Повторение уравнений окружности и прямой и применение при решении задач.
Совершенствование навыков решения задач методом координат
- Просмотр содержимого документа «»Уравнение окружностей и прямой». Решение задач»
- Ключевые задачи на использование уравнений окружности и прямой план-конспект урока по геометрии (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методическая разработка урока по теме: Использование уравнений окружности и прямой при решении задач по учебному предмету: «ГЕОМЕТРИЯ» для учащихся 9 класса
- 📸 Видео
Просмотр содержимого документа
«»Уравнение окружностей и прямой». Решение задач»
Учитель : Л. Н Афанасьева
школа №409 ,г.С.- Петербург
ТЕМА: «Уравнение окружности и прямой.» Решение задач.
Повторить уравнение окружности и прямой.
Показать применение уравнений окружности и прямой при решении задач.
Совершенствование навыков решения задач методом координат.
Дать возможность каждому ученику самостоятельно анализировать и находить ошибки и оценивать чужую работу.
Оборудование 1)Таблица для заполнения 2) Карточки с заданиями.
На парте каждого ученика лежит таблица. Первый столбик заполнен ответами на предстоящий устный счет. Среди ответов есть верные и неверные .
Второй столбик заполняется учеником при выполнении математического диктанта, а затем проверяется соседом по парте с выставлением оценки.
I.Устный счет. Фронтальная работа по указанным вопросам с четкой записью правильных ответов на доске.
Вопросы: 1)Назовите центр окружности
2) Чему равен радиус этой окружности?
3) Верно ли , что точка А(-1;3) лежит на данной окружности ?
4) Является ли АВ хордой данной окружности , если А(2;1) и В(-1;9).
5) Какие из указанных точек А(3;5) , В(-1;-4),С(2;-2) лежат на прямой 7х-у+3=0
6)Назовите уравнение прямой , проходящей через точку М(2;5) параллельной оси абсцисс.
II. Математический диктант.(два варианта). Самостоятельно.
1.Запишите уравнение окружности , с центром в точке А и радиусом R , если : 1)А(2;4) ,R=3. ( 2)А(-1;3) , R=6. )
2.Напишите уравнение прямой , проходящей через точку М и параллельной оси ординат, если : 1) М(3;-2) ( 2) М(1;-4) )
3.Лежит ли точка А(2;-1) на прямой , заданной уравнением , если
4.Найдите координаты центра окружности с диаметром СД , если :
5.Лежит ли точка В на окружности , заданной уравнением
1) В(2;-1) ( 2) В(1;2) . )
Задача. (Составляем алгоритм решения задачи и показываем ее решение на доске . Один ученик начинает решение , следующий продолжает. ) На доске : Дано: окр.(А; R)
А(-3;2) , В(0;-2), точка В лежит на окружности.
Написать уравнение окружности.
1) Общий вид уравнение окружности имеет.
2)Так как А-центр окружности и точка В(0;-2) лежит на окружности , то АВ =R и пользуясь формулой расстояния между двумя точками имеем АВ=
3) Уравнение искомой окружности
Ответ:
IV.На каждую парту кладется карточка с текстом трех задач.
Решаются задачи самостоятельно. Учитель проверяет правильность решения задач первых пяти учеников, а затем один из них показывает решение на доске для проверки своего решения другими учениками.
Напишите уравнение прямой , проходящей через начало координат и точку С(-6;-3).
Выясните взаимное расположение прямой у=25 и окружности
Даны координаты вершин трапеции АВСД : А(-2;2) , В(-3;1) , С(7;7) и Д(3;1).
Напишите уравнение прямой , содержащей диагональ ВД трапеции.
Ответы :1).х-2у=0 2)Окружность и прямая не имеют общих точек 3)у-1=0
Обобщение урока. Какие знания теоретического материала помогли успешно решить задачи.?
Видео:ГЕОМЕТРИЯ 9 класс: Уравнение окружности и прямойСкачать
Ключевые задачи на использование уравнений окружности и прямой
план-конспект урока по геометрии (9 класс)
Цель: повторить ключевые задачи на составление уравнения окружности; сформулировать и научить решать ключевые задачи на составление уравнения прямой.
Видео:9 класс, 7 урок, Уравнение прямойСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 16.65 КБ |
opornyy_konspekt.docx | 20.9 КБ |
matematicheskiy_diktant.docx | 12.88 КБ |
prezentatsiya_otkrytyy_urok.pptx | 245.35 КБ |
Видео:УРАВНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ И ПРЯМОЙ 9 класс геометрияСкачать
Предварительный просмотр:
План урока по геометрии
Тема: «Ключевые задачи на использование уравнений окружности и прямой» .
