ЕГЭ. Русский язык. Тест №33.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №33»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) Генератор — в переводе с латинского «производитель» — это устройство, вырабатывающее электрическую энергию _______ создающее электрические, электромагнитные, световые или звуковые сигналы — колебания, импульсы. (2) Маленькая динамо-машина, которая вырабатывает свет для фары вашего велосипеда, — тоже генератор, превращающий в электричество энергию крутящихся колёс. (3) Большие генераторы, приводимые в движение мощными турбинами, вырабатывают на электростанциях электричество, которое поступает в наши дома.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В наши дома поступает электрический ток, который вырабатывают на электростанциях генераторы, приводимые в движение мощными турбинами.
2) Устройство, которое вырабатывает электрический ток или создаёт электрические, электромагнитные, световые или звуковые сигналы, называется генератором.
3) И большие устройства, дающие свет в наши дома, и маленькая динамо-машина велосипеда являются генераторами, производящими электрическую энергию.
4) Генераторы, будь то маленькая динамо-машина велосипеда или огромное устройство, приводимое в движение мощной турбиной, производят электрическую энергию.
5) Свет для фары велосипеда вырабатывает маленькая динамо-машина, превращая энергию крутящихся колёс в электричество.
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДВИЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Переход из одного состояния, стадии в другое состояние, стадию развития. Движение событий.
2) перен. Общественная деятельность, преследующая определённые цели. Движение новаторов производства.
3) перен. Оживлённость, напряжённость действия. В пьесе мало движения.
4) Перемещение кого-чего-н. (предмета или его частей) в определённом направлении. Вращательное движение.
5) перен. Внутреннее побуждение, вызванное каким-н. чувством, переживанием. Движение сердца.
6) В философии: форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира. Нет материи без движения и движения без материи.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сОгнутый придАное лгалА черпАть закУпорив
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Необходимо было пополнить запасы продовольствия, воды и отдохнуть после ЖЕСТОКОГО шторма.
Когда клей высохнет, мастер покроет поверхность стола ЛАКОВОЙ краской.
Иван внимательно заслушал ОБВИНИТЕЛЬНУЮ речь прокурора.
В образе этого героя воплощены ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ идеалы самого Булгакова.
Из зала вышла ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ женщина, и к ней устремились корреспонденты.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Хотя разговор и слова, безусловно, нужны, но они только начало, а вся главная суть жизни заключается в делах и в умении переходить от слова к делу, в согласованности слова и дела.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1) В Риме Микеланджело много работал, совершенствуя своё мастерство.
2) Богата и разнообразна Испанская кухня, сочетающая в себе западные и восточные черты, привнесённые арабами.
3) Животный мир тайги богат и разнообразный.
4) Изучив свойства сильно сжатых газов, Менделеевым было выведено уравнение.
5) К.А. Тимирязев в книге «Чарлз Дарвин и его учение» пишет о науке просто и увлекательно.
6) На звероводческих фермах разводят и серебристо-чёрных лисиц, искусственно выведенные человеком.
7) Благодаря самоотверженного труда реставраторов удалось воспроизвести убранство залов музея.
8) Л.Н. Толстой своим романом «Войной и миром» показал, что народ является силой, способной решать судьбу родной земли.
9) Ночная птица, низко мчащаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) отг..реть, дог..реть, пол..жить
2) уст..лать, скл..няемый, д..ревья
3) раств..римый, накл..нение, см..чить
4) прик..снуться, б..ртовой, зав..дской
5) см..яться, ф..нтан, прив..легия
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..топить, обе..ценить, ра..творить
2) пр..данный, пр..имущество, пр..чудливый
3) на..кушенный, о..бросить, по..смотреть
4) об..сканный, пред..стория, под..тожить
5) п..едестал, взов..ются, сен..ора
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) крюч..к, расход..вать
2) горош..к, врач..вать
3) расспраш..вать, рул..вой
4) плюш..вый, заво..вать
5) астрахан..кая, ве..кие (доводы)
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) танцу..шь, подмет..вший
2) приглаша..шь, приемл..мый
3) остолбене..шь, брос..вший
4) навод..шь, закле..вший
5) жал..щие (пчёлы), стро..тся (дома)
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Первое десятилетие правления Ивана IV Грозного, поначалу (НЕ)СУЛИВШЕЕ ничего губительного, внезапно сменилось годами террора, крайней жестокости и мракобесия.
Предание гласит, что царь, восхищённый красотой храма, приказал выколоть глаза зодчим Барме и Постнику, чтобы те нигде более (НЕ)ПОВТОРИЛИ подобное чудо.
Иван IV пообещал вернуться на престол, если ему (НЕ)БУДУТ препятствовать казнить всех злодеев.
Конечно, внешние враги Русской земли с радостью наблюдали, как (НЕ)КОГДА сильное государство приходит в упадок и разорение.
В это время шведы, (НЕ)ВСТРЕТИВ достойного сопротивления, отвоевали Нарву и Ям.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)НАЧАЛЕ ХХ столетия железнодорожный транспорт в России ТО(ЖЕ) пришёл в упадок.
Львы уничтожали (В)ПЕРВУЮ очередь слабых особей, и (ПО)ЭТОМУ заразные болезни не распространялись широко.
(В)ТИШИ домашней библиотеки они могли сидеть часами и (БЕЗ)УМОЛКУ обсуждать прочитанные книги.
Ног у змей нет, (ЗА)ТО есть гибкий позвоночник, а ТАК(ЖЕ) сильная мускулатура.
Толпа пингвинов постоянно КАК(БЫ) движется: замёрзшие птицы (С)НАРУЖИ пробираются внутрь и там отогреваются.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Михаил Васильевич Ломоносов утверждал, что Вселе(1)ая бесконеч(2)а, а обитаемых в ней миров бесчисле(3)ое множество, что как наша Земля, так и всё существующее в природе не неизме(4)о, а непрерыв(5)о изменяется и развивается.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В поисках работы Гоголь обошёл весь Петербург и лишь через год после приезда смог найти скромное место в департаменте.
2) А до этого Гоголь жил на скудные домашние запасы и ходил в лёгкой одежонке в петербургскую стужу и слякоть.
3) Гоголь увидел в столице ту же мелочность и своекорыстие всеобщую обезличенность и лицемерие.
4) Гоголь упорно продолжал оттачивать своё перо и вынашивал новые литературные замыслы.
5) Новые публикации заметили критики и читатели приняли их благодушно.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Этой стране принадлежат Балеарские острова(1) находящиеся(2) в Средиземном море(3) и Канарские острова(4) лежащие недалеко от Африки в Атлантическом океане.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прости(1) Макаров(2) Фебом чтимый,
И ты(3) о Бланк(4) неистощимый(5)
Единственный читатель мой!
Вот вам моё благословенье;
Кроплю вас тихою слезой.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Исследование органов(1) с помощью(2) которых дельфин посылает сигналы(3) в окружающую среду и воспринимает их(4) дало толчок для совершенствования эхолокационных приборов.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Древние философы считали(1) что мир неизменен(2) и(3) чтобы быть счастливым(4) человек должен сам приспособиться к нему(5) а для этого нужно познавать мировые законы.
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. (2) Всегда ли именно тут по хребту проходила граница между Европой и Азией? (3) Покопавшись в книгах, узнаёшь: в V веке до нашей эры историк Геродот проводил границу по Константинопольскому проливу (Босфору), по Чёрному и Азовским морям, по реке Дон. (4) Немецкий природовед Гумбольд предложил считать Европу и Азию единым материком: Евразией. (5) Первым границу по Уральским горам провёл русский географ петровских времён Василий Татищев. (6) Этот замечательный человек хорошо знал свою землю. (7) Он заметил: реки с Урала текут в двух направлениях, одни — в Печору и Каму, другие — в Обь. (8) «На западной стороне рыба в реках красного тела. (9) В восточных реках, хотя наружным телом подобны западным, — таймени, нельмы и миксуны —но как телом белы, так и вкусом различны». (10) Замечено было: растительность за горами тоже меняется. (11) «Сие и сему подобные обстоятельства подают причину утверждать сие горы за границу между Азией и Европою».
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1) Базисом человека и человеческого общества является совесть, а экономика — одна из важнейших надстроек. (2) При этом экономика может хорошо работать при более или менее здоровом состоянии базиса — совести человека. (3) Экономика без базиса — совести —это зверинец с открытыми клетками, что мы видим сегодня у нас.
(4) Нам много говорят об экономическом чуде возрождения послевоенной Германии. (5) Действительно чудо! (6) Тысячи городов лежали в руинах, миллионы убитых, миллионы раненых, миллионы голодных и беспризорных детей! (7) Но экономическое чудо расцвета Германии вторично. (8) Главное, разбуженная совесть нации стала могучим фундаментом экономического и духовного возрождения. (9) При виде чудовищного краха нацистских идей, при наглядности всеобщей разрухи у немца очистилась душа от злобной пропаганды, которой он раньше верил. (10) И он сказал себе: «Так это мы собирались создать в Европе и во всём мире новый порядок? (11) Безумцы! (12) Нам надо восстановить страну и мирно жить в семье народов». (13) И Германия расцвела, но порыв совести был первичным.
(14) Наша катастрофа имела гораздо менее наглядный, гораздо более размазанный характер. (15) Верить в коммунизм те, кто верил, перестали задолго до его падения. (16) Однако все, хотя и вяло, делали вид, что верят. (17) В этих условиях после падения коммунизма всенародного искания не было и не могло быть.
(18) Совесть за семьдесят лет советской власти не только планомерно истреблялась сверху, но и сам наш человек, чтобы выжить, истреблял её в себе. (19) Чаще всего это делалось неосознанно. (20) Под страшным давлением диктатуры молекулы страха в человеческой душе преображались в формулу любви, когда человек, просыпаясь утром, говорил самому себе: «Я ещё жив! (21) Спасибо, великому Сталину!»
(22) Сейчас мы ждём великого экономиста, как в своё время народ ждал доброго царя. (23) Экономическая наука на наших глазах превращается в некую мистику, которая якобы спасёт страну. (24) Всё спасает и всё никак не может спасти.
(25) Разумеется, нам нужны культурные, талантливые экономисты. (26) Но такие люди нужны и в любых областях нашей жизни.
(27) Однако нас ждут трагические неудачи, пока мы не осознаем, что базисом, фундаментом человеческой жизни и целого государства является совесть. (28) Разбуженная совесть — самый грандиозный источник человеческой энергии. (29) Но как её разбудить?
(30) Как говорил знаменитый физик, надо поставить перед собой достаточно безумную задачу, чтобы она оказалась достаточно реалистической. (31) На вопрос, что мы строим, мы должны иметь мужество ответить: мы строим совестливое государство, мы строим государство совести. (32) А демократия и рыночная экономика только рычаги этого неслыханного в мире государства.(33) Совестливое государство сегодня звучит несколько смешно, как слон плачущий при звуках музыки Моцарта. (34) Но завтра это может стать естественным и радостным началом новой жизни, и слон заплачет.
(35) Самые людоедские государства, душившие совесть, никогда её теоретически не отрицали, а просто искажали в свою пользу. (36) Даже они боялись прямо и громко её отрицать.
(37) Интересный диалог в этом отношении был у нашего знаменитого священника-хирурга Войно-Ясеневского со Сталиным. (38) Передаю суть.
(39) — Что это вы говорите — душа, душа. (40) Её нет. (41) Её никто не видел, — сказал ему Сталин.
(42) — Совесть тоже никто не видел, — отпарировал знаменитый священник-хирург,
— но ведь вы не станете отрицать, что она есть.
(43) И Сталин промолчал. (44) Не осмелился сказать, что и совести нет. (45) В этом великая, непобедимая тайна совести.
(46) Как это, воскликнут скептики, строить государство совести в стране, где одних трясёт золотая лихорадка, других трясёт лихорадка недоедания, где каждый второй — вор?! (47) Утопия!
(48) Но именно потому, что мы дошли до самого дна и окончательно убедились, что нет и не может быть другой опоры, чтобы подняться, совесть нас подымет.
(49) Сегодня Россия оказалась в центре кризиса мировой совести. (50) Весь наш век — это кризис мировой совести, вызванный утопией прогресса. (51) Мы первые начнём, и за нами последуют так называемые благополучные государства, благополучие которых достаточно относительно. (52) Чтобы выжить в двадцать первом веке, человечество должно сменить классическую политику хитрости на политику совестливости.
Искандер Фазиль Абдулович (1929—2016) — абхазский советский писатель и поэт.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Совесть — это одна из важнейших надстроек экономики.
2) В мире достаточно много государств, фундаментом которых является совесть.
3) В советский период в душах людей планомерно уничтожалась совесть.
4) Только рыночная экономика является рычагом, который может обеспечить расцвет государства.
5) Человечество сможет выжить, если основой его жизни станет совесть.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1—2 представлено рассуждение.
2) В предложениях 7—8 представлено повествование.
3) Предложение 15 указывает причину того, о чём говорится в предложении 14.
4) Предложение 28 поясняет то, о чём говорится в предложении 27.
5) В предложении 30 представлено описание.
24. Из предложений 37—43 выпишите книжное слово, употреблённое в значении «представлять возражение против чего-нибудь».
25. Среди предложений 9—17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с
предыдущим с помощью союза и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Ф.А. Искандер рассматривает в тексте важные нравственно-философские проблемы. Для выражения собственной позиции автор использует разнообразные средства художественной выразительности, например, тропы: (А) ______(«зверинец с открытыми клетками» в предложении 3), (Б) _______ («злобной пропаганды» в предложении 9, «безумную задачу», в предложении 30) и фигуру речи (В)______(в предложении 31). Ф.А. Искандер так же обращается к средству выразительности синтаксиса (Г)______ (в предложениях 5,11,47), что придаёт его рассуждению напряжённый тон».
2) риторический вопрос
5) лексический повтор
8) восклицательные предложения
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Видео:Урок 156. Уравнение состояния идеального газа. Квазистатические процессыСкачать
Привет! Это онлайн школа «Умскул»
Легендарный курс — Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!
Задание № 27247
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 1) В Риме Микеланджело много работал, совершенствуя своё мастерство. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами | 2) Богата и разнообразна Испанская кухня, сочетающая в себе западные и восточные черты, привнесённые арабами. |
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 3) Животный мир тайги богат и разнообразный. |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 4) Изучив свойства сильно сжатых газов, Менделеевым было выведено уравнение. |
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 5) К.А. Тимирязев в книге «Чарлз Дарвин и его учение» пишет о науке просто и увлекательно. |
6) На звероводческих фермах разводят и серебристо-чёрных лисиц, искусственно выведенные человеком. | |
7) Благодаря самоотверженного труда реставраторов удалось воспроизвести убранство залов музея. | |
8) Л.Н. Толстой своим романом «Войной и миром» показал, что народ является силой, способной решать судьбу родной земли. | |
9) Ночная птица, низко мчащаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
3) Животный мир тайги богат и разнообразный. — как однородные соединены краткое и полное прилагательные. Верно: мир тайги богат и разнообразен. Ошибка в построении предложения с однородными членами, Б.
4) Изучив свойства сильно сжатых газов, Менделеевым было выведено уравнение. — подлежащее (уравнение), выполняет действие, выраженное глаголом-сказуемым (было выведено), но не выполняет действие, выраженное деепричастным оборотом (изучив свойства), неправильное построение предложения с деепричастным оборотом, ошибка Д. Верно: Изучив свойства сильно сжатых газов, Менделеев вывел уравнение.
6) На звероводческих фермах разводят и серебристо-чёрных лисиц, искусственно выведенные человеком. — лисиц (каких?), искусственно выведеннЫХ человеком, нарушение в построении предложения с причастным оборотом, ошибка В.
7) Благодаря самоотверженного труда реставраторов удалось воспроизвести убранство залов музея. — предлог БЛАГОДАРЯ употребляется с существительными в Д.П., благодаря (чему?) труду, неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом, ошибка Г.
8) Л.Н. Толстой своим романом «Войной и миром» показал, что народ является силой, способной решать судьбу родной земли. — название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, картина и др.) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже (романом «Война и мир»). Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением, ошибка А.
Ответ: 83674
2 1 8 9 7 4 3
Видео:Уравнение состояния идеального газа | Физика 10 класс #33 | ИнфоурокСкачать
Презентация к уроку Д.И. Менделеев
презентация урока для интерактивной доски по химии (9 класс) по теме
Презентация с текстом доклада
Видео:Уравнение состояния идеального газа. 10 класс.Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mendeleev.rar | 2.93 МБ |
Видео:Уравнение Менделеева - Клапейрона за 10 минут | Физика с Никитой АрхиповымСкачать
Предварительный просмотр:
Автор более 500 фундаментальных научных работ по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, экономике и народному просвещению. Систематизировал знания о химических элементах и предсказал существование еще не открытых на тот момент элементов.
Внес весомый вклад в развитие и становление отечественной науки и промышленности (нефтегазовая и угледобывающая, производство бездымного пороха).
Итальянский историк науки Микеле Джуа назвал Менделеева одним из самых гениальных химиков XIX в.
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783—1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. Из семнадцати детей восемь умерли ещё в младенчестве.
История сохранила документ о рождении Дмитрия Менделеева — метрическую книгу духовной консистории за 1834 год, где на пожелтевшей странице в графе о родившихся по тобольской Богоявленской церкви записано: «27 января Тобольской гимназии директора — надворного советника Ивана Павловича Менделеева от законной его жены Марии Дмитриевны родился сын Дмитрий».
На данном слайде изображена гимназия г. Тобольска в которой получил свое первое послешкольное образование Дмитрий Иванович. Однако, интерес к науке возник у него еще в раннем детстве.
В связи с тяжелым материальным положением семья Менделеевых переезжает в село Аремзянское, где находится стекольная фабрика унаследованная Марией Дмитриевной от ее брата. Позже Дмитрий Иванович вспоминал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел».
Митя много читал и многое черпал из книг. Увлекся иностранными языками. Отец Дмитрия умер, когда будущему ученому было 13 лет.
Однако, Мария Дмитриевна, заметив особые способности младшего сына, сумела найти в себе силы навсегда покинуть родной край, выехав из Тобольска, чтобы дать Дмитрию возможность получить высшее образование. В год окончания сыном гимназии Мария Дмитриевна ликвидировала все дела в Тобольске и с Дмитрием и младшей дочерью Елизаветой выехала в Москву, чтобы определить юношу в университет. А через год – в Санкт-Петербург.
Вследствие сложившегося из-за болезни Ивана Павловича стеснённого материального положения Менделеевы переехали в село Аремзянское, где находилась небольшая стекольная фабрика брата Марии Дмитриевны Василия Дмитриевича Корнильева, жившего в Москве. М. Д. Менделеева получила право на управление фабрикой и после кончины И. П. Менделеева в 1847 году большая семья жила на средства, получаемые от неё.
В Питере Менделеев стал студентом физико — математического факультета Главного педагогического института. Среди преподавателей были выдающиеся ученые — физики, химики, математики. В возрасте 21 года Менделеев блестяще выдержал выпускные экзамены и окончил курс с золотой медалью. Особо была отмечена его дипломная работа, посвященная изучению некоторых химических соединений.
В 1857 г. (в возрасте 23 лет) Менделеев стал доцентом Петербургского университета. Вскоре его направили в заграничную 2-хгодичную командировку в Германию, где после проведения ряд исследований Дмитрий Иванович сделал важное открытие: он обнаружил так называемую температуру абсолютного кипения жидкостей (теперь она называется абсолютной температурой и определяет самую высокую температуру, при которой вещество может существовать в виде жидкости).
На слайде изображены:
Катетометр и компаратор, сделанные известным французским механиком Саллероном для Д. Менделеева
Вернувшись в 1861 г. в Россию, молодой ученый написал принесший ему известность учебник органической химии, в котором проявился один из талантов Менделеева: предельно четко и ясно излагать сложные научные проблемы. Учебник был так хорош, что Академия наук наградила автора Демидовской премией. В 1864 г. (30 лет) Менделеев стал профессором — сначала в технологическом институте, затем — в Петербургском университете. Заработок позволил ему купить имение, где он с семьей проводил летние месяцы. Однако и там ученый не оставлял работу — изучал плодородие почвы и влияние на них разных удобрений. В те же годы его захватила идея создать новый учебник, который отразил бы современный уровень развития химической науки. Новый учебник «Основы химии» имел огромный успех: он издавался 13 раз, в том числе восемь при жизни автора, был переведен на английский, немецкий, французский и другие языки.
Менделеев глубоко интересовался многими вопросами науки и производства. Изучив свойства сильно сжатых газов, он вывел уравнение, носящее его имя.
Идеальным газом называют газ, молекулы которого пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними и не взаимодействуют друг с другом на расстоянии. Все газы, при нормальных условиях близки по свойствам к идеальному газу. Ближе всех к идеальному газу – водород.
Основатели Русского химического общества (члены химической секции 1-го съезда русских естествоиспытателей и врачей, вынесшие постановление об учреждении — 4 января 1868 года). Стоят слева направо: Ф. Р. Вреден, П. А. Лачинов,Г. А. Шмидт, А. Р. Шуляченко,А. П. Бородин, Н. А. Меншуткин,Н. А. Соковнин, Ф. Ф. Бейльштейн,К. И. Лисенко, Д. И. Менделеев,Ф. Н. Савченков; сидят: В. Ю. Рихтер,С. И. Ковалевский, Н. П. Нечаев,В. В. Марковников, А. А. Воскресенский,П. А. Ильенков, П. П. Алексеев,А. Н. Энгельгардт (подписи сделаны рукой Д. И. Менделеева).
Первого марта 1869 года Д. И. Менделеев обнародовал периодический закон и его следствие — таблицу элементов. В 1870 году он назвал систему «естественной», а спустя год — «периодической». Таблица (далекий прообраз современной), демонстрирующая закон, была представлена Менделеевым под названием «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве». Им же была дана формулировка закона: «Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, находятся в периодической зависимости от их атомного веса». Таблица состояла из шести вертикальных групп, предшественниц будущих периодов. По горизонтали прослеживались еще не полные ряды элементов, прообразов будущих подгрупп (сегодня — групп) элементов. Она содержала 67 элементов (сейчас их около 120), в том числе три предсказанных, впоследствии открытых и названных «укрепителями периодического закона».
Сам ученый впоследствии вспоминал: «Писать начал, когда стал после Воскресенского читать неорганическую химию в университете и когда, перебрав все книги, не нашел, что следует рекомендовать студентам. Тут много самостоятельного в мелочах, а главное периодичность элементов, найденная именно при обработке «Основ химии». Первый вариант периодической таблицы относится к февралю 1869 г. Известны три рукописи с основными вариантами таблицы, датированные 17 февраля 1869 г. В период с 1869 по 1872 г.г. Д. И. Менделеев особенно интенсивно работал над системой, предсказал свойства неизвестных элементов, уточнил атомные веса известных. Три предсказанных Д. И. Менделеевым элемента (экаалюминий, экабор и экасилиций) были открыты еще при жизни ученого и названы соответственно галлием, скандием и германием. Первый из перечисленных элементов был открыт во Франции в 1875 г. П. Э. Лекоком де Буабодраном, второй в Швеции в 1879 г. Л. Ф. Нильсоном, третий в Германии в 1886 г. К. А. Винклером. Свойства открытых элементов совпадали с предсказанными Д. И. Менделеевым. Открытие новых элементов было величайшим триумфом Периодического закона.
Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, Д. И. Менделеев ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе, в частности, опираясь на результаты изучения последовательности изменения стеклообразующих оксидов, исправил значения атомных масс 9 элементов (бериллия, индия, урана и др.). Предсказал в 1870 году существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» (открыт в 1875 году и назван галлием), «экабора» (открыт в 1879 году и назван скандием) и «экасилиция» (открыт в 1885 году и назван германием). Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония (открыт в 1898 году), «экаиода» — астата (открыт в 1942—1943 годах), «экамарганца» — технеция (открыт в 1937 году), «двимарганца» — рения (открыт в 1925 году), «экацезия» — франция (открыт в 1939 году).
Весьма серьезным испытанием Периодического закона было открытие в 90-х годах XIX столетия целой группы инертных газов. Эти элементы обладали специфическими свойствами и не были предсказаны Д. И. Менделеевым. Однако и они нашли свое место в периодической системе, образовав нулевую группу. В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов.
«По-видимости, Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает», говорил Д. И. Менделеев. Эти пророческие слова ученого полностью оправдались. Дальнейшее развитие атомной физики не только не опровергло Периодический закон, но стало его теоретической основой.
Вариант таблицы Менделеева 1905 года.
Мария Дмитриевна приложила много усилий, чтобы Митя после окончания тобольской гимназии мог продолжить образование. Весьма примечателен один из вариантов посвящения матери первого своего крупного труда «Исследования водных растворов по удельному весу», в котором Дмитрий Иванович скажет:
. Вашего последыша семнадцатого из рождённых Вами Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело, Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной. родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами. больше всего труд со всеми его горестями и радостями. Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас. так много, хоть малым, быть может последним, Вашу память почитаю.
Ледокол конструкции Д.И. Менделеева. Модель выполнена по чертежам, сохранившимся в архиве ученого.
В 1892 году Дмитрий Иванович Менделеев занимал должность учёного-хранителя Депо образцовых гирь и весов, которое в 1893 году по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева).
Дмитрий Иванович Менделеев первым заявил о том, что сжигать нефть в топках— преступление, ибо она является ценным сырьем для получения множества химических продуктов. Он с дальнозоркостью подлинного гения предвидел громадную роль нефти и всех ее производных в технике будущего. Ученый совершил поездку в Америку, желая ознакомиться там с нефтяной техникой. Возвратившись оттуда, он писал, что русским учиться у американцев нечему. Первая производственная установка, о которой сохранились документальные сведения, появилась в 1823г. Она была сооружена братьями Дубиниными на Северном Кавказе в городе Моздоке. Для нагревания они использовали котел, вмазанный в печь. Выделяющиеся пары поступали в трубу, которая охлаждалась в бочке с холодной водой, конденсирующийся погон собирался в приемнике. Недостаток такого способа разделения в том, что необходимо периодически заряжать аппараты сырым материалом и выгружать готовые продукты. А для промышленных целей потребовалась установка непрерывного действия. И надо было разделять получающиеся вещества на фракции по разности температур их кипения. Великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев пытался изобрести установку для промышленной перегонки нефти. Этому есть подтверждения: его письма, дневники, научные работы. Он много путешествовал на Кавказ для ознакомления с постановкой там нефтяного дела и переработкой этой черной маслянистой жидкости по поручению правительства. В течение всего 1880 г. Д.И. Менделеев изучал состояние нефтяной промышленности Кавказа. Он побывал в Баку, Грозном, Владикавказе, Тифлисе и др. Итогом этих поездок стала докладная записка министру финансов С.А. Грейгу, в которой Менделеев охарактеризовал современное состояние нефтяной промышленности на Кавказе, и предложил ряд конкретных мер для ее развития. Более сложную установку, отвечающим требованиям, предлагает в 1881 г. Д.И. Менделеев.
Вклад Дмитрия Ивановича Менделеева в развитие российской науки неоценим и подтверждением этого служит перечень наград, открытий, научных званий:
1. Награды, академии и общества: 9 орденов.
2. Научный авторитет Д. И. Менделеева был огромен. Список титулов и званий его включает более ста наименований. Практически всеми российскими и большинством наиболее уважаемых зарубежных академий, университетов и научных обществ он был избран своим почётным членом. Тем не менее, свои труды, частные и официальные обращения он подписывал без указания причастности к ним: «Д. Менделеев» или «профессор Менделеев», крайне редко упоминая какие-либо присвоенные ему почётные звания.
3. Шесть медалей.
4. Доктор Туринской Академии наук (1893) и Кембриджского университета (1894), доктор химии Санкт-Петербургского университета (1865), доктор права Эдинбургского (1884) и Принстонского (1896) университетов, университета Глазго (1904), доктор гражданского права Оксфордского университета (1894), доктор философии и магистр свободных искусств Гёттингенского университета (1887); член Королевских обществ (Royal Society): Лондонского (королевского общества содействия естественным наукам, 1892), Эдинбургского (1888), Дублинского (1886); член Академий наук: Римской (Accademia dei Lincei, 1893), Королевской академии наук Швеции (1905), Американской академии искусств и наук (1889), Национальной академии наук Соединённых Штатов Америки (Бостон, 1903), Датской королевской Академии наук (Копенгаген, 1889), Ирландской королевской академии (1889), Юго-Славянской (Загреб), Чешской академии наук, литературы и искусства (1891), Краковской (1891), Бельгийской академии наук, литературы и изящных искусств (accocié, 1896), Академии художеств (Санкт-Петербург, 1893); почётный член Королевского института (Royal Insnitution of Great Britain, Лондон, 1891); член-корреспондент Санкт-Петербургской (1876), Парижской (1899), Прусской (1900), Венгерской (1900), Болонской (1901), Сербской (1904) академий наук; почётный член Московского (1880), Киевского (1880), Казанского (1880), Харьковского (1880), Новороссийского (1880), Юрьевского (1902), Санкт-Петербургского (1903), Томского (1904) университетов, а также — Института сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии (1895), Санкт-Петербургского технологического (1904) и Санкт-Петербургского политехнического институтов, Санкт-Петербургской медико-хирургической (1869) и Петровской земледельческой и лесной академии (1881), Московского технического училища (1880).
5. Почётное членство: Русское физико-химическое (1880), Русское техническое (1881), Русское астрономическое (1900), Санкт-Петербургское минералогическое (1890) общества, и ещё около 30 сельскохозяйственных, медицинских, фармацевтических и другие российских обществ — самостоятельных и университетских: Общество биологической химии (Международное объединение для содействия исследованиям, 1899), Общество естествоиспытателей в Брауншвейге (1888), Английское (1883), Американское (1889), Немецкое (1894) химические общества, Физическое общество во Франкфурте-на-Майне (1875) и Общество физических наук в Бухаресте (1899), Фармацевтическое общество Великобритании (1888), Филадельфийский фармацевтический колледж (1893), Королевское общество наук и литературы в Гётеборге (1886), Манчестерское литературно-философское (1889) и Кембриджское философское (1897) общества, Королевское философское общество в Глазго (1904), Научное общество Антонио Альцате (Мехико, 1904), Международный комитет мер и весов (1901) и многие другие отечественные и зарубежные научные учреждения.
6. Менделеевские съезды — крупнейшие традиционные общероссийские и международные научные форумы, посвящённые вопросам общей («чистой») и прикладной химии. От других подобных мероприятий отличаются не только масштабами, но и тем, что они посвящены не отдельным направлениям науки, а всем областям химии, химической технологии, промышленности, а также смежным направлениям естествознания и отраслям производства. Съезды проводились в России по инициативе Русского химического общества с 1907 года (I съезд; II съезд — 1911); в РСФСР и СССР — под эгидой РХО и Российской академии наук (с 1925 — АН СССР, а с 1991 — РАН: III съезд — 1922). После VII съезда, состоявшегося в 1934 году, последовал 25-летний перерыв — VIII съезд прошёл только в 1959 году.
Научные интересы и контакты Д. И. Менделеева были настолько широки, а потребности его мировосприятия настолько разнообразны, что многократные командировки, частные поездки и путешествия учёного, наконец, вся его жизнь — в этом ракурсе представляет собой отдельную тему, конечно, пребывающую в неразрывной связи со всем его творчеством и взглядами — это фон и «пространственная обстановка» его многомерного мира.
Удивительно насколько многосторонними могут быть направления жизни и деятельности человека, что безусловно может стать примером для современных подростков и меня.
Научная жизнь Д.И. Менделеева:
1860 — 3—5 сентября принимает участие в первом Международном химическом конгрессе в Карлсруэ.
1865 — 31 января (12 февраля) на заседании Совета физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой», в которой были заложены основы его учения о растворах.
1876 — 29 декабря (10 января) 1877 года избран членом-корреспондентом по разряду «физический» Императорской Академии наук, в 1880 году выдвигался в академики, но 11 (23) ноябрябыл забаллотирован немецким большинством Академии, что вызвало резкий общественный протест.
Принимал участие в разработке технологий запущенного в 1879 году первого в России завода по производству машинных масел в посёлке Константиновский в Ярославской губернии, который ныне носит его имя.
1880-е годы — Дмитрий Иванович снова изучает растворы, публикует работу «Исследование водных растворов по удельному весу».
1880—1888 — принимал деятельное участие в разработке проекта создания и строительства первого в Русской Азии Сибирского университета в Томске, для чего неоднократно консультировал руководителя комитета по строительству ТГУ профессора В. М. Флоринского. Планировался как первый ректор этого университета, но в силу ряда семейных причин в 1888 году в Томск не поехал. Через несколько лет он активно помогал в создании Томского технологического института и становления в нём химической науки.
1890 — покинул Петербургский университет из-за конфликта с министром просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов.
1892 — Дмитрий Иванович Менделеев — учёный-хранитель Депо образцовых гирь и весов, которое в 1893 году по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов(ныне ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева).
1893 год — работал на химическом заводе П. К. Ушкова (впоследствии — имени Л. Я. Карпова; п. Бондюжский, ныне г. Менделеевск) использовав производственную базу завода для получения бездымного пороха (пироколлодия). Впоследствии он отмечал, что посетив «немало западноевропейских химических заводов, с гордостью увидел, что может созданное русским деятелем не только не уступать, но и во многом превосходить иноземное».
1899 — возглавляет Уральскую экспедицию, подразумевающую стимуляцию промышленно-экономического развития края.
1900 — участвует в работе Всемирной выставки в Париже; им написана первая на русском языке — большая статья о синтетических волокнах «Вискоза на Парижской выставке», где отмечена важность для России развития их промышленности.
1903 год — первый председатель Государственной экзаменационной комиссии Киевского политехнического института, в создании которого учёный принимал активное участие. О посещении Д. И. Менделеевым института в дни защиты первых дипломных работ, в числе других воспоминал через 60 лет Иван Фёдорович Пономарёв (1882—1982).
🌟 Видео
Решаем все типы задания №2. Таблица Менделеева и Периодический закон. Первое занятие Основного курсаСкачать
Химия | Решение задач на газыСкачать
СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВСкачать
Основные физические свойства жидкости и газаСкачать
Исследование циклических газовых процессовСкачать
§ 13. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.Скачать
Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. 7 класс.Скачать
ЕГЭ. Физика. Сила Архимеда. Элементы механики жидкостей и газов. ПрактикаСкачать
КАК СОСТАВЛЯТЬ ФОРМУЛЫ? | Химия ЕГЭ УМСКУЛСкачать
Химия | Задача на содержание газа в газовой смесиСкачать
Закон Гесса. 10 класс.Скачать
Уравнение состояния идеального газа. Газовые смеси.Скачать
ЕГЭ. Олимпиады. ВУЗ - Задача 1.5.2. (механика жидкостей и газов)Скачать
Установка для демонстрации адиабатического сжатия представляет собой сосуд с поршнем, сжимающим газСкачать
РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.Скачать
РОЛИК по №9. Корни с чередованием. Теория для ЕГЭ по русскому языку.Скачать