Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Видео:✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive​​ #041 | Борис ТрушинСкачать

✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive​​ #041 | Борис Трушин

Квадратные уравнения с параметром

Уравнение называется квадратным, если имеет вид (ax^2+bx+c=0,) где (a,b,c) — любые числа ((a≠0)). При этом надо быть внимательным, если (a=0), то уравнение будет линейным, а не квадратным. Поэтому, первым делом при решении квадратного уравнения с параметром, рекомендую смотреть на коэффициент при (x^2) и рассматривать 2 случая: (a=0) (линейное уравнение); (a≠0) (квадратное уравнение). Квадратное уравнение часто решается при помощи дискриминанта или теоремы Виета.

Видео:Решаем квадратное уравнение с параметромСкачать

Решаем квадратное уравнение с параметром

Исследование квадратного многочлена

Чтобы решить квадратное уравнение с параметром, нужно понять, при каких значениях параметра существуют корни, и найти их, выразив через параметр. Обычно это делается просто через анализ дискриминанта. (см. пример 1) Но иногда в задачах с параметром просят найти такие значения параметра, при которых корни принадлежат определенному числовому промежутку. Например:

  • Найдите такие значения параметра, чтобы оба корня были меньше некоторого числа (γ): (x_1≤x_2 0)); ветки параболы направлены вниз ((a 0). Значит, между корнями функция принимает отрицательные значения, а вне этого отрезка – положительные. Так как наше число (γ) должно по условию лежать вне отрезка ((x_1,x_2)), то (f(γ)>0).
  • (a 0). Этим условием мы накладываем ограничение, что наши корни должны лежать слева или справа от числа (γ).

В итоге получаем:

если (a*f(γ) 0), то (γ∉(x_1,x_2)).

Нам осталось наложить условие, чтобы наши корни были слева от числа (γ). Здесь нужно просто сравнить положение вершины нашей параболы (x_0) относительно (γ). Заметим, что вершина лежит между точками (x_1) и (x_2). Если (x_0 0, \x_0 Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

При каких значениях параметра a уравнение $$a(a+3) x^2+(2a+6)x-3a-9=0$$ имеет более одного корня?

1 случай: Если (a(a+3)=0), то уравнение будет линейным. При (a=0) исходное уравнение превращается в (6x-9=0), корень которого (x=1,5). Таким образом, при (a=0) уравнение имеет один корень.
При (a=-3) получаем (0*x^2+0*x-0=0), корнями этого уравнения являются любые рациональные числа. Уравнение имеет бесконечное количество корней.

2 случай: Если (a≠0; a≠-3), то получим квадратное уравнение. При положительном дискриминанте уравнение будет иметь более одного корня: $$D>0$$ $$D/4=(a+3)^2+3a(a+3)^2>0$$ $$(a+3)^2 (3a+1)>0$$ $$a>-frac.$$ С учетом (a≠0;) (a≠-3), получим, что уравнение имеет два корня при (a∈(-frac;0)∪(0;+∞)). Объединив оба случая получим (внимательно прочитайте, что от нас требуется):

Найти все значения параметра a, при которых корни уравнения $$(a+1) x^2-(a^2+2a)x-a-1=0$$ принадлежат отрезку ([-2;2]).

1 случай: Если (a=-1), то (0*x^2-x+1-1=0) отсюда (x=0). Это решение принадлежит ([-2;2]).

2 случай: При (a≠-1), получаем квадратное уравнение, с условием, что все корни принадлежат ([-2;2]). Для решения введем функцию (f(x)=(a+1) x^2-(a^2+2a)x-a-1) и запишем систему, которая задает требуемые условия:

Подставляем полученные выражения в систему:

Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | Математика

Квадратные уравнения с параметрами

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Индекс 628681 Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион, /1

Cайт: http//www. megionschool4.ru

Департамент финансов администрации города Мегиона

( МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

р/с в РКЦ г. Нижневартовска,

Квадратные уравнения с параметрами

(Методическая разработка для учащихся 9-11 классов)

учитель математики высшей квалификационной категории,

заместитель директора по УВР

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи1.Теоремы о расположении корней квадратного трехчлена

§Исследование квадратных уравнений с параметром задачи2.Применение теоремы Виета

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи3.Примеры решения задач для подготовки к ГИА и ЕГЭ по математике

Список рекомендованной литературы

В методической разработке систематизированы теоремы о расположении корней квадратного трехчлена (необходимые и достаточные условия расположения корней квадратичной функции относительно заданных точек); особое внимание уделено использованию свойств квадратичной функции; приведено применение теоремы Виета к решению квадратных уравнений с параметрами; все идеи проиллюстрированы примерами, рассмотрены основные методы решения квадратных уравнений с параметрами, подробные методические указания по решению квадратных уравнений с параметрами.

Методическая разработка предназначена для учащихся 9-11 классов, студентов педагогических вузов, а также для учителей. Пособие поможет в подготовке к вступительному экзамену в вуз, сдаче ЕГЭ по математике и к ГИА в новой форме.

Разработка посвящена одному из наиболее трудных разделов элементарной математики: задачам с параметрами. В последние годы в тестах ЕГЭ и ГИА по математике, и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения широкое распространение получили задачи, содержащие параметры. Решение задач с параметрами носит учебно-исследовательский характер, они играют важную роль в формировании логического мышления, развитии творческих способностей учащихся, в формировании научно-исследовательских умений. Задачи с параметрами представляют собой как бы небольшую модель будущей научной работы учащегося. В задачах с параметрами содержится множество приёмов, необходимых не только для математического развития личности, но и и в любом другом научном исследовании. Поэтому решение задач с параметрами и в частности решение квадратных уравнений с параметрами является пропедевтикой научно-исследовательской работы учащихся. На ЕГЭ по математике (часто задания С5), ГИА (задания части 2) и на вступительных экзаменах встречаются, в основном, два типа задач с параметрами. Первый: «Для каждого значения параметра найти все решения некоторого уравнения или неравенства». Второй: «Найти все значения параметра, при каждом из которых для данного уравнения или неравенства выполняются некоторые условия». Соответственно и ответы в задачах этих двух типов различаются по существу. В ответе к задаче первого типа перечисляются все возможные значения параметра и для каждого из этих значений записываются решения уравнения. В ответе к задаче второго типа указываются все значения параметра, при которых выполняются условия, указанные в задаче.

Как известно, решению задач с параметрами в школе уделяется очень мало внимания. Поэтому решение задач с параметрами всегда вызывает большие трудности у учащихся; трудно рассчитывать на то, что учащиеся, подготовка которых не содержала «параметрическую терапию», смогут в жесткой атмосфере конкурсного экзамена успешно справиться с подобными задачами, следовательно, учащиеся должны специально готовиться к «встрече с параметрами». Многие учащиеся воспринимают параметр как «обычное» число. Действительно, в некоторых задачах параметр можно считать постоянной величиной, но это постоянная величина принимает неизвестные значения. Поэтому необходимо рассматривать задачу при всех возможных значениях этой постоянной величины. В других задачах бывает удобно искусственно объявить параметром одну из неизвестных.

Задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью – с помощью задач с параметрами можно проверить знание основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки научно-исследовательской деятельности, а главное, перспективные возможности успешного овладения курсом математики данного вуза.

Анализ вариантов ЕГЭ по математике и вступительных экзаменов в различные вузы показывает, что большинство предлагаемых задач с параметрами связано с расположением корней квадратного трехчлена. Будучи основной в школьном курсе математики, квадратичная функция формирует обширный класс задач с параметрами, разнообразных по форме и содержанию, но объединенных общей идеей – в основе их решения лежат свойства квадратичной функции. При решении таких задач рекомендуется работать с тремя типами моделей:

1. вербальная модель – словесное описание задачи;

2. геометрическая модель – эскиз графика квадратичной функции;

3. аналитическая модель – система неравенств, при помощи которой описывается геометрическая модель.

Методическое пособие содержит теоремы о расположении корней квадратного трехчлена (необходимые и достаточные условия расположения корней квадратичной функции относительно заданных точек), применение теоремы Виета к решению квадратных уравнений с параметрами. Приведены подробные решения 15 задач с методическими рекомендациями. Назначение данного пособия – помочь выпускнику и учителю математики в подготовке к сдаче ЕГЭ и ГИА по математике, и вступительного экзамена в вуз в виде теста или в традиционной форме.

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи1. Теоремы о расположении корней квадратного трехчлена

Теоремы о расположении корней квадратного трехчлена не входят непосредственно ни в школьную программу по математике, ни в программу для поступающих в вузы, поэтому выпускник или абитуриент, пользуясь ими, вообще говоря, должен уметь их доказывать. В то же время, обоснование теорем о расположении корней квадратного трехчлена строится на элементарных фактах школьной математики. В данном пособии приведены доказательства нескольких теорем.

Введем следующие обозначения: х1, х2 – корни квадратного трехчлена f(x), х1 ≤ х2, D – дискриминант f(x), xb – абсцисса вершины параболы, являющейся графиком f(x). Решение большинства задач с параметром, в которых необходимо провести исследование квадратного трехчлена, сводится к определению необходимых и достаточных условий реализации одного или нескольких из следующих случаев:

Теорема 1.Для того чтобы оба корня квадратного трехчлена f(x) = ax2 + bx + c (a ≠ 0) были больше некоторого числа n,необходимо и достаточно выполнение следующих условий:

Геометрическая интерпретация. Для того чтобы парабола (см. рис. 1, 2) – график функции f(x) = ax2 + bx + c – пересекала ось ОХ в точках (х1; 0) и (х2; 0), лежащих правее точки (n; 0), необходимо и достаточно выполнения трех условий:

1. вершина параболы – либо лежит в нижней полуплоскости, либо в верхней полуплоскости, либо на оси ОХ ( условие D≥0);

2. ось симметрии параболы – прямая хb = — Исследование квадратных уравнений с параметром задачи— лежит правее прямой х = n ( условие xb>n );

3. парабола пересекается с прямой х = n в точке, лежащей в верхней полуплоскости при a>0 и в точке, лежащей в нижней полуплоскости при а 0).

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачиРис. 1Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Доказательство теоремы 1.

Достаточность. Так как D ≥ 0,то по теореме о дискриминанте, получим, что квадратный трехчлен имеет два корня х1 и х2; пусть х1≤х2. Так как вершина параболы расположена между корнями трехчлена, т. е.х1≤хв≤х2, и, по условию, n 0 и уже доказанное неравенство х2 > n:

f(n) = a∙(n – x1)∙(n – x2).

Сравнение знаков левой и правой частей этого неравенства приводит нас к выводу, что выполнено неравенство n – х1 n.

Необходимость. Так как трехчлен имеет два корня, то по теореме о дискриминанте, D≥0. Так как х1> n и х2> n, то х1+х2 > 2n, поэтому

хв = Исследование квадратных уравнений с параметром задачи> Исследование квадратных уравнений с параметром задачи= n.

По теореме о разложении на линейные множители, с учетом известных по условию знаков, получим запись f(n) = a∙(n – x1)∙(n – x2), из которой следует, что f(n) > 0. Тем самым теорема доказана полностью.

Теорема 2. Для того чтобы оба корня квадратного трехчлена f(х) были меньше некоторого числа m, необходимо и достаточно выполнение следующих условий:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи Исследование квадратных уравнений с параметром задачиРис. 3 Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачиРис. 4Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Теорема 3.Для того чтобы оба корня квадратного трехчлена f(x) принадлежали заданному промежутку (n; m), необходимо и достаточно выполнение следующих условий:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачиРис. 5Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачиРис. 6Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Теорема 4. Только меньший корень квадратного трехчлена f(x) принадлежит заданному промежутку (n; m) тогда и только тогда, когда одновременно выполняются условия:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачиРис. 7Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Теорема 5. Только больший корень квадратного трехчлена f(x) принадлежит заданному промежутку (n; m) тогда и только тогда, когда одновременно выполняются условия:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачиРис. 8Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Теорема 6. Для того чтобы оба корня квадратного трехчлена f(x) лежат вне заданного промежутка (n; m), необходимо и достаточно выполнение следующих условий:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачиРис. 9 Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Теорема 7.Для того чтобы один из корней квадратного трехчлена f(x) был больше заданного числа n, а другой меньше, необходимо и достаточно выполнение условия (или для того чтобы некоторое число n лежало между корнями квадратного трехчлена, необходимо и достаточно выполнение условия):

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачиРис. 10Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Теорема 8. Квадратный трехчлен f(x) имеет один корень внутри интервала (n;m), а другой расположен вне этого интервала тогда и только тогда, когда выполняется условие f(n)∙f(m) 6 дискриминант оказывается отрицательным, следовательно, квадратное уравнение не имеет корней.

Ответ: при Исследование квадратных уравнений с параметром задачиуравнение не имеет корней; при а = 1 уравнение имеет один корень х = -1; при Исследование квадратных уравнений с параметром задачиуравнение имеет два корня Исследование квадратных уравнений с параметром задачи; при а = 2 уравнение имеет единственный корень Исследование квадратных уравнений с параметром задачи; при а = 6 уравнение имеет единственный корень Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

Пример 2.При каком значении параметра а уравнение (а — 2)х2 + (4 – 2а)х + 3 = 0 имеет единственный корень?

Решение. Если а = 2, то уравнение превращается в линейное∙х + 3 = 0; которое не имеет корней.

Если а ≠ 2, то уравнение – квадратное и имеет единственный корень при нулевом дискриминанте D.

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

D = 0 при а1 = 2 и a2 = 5. Значение а = 2 исключается, так как противоречит условию, что исходное уравнение – квадратное.