Класс : 9-1, физико-математический предпрофиль.
Тип урока : комбинированный
Учебник : Геометрия,9. Атанасян Л.С. и др.
Цель : повторить ключевые задачи на составление уравнения окружности; сформулировать и научить решать ключевые задачи на составление уравнения прямой.
1.Повторить уравнение окружности, ключевые задачи на составление окружности.
2. Рассмотреть три способа записи уравнения прямой.
3. Сформулировать и научить решать ключевые задачи на составление уравнение прямой
4. Продолжить изучение метода координат при изучении линий.
1.Продемонстрировать учащимся межпредметные связи между алгеброй и геометрией.
2. Развить логическое мышление учащихся, умение в ходе размышлений переходить от частного к общему и от общего к частному.
3. Помочь учащимся в приобретении навыков применения знаний в новых условиях.
1.Закрепить навыки самостоятельной работы, умения организовывать свой труд.
2.Развить умение выдвигать гипотезы и отстаивать свою точку зрения.
Исторический экскурс. Прежде чем приступить к активной работе заглянем в историю математики. Кому мы обязаны тем, что можем легко вооружиться одним из универсальных средств исследования – методом координат. Знакомьтесь. Рене Декарт. Именно ему принадлежит отчетливое и исчерпывающее изложение метода координат и основ аналитической геометрии, отображенное в работе «Рассуждение о методе». Этот философский и математический трактат, опубликованный в 1637 году, стал источником знаменитой цитаты, «Я мыслю, следовательно, я существую».
2. Сформулировать цель урока.
1)№791 и (теория) — учащийся у доски
2)Решить систему линейных уравнений : и (теория)
3) Математический диктант(слайд) (на листочках) с самопроверкой
4. Актуализация знаний (опрос).
— определение уравнения линии;
— уравнение прямой (3 вида) (слайд).
5. Беседа о ключевых задачах , связанных с уравнением прямой, побуждающая к их формулированию.
6. Работа с опорными конспектами (раздаточный материал)
Видео:Геометрия 9 класс (Урок№9 - Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. Уравнение прямой.)Скачать
Методическая разработка урока по теме: Использование уравнений окружности и прямой при решении задач по учебному предмету: «ГЕОМЕТРИЯ» для учащихся 9 класса
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ш КОЛА №57 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Методическая разработка урока
Использование уравнений окружности и прямой при решении задач
по учебному предмету: « ГЕОМЕТРИЯ»
для учащихся 9 класса
Лазаренко Татьяна Юрьевна
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: ГЕОМЕТРИЯ
Тема урока: Использование уравнений окружности и прямой при решении задач
Совершенствовать навыки решения задач методом координат, организовать деятельность обучающихся на применение уравнений окружности и прямой при решении задач;
содействовать развитию познавательного интереса к предмету;
развивать логического мышления, память, внимание; вырабатывать математическую зоркость и критичность мышления;
развивать навыки самоконтроля, умения пользоваться опорными знаниями для их применения в новой ситуации
Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству, воспитанию активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.
Тип урока : Обобщение и оценка знаний
Форма занятия : групповая работа учащихся, практикум по решению задач, самооценка и взаимооценка учащимися работ
Методы обучения : практический, частично-поисковый
Формы обучения : коллективная, самостоятельная
Технологии: обучения на основе решения задач; проблемного обучения; здоровьесберегающие технологии
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, раздаточный материал
Организационный момент 4мин.
1.1 Выбор настроения для участия в уроке.
1.2 Объявление темы и целей урока.
1.3 Вступительное слово учителя.
II . Актуализация опорных знаний 10мин
2.1 Проверка домашнего задания.
2.2 Устный опрос.
III .Основная часть. Решение задач 15мин.
3.1 Работа у доски .
IV . Физминутка 3мин.
V . Контроль и самопроверка знаний 10 мин
VI . Подведение итогов. Рефлексия 3мин.
1.1 Выбор настроения для участия в уроке.
1.2 Объявление темы и целей урока.
Психологическая установка на урок
(взаимное приветствие, проверка готовности к уроку)
У вас на столах лежат оценочные листы( приложение 1), в которые вы будете вписывать отметки полученные за выполнение заданий. Отметка за урок выставляется как среднее арифметическое с применением правила округления чисел
Человек, который ставит перед собой цель, добивается большего. Сформулируйте цели урока, исходя из темы.
1.3 Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжим работу по теме « Уравнение окружности и прямой». Мне бы хотелось взять эпиграфом к нашему уроку высказывание М . В . Ломоносов а :
» Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
Алгебра и геометрия, которые сейчас большинство школьников воспринимают как совершенно разные науки, на самом деле очень близки. С помощью метода координат можно было бы изложить весь курс геометрии, используя только числа и алгебраические операции. Задавая фигуры уравнением и выражая в координатах геометрические соотношения, мы применяем алгебру к геометрии. Так мы поступили, когда выразили через координаты основную геометрическую величину – расстояние между точками, а затем, когда вывели уравнение окружности и прямой. Пользуясь координатами, можно истолковывать уравнения и неравенства геометрически и таким образом применять геометрию к алгебре и анализу. Графическое изображение функций – первый пример такого применения метода координат. Метод координат в соединении с алгеброй составляет раздел геометрии, называемый аналитической геометрией. Сегодня мы поговорим об уравнении окружности и проследим, как алгебра помогает в решении геометрических задач и наоборот.
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания (взаимопроверка)
— Какие возникли у вас вопросы по домашнему заданию?
Учащиеся обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку домашних заданий в парах по ответам на слайде презентации. Выставляют оценки в «Лист самоконтроля».
2.2 Решить устно задачи
1) Окружность задана уравнением (х — I) 2 + у 2 = 9. Назвать уравнение прямой, проходящей через ее центр и параллельной оси ординат.
2) Окружность задана уравнением (х + 1 ) 2 + (у — 2) 2 = 16.
Назвать уравнение прямой, проходящей через ее центр и параллельной оси абсцисс
3) Проходит ли прямая, заданная уравнением 7х-3у-3=0, через точки А (0;-1), В(1;1)?
4) Найдите координаты точек пересечения прямой х+3у-9=0 с осями координат.
1) Решение: Центр О (1; 0) и параллельная оси ОУ прямая х = 1.
2) Решение: Центр А (-1; 2); прямая у = 2 параллельна оси ОХ
3) Решение: Да, нет
Математический диктант с последующей самопроверкой по ответам на слайде презентации.
1.Найдите координаты центра окружности, если АВ — диаметр, А (2; -4),
2. Вычислите радиус окружности с центром в начале координат, проходящей через точку (12; -5).
3. Как называется геометрическая фигура, состоящая из множества всех точек плоскости, равноудаленных от данной точки?
4. Как называется хорда, проходящая через центр окружности?
5. Напишите уравнение окружности с центром в точке (-2; 2) и радиусом 13.
О т в е т ы : 1) (-2; 2); 2) 13; 3) окружность; 4) диаметр;5) (х + 2) 2 + ( у — 2) 2 = 169
Основная часть. Решение задач
3.1 Работа у доски
№ 972(а,б,в) ( групповая работа учащихся)
Класс разбивается на 3группы. Каждая группа решает задачу в течение 3 минут. Далее следует презентация выполненной работ.
1.На каком рисунке изображена окружность, заданная уравнением
2.На каком рисунке изображена окружность, уравнение которой имеет вид
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
Вверх и в стороны.
Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты вновь уселись
V . Контроль и самопроверка знаний. Самостоятельная работа
1. Окружность проходит через точки и . Напишите уравнение этой окружности, если отрезок является её диаметром.
2. Напишите уравнение прямой, проходящей через точки и .
3. Выясните взаимное расположение окружности, заданной уравнением , и прямой
Проверка самостоятельной работы по ответам на слайде презентации – (самопроверка).
Ответы к задачам самостоятельной работы:
1. , 2., 3. Пересекаются в точках (0;-1) и (6;-1).
VI . Подведение итогов урока
Заполнение таблицы и выставление оценок за урок
— Что выполняли на уроке?
— Как оцениваете свою деятельность на уроке?
— Какие задания вызвали затруднения? Почему?
Домашнее задание: повторить материал пунктов 93-96;
📸 Видео
Уравнение окружности (1)Скачать
Взаимное расположение двух окружностей.Использование уравнений окружности и прямой при решении задачСкачать
9 класс, 6 урок, Уравнение окружностиСкачать
УРАВНЕНИЕ ПРЯМОЙ на плоскости 8 и 9 классСкачать
УРАВНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ 8 и 9 класс геометрияСкачать
Уравнение прямой. Урок 6. Геометрия 9 классСкачать
Уравнение окружности | Геометрия 7-9 класс #90| ИнфоурокСкачать
УРАВНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИСкачать
Уравнение окружности. Практика. Урок 7. Геометрия 9 классСкачать
Составляем уравнение окружностиСкачать
Уравнение окружности. Решение задач.Скачать
Уравнение прямой. Видеоурок 6. Геометрия 9 классСкачать
Всё про углы в окружности. Геометрия | МатематикаСкачать
УРАВНЕНИЕ ПРЯМОЙСкачать
Уравнение прямой на плоскостиСкачать