Использование множества значений при решении уравнений

Готовимся к ЕГЭ по математике. Использование области определения функций и множества значений функций для решения уравнений

Использование множества значений при решении уравнений

Готовимся к ЕГЭ по математике.

Использование области определения функций и множества значений функций для решения уравнений.

Рассмотрим метод решения уравнений вида f(х)=g(х), основанный на использовании областей определения функций. Этот метод наиболее результативен при решении уравнений, в состав которых входят функции с ограниченной областью определения, как у=аrccоs х, у=arcsin x, у=logaх, у= Использование множества значений при решении уравненийи т. п.

Пусть дано уравнение f(х)=g(х). Если области определения функций у=f (х), у=g(х) не имеют общих значений, то уравнение f(х)=g(х) решений не имеет.

Решить уравнение Использование множества значений при решении уравненийИспользование множества значений при решении уравнений=Использование множества значений при решении уравнений

Пусть f(х)= Использование множества значений при решении уравнений;

g(х)= Использование множества значений при решении уравнений;

Найдём область определения каждой введённой функции:

Так как области определения общих точек не имеют, то уравнение решений не

Ответ: нет решений.

Пусть дано уравнение f(х)=g (х). Если области определения функций у=f (х), у=g(х) имеют общее значение (число а), то, если уравнение f(х)=g(х) и имеет решение, то им может быть только число а.

Решить уравнение arcсos х=Использование множества значений при решении уравнений

f(х)= arcсos х ; g(х)= Использование множества значений при решении уравнений; D(f)=[-1;1] ; D(g)=[1;+∞);

D(f) Использование множества значений при решении уравненийD(g)=1

Число 1 может являться корнем уравнения.

Проверка: arcсos1= Использование множества значений при решении уравнений(верно)

3Использование множества значений при решении уравнений

f(x)=Использование множества значений при решении уравнений

g(x)=Использование множества значений при решении уравнений

Найдем область определения f(х).

Использование множества значений при решении уравнений

(х-9)(х+9)Использование множества значений при решении уравнений

Использование множества значений при решении уравнений

D(f)=Использование множества значений при решении уравнений

Найдем область определения g(x).

Использование множества значений при решении уравнений

(х-8)(х+9)Использование множества значений при решении уравнений

Использование множества значений при решении уравнений

D(f)Использование множества значений при решении уравненийD(g)=Использование множества значений при решении уравнений

Проверим является ли Использование множества значений при решении уравненийкорнем уравнения:

Использование множества значений при решении уравнений

Ответ: Использование множества значений при решении уравнений.

Заметим, что если пересечением областей определения функций является конечное число значений, то необходимо каждое из значений подставить в исходное уравнение и проверить является ли оно корнем.

Решить уравнение arcсos х= — Использование множества значений при решении уравнений

f(х)= arcсos х; g(х) = — Использование множества значений при решении уравнений

Пересечением областей определения функций являются числа -1 ; 1.

Проверкой убеждаемся, что -1 является корнем, а число 1 не является.

Ещё одно свойство функции — ограниченность может помочь найти корни уравнения (или неравенства), либо опровергнуть утверждение об их существовании. Рассмотрим метод решения уравнений, основанный на этом свойстве. Этот метод часто называют методом мини — максов или методом мажорант.

Характерной особенностью, побуждающей использовать описываемый метод, является наличие в одном уравнении функций различной природы: квадратичной, тригонометрической, показательной и т. п., что затрудняет или делает невозможным использование стандартных методов.

Пусть дано уравнение f(х)=g(х).

Е(f)- множество значений функции f(х) и Е(g)- множество значений функции

g(х). Если пересечением множеств значений функций является число а, то есть

Е(f) ∩Е(g)=a, то уравнение равносильно системе уравнений :

Использование множества значений при решении уравнений.

sinИспользование множества значений при решении уравнений

Решение:Использование множества значений при решении уравнений

f(х)= sinИспользование множества значений при решении уравнений

g(х)=Использование множества значений при решении уравнений

Использование множества значений при решении уравненийИспользование множества значений при решении уравнений

Удобно решить второе уравнение системы х=2. Подставив число 2 в первое уравнение системы, убеждаемся, что оно верно. Таким образом, 2 является решением системы, а значит и корнем исходного уравнения.

Заметим, если множества значений функций не имеют общих точек, то рассматриваемое в утверждении уравнение решений не имеет.

Использование множества значений при решении уравненийarctg х

f (х)= Использование множества значений при решении уравнений; Е(f)=( Использование множества значений при решении уравнений), g(х)=arctg х; Е(g)=Использование множества значений при решении уравнений

Ответ: нет решений.

Автор статьи , учитель высшей категории МОУ «Гимназия №27 с татарским языком обучения».

Видео:Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

Уравнение — определение и вычисление с примерами решения

Содержание:

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Уравнения

Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений

1. Понятие уравнения и его корней

Определение:

Равенство с переменной называется уравнением. В общем виде уравнение с одной переменнойИспользование множества значений при решении уравнений

Под этой краткой записью понимают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны

Пример:

Использование множества значений при решении уравнений— линейное уравнение;

Использование множества значений при решении уравнений— квадратное уравнение;

Использование множества значений при решении уравнений— иррациональное уравнение (содержит переменную под знаком корня)

Корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет

Использование множества значений при решении уравнений— корень уравнения Использование множества значений при решении уравнений, так как при Использование множества значений при решении уравненийполучаем верное равенство: Использование множества значений при решении уравнений, то есть Использование множества значений при решении уравнений

2. Область допустимых значений (ОДЗ)

Областью допустимых значений (или областью определения) уравнения называется общая область определения для функций Использование множества значений при решении уравненийи Использование множества значений при решении уравнений, стоящих в левой и правой частях уравнения

Для уравнения Использование множества значений при решении уравненийОДЗ: Использование множества значений при решении уравнений, то есть Использование множества значений при решении уравнений, так как область определения функции Использование множества значений при решении уравненийопределяется условием: Использование множества значений при решении уравнений, а область определения функции Использование множества значений при решении уравнений— множество всех действительных чисел

3. Уравнения-следствия

Если каждый корень первого уравнения является корнем второго, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последующего, то получаем уравнения-следствия.

При использовании уравнений-следствий не происходит потери корней исходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в исходное уравнение является составной частью решения.

Пример:

Использование множества значений при решении уравнений

Решение:

► Возведем обе части уравнения в квадрат:

Использование множества значений при решении уравнений

Проверка, Использование множества значений при решении уравнений— корень (см. выше); Использование множества значений при решении уравнений— посторонний корень (при Использование множества значений при решении уравненийполучаем неверное равенство Использование множества значений при решении уравнений).

4. Равносильные уравнения

Определение:

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни.

То есть каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого. (Схема решения уравнений с помощью равносильных преобразований приведена в пункте 5 этой таблицы)

Простейшие теоремы

  1. Если из одной части уравнения перенести в другую слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве)
  2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получим уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного уравнения)

5. Схема поиска плана решения уравнений

Использование множества значений при решении уравнений

Использование множества значений при решении уравнений— исходное уравнение;

Использование множества значений при решении уравнений— уравнение, полученное в результате преобразования исходного;

Использование множества значений при решении уравнений— символические изображения направления выполненных преобразований

Использование множества значений при решении уравненийПрименение свойств функций к решению уравнений рассмотрено в пункте 3.2.

Объяснение и обоснование:

Понятие уравнения и его корней

Уравнение в математике чаще всего понимают как аналитическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны. Поэтому в общем виде уравнения с одной переменной Использование множества значений при решении уравненийзаписывают так:

Использование множества значений при решении уравнений

Часто уравнения определяют короче — как равенство с переменной.

Напомним, что корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Например, уравнение Использование множества значений при решении уравненийимеет единственный корень Использование множества значений при решении уравнений,

а уравнение Использование множества значений при решении уравненийне имеет корней, поскольку значение Использование множества значений при решении уравненийне может быть отрицательным числом.

Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения

Если задано уравнение Использование множества значений при решении уравнений, то общая область определения для функций Использование множества значений при решении уравненийи Использование множества значений при решении уравненийназывается областью допустимых значений этого уравнения. (Иногда используются также термины «область определения уравнения» или «множество допустимых значений уравнения».) Например, для уравнения Использование множества значений при решении уравненийобластью допустимых значений являются все действительные числа. Это можно записать, например, так: Использование множества значений при решении уравнений, поскольку функции Использование множества значений при решении уравненийи Использование множества значений при решении уравненийимеют области определения Использование множества значений при решении уравнений.

Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как области определения функции Использование множества значений при решении уравнений, так и области определения функции Использование множества значений при решении уравнений(иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

Например, в уравнении Использование множества значений при решении уравненийфункция Использование множества значений при решении уравненийопределена при всех действительных значениях Использование множества значений при решении уравнений, а функция Использование множества значений при решении уравненийтолько при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрицательные выражения. Следовательно, ОДЗ этого уравнения задается системой Использование множества значений при решении уравненийиз которой получаем систему Использование множества значений при решении уравненийне имеющую решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Заметим, что нахождение ОДЗ данного уравнения может быть полезным для его решения, но не всегда является обязательным элементом решения уравнения.

Методы решения уравнений

Для решения уравнений используют методы точного и приближенного решений. А именно, для точного решения уравнений в курсе математики 5-6 классов использовались зависимости между компонентами и результатами действий и свойства числовых равенств; в курсе алгебры 7-9 классов — равносильные преобразования уравнений, а для приближенного решения уравнений — графический метод.

Графический метод решения уравнений не дает высокой точности нахождения корней уравнения, и с его помощью чаще всего можно получить только грубые приближения корней. Иногда удобно графически определить количество корней уравнения или найти границы, в которых находятся эти корни. В некоторых случаях можно графически доказать, что уравнение не имеет корней. По указанным причинам в школьном курсе алгебры и начал анализа под требованием «решить уравнение» понимается требование «используя методы точного решения, найти корни данного уравнения». Приближенными методами решения уравнений можно пользоваться только тогда, когда об этом говорится в условии задачи (например, если ставится задача решить уравнение графически).

В основном при решении уравнений разных видов нам придется применять один из двух методов решения. Первый из них состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, имеющим те же корни,— равносильным уравнением. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым, равносильным ему, и т. д. В результате получаем простейшее уравнение, которое равносильно заданному и корни которого легко находятся. Эти корни и только они являются корнями данного уравнения.

Второй метод решения уравнений состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, среди корней которого находятся все корни данного, то есть так называемым уравнением-следствием. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым уравнением-следствием, и так далее до тех пор, пока не получим простейшее уравнение, корни которого легко находятся. Тогда все корни данного уравнения находятся среди корней последнего уравнения. Поэтому, чтобы найти корни данного уравнения, достаточно корни последнего уравнения подставить в данное и с помощью такой проверки получить корни данного уравнения (и исключить так называемые посторонние корни — те корни последнего уравнения, которые не удовлетворяют заданному).

В следующем пункте будет также показано применение свойств функций к решению уравнений определенного вида.

Уравнения-следствия

Рассмотрим более детально, как можно решать уравнения с помощью уравнений-следствий. При решении уравнений главное — не потерять корни данного уравнения, и поэтому в первую очередь мы должны следить за тем, чтобы каждый корень исходного уравнения оставался корнем следующего. Фактически это и является определением уравнения-следствия:

в том случае, когда каждый корень первого уравнения является корнем второго, второе уравнение называется следствием первого.

Это определение позволяет обосновать такой ориентир: для получения уравнения-следствия достаточно рассмотреть данное уравнение как верное числовое равенство и гарантировать (то есть иметь возможность обосновать), что каждое следующее уравнение мы можем получить как верное числовое равенство.

Действительно, если придерживаться этого ориентира, то каждый корень первого уравнения обращает это уравнение в верное числовое равенство, но тогда и второе уравнение будет верным числовым равенством, то есть рассматриваемое значение переменной является корнем и второго уравнения, а это и означает, что второе уравнение является следствием первого.

Применим приведенный ориентир к уравнению Использование множества значений при решении уравнений(пока что не используя известное условие равенства дроби нулю).

Если правильно то, что дробь равна нулю, то обязательно ее числитель равен нулю. Таким образом, из заданного уравнения получаем уравнение-следствие Использование множества значений при решении уравнений. Но тогда верно, что Использование множества значений при решении уравнений. Последнее уравнение имеет два корня: Использование множества значений при решении уравненийи Использование множества значений при решении уравнений. Подставляя их в заданное уравнение, видим, что только корень Использование множества значений при решении уравненийудовлетворяет исходному уравнению. Почему это случилось?

Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гарантируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не является корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень является посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторонних корней рассмотрены в таблице 9.) Таким образом, чтобы правильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходимо помнить еще один ориентир: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстановкой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

Схема применения этих ориентиров дана в таблице 8. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

Использование множества значений при решении уравнений(1)

Для решения этого уравнения с помощью уравнений-следствий достаточно данное уравнение рассмотреть как верное числовое равенство и учесть, что в случае когда два числа равны, то и их квадраты также будут равны:

Использование множества значений при решении уравнений(2)

То есть мы гарантируем, что если равенство (1) верно, то и равенство (2) также будет верным, а это и означает (как было показано выше), что уравнение (2) является следствием уравнения (1). Если мы хотя бы один раз использовали уравнения-следствия (а не равносильные преобразования), то можем получить посторонние корни, и тогда в решение обязательно входит проверка полученных корней подстановкой их в заданное уравнение.

Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию можно обозначить специальным значком Использование множества значений при решении уравнений, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок записан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями-следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо включить проверку полученных корней.

Равносильные уравнения

С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, которые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае уравнения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом Использование множества значений при решении уравнений).

В курсе алгебры и начал анализа мы будем рассматривать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то есть каждый корень первого уравнения является корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого.

Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения Использование множества значений при решении уравненийи Использование множества значений при решении уравнений— равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень Использование множества значений при решении уравненийи других корней не имеют. Таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе. При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое отличается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равносильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рассмотреть уравнения:

Использование множества значений при решении уравнений(3)

Использование множества значений при решении уравнений(4)

то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень Использование множества значений при решении уравнений, а уравнение (4) — два корня: Использование множества значений при решении уравненийи Использование множества значений при решении уравнений. Таким образом, на множестве

всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, поскольку у уравнения (4) есть корень Использование множества значений при решении уравнений, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равносильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень Использование множества значений при решении уравненийи уравнение (4) также имеет единственный положительный корень Использование множества значений при решении уравнений. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем случае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и систем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного уравнения (неравенства или системы).

Отметим, что в том случае, когда ОДЗ заданного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

Например, для уравнения Использование множества значений при решении уравненийзадается неравенством Использование множества значений при решении уравнений. Когда мы переходим к уравнению Использование множества значений при решении уравнений, то для всех его корней это уравнение является верным равенством. Тогда выражение Использование множества значений при решении уравнений, стоящее в правой части этого равенства, всегда неотрицательно (Использование множества значений при решении уравнений), таким образом, и равное ему выражение Использование множества значений при решении уравненийтакже будет неотрицательным: Использование множества значений при решении уравнений. Но это и означает, что ОДЗ данного уравнения (Использование множества значений при решении уравнений) учтено автоматически для всех корней второго уравнения и поэтому при переходе от уравнения Использование множества значений при решении уравненийк уравнению Использование множества значений при решении уравненийОДЗ заданного уравнения можно не записывать в решение.

Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий. Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования уравнений, необходимо учесть ОДЗ данного уравнения — это и есть первый ориентир для выполнения равносильных преобразований уравнений. По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантировать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму.

Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и гарантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из определения равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при выполнении равносильных преобразований мы должны гарантировать сохранение правильности равенства на каждом шаге решения не только при прямых, но и при обратных преобразованиях — это и является вторым ориентиром для решения уравнений с помощью равносильных преобразований. (Соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 8.)

Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований уравнение Использование множества значений при решении уравненийдостаточно учесть его ОДЗ: Использование множества значений при решении уравненийи условие равенства дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внимание на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

Запись решения в этом случае может быть такой:

Использование множества значений при решении уравнений. ОДЗ: Использование множества значений при решении уравнений. Тогда Использование множества значений при решении уравнений. Отсюда Использование множества значений при решении уравнений(удовлетворяет условию ОДЗ) или Использование множества значений при решении уравнений(не удовлетворяет условию ОДЗ).

Для выполнения равносильных преобразований уравнений можно также пользоваться специальными теоремами о равносильности. В связи с уточнением определения равносильности уравнений обобщим также формулировки простейших теорем о равносильности, известных из курса алгебры 7 класса.

Теорема 1. Если из одной части уравнения перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве).

Теорема 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получаем уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).

Обоснование этих теорем полностью аналогично обоснованию ориентиров для равносильных преобразований данного уравнения.

Замечание. Для обозначения перехода от данного уравнения к равносильному ему уравнению можно применять специальный значок Использование множества значений при решении уравнений, но его использование при записи решений не является обязательным. Например, запись решения последнего из рассмотренных уравнений может быть такой.

Использование множества значений при решении уравнений

Пример №423

Решите уравнение Использование множества значений при решении уравнений.

Решение:

► ОДЗ: Использование множества значений при решении уравненийи Использование множества значений при решении уравнений

На этой ОДЗ данное уравнение равносильно уравнениям:

Использование множества значений при решении уравнений

то есть Использование множества значений при решении уравнений

Учтем ОДЗ. При Использование множества значений при решении уравнений

Использование множества значений при решении уравнений

Таким образом, Использование множества значений при решении уравнений— корень.

Ответ: Использование множества значений при решении уравнений

Используем равносильные преобразования для решения данного уравнения. Для этого необходимо учесть ОДЗ, поэтому зафиксируем ее ограничения в начале решения.

Укажем, что в уравнениях ограничения ОДЗ можно только зафиксировать, но не решать, а в конце проверить, выполняются ли эти ограничения для найденных корней.

При переносе члена данного уравнения из одной части уравнения в другую с противоположным знаком получаем уравнение (1), равносильное заданному.

Приводя к общему знаменателю, раскрывая скобки и приводя подобные члены, снова получаем верное равенство и можем обосновать, что при выполнении обратных действий равенство также не нарушается, таким образом, полученные уравнения (1)-(3) равносильны заданному (на его ОДЗ).

Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Но второе условие уже учтено в ограничениях ОДЗ, таким образом, получаем уравнение (4), равносильное заданному уравнению на его ОДЗ. Поскольку все преобразования были равносильными только с учетом ОДЗ, то мы должны проверить, удовлетворяет ли полученное число ограничениям ОДЗ.

Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений

Наиболее типичные случаи появления посторонних корней и потери корней приведены в таблице 9. Там же указано, как в каждом из этих случаев получить правильное (или полное) решение.

Использование множества значений при решении уравненийИспользование множества значений при решении уравнений

Использование множества значений при решении уравнений

Использование множества значений при решении уравнений

Применение свойств функций к решению уравнений

1. Конечная ОДЗ

Если область допустимых значений (ОДЗ) уравнения (неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения

Пример:

Использование множества значений при решении уравнений

Использование множества значений при решении уравнений— корень (Использование множества значений при решении уравнений),

Использование множества значений при решении уравнений— не корень (Использование множества значений при решении уравнений).

2. Оценка левой и правой частей уравнения

Использование множества значений при решении уравнений

Если надо решить уравнение вида Использование множества значений при решении уравненийи выяснилось, что Использование множества значений при решении уравненийто равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда Использование множества значений при решении уравненийи Использование множества значений при решении уравненийодновременно равны Использование множества значений при решении уравнений

Пример:

Использование множества значений при решении уравнений

Использование множества значений при решении уравнений

Использование множества значений при решении уравнений(так как Использование множества значений при решении уравнений).

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Использование множества значений при решении уравнений

Использование множества значений при решении уравнений

Сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю

Пример:

Использование множества значений при решении уравнений

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Использование множества значений при решении уравнений

Из первого уравнения получаем Использование множества значений при решении уравнений, что удовлетворяет всей системе

3. Использование возрастания и убывания функций

Схема решения уравнения

1. Подбираем один или несколько корней уравнения.

2. Доказываем, что других корней это уравнение не имеет (используя теоремы о корнях уравнения или оценку левой и правой частей уравнения)

Использование множества значений при решении уравнений

Теоремы о корнях уравнения

Если в уравнении Использование множества значений при решении уравненийфункция Использование множества значений при решении уравненийвозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Использование множества значений при решении уравненийимеет единственный корень Использование множества значений при решении уравнений, то есть Использование множества значений при решении уравнений), поскольку функция Использование множества значений при решении уравненийвозрастает на всей области определения Использование множества значений при решении уравнений

Использование множества значений при решении уравнений

Если в уравнении Использование множества значений при решении уравненийфункция Использование множества значений при решении уравненийвозрастает на некотором промежутке, а функция Использование множества значений при решении уравненийубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Использование множества значений при решении уравненийимеет единственный корень Использование множества значений при решении уравнений( Использование множества значений при решении уравненийто есть Использование множества значений при решении уравнений), поскольку Использование множества значений при решении уравненийвозрастает на всей области определения Использование множества значений при решении уравнений, a Использование множества значений при решении уравненийубывает (на множестве Использование множества значений при решении уравнений, а следовательно, и при Использование множества значений при решении уравнений)

Объяснение и обоснование:

Конечная ОДЗ

Напомним, что в случае, когда дано уравнение Использование множества значений при решении уравнений, общая область определения для функций Использование множества значений при решении уравненийназывается областью допустимых значений этого уравнения. Понятно, что каждый корень заданного уравнения принадлежит как области определения функции Использование множества значений при решении уравнений, так и области определения функции Использование множества значений при решении уравнений. Таким образом, каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях за счет анализа ОДЗ получить решение уравнения. Например, если дано уравнение Использование множества значений при решении уравнений, то его ОДЗ можно записать с помощью системы Использование множества значений при решении уравнений. Решая эту систему, получаем Использование множества значений при решении уравненийто есть Использование множества значений при решении уравнений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения состоит только из одного значения Использование множества значений при решении уравнений. Но если только для одного числа необходимо выяснить, является ли оно корнем данного уравнения, то для этого достаточно подставить это значение в уравнение. В результате получаем верное числовое равенство (Использование множества значений при решении уравнений). Следовательно, Использование множества значений при решении уравнений— корень данного уравнения. Других корней у этого уравнения быть не может, поскольку все корни уравнения находятся в его ОДЗ, а там нет других значений, кроме Использование множества значений при решении уравнений.

Рассмотренный пример позволяет выделить ориентир для решения аналогичных уравнений:

если ОДЗ уравнения (а также неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения.

Замечание. В том случае, когда ОДЗ — пустое множество (не содержит ни одного числа), мы можем сразу дать ответ, что данное уравнение не имеет корней.

Например, если необходимо решить уравнение Использование множества значений при решении уравнений, то его ОДЗ задается системой Использование множества значений при решении уравненийто есть системой Использование множества значений при решении уравненийкоторая не имеет решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Оценка левой и правой частей уравнения

Некоторые уравнения можно решить с помощью оценки левой и правой частей уравнения.

Пусть дано уравнение Использование множества значений при решении уравнений, и нам удалось выяснить, что для всех допустимых значений Использование множества значений при решении уравненийзначение Использование множества значений при решении уравнений, а значение Использование множества значений при решении уравнений.

Рассмотрим два случая: Использование множества значений при решении уравнений

Если Использование множества значений при решении уравнений, то равенство Использование множества значений при решении уравненийне может выполняться, потому что Использование множества значений при решении уравнений, то есть при Использование множества значений при решении уравненийданное уравнение корней не имеет. Остается только случай Использование множества значений при решении уравнений, но, учитывая необходимость выполнения равенства Использование множества значений при решении уравнений, имеем, что тогда и Использование множества значений при решении уравнений. Таким образом, мы обосновали, что выполнение равенства Использование множества значений при решении уравнений(при условии Использование множества значений при решении уравненийи Использование множества значений при решении уравнений) гарантирует одновременное выполнение равенств Использование множества значений при решении уравненийи Использование множества значений при решении уравнений(и наоборот, если одновременно выполняются равенства Использование множества значений при решении уравненийи Использование множества значений при решении уравнений, то выполняется и равенство Использование множества значений при решении уравнений. Как было показано в п. 3.1, это и означает, что уравнение Использование множества значений при решении уравненийравносильно системеИспользование множества значений при решении уравнений

Коротко это можно записать так:

Использование множества значений при решении уравнений

Пример использования такого приема решения уравнений приведен в пункте 2 таблицы 10.

Аналогично предыдущим рассуждениям обосновывается и ориентир по решению уравнения Использование множества значений при решении уравнений, в котором все функции-слагаемые неотрицательны Использование множества значений при решении уравнений.

Если предположить, что Использование множества значений при решении уравнений, то сумма всех функций, стоящих в левой части этого уравнения, может равняться нулю только тогда, когда сумма Использование множества значений при решении уравненийбудет отрицательной. Но это невозможно, поскольку по условию все функции неотрицательные. Таким образом, при Использование множества значений при решении уравненийданное уравнение не имеет корней. Эти же рассуждения можно повторить для любой другой функции-слагаемого. Остается единственная возможность — все функции-слагаемые равны нулю (очевидно, что в этом случае равенство Использование множества значений при решении уравненийобязательно будет выполняться). Таким образом, сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю.

Например, чтобы решить уравнение Использование множества значений при решении уравнений, достаточно перенести все члены в одну сторону, записать уравнение в виде Использование множества значений при решении уравненийи учесть, что функции Использование множества значений при решении уравненийнеотрицательные. Таким образом, данное уравнение равносильно системе Использование множества значений при решении уравнений

Из второго уравнения получаем Использование множества значений при решении уравнений, что удовлетворяет и всей системе. Следовательно, данное уравнение имеет единственный корень Использование множества значений при решении уравнений.

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений опирается на такое свойство: возрастающая или убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения.

Полезно помнить специальные теоремы о корнях уравнения.

Теорема 1. Если в уравнении Использование множества значений при решении уравненийфункция Использование множества значений при решении уравненийвозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 52. Прямая Использование множества значений при решении уравненийпересекает график возрастающей на промежутке Использование множества значений при решении уравненийфункции Использование множества значений при решении уравненийтолько в одной точке. Это и означает, что уравнение Использование множества значений при решении уравненийне может иметь больше одного корня на промежутке Использование множества значений при решении уравнений. Докажем это утверждение аналитически.

• Если на промежутке Использование множества значений при решении уравненийуравнение имеет корень Использование множества значений при решении уравнений, то Использование множества значений при решении уравнений. Других корней быть не может, поскольку для возрастающей функции Использование множества значений при решении уравненийпри Использование множества значений при решении уравненийполучаем неравенство Использование множества значений при решении уравнений, а при Использование множества значений при решении уравнений— неравенство Использование множества значений при решении уравнений. Таким образом, при Использование множества значений при решении уравнений. Аналогично и для убывающей функции при Использование множества значений при решении уравненийполучаем Использование множества значений при решении уравнений.

Теорема 2. Если в уравнении Использование множества значений при решении уравненийфункция Использование множества значений при решении уравненийвозрастает на некотором промежутке, а функция Использование множества значений при решении уравненийубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 53.

Использование множества значений при решении уравнений

• Если на промежутке Использование множества значений при решении уравненийуравнение имеет корень Использование множества значений при решении уравнений, то Использование множества значений при решении уравнений. Других корней быть не может, поскольку, например, для возрастающей функции Использование множества значений при решении уравненийи убывающей функции Использование множества значений при решении уравненийпри Использование множества значений при решении уравненийимеем Использование множества значений при решении уравнений, a Использование множества значений при решении уравнений, таким образом, Использование множества значений при решении уравнений. Аналогично и при Использование множества значений при решении уравнений.

Каждая из этих теорем утверждает, что в рассмотренном промежутке данное уравнение может иметь не более чем один корень, то есть или это уравнение совсем не имеет корней, или оно имеет единственный корень. Если нам удалось подобрать один корень такого уравнения, то других корней в заданном промежутке уравнение не имеет.

Например, чтобы решить уравнение Использование множества значений при решении уравнений, достаточно заметить, что функция Использование множества значений при решении уравненийявляется возрастающей на всей числовой прямой (как сумма двух возрастающих функций) и что Использование множества значений при решении уравнений— корень Использование множества значений при решении уравненийэтого уравнения (Использование множества значений при решении уравнений). Таким образом, данное уравнение Использование множества значений при решении уравненийимеет единственный корень Использование множества значений при решении уравнений.

Использование множества значений при решении уравненийКорень Использование множества значений при решении уравненийполучен подбором. Как правило, подбор начинают с целых значений: Использование множества значений при решении уравненийкоторые подставляются в данное уравнение.

Заметим, что каждая из этих теорем гарантирует единственность корня уравнения (если он есть) только на промежутке возрастания (или убывания) соответствующей функции. Если функция имеет несколько промежутков возрастания и убывания, то приходится рассматривать каждый из них отдельно.

Пример:

Решим с помощью теоремы 2 уравнение Использование множества значений при решении уравнений.

► Сначала следует учесть его ОДЗ: Использование множества значений при решении уравненийи вспомнить, что функция Использование множества значений при решении уравненийна всей области определения не является ни убывающей, ни возрастающей (п. 2.2), но она убывает на каждом из промежутков Использование множества значений при решении уравненийи Использование множества значений при решении уравнений. Поэтому рассмотрим каждый из этих промежутков отдельно.

1) При Использование множества значений при решении уравненийданное уравнение имеет корень Использование множества значений при решении уравнений. Функция Использование множества значений при решении уравненийвозрастает при Использование множества значений при решении уравнений(как было показано выше, она возрастает на множестве Использование множества значений при решении уравнений), а функция Использование множества значений при решении уравненийубывает на промежутке Использование множества значений при решении уравнений. Таким образом, данное уравнение Использование множества значений при решении уравненийпри Использование множества значений при решении уравненийимеет единственный корень Использование множества значений при решении уравнений.

2) При Использование множества значений при решении уравненийданное уравнение имеет корень Использование множества значений при решении уравненийИспользование множества значений при решении уравнений. Функция Использование множества значений при решении уравненийвозрастает при Использование множества значений при решении уравнений, а функция Использование множества значений при решении уравненийубывает на этом промежутке. Поэтому данное уравнение Использование множества значений при решении уравненийпри Использование множества значений при решении уравненийимеет единственный корень Использование множества значений при решении уравнений. В ответ следует записать все найденные корни (хотя на каждом из промежутков корень единственный, но всего корней — два). Итак, данное уравнение имеет только два корня: 1 и -1.

Примеры решения задач:

Пример №424

Решите уравнение Использование множества значений при решении уравнений.

Решение:

► ОДЗ: Использование множества значений при решении уравнений. На ОДЗ Использование множества значений при решении уравнений. Тогда функция Использование множества значений при решении уравнений(как сумма двух взаимно обратных положительных чисел), а функция Использование множества значений при решении уравнений.

Таким образом, данное уравнение равносильно системе Использование множества значений при решении уравнений. Из второго уравнения системы получаем Использование множества значений при решении уравнений, что удовлетворяет и первому уравнению. Таким образом, система (а значит, и данное уравнение) имеет единственное решение Использование множества значений при решении уравнений.

Если раскрыть скобки и привести обе части уравнения к общему знаменателю, то для нахождения корней полученного уравнения придется решать полное уравнение восьмой степени, все корни которого мы не сможем найти.

Попытаемся оценить области значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. Поскольку на ОДЗ Использование множества значений при решении уравнений, то в левой части уравнения стоит сумма двух взаимно обратных положительных чисел, которая всегда больше или равна 2. В правой части из 2 вычитается неотрицательное число Использование множества значений при решении уравнений. Таким образом, при всех значениях Использование множества значений при решении уравненийполучаем значение, меньшее или равное 2. Равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда обе части равны 2.

Пример №425

Решите систему уравнений Использование множества значений при решении уравнений

Решение:

► ОДЗ: Использование множества значений при решении уравненийРассмотрим функцию Использование множества значений при решении уравнений. На своей области определения Использование множества значений при решении уравненийэта функция является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций). Тогда первое уравнение заданной системы, которое имеет вид Использование множества значений при решении уравнений, равносильно уравнению Использование множества значений при решении уравнений. Таким образом, на ОДЗ заданная система равносильна системе Использование множества значений при решении уравнений

Подставляя Использование множества значений при решении уравненийво второе уравнение системы, имеем Использование множества значений при решении уравнений, Использование множества значений при решении уравнений. Учитывая, что на ОДЗ Использование множества значений при решении уравнений, получаем Использование множества значений при решении уравнений. Тогда Использование множества значений при решении уравнений.

Иногда свойства функций удается применить при решении систем уравнений. Если заметить, что в левой и правой частях первого уравнения заданной системы стоят значения одной и той же функции, которая является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций), то равенство Использование множества значений при решении уравненийдля возрастающей функции возможно тогда и только тогда, когда Использование множества значений при решении уравнений, поскольку возрастающая функция может принимать одинаковые значения только при одном значении аргумента. (Заметим, что такое же свойство будет иметь место и для убывающей функции.)

Замечание. Утверждение, обоснованное в комментарии к задаче 2, может быть использовано при решении аналогичных задач. Коротко его можно сформулировать так: если функция Использование множества значений при решении уравненийявляется возрастающей (или убывающей) на определенном множестве, то на этом множестве Использование множества значений при решении уравнений

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Математика
  2. Алгебра
  3. Линейная алгебра
  4. Векторная алгебра
  5. Высшая математика
  6. Дискретная математика
  7. Математический анализ
  8. Математическая логика
Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
  • Метод математической индукции
  • Система координат в пространстве
  • Иррациональные числа
  • Действительные числа
  • Интеграл и его применение
  • Первообразная и интегра
  • Уравнения и неравенства
  • Уравнения и неравенства содержащие знак модуля

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Область допустимых значений (ОДЗ): теория, примеры, решения

Любое выражение с переменной имеет свою область допустимых значений, где оно существует. ОДЗ необходимо всегда учитывать при решении. При его отсутствии можно получить неверный результат.

В данной статье будет показано, как правильно находить ОДЗ, использовать на примерах. Также будет рассмотрена важность указания ОДЗ при решении.

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Допустимые и недопустимые значения переменных

Данное определение связано с допустимыми значениями переменной. При введении определения посмотрим, к какому результату приведет.

Начиная с 7 класса, мы начинаем работать с числами и числовыми выражениями. Начальные определения с переменными переходят к значению выражений с выбранными переменными.

Когда имеются выражения с выбранными переменными, то некоторые из них могут не удовлетворять. Например, выражение вида 1 : а , если а = 0 , тогда оно не имеет смысла, так как делить на ноль нельзя. То есть выражение должно иметь такие значения, которые подойдут в любом случае и дадут ответ. Иначе говоря, имеют смысл с имеющимися переменными.

Если имеется выражение с переменными, то оно имеет смысл только тогда, когда при их подстановке значение может быть вычислено.

Если имеется выражение с переменными, то оно не имеет смысл, когда при их подстановке значение не может быть вычислено.

То есть отсюда следует полное определение

Существующими допустимыми переменными называют такие значения, при которых выражение имеет смысл. А если смысла не имеет, значит они считаются недопустимыми.

Для уточнения вышесказанного: если переменных более одной, тогда может быть и пара подходящих значений.

Для примера рассмотрим выражение вида 1 x — y + z , где имеются три переменные. Иначе можно записать, как x = 0 , y = 1 , z = 2 , другая же запись имеет вид ( 0 , 1 , 2 ) . Данные значения называют допустимыми, значит, можно найти значение выражения. Получим, что 1 0 — 1 + 2 = 1 1 = 1 . Отсюда видим, что ( 1 , 1 , 2 ) недопустимы. Подстановка дает в результате деление на ноль, то есть 1 1 — 2 + 1 = 1 0 .

Видео:Математика без Ху!ни. Метод Гаусса. Совместность системы. Ранг матрицы.Скачать

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса. Совместность системы. Ранг матрицы.

Что такое ОДЗ?

Область допустимых значений – важный элемент при вычислении алгебраических выражений. Поэтому стоит обратить на это внимание при расчетах.

Область ОДЗ – это множество значений, допустимых для данного выражения.

Рассмотрим на примере выражения.

Если имеем выражение вида 5 z — 3 , тогда ОДЗ имеет вид ( − ∞ , 3 ) ∪ ( 3 , + ∞ ) . Эта область допустимых значений, удовлетворяющая переменной z для заданного выражения.

Если имеется выражения вида z x — y , тогда видно, что x ≠ y , z принимает любое значение. Это и называют ОДЗ выражения. Его необходимо учитывать, чтобы не получить при подстановке деление на ноль.

Область допустимых значений и область определения имеет один и тот же смысл. Только второй из них используется для выражений, а первый – для уравнений или неравенств. При помощи ОДЗ выражение или неравенство имеет смысл. Область определения функции совпадает с областью допустимых значений переменной х к выражению f ( x ) .

Видео:Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

Как найти ОДЗ? Примеры, решения

Найти ОДЗ означает найти все допустимые значения, подходящие для заданной функции или неравенства. При невыполнении этих условий можно получить неверный результат. Для нахождения ОДЗ зачастую необходимо пройти через преобразования в заданном выражении.

Существуют выражения, где их вычисление невозможно:

  • если имеется деление на ноль;
  • извлечение корня из отрицательного числа;
  • наличие отрицательного целого показателя – только для положительных чисел;
  • вычисление логарифма отрицательного числа;
  • область определения тангенса π 2 + π · k , k ∈ Z и котангенса π · k , k ∈ Z ;
  • нахождение значения арксинуса и арккосинуса числа при значении, не принадлежащем [ — 1 ; 1 ] .

Все это говорит о том, как важно наличие ОДЗ.

Найти ОДЗ выражения x 3 + 2 · x · y − 4 .

Решение

В куб можно возводить любое число. Данное выражение не имеет дроби, поэтому значения x и у могут быть любыми. То есть ОДЗ – это любое число.

Ответ: x и y – любые значения.

Найти ОДЗ выражения 1 3 — x + 1 0 .

Решение

Видно, что имеется одна дробь, где в знаменателе ноль. Это говорит о том, что при любом значении х мы получим деление на ноль. Значит, можно сделать вывод о том, что это выражение считается неопределенным, то есть не имеет ОДЗ.

Ответ: ∅ .

Найти ОДЗ заданного выражения x + 2 · y + 3 — 5 · x .

Решение

Наличие квадратного корня говорит о том, что это выражение обязательно должно быть больше или равно нулю. При отрицательном значении оно не имеет смысла. Значит, необходимо записать неравенство вида x + 2 · y + 3 ≥ 0 . То есть это и есть искомая область допустимых значений.

Ответ: множество x и y , где x + 2 · y + 3 ≥ 0 .

Определить ОДЗ выражения вида 1 x + 1 — 1 + log x + 8 ( x 2 + 3 ) .

Решение

По условию имеем дробь, поэтому ее знаменатель не должен равняться нулю. Получаем, что x + 1 — 1 ≠ 0 . Подкоренное выражение всегда имеет смысл, когда больше или равно нулю, то есть x + 1 ≥ 0 . Так как имеет логарифм, то его выражение должно быть строго положительным, то есть x 2 + 3 > 0 . Основание логарифма также должно иметь положительное значение и отличное от 1 , тогда добавляем еще условия x + 8 > 0 и x + 8 ≠ 1 . Отсюда следует, что искомое ОДЗ примет вид:

x + 1 — 1 ≠ 0 , x + 1 ≥ 0 , x 2 + 3 > 0 , x + 8 > 0 , x + 8 ≠ 1

Иначе говоря, называют системой неравенств с одной переменной. Решение приведет к такой записи ОДЗ [ − 1 , 0 ) ∪ ( 0 , + ∞ ) .

Ответ: [ − 1 , 0 ) ∪ ( 0 , + ∞ )

Видео:Решение квадратных уравнений. Метод разложения на множители. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Метод разложения на множители. 8 класс.

Почему важно учитывать ОДЗ при проведении преобразований?

При тождественных преобразованиях важно находить ОДЗ. Бывают случаи, когда существование ОДЗ не имеет место. Чтобы понять, имеет ли решение заданное выражение, нужно сравнить ОДЗ переменных исходного выражения и ОДЗ полученного.

  • могут не влиять на ОДЗ;
  • могут привести в расширению или дополнению ОДЗ;
  • могут сузить ОДЗ.

Рассмотрим на примере.

Если имеем выражение вида x 2 + x + 3 · x , тогда его ОДЗ определено на всей области определения. Даже при приведении подобных слагаемых и упрощении выражения ОДЗ не меняется.

Если взять пример выражения x + 3 x − 3 x , то дела обстоят иначе. У нас имеется дробное выражение. А мы знаем, что деление на ноль недопустимо. Тогда ОДЗ имеет вид ( − ∞ , 0 ) ∪ ( 0 , + ∞ ) . Видно, что ноль не является решением, поэтому добавляем его с круглой скобкой.

Рассмотрим пример с наличием подкоренного выражения.

Если имеется x — 1 · x — 3 , тогда следует обратить внимание на ОДЗ, так как его необходимо записать в виде неравенства ( x − 1 ) · ( x − 3 ) ≥ 0 . Возможно решение методом интервалов, тогда получаем, что ОДЗ примет вид ( − ∞ , 1 ] ∪ [ 3 , + ∞ ) . После преобразования x — 1 · x — 3 и применения свойства корней имеем, что ОДЗ можно дополнить и записать все в виде системы неравенства вида x — 1 ≥ 0 , x — 3 ≥ 0 . При ее решении получаем, что [ 3 , + ∞ ) . Значит, ОДЗ полностью записывается так: ( − ∞ , 1 ] ∪ [ 3 , + ∞ ) .

Нужно избегать преобразований, которые сужают ОДЗ.

Рассмотрим пример выражения x — 1 · x — 3 , когда х = — 1 . При подстановке получим, что — 1 — 1 · — 1 — 3 = 8 = 2 2 . Если это выражение преобразовать и привести к виду x — 1 · x — 3 , тогда при вычислении получим, что 2 — 1 · 2 — 3 выражение смысла не имеет, так как подкоренное выражение не должно быть отрицательным.

Следует придерживаться тождественных преобразований, которые ОДЗ не изменят.

Если имеются примеры, которые его расширяют, тогда его нужно добавлять в ОДЗ.

Рассмотрим на примере дроби вида x x 3 + x . Если сократить на x , тогда получаем, что 1 x 2 + 1 . Тогда ОДЗ расширяется и становится ( − ∞ 0 ) ∪ ( 0 , + ∞ ) . Причем при вычислении уже работаем со второй упрощенной дробью.

При наличии логарифмов дело обстоит немного иначе.

Если имеется выражение вида ln x + ln ( x + 3 ) , его заменяют на ln ( x · ( x + 3 ) ) , опираясь на свойство логарифма. Отсюда видно, что ОДЗ с ( 0 , + ∞ ) до ( − ∞ , − 3 ) ∪ ( 0 , + ∞ ) . Поэтому для определения ОДЗ ln ( x · ( x + 3 ) ) необходимо производить вычисления на ОДЗ, то есть ( 0 , + ∞ ) множества.

При решении всегда необходимо обращать внимание на структуру и вид данного по условию выражения. При правильном нахождении области определения результат будет положительным.

💥 Видео

Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

Математика| Разложение квадратного трехчлена на множители.Скачать

Математика| Разложение квадратного трехчлена на множители.

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных Уравнений

Самый короткий тест на интеллект Задача Массачусетского профессораСкачать

Самый короткий тест на интеллект Задача Массачусетского профессора

Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс.Скачать

Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс.

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.Скачать

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.

9 класс, 15 урок, Определение числовой функции. Область определения, область значения функцииСкачать

9 класс, 15 урок, Определение числовой функции. Область определения, область значения функции

Решение неравенства методом интерваловСкачать

Решение неравенства методом интервалов

Функция. Область определения функции. Практическая часть. 10 класс.Скачать

Функция. Область определения функции. Практическая часть. 10 класс.

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Решение уравнений на множестве Q. -6 классСкачать

Решение уравнений на множестве Q. -6 класс

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?
Поделиться или сохранить к себе: