии | 10.(4.10) Используя условие задачи 4.9, найдите разность потенциалов двух точек поля, созданного диполем. Точки находятся на расстоянии r = 0,5м под углами соответственного и |
11.(4.5) Какой максимальный момент силы действует в электрическом поле с напряженностью на молекулу воды ? В чем различие действия на молекулу однородного и неоднородного полей? | 12.(4.7) В электрическом поле точечного заряда 0,3нКл на расстоянии 1м от него находится диполь с дипольным моментом 2·10 -28 (Кл·м). Найдите максимальный момент силы, действующий на диполь в вакууме. |
13.(4.3) Найдите электрический момент системы электрон – ядро атома водорода, рассматривая эту систему как диполь. Выразите электрический момент в единицах СИ и в Дебаях. Расстояние между ядром и электроном принять равным 10 -8 см. | 14.(4.4) В результате поляризации на концах диэлектрика возникли связанные заряды с поверхностной плотностью Образец диэлектрика имеет форму цилиндра длиной и площадью поперечного сечения Считая поляризованный диэлектрик диполем, найдите его электрический момент. |
15.(4.16) В воде 3% молекул ориентированы упорядоченно вдоль линий напряженности приложенного электрического поля, остальные молекулы ориентированы хаотически. Найдите поляризованность электрического поля диполя молекул воды | 16.(4.17) На пластины плоского конденсатора, расстояние между которыми подано напряжение Пространство между пластинами заполнено кровью. Найдите поверхностную плотность связанных зарядов и поляризованность. |
17.Определить потенциал покоя клетки при температуре 20° С, если отношение концентраций ионов калия в клетке и окружающей среде равно 10:1. 18.Потенциал покоя скелетной мышцы равен 88 мВ. Определить отношение концентраций ионов калия внутри мышечного волокна и во внешней среде. Температуру тела человека считать равной 37 ° С. | 19.(3.70) Среднее значение концентрации ионов К + , Na + , Cl — в аксоплазме гигантского аксона кальмара соответственно равны 410; 49; 40 моль/м 3 , а в морской воде 10; 460; 540 моль/м 3 . Вычислить потенциал Нернста для каждого из этих ионов при температуре 27°С, указывая соответствующий знак. |
Практические занятие «Физические основы ЭКГ»
Цели и задачи занятий | Научиться, используя теоретические положения, анализировать процессы ситуационных задач, составлять физико-математическую модель для их решения. |
Базовые знания | Понятия электрического поля, электрического и токового диполей. Законы сохранения заряда и Кулона. |
Содержание занятий | Электрическое поле и его свойства. Электрический и токовый диполи и их свойства. Биопотенциалы. Задачи исследования электрических полей в организме. |
Литература | 1. Ремизов А. Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996-2002. Глава 14. 2. Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. – М.: Дрофа, 2001-2005. Глава 4. § 4.1. 4.Губанов Н.И. Медицинская биофизика.– М.: Медицина, 1978, гл. 7; 5. Владимиров Ю.А. и др. Биофизика. — М.: Медицина, 1983, гл. 7-9. |
Контрольные вопросы | |
1 Разность потенциалов, возникающих между вершинами равностороннего треугольника, если в его центре расположен диполь. Мультиполи. 2 Токовой диполь, его отличие и сходство с диполем электростатическим. Механизм формирования дипольного момента сердца при его возбуждении. 3 Задача ЭКГ. Основные положения теории Эйнтховена. Связь элементов электрокардиограммы с процессами, происходящими в сердце. | |
Задачи.Номера задач даны по сборнику задач[2], (см. список литературы). | |
Задачи для решения на практическом занятии | Задачи для самостоятельного решения |
1.(4.15) В одном из отведений наибольшая разность биопотенциалов на электрокардиограмме равна Предполагая, что при этом электрический момент сердца параллелен стороне треугольника Эйнтховена, c которой снимается электрокардиограмма, оцените величину электрического момента сердца. Известны: . | |
2.(4.13) Согласно представлениям Эйнтховена сердце подобно электрическому диполю. Электрический момент сердца-диполя периодически изменяется как по модулю, так и по направлению. Биопотенциалы (электрокардиограммы) регистрируются между вершинами условно равностороннего треугольника, который образуется двумя руками и одной ногой. Какой вид имели бы электрокардиограммы, снятые в трех возможных отведениях, если бы электрический момент сердца равномерно вращался во фронтальной плоскости? Укажите общие формулы и постройте три «электрокардиограммы», откладывая по оси абсцисс время, а по оси ординат – разность биопотенциалов. | 3.(4.14) Какой вид имели бы электрокардиограммы, снятые в трех возможных отведениях, если бы электрический момент сердца-диполя изменялся по закону во фронтальной плоскости, сохраняя ориентацию в пространстве параллельно одной из сторон треугольника Эйнтховена. Укажите общие формулы и постройте графики (сравните с задачей 4.13). |
Задачи к лабораторной работе № 12
«Физические основы электропроводности биологических тканей при постоянном токе. Лечебный электрофорез и гальванизация»
Номера задач даны по учебному пособию: Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. – М.: Дрофа, 2001-2005. | |
Задачи для решения на практическом занятии | Задачи для самостоятельного решения |
1.Постоянный ток 0,05А представляет опасность для жизни человека. Определить минимальную величину напряжения, при котором ток может достигнуть этого значения, если сопротивление тела человека в зависимости от условий изменяется от 1000 до 100000 Ом. | 2.Омическое сопротивление нервного волокна в состоянии покоя равно 1000Ом/см 2 , а при возбуждении снижается до 25Ом/см 2 . Во сколько раз при этом увеличивается проводимость мембраны? |
3.(4.37) При сухой коже сопротивление между ладонями рук может достигать значения R=10 5 Ом, а при влажных ладонях это сопротивление существенно меньше (R=1000Ом). Оцените ток, который пройдёт через тело человека при контакте с электросетью напряжением U=220В. Сравните этот ток со значениями порогов ощутимого и неотпускающего токов, если частота тока равна ν=50 Гц. | 4.(4.39) Напряжение сети, питающей медицинский аппарат, равно U= 220В. Человек находится на земле (на полу) и касается корпуса аппарата. Сопротивление тела человека равно Rтч = 1000Ом. Сопротивление между проводником и человеком (через землю) равно Rпр = 5кОм. В результате повреждения изоляции проводник соединился на корпус аппарата (произошёл «пробой на корпус »). Найдите напряжение, которое будет на теле человека, и протекающий через него ток, если: а), аппарат не заземлён; б) аппарат заземлён и сопротивление заземления равно Rз = 4Ом. Сопоставьте полученные данные со значениями порога ощутимого тока и порога неотпускающего тока. |
5.Сопротивление ткани постоянному току в цепи между электродами при гальванизации 2000Ом при площади 100см 2 плотности тока 0,1мА/см 2 Определить напряжение, которое обеспечивать аппарат гальванизации. 6.(4.27) Между двумя электродами, к которым приложено постоянное напряжение U= 36В, находится часть живой ткани. Условно можно считать, что ткань состоит из двух слоев живой кожи и мышц с кровеносными сосудами, толщина каждого слоя кожи l1=0,3мм, толщина внутренней ткани l2=9,4мм. Найдите плотность тока и падение напряжения в коже и в мышечной (сосудистой) ткани, рассматривая их как проводники. Как изменяется потенциал в направлении, перпендикулярном этим слоям? | 7.(4.38) Фибрилляция желудочков сердца заключается в их хаотическом сокращении. Если при этом пропустить через область большой ток, то это приведёт к возбуждению большинства клеток тканей миокарда и в результате может восстановиться нормальный ритм сокращения желудочков. Соответствующий аппарат называется дефибриллятором. Технически он выполнен в виде конденсатора, который заряжается до значительного напряжения и затем разряжается через электроды, наложенные на тело больного в области сердца. Найдите значение максимального тока при действии дефибриллятора, если он был заряжен до напряжения U=5 кВ, а сопротивление участка тела равно R=500Ом. |
8.Ионофорез применяется для введения лекарственных веществ в тело человека. Определить, какое количество ионов йода будет введено больному за 10 мин при плотности тока 0,05мА/см 2 с электрода площадью 5см 2 . | 9.(4.26) Найдите плотность тока в электролите, если концентрация ионов в нем n=10 5 см -3 , их подвижность b+= 4,5×10 -4 см 2 (В×с), b—= 6,5×10 -4 см 2 (В×с) и напряженность электрического поля Е=10В/см. Считая плотность тока всюду одинаковой, найдите силу тока, если площадь каждого электрода S=1 дм 2 . Принять заряд иона равным заряду электрона. |
10.При гальваническом покрытии инструмента серебром ванна находилась под напряжением 8,4В. Определить ЭДС поляризации, если за 1,5 ч выделилось 24,6г серебра. Сопротивление ванны без учета поляризации 1,89 Ом. | 11.Хирургические инструменты из углеродной стали покрывают гальваническим путем слоями никеля и хрома. Определить толщину двухслойного покрытия, если никелирование производилось при плотности тока 2 А/дм 2 , а хромирование 10 А/дм 2 при длительности нахождения инструмента в каждой ванне по 1 ч. |
12.Два параллельно соединенных стерилизатора мощностью по 1кВт подключили к электролинии напряжением 220В. Определить показание вольтметра, подключенного к стерилизаторам, если сопротивление линии 0,22Ом. | 13.Определить выходную мощность усилителя электроимпульсатора, если величина постоянного тока 45мА, а сопротивление нагрузки 4кОм. 14.Ламповый вольтметр подключен к сопротивлению нагрузки 4 Ом. Определить показание вольтметра, если выходная мощность усилителя 1Вт. |
15.Мощность, потребляемая аппаратом гальванизации АГН-1, равна 35Вт. Определить КПД аппарата, если максимальное напряжение в терапевтической цепи при сопротивлении 500Ом составляет 50В. | 16.Электрический аппарат для перегонки воды потребляет от сети мощность 2,5кВт. Сколько дистиллированной воды получают при помощи этого аппарата в течение часа, если КПД его 80 %, а температура воды, поступающей из водопровода 10°С? |
Задачи к лабораторной работе № 13
«Изучение импеданса живой биологической ткани»
Номера задач даны по учебному пособию: Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. – М.: Дрофа, 2001-2005. | |
Задачи для решения на практическом занятии | Задачи для решения на практическом занятии |
1.Мгновенное значение напряжения синусоидального тока для фазы p/6 равно 150В. Каковы амплитудное и эффективное значения напряжения? | 2.(4.51) Конденсатор ёмкостью 25пФ, заряжённый до разности потенциалов 20В, разряжается через проводник сопротивлением 1Ом и индуктивностью 4мкГн. Найдите коэффициент затухания и амплитуду тока в цепи. |
3.(4.54) Найдите амплитудное значение тока в цепи, содержащей конденсатор ёмкостью 1мкФ. Напряжение в электрической цепи равно 250В, а активное сопротивление 2,5кОм. Конденсатор и резистор соединены последовательно. Частота равна 50Гц. | 4.(4.60) Активное сопротивление терапевтического контура аппарата УВЧ-терапии равно 5·10 3 ОМ, индуктивность составляет 27мкГн, а частота 40МГц. Определите емкость конденсатора, коэффициент затухания и период колебаний в контуре. |
5.(4.55)* Конечность, на которую наложены электроды, имеет омическое сопротивление порядка 1кОм и емкость 0,02мкф. Определить проводимость такого участка, угол сдвига фаз между током и напряжением для частоты 50 Гц, считая, что омическое и емкостное сопротивления соединены последовательно. | 6.(4.57) Колебательный контур аппарата для терапевтической диатермии состоит из катушки индуктивности и конденсатора ёмкостью 30пФ. Определите индуктивность катушки, если частота генератора равна 1 МГц. |
7.(4.50) Сдвиг фаз между током и напряжением при прохождении переменного тока частотой 25Гц через мышцу лягушки составил -35 °. Чему равна ёмкость конденсатора в эквивалентной схеме последовательно соединённых резистора и конденсатора, если активное сопротивление равно 0,5кОм? | 8.(4.53) Сдвиг фаз между током и напряжением при прохождении переменного тока частотой 30Гц через мышцу кролика составляет -65°.Чему равно сопротивление резистора в эквивалентной схеме последовательно соединённых конденсатора и резистора, если ёмкость конденсатора 3,6мкФ? |
9.*Используя векторную диаграмму, определить угол сдвига фаз, омическое и индуктивное сопротивление в последовательной цепи переменного тока, если результирующий вектор импеданса равен 6Ом, вектор ёмкостного сопротивления 4Ом, а угол между ними 60 о . | 10.(4.58) Найдите индуктивное сопротивление и угол сдвига фаз между током и напряжением в схеме, содержащей последовательно соединенные резистор и катушку индуктивности, если амплитудное значение тока равно 30мА, напряжение 300В, а активное сопротивление 1кОм. Нарисуйте векторную диаграмму. |
Вопросы и задачи к семинару по теме
- Тело было подвешено к цилиндрической пружине и растянуло её на 5 см?
- Пружина, к которой подвешено тело, растянулась на 4см?
- 3, 5 Тело массою m, подвешено к цилиндрической пружине, растянуло её длину на х0?
- После отклонения от положения равновесия на 1 см математический маятник совершает свободные колебания с периодом 1с?
- Ло массой 200 г подвешено на пружине и совершает гармонические колебания?
- Тело массой 2 кг?
- К пружине жесткостью подвесили груз массой ?
- Тело, имеющее массу m = 0?
- В каком агрегатном состоянии тела молекулы совершают колебания около положения равновесия?
- Тело массой 200 г подвешено на пружине , жёсткость которой 2кН / м?
- Урок физики по теме «Закон Гука – решение задач»
- 💥 Видео
Видео:Дифференциальные уравнения. 11 класс.Скачать
Тело было подвешено к цилиндрической пружине и растянуло её на 5 см?
Физика | 10 — 11 классы
Тело было подвешено к цилиндрической пружине и растянуло её на 5 см.
Затем тело было смещено из положения равновесия по вертикали и отпущено, в результате чего оно стало совершать колебания.
Найти период этих колебаний.
Сначала тело растягивало пружину на h = mg / k.
Стороны, T = 2π√(m / k)
Но, из первого равенства, m / k = h / g
Отсюда T = 2π√(h / g)
Вычисления выполняйте в системе СИ.
Видео:5. Однородные дифференциальные уравнения. Часть 2.Скачать
Пружина, к которой подвешено тело, растянулась на 4см?
Пружина, к которой подвешено тело, растянулась на 4см.
Определить частоту колебаний пружинного маятника.
Видео:Линейное неоднородное дифференциальное уравнение второго порядка с постоянными коэффициентамиСкачать
3, 5 Тело массою m, подвешено к цилиндрической пружине, растянуло её длину на х0?
3, 5 Тело массою m, подвешено к цилиндрической пружине, растянуло её длину на х0.
Потом тело сместили по вертикали от положения равновесия на длину х и отпустили, в результате чего оно стало осуществлять колебания с периодом T и полной энергией E.
Найти неизвестные величины m = 200г x0 = 5см x — ?
Видео:Составить дифференциальное уравнение семейства кривыхСкачать
После отклонения от положения равновесия на 1 см математический маятник совершает свободные колебания с периодом 1с?
После отклонения от положения равновесия на 1 см математический маятник совершает свободные колебания с периодом 1с.
При отклонении от положения равновесия на 2 см тот же маятник будет совершать колебания с периодом.
Видео:Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.Скачать
Ло массой 200 г подвешено на пружине и совершает гармонические колебания?
Ло массой 200 г подвешено на пружине и совершает гармонические колебания.
Наибольшая скорость тела 0, 2 м / с, наибольшее отклонение от положения равновесия 3 см .
Видео:Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.Скачать
Тело массой 2 кг?
Тело массой 2 кг.
Подвешенное на пружине совершает колебания.
Наибольшее значение скорости тела 6м / с , а наибольшее отклонение его от положения равновесия 12 см.
Определить жесткость пружины.
Видео:Линейное неоднородное дифференциальное уравнение 2 способаСкачать
К пружине жесткостью подвесили груз массой ?
К пружине жесткостью подвесили груз массой .
В результате пружина растянулась на = 10 см.
Найти период колебаний этого груза.
Гармонические колебания Тело совершает гармонические колебания.
Отношение скоростей тела в точка, удаленных от положения равновесия на половину и на одну треть амплитуды колебаний равно?
Видео:Операционное исчисление. Решить неоднородное дифференциальное уравнение 2 порядкаСкачать
Тело, имеющее массу m = 0?
Тело, имеющее массу m = 0.
8 кг, подвешено на пружине и совершает свободные вертикальные колебания с амплитудой 0.
3 м. Определите коэффициент упругости пружины, если колебания начались из положения статического равновесия с начальной скоростью 8 м / c.
Видео:Решение однородного дифференциального уравнения. Практическая часть. 11 класс.Скачать
В каком агрегатном состоянии тела молекулы совершают колебания около положения равновесия?
В каком агрегатном состоянии тела молекулы совершают колебания около положения равновесия.
Видео:Задача Коши ➜ Частное решение линейного однородного дифференциального уравненияСкачать
Тело массой 200 г подвешено на пружине , жёсткость которой 2кН / м?
Тело массой 200 г подвешено на пружине , жёсткость которой 2кН / м.
Определите период колебаний тела.
Если вам необходимо получить ответ на вопрос Тело было подвешено к цилиндрической пружине и растянуло её на 5 см?, относящийся к уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Физика вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.
Видео:18+ Математика без Ху!ни. Дифференциальные уравнения.Скачать
Урок физики по теме «Закон Гука – решение задач»
В 1635 году родился Роберт Гук, английский физик, член Лондонского королевского общества, его секретарь. В 1660 году открыл закон упругости для твердых тел (закон Гука).
В курсе 7 класса одной из сложных тем является условие равновесия груза на пружине: kx=mg, но предварительно для более эффективного понимания этой темы проводится эксперимент по закону Гука, а затем комментируются формулы: Fу=kx и Fт=mg .
Задачи на данную тему
1) Какова жесткость пружины , если груз массой 10 кг растягивает пружину на 10 см.
2) Используя полученный Ответет из предыдущей задачи определите какой груз нужно подвесить к пружине , чтобы растянуть ее на 20 см.
3) Груз массой 3 кг растягивает пружину на 5 см . Каким должен быть груз , который растянет пружину на 8см.
III. Изучение нового материала:
Вам уже известно, что на все тела, находящиеся на Земле, действует сила тяжести. В результате действия силы тяжести на Землю падает подброшенный камень, выпущенная из лука стрела, снежинки.
Почему же покоятся тела, подвешенные на нити или лежащие на опоре? По-видимому, сила тяжести уравновешивается какой-то другой силой. Что это за сила и как она возникает.
Проведем опыт: на упругий подвес поместим гирю. Под действием силы тяжести гиря начнет двигаться вниз, и подвес деформируется – его длина увеличится. При этом возникнет сила, с которой подвес действует на тело. Когда эта сила уравновесит силу тяжести, тело остановится. Из этого опыта можно сделать вывод, что на гирю, кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила. Эта сила направлена вертикально вверх. Она и уравновешивает силу тяжести. Эту силу называют силой упругости. Аналогичные явления происходят с любым телом которое мы положили на опору.
Ребята, запишите, пожалуйста, в тетрадях определение силы упругости: Сила, возникающая в теле в результате его деформации, и стремящаяся вернуть тело в исходное положение называется силой упругости.
– Проведем эксперимент: линейка и пружина с указателем закреплены на штативе. Будем поочередно подвешивать грузы на пружину и фиксировать ее удлинение. Заносим данные в таблицу . Для расчета силы упругости используем равенство сил, действующих на груз: Fупр = Fтяж = mg. По данным таблицы строим график зависимости Fупр(∆l).
– Какую линию получили на графике?
– Как называется такая зависимость в математике?
– Что происходит с силой упругости, если длина пружины увеличивается? Уменьшается?
– Как изменится сила упругости, если длина пружины увеличится в 2 раза? Посмотрим на график.
– Найдем отношение силы упругости к удлинению пружины (первый результат считаю я, остальные вы – по вариантам):
– Какой вывод можно сделать об отношении силы упругости к удлинению пружины?
– Мы с вами получили закон, открытый английским физиком Робертом Гуком в 1660г.
– Закон Гука: Fупр = k∆l – сила упругости прямо пропорциональна величине деформации. Обсудим формулу закона и попытаемся определить, какие величины в нее входят (обсуждение формулы, записи величин и единиц их измерения).
Теперь мы можем написать условие равновесия груза на пружине : mg = k∆l , используем это условие при решении задачи №1:
1) Какова жесткость пружины , если груз массой 10 кг растягивает пружину на 0,1 м.
М=10кг
L=0,1м
k-?
mg = k∆l
mg : ∆l = k
После подстановки получаем ответ: 1000Н/м
Теперь зная жесткость пружины, разберем ситуацию каким образом мы можем узнать массу тела, рассмотрим задачу №2:
2) Используя полученный ответ из предыдущей задачи определите какой груз нужно подвесить к пружине, чтобы растянуть ее на 20 см.
k =1000Н/м
L=0,2м
М – ?
mg = k ∆l
m = k ∆l:g
После подстановки получаем ответ: 20 кг
А теперь используем наши умения и навыки для решения более сложной задачи:
3) Груз массой 3 кг растягивает пружину на 5 см. Каким должен быть груз, который растянет пружину на 8см.
М1=3кг
L1=0,05м
L2=0,08м
М2=?
М1 g = k L1
М1 g : L1 = k =600 Н/м
Нашли жесткость, теперь можем написать условие равновесия груза на пружине и найти массу груза:
💥 Видео
Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.Скачать
Решение дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.Скачать
Решение линейного однородного дифференциального уравнения. Практическая часть. 11 класс.Скачать
Решение простейших дифференциальных уравнений. Практическая часть. 11 класс.Скачать
Дифференциальные уравнения, 5 урок, Уравнение БернуллиСкачать
Решить дифференциальное уравнение #laplacetransform #differentialequation #equation #derivativesСкачать
Как решать диффуры?(Дифференциальные уравнения)Скачать