4.При каких значениях параметра а квадратное уравнение

(а — 1)х2 + (2а + 3)х + а + 2 = 0 имеет корни одного знака?

Решение. Так как по условию задачи рассмотренное уравнение – квадратное, значит, а ≠ 1. очевидно, условие задачи предполагает также существование корней квадратного уравнения, что означает неотрицателность дискриминанта

Так как по условию корни должны быть одинаковых знаков, то х1∙х2 > 0, т. е. Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.Решением последнего неравенства является Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.С учетом условий D ≥ 0 и а ≠ 1 получим Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

Ответ: Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

Пример 3.Найти все значения а, для которых уравнение х2 – 2(а – 1)х + (2а + 1) = 0 имеет два положительных корня.

Решение. Из теоремы Виета для того чтобы оба корня х1 и х2 данного уравнения были положительными, необходимо и достаточно, чтобы дискриминант квадратного трехчлена х2 – 2(а – 1)х + (2а + 1) был неотрицательным, а произведение х1∙х2 и сумма х1 + х2 были положительными. Получаем, что все а, удовлетворяющие системе

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

И только они, являются решениями поставленной задачи. Э та система равносильна системе

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Решением которой, а следовательно, и самой задачи являются все числа из промежутка [4; + ∞).

Пример 4.При каких значениях параметра а уравнение (а — 2)х2 — 2(а + 3)х + 4а = 0

имеет два корня, один из которых меньше 2, а другой больше 3?

Решение. По теореме 6, для того чтобы оба корня данного квадратного трехчлена лежали вне заданного промежутка, необходимо и достаточно выполнение условий Исследование квадратных уравнений с параметром задачиПолучим систему неравенств:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Ответ: Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

Пример 5.При каких значениях а уравнение (а — 1)∙х2 = (а + 1)∙ха имеет единственное решение, удовлетворяющее условию 0 х1. Искомые значения параметра а удобнее найти, решив систему неравенств:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи Исследование квадратных уравнений с параметром задачи Исследование квадратных уравнений с параметром задачи Исследование квадратных уравнений с параметром задачиу

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиРис.18 0 х1 2 3 х2 5 х

Ответ: Исследование квадратных уравнений с параметром задачи(1;3)

Пример 8.При каких значениях параметра а один корень уравнения ах4 – (а — 3)х2 + 3а = 0 меньше –2, три остальных больше –1?

Решение. Пусть х2 = t. Исходя из требований, предъявляемых к корням исходного уравнения, достаточно решить следующую задачу: при каких значениях а один корень уравнения at2 – (a — 3)t + 3a = 0 больше 4, другой меньше 1, но не меньше 0? Очевидно а ¹ 0, D > 0. Представим уравнение в виде:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

Его корни будут удовлетворять указанным выше условиям, если f(1) 0. Поскольку f(0) = 3, то достаточно решить систему

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Решением уравнения является Исследование квадратных уравнений с параметром задачи. Ответ: Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

Пример 9.Найдите все значения параметра а, при которых все корни уравнения

(2 — а)х2 – 3ах + 2а = 0 больше Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

Решение. Введем обозначения f(x) = (2 — a)x2 – 3ax + 2a, Исследование квадратных уравнений с параметром задачи;

Если а = 2, то Исследование квадратных уравнений с параметром задачи. для случая а ≠ 2, чтобы сформулировать нужные условия, представим себе график трехчлена f(x), оба корня которого больше Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи(к рис.19) Исследование квадратных уравнений с параметром задачи(к рис.20)

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи(к рис.21) Исследование квадратных уравнений с параметром задачи(к рис.22)

Объединяя эти условия, получим систему:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Ответ: Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

Пример 10. Найти все значения а, при которых уравнение cos8x + sin8x = a имеет корни, и решить это уравнение.

Решение. Используя равенства cos8x + sin8x = (cos4x – sin4x)2 + 2cos4x×sin4x = cos22x + Исследование квадратных уравнений с параметром задачии полагая cos 4x = t, преобразуем исходное уравнение к виду t2 + 14t + 17 – 32a = 0. Задача сводится к нахождению тех значений а при которых последнее уравнение имеет действительные корни такие, что хотя один из них удовлетворяет условию Исследование квадратных уравнений с параметром задачи. Имеем дискриминант уравнения:

и неравенство D1 ³ 0 выполняется при а ³ -1. находим корни t1 и t2 уравнения :

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи; Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

Заметим, что t1 1.

Первый случай реализуется неравенством D = -4a + 5

Видео:(3) Параметр в ЕГЭ. Исследование квадратных уравнений. Расположение корнейСкачать

(3) Параметр в ЕГЭ.  Исследование квадратных уравнений.  Расположение корней

Методика обучения решению квадратных уравнений с параметром

Разделы: Математика

Решение задач с параметром вызывает затруднения у учащихся, так как практических заданий по данной теме в школьных учебниках недостаточно.

Цели разработки темы

  • формирование устойчивого интереса к познавательному процессу при изучении математики и оценка возможности овладения предметом с точки зрения дальнейшей перспективы;
  • обеспечение прочного и сознательного усвоения учащимися системой математических знаний, умений и навыков;
  • формирование качества мышления, характерного для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе;
  • выявление и развитие математических способностей учащихся.
  • Задачи разработки темы:
  • показать универсальные алгоритмы для решения квадратных уравнений с параметром;
  • научить приемам решения различного класса задач с параметром, способствовать овладению технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
  • использование новых современных педагогических технологий обучения.

В математике параметр – это постоянная величина, выраженная буквой, сохраняющая свое постоянное значение лишь в условиях данной задачи (“параметр” с греческого “parametron” – отмеривающий)..

Если ставится задача для каждого значения параметра а из некоторого числового множества А решить уравнение F(х;а)= 0 относительно х, то это уравнение называют уравнением с переменной х и параметром а, а множество А – областью изменения параметра. Под областью определения уравнения F(х;а)=0 с параметром а понимаются такие системы значений х и а, при которых F(х;а) имеет смысл. Все значения параметра а, при которых F(х;а) не имеет смысла, включать в число значений параметра, при которых уравнение не имеет решений. Под областью изменения параметра (если не сделано специальных оговорок) берется множество всех действительных чисел, а задачу решения уравнения с параметром формулировать следующим образом: решить уравнение F(х;а)=0 (с переменной х и параметром а) – это значит на множестве действительных чисел решить семейство уравнений, получающихся из данного уравнения при всех действительных значениях параметра или установить, что решений нет.

В связи с тем, что выписать каждое уравнение из бесконечного семейства уравнений невозможно, но каждое уравнение семейства должно быть решено, следовательно, необходимо по некоторому целесообразному признаку разбить множество всех значений параметра на подмножества и решить затем заданное уравнение на каждом из этих подмножеств. Для разбиения множества значений параметра на подмножества, удобно пользоваться теми значениями параметра, при которых или при переходе через которые происходят качественные изменения уравнения. Такие значения параметра называются контрольными.

1. КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ

Задачи с параметрами можно разделить на два больших класса:

  • задачи, в которых необходимо при всех значениях параметра из некоторого множества решить уравнение;
  • задачи, в которых требуется найти все значения параметра, при каждом из которых решение уравнения удовлетворяют некоторым условиям.

В зависимости от типа задачи изменяется и вид ответа. В первом случае в решении и ответе должны быть рассмотрены все возможные значения параметров. Если хотя бы одно значение какого-либо параметра не исследовано, решение задачи не может быть признано полным.

Во втором случае в ответе перечисляются только те значения параметра, при которых выполнены условия задачи, а при решении подобных задач обычно решать заданное уравнение нет необходимости.

Уравнение вида Ах 2 + Вх + С= 0 , где А, В, С — выражения, зависимые от параметра, х – переменная — называется квадратным уравнением с параметром.

Уравнение вида ах 2 +вх+с=0, где Исследование квадратных уравнений с параметром задачи, а, в, с – действительные числа, называют квадратным уравнением. D=в 2 -4ас называется дискриминантом квадратного уравнения (“дискриминант” по – латыни “различитель”).

В зависимости от значения дискриминанта возможны три случая:

D > 0. Данное квадратное уравнение имеет два действительных корня Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

D=0. Данное уравнение имеет корень двойной кратности Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

D 2 +2кх+с=0 со вторым коэффициентом (в=2к) четным, для нахождения корней удобно пользоваться формулами: Исследование квадратных уравнений с параметром задачи, где D1= Исследование квадратных уравнений с параметром задачи=к 2 -ас.

№ 1.1. Определите все значения параметра а при которых уравнение ах 2 +2(а+1)х+а+3=0 имеет два неравных корня.

Если а=0, то имеем 0·х 2 +2(0+1)х+0+3=0, 2х+3=0 — данное уравнение является линейным, х=-1,5 – единственный корень. Итак, а=0 не удовлетворяет условию задачи.

Если а?0, то уравнение имеет два различных корня, когда дискриминант Исследование квадратных уравнений с параметром задачи>0.

НайдемИсследование квадратных уравнений с параметром задачи=(а+1) 2 -а(а+3)=-а+1,-а+1>0, а 2 -4(а+1)х+4а+1=0 имеет один корень.

Если а=0, то имеем 2·0·х 2 -4(0+1)х+4·0+1=0, -4х+1=0 — данное уравнение является линейным, х=0,25 – единственный корень. Итак, а=0 удовлетворяет условию задачи.

Если а Исследование квадратных уравнений с параметром задачи0, то исходное уравнение является квадратным и имеет единственный корень при Исследование квадратных уравнений с параметром задачи=0. Найдем Исследование квадратных уравнений с параметром задачи=(2(a+1)) 2 -2a(4а+1) = -4a 2 +6a+4,4a 2 +6a+4=0, а1=2, а2=-0,5.

С учетом а=0, запишем ответ: а=-0,5, а=0, а=2.

№ 1.3. При каких значениях параметра а квадратное уравнение (5а-1)х 2 -(5а+2)х+3а-2=0 не имеет корней?

Если 5а-1=0,а=0,2, то имеем (5*0,2-1)х 2 -(5*0,2+2)х+3*0,2-2=0,

-3х-1,4=0 — данное уравнение является линейным, х = Исследование квадратных уравнений с параметром задачи— единственный корень.

Итак, а=0,2 не удовлетворяет условию задачи.

Если а Исследование квадратных уравнений с параметром задачи0,2, то квадратное уравнение не имеет корней, если дискриминант квадратного уравнения D 2 -4(5a-1)(3а-2)=-35a 2 +72a-4,-35a 2 +72a-4 2 -72a+4>0, а1=2, а2=Исследование квадратных уравнений с параметром задачи, (а-2)(а-Исследование квадратных уравнений с параметром задачи)>0. С учетом а Исследование квадратных уравнений с параметром задачи0,2 ответ: Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

№ 1.4. Определите все значения параметра а при которых уравнение (2а-1)х 2 +ах+2а-3=0 имеет не более одного решения.

Если 2а-1=0,а=0,5, то имеем (2·0,5-1)х 2 +0,5·х+2·0,5-3=0, 0,5х-2=0 — данное уравнение является линейным, х=4 — единственный корень.

Итак, а=0,5 удовлетворяет условию задачи.

Если а Исследование квадратных уравнений с параметром задачи0,5, то квадратное уравнение имеет не более одного решения, если дискриминант квадратного уравнения DИсследование квадратных уравнений с параметром задачи0.

Найдем D=а 2 -4(2a-1)(2а-3)=-15a 2 +32a-12, -15a 2 +32a-12Исследование квадратных уравнений с параметром задачи0,

15a 2 -32a+12?0, а1=Исследование квадратных уравнений с параметром задачи, а2=Исследование квадратных уравнений с параметром задачи, (а-Исследование квадратных уравнений с параметром задачи)(а-Исследование квадратных уравнений с параметром задачи) Исследование квадратных уравнений с параметром задачи0.

С учетом а Исследование квадратных уравнений с параметром задачи0,5, имеем Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

С учетом а=0,5, запишем ответ: Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

2. НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ.

Квадратное уравнение ах 2 +вх+с=0, где а Исследование квадратных уравнений с параметром задачи0 называется неполным, если хотя бы один из коэффициентов в или с равен 0.

Общая схема решения неполных квадратных уравнений с параметрами.

ах 2 =0, где а Исследование квадратных уравнений с параметром задачи0, в=0, с=0. Если а Исследование квадратных уравнений с параметром задачи0 ,то уравнение примет вид: х 2 =0, х=0.

Следовательно, уравнение имеет два совпадающих корня, равных нулю.

Если а=0, то х — любое действительное число.

ах 2 +с=0, где аИсследование квадратных уравнений с параметром задачи0, в=0, сИсследование квадратных уравнений с параметром задачи0. Если аИсследование квадратных уравнений с параметром задачи0,то уравнение примет вид: Исследование квадратных уравнений с параметром задачиследовательно, уравнение имеет корни, то они равны по абсолютной величине, но противоположны по знаку; Исследование квадратных уравнений с параметром задачи2 +вх=0, где аИсследование квадратных уравнений с параметром задачи0, вИсследование квадратных уравнений с параметром задачи0, с=0. Если аИсследование квадратных уравнений с параметром задачи0,то уравнение примет вид: х(а+в)=0,Исследование квадратных уравнений с параметром задачиили Исследование квадратных уравнений с параметром задачиЕсли а=0, то вх=0, х=0.

№ 2.1. При каких значениях параметра а оба корня уравнения 2х 2 +(3а 2 -|а|)х-а 2 -3а=0 равны нулю?

Оба корня квадратного уравнения равны нулю, когда Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

№ 2.2. При каких значениях параметра а, корни уравнения 2 х 2 -(5а-3)х+1=0 равны по модулю, но противоположны по знаку?

Корни квадратного уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку, когда 5а-3=0,а=0,6, но с учетом того, что имеем уравнение 2х 2 +1=0, х 2 =-0,5, которое корней не имеет. Ответ: Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

№ 2.3. При каких значениях параметра а один из двух различных корней уравнения 3х 2 +х+2а-3=0 равен нулю?

Параметр должен удовлетворять условию: 2а-3=0, а=1,5. Ответ: а=1,5.

№ 2.4. При каких значениях параметра а корни уравнения 3х 2 +(а 2 -4а)х+а-1=0 равны по модулю, но противоположны по знаку?

Корни квадратного уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку, когда:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиОтвет: а=0.

№ 2.5. Решить относительно х неполное квадратное уравнение х 2 -2а+1=а.

х 2 =а+2а-1; х 2 =3а-1.

Если 3а-1=0, а= Исследование квадратных уравнений с параметром задачи,то уравнение имеет два совпадающих корня, равных нулю.

Если 3а-1 0. а>Исследование квадратных уравнений с параметром задачи, то уравнение имеет два корня Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

Ответ: при аИсследование квадратных уравнений с параметром задачирешений нет; при а= Исследование квадратных уравнений с параметром задачих=0; при Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИсследование квадратных уравнений с параметром задачи

3. ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРОМ.

№ 3.1. Исследовать и решить уравнение с параметром х 2 –2(а-1)х+2а+1=0.

Найдем дискриминант: Исследование квадратных уравнений с параметром задачиD=(а — 1) 2 -2а – 1= а 2 -2а+1-2а-1= а 2 — 4а.

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиD > 0, а 2 — 4а > 0, а (а -4) > 0, а 4, то уравнение имеет два действительных корня Исследование квадратных уравнений с параметром задачи;

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиD =0, а (а-4)=0, а=0, то х=а-1, х=0-1, х=-1, а=4,то х=а-1, х=4-1, х=3;

Исследование квадратных уравнений с параметром задачиD 2 +2(а+1)х+а–2= 0.

1) При а-1=0, а=1 имеем линейное уравнение 4х-1=0, х=Исследование квадратных уравнений с параметром задачи– единственное решение.

2) При а Исследование квадратных уравнений с параметром задачи1 уравнение является квадратным, найдем дискриминант:

D1 = (а+1) 2 -(а–1)(2а-2)=а 2 +2а+1-а 2 +2а+а-2=5а-1.

D1>0. 5а-1>0, а>Исследование квадратных уравнений с параметром задачи, а Исследование квадратных уравнений с параметром задачи1, то уравнение имеет два корня Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

D1=0. 5а-1=0, а=Исследование квадратных уравнений с параметром задачи, то уравнение имеет два равных корня Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

х 2 +2х-8–ах+4а=0; х 2 +(2-а)х+4а-8=0. Уравнение является квадратным.

Найдем дискриминант: D=(2-а) 2 -4(4а-8)=4-4а+а 2 -16а+32= а 2 -20а+36.

D>0. а 2 20а+36>0, (а-18)(а -2)>0, а 18, то уравнение имеет два действительных корня Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

D=0. (а-18)(а-2)=0, а=2, то Исследование квадратных уравнений с параметром задачи; а=18, то Исследование квадратных уравнений с параметром задачи;

D 2 равен 1, то уравнение принимает вид х 2 +px+q, где p и q — некоторые числа называется приведенным квадратным уравнением.

Теорема Виета: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

ах 2 +вх+с=0, где х1 и х2 – корни квадратного уравнения, то Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Справедливо утверждение, обратное теореме Виета.

Теорема: Если числа p и q таковы, что их сумма равна -p, а произведение равно q. то эти числа являются корнями уравнения х 2 +px+q=0.

№ 4.1. При каком значении параметра а сумма обратных величин действительных корней уравнения 2х 2 -2ах+а 2 -2=0 равна Исследование квадратных уравнений с параметром задачи?

Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения, по условию Исследование квадратных уравнений с параметром задачи.

По теореме Виета: Исследование квадратных уравнений с параметром задачиИспользуя соотношения между корнями и условие задачи, имеем: Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Найдем дискриминант квадратного уравнения: Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Имеем: Исследование квадратных уравнений с параметром задачиОтвет: при Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

№ 4.2. В уравнении (а 2 -5а+3)х 2 +(3а-1)х+2=0 определите а так, чтобы один из корней был вдвое больше другого.

Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения, по условию х1 =2 х2. Заметим, что кратное сравнение выполняется только для положительных чисел.

По теореме Виета и условию задачи имеем систему:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Составим и решим уравнение:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Можно вычислить дискриминант данного уравнения, а затем проверить, удовлетворяет ли данное значение параметра а условию, что дискриминант неотрицателен, а так же, что корни положительны. Однако в данной задаче значительно проще сделать проверку, подставив это значение а в исходное уравнение.

При Исследование квадратных уравнений с параметром задачиКорни отрицательны и кратно не сравниваются, поэтому задача решений не имеет. Ответ: решений нет.

№ 4.3. Найти все значения параметра а, при которых квадратное уравнение (а+2)х 2 –ах-а=0 имеет два корня, расположенных на числовой прямой симметрично относительно точки х=1.

При а+2=0, а=-2, то 2х+2=0, х=-1 – единственное решение, следовательно данное значение а не удовлетворяет условию задачи.

При аИсследование квадратных уравнений с параметром задачи-2. Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения, по условию х1 =1-у, х2.=1+у, где у – некоторое действительное число.

По теореме Виета имеем: Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Решим первое уравнение системы: 2(а+2)=а, а=-4.

Найдем дискриминант данного квадратного уравнения:

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Данное значение а=-4 удовлетворяет полученным значениям. Ответ: а=-4.

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Исследование квадратных уравнений с параметром задачи

Ответ: при а = — 4.

  1. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
  2. Азаров А.И., Барвенов С.А., Федосенко В.С. Методы решения задач с параметрами. Минск; “Аверсэв”. 2005.
  3. Амелькин В. В., Рабцевич В. Л. Задачи с параметрами. Минск; “Асар”. 1996.
  4. Данкова И. Н., Бондаренко Т. Е., Емелина Л. Л., Плетнева О. К.Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. Москва; “5 за знания”.2006.
  5. Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г.. Практикум по элементарной математике. Москва; “Просвещение”.1991.
  6. Родионов Е. М. Решение задач с параметрами. Москва; “Русь – 90”. 1995.
  7. Студенецкая В. Н., Сагателова Л. С. Математика 8 – 9классы: сборник элективных курсов. Волгоград; “Учитель”. 2006.
  8. Шарыгин И. Ф. Решение задач. Москва; “Просвещение”. 1994.
  9. Шахмейстер А. Х. Уравнения и неравенства с параметрами. Санкт-Петербург; “Петроглиф”. 2006.

🌟 Видео

Уравнения с параметром. Алгебра, 8 классСкачать

Уравнения с параметром. Алгебра, 8 класс

Исследование квадратных уравнений с параметром. Задание №17 в ЕГЭ по математикеСкачать

Исследование квадратных уравнений с параметром. Задание №17 в ЕГЭ по математике

Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnlineСкачать

Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnline

Параметры 3. Расположение корней квадратного уравнения. ЕГЭ №18Скачать

Параметры 3. Расположение корней квадратного уравнения. ЕГЭ №18

11 класс, 34 урок, Задачи с параметрамиСкачать

11 класс, 34 урок, Задачи с параметрами

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

8 класс, 39 урок, Задачи с параметрамиСкачать

8 класс, 39 урок, Задачи с параметрами

9 класс, 7 урок, Задачи с параметрамиСкачать

9 класс, 7 урок, Задачи с параметрами

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Профильный ЕГЭ 2023 математика. Задача 17. Параметр. Аналитический методСкачать

Профильный ЕГЭ 2023 математика. Задача 17. Параметр. Аналитический метод

Простая система квадратных уравнений | Параметр 108 | mathus.ru #егэ2024Скачать

Простая система квадратных уравнений | Параметр 108 | mathus.ru #егэ2024

Квадратное уравнение с параметром. Исследование корней квадратного уравнения. Алгебра 8 классСкачать

Квадратное уравнение с параметром. Исследование корней квадратного уравнения. Алгебра 8 класс

Решить квадратное уравнение с параметром - bezbotvyСкачать

Решить квадратное уравнение с параметром - bezbotvy

✓ Пять способов решить задачу с параметром | ЕГЭ-2018. Задание 17. Математика | Борис ТрушинСкачать

✓ Пять способов решить задачу с параметром | ЕГЭ-2018. Задание 17. Математика | Борис Трушин

Как найти корни уравнения в Excel с помощью Подбора параметраСкачать

Как найти корни уравнения в Excel с помощью Подбора параметра

Квадратные уравнения с параметрами Урок 2Скачать

Квадратные уравнения с параметрами  Урок 2
Поделиться или сохранить к себе: