О чем эта статья:
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
- Определение показательных неравенств
- Как решать показательные неравенства
- Показательные неравенства, сводящиеся к простейшим
- Пример 1
- Показательные неравенства, сводящиеся к квадратным
- Пример 1
- Показательные неравенства, сводящиеся к рациональным
- Пример 1
- Пример 2
- Однородные показательные неравенства
- Пример 1
- Неравенства, решаемые графическим методом
- Пример 1
- Пример 2
- Технологическая карта урока математики «Показательные уравнения и неравенства»
- Просмотр содержимого документа «Технологическая карта урока математики «Показательные уравнения и неравенства» »
- Технологическая карта урока «Показательные уравнения и неравенства»
- 🎥 Видео
Видео:Это просто! Как решать Показательные Неравенства?Скачать
Определение показательных неравенств
Показательными считаются неравенства, которые включают в себя показательную функцию. Другими словами, это неравенства с переменной в показателе степени: a f(x) > a g(x) , a f(x) g(x) .
Из них показательно-степенными неравенствами являются те, в которых есть переменные и в показателе степени, и в основании.
Для изучения этой темы стоит повторить:
И, конечно, для решения тригонометрических и логарифмических показательных неравенств также придется вспомнить формулы соответствующих разделов алгебры.
Если все это еще свежо в памяти, давайте приступим. Как и к показательным уравнениям, к неравенствам стоит подходить, помня о свойствах показательной функции. Напомним, что она выглядит так: y = a x , где a > 0 и a ≠ 1. Два графика ниже дают представление о том, на что похожа такая функция, когда основание степени а больше и меньше единицы. Наверняка вы уже догадались, каково главное свойство этой функции. Да, она монотонна.
При этом заметьте — значения а всегда больше нуля. На практике в этом несложно убедиться, если возводить какое-либо число во всевозможные степени, включая отрицательные. Например: 2 -2 = 4, 2 -4 = 1/16 и т. д. Значение функции будет уменьшаться, но никогда не достигнет нуля.
Для любых а и х верно неравенство a x > 0, т. е. показательная функция не принимает отрицательных значений.
Запишем следствие монотонности показательной функции в виде формул:
- a f(x) > a g(x) f(x) > g (x), когда функция возрастает, т. е. а > 1;
- a f(x) > a g(x) f(x)
Видео:ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать
Как решать показательные неравенства
Как мы уже говорили, для успешного освоения этой темы нужно хорошенько повторить все, что касается показательных уравнений. Способы решения показательных неравенств выглядят примерно так же — мы будем пытаться упростить выражение, получить одинаковые степени или одинаковые основания, по возможности свести все к квадратному или рациональному уравнению. Но есть и свои тонкости.
Допустим, у нас есть простейшее показательное неравенство:
Если вы помните, как решались показательные уравнения, не придется долго думать, что делать с таким неравенством — приведем его к одинаковому основанию:
Казалось бы, все логично, но всегда ли можно смело вычеркивать одинаковые основания степеней? А что, если вместо 3 у нас основание степени будет 0,5? Посмотрим:
Проверим, верно ли в таком случае х > 2.
0,5 3 = 0, 125 и т. д.
Как видите, на самом деле в этом случае х
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений при решении заданий базового уровня по теме урока. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Организует фронтальный опрос, самостоятельную работу; организует самопроверку учащимися своих работ по ответам с фиксацией полученных результатов. 1. Какую функцию называют показательной? 2. Как определить монотонность показательной функции? 3. Определите, возрастает или убывает показательная функция:
4. Для чего необходимо знать свойства возрастающей и убывающей функции? и и 6. На каком свойстве функции у = основано решение показательных неравенств? 7. Решите неравенства: 2 3 х 3 х 8. Назовите основные способы решения показательных неравенств (приведение к одному основанию, решение однородных неравенств, вынесение общего множителя за скобки, введение новой переменной, функционально-графический). 8. Укажите способы решения данных показательных неравенств: 1. 2. -3* — 4 ≥ 0 4. — 3* ≥ 5. 6-х Приведение к одному основанию Вынесение общего множителя за скобки Решение однородных неравенств (деление на одну из степеней) Введение новой переменной
, , , , , . , , , , , . , , , , . , , , , , . Проверка домашнего задания Домашнее задание дифференцированного характера с правом выбора. Домашнее задание уровня 1 Домашнее задание уровня 2 Домашнее задание уровня 3 1.№ 13.5 (в) Решите неравенство ≤ 2. Укажите наименьшее целое решение неравенства 3. № 13.27. Решить неравенство — 4* +3≤0 1. Решить неравенство №13.23 — ≤ -7* 2.№ 13.25 + + ≥57 3.№ 13.31 — +3 1.Укажите наименьшее целое решение неравенства 2.Разобрать решение неравенства в примере 5 из учебника на стр. 114 ( +х+1)≤1 Проверка домашней работы по слайду. На доске. Решение примера №5 из учебника. Отвечают на вопросы учителя. Решают самостоятельную работу №1 в виде теста в программе « Mimio Studio». После каждого задания показывается ответ; учащиеся сверяют результаты своей работы. Научатся контролировать степень усвоения знаний, умений и навыков решения базовых показательных уравнений и неравенств. Учащиеся получат возможность научиться сформировать навыки успешно, точно, безошибочно и быстро выполнять решение заданий базового уровня. Научатся осуществлять самоконтроль, прилагать волевые усилия в преодолении трудностей; Учащиеся получат возможность научиться активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.) Научатся обдумывать цель; осознать практическую и личностную значимость учебного материала. Учащиеся получат возможность научиться высказывать мнение. 2.Этап построения выхода из затруднения. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной учебной деятельности. Показывает слайды с темой и целями урока. Знакомит учащихся с формулами замены функции при решении показательных неравенств. Указать, что существует ещё метод, помогающий решать сложные неравенства, часто встречающиеся при сдаче профильного экзамена в форме ЕГЭ (№15). Мы с ним уже встречались применительно к иррациональным неравенствам и к неравенствам с модулем. Это метод … (замены сложной функции на равносильную более простую функцию или его называют метод рационализации) Обдумать важность этого урока для дальнейшего успешного обучения и подготовки к контрольной работе и к ЕГЭ. Рассмотрим таблицы, позволяющие рационализировать показательные неравенства . Таблица для рационализации в показательных неравенствах: f и g — функции от x , h — функция или число, V — один из знаков ›,≤,≥,‹.Таблица работает при условии h ›0, h ≠1.
Опять же, по сути, нужно запомнить первую и третью строчки таблицы. Вторая строка — частный случай первой, а четвертая строка — частный случай третьей. Записывают тему урока в тетрадь. Объясняют важность научиться решать показательные неравенства для дальнейшего успешного обучения. Сформировать осознанный интерес к теме урока. Учащиеся получат возможность научиться целостно представить изучение темы Научатся обдумывать цель; осознать практическую и личностную значимость учебного материала. Учащиеся получат возможность научиться высказывать мнение. | ||||||
Цель: осознание учащимися места и причины собственных затруднений в выполнении изученных ранее способов решения базовых показательных неравенств; постановка цели и способов коррекционной деятельности; закрепление способов решения заданий, вызвавших затруднения. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Учитель предлагает классу три группы заданий разных по сложности. Учитель вызывает к доске учащихся выполнить задание первой группы. Затем предлагает им выполнить оставшиеся задания самостоятельно. Учитель вызывает к доске учащегося из второй группы, который выполняет любое из пяти заданий. Остальные задания учащиеся выполняют самостоятельно. Учитель с учащимися третьей группы представляют всему классу новый способ решения неравенства и объясняет преимущество этого метода перед традиционным. Задания группы 1 Задания группы 2 Задания группы 3 1. 2. 1. 2. Укажите количество целых решений неравенства 1. Укажите количество целых решений неравенства
Задания группы сложности. Запишите неравенство в виде системы рациональных неравенств. 1. 1 2. 1 3. 1 4. ≥ 1 5. Задания группы сложности. Запишите неравенство в виде системы рациональных неравенств. 1. 2. 3. 4. 5. Задания группы сложности. Решите неравенство методом рационализации. 1 Учащиеся самостоятельно выбирают задания из той или иной группы, основываясь на понимании материала. Анализируют свои решения и определяют место ошибок; выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила), в которых допущены ошибки. Ученики задают вопросы по решению заданий из работы; другие учащиеся объясняют способы решения этих заданий. Исправляют свои ошибки с помощью эталона. Остальные ученики решают дифференцированные задания по карточкам. Научатся анализировать свои ошибки в решении заданий, формулировать, какие понятия и способы решения им надо научиться применять. Учащиеся, не допустившие ошибок, получат возможность научиться правильно выражать свои мысли в устной форме, развить творческие способности. Научатся анализировать и сопоставлять результаты своей деятельности; ставить перед собой коррекционные цели; Учащиеся получат возможность научиться выступать перед аудиторий; преодолевать трудности. | ||||||
Цель: закрепление изученных способов решения и применение знаний в новых ситуациях. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Организация работы групп по решению заданий повышенного уровня сложности. Собирает самостоятельные работы творческого уровня. Организует самостоятельную работу; организует самопроверку учащимися своих работ по эталону и для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления. Исторические сведения о розе (сообщение учащегося). Учащиеся решают неравенства используя новый метод рационализации. После каждого задания показывается ответ; учащиеся сверяют результаты своей работы. Остальные ученики работают в творческих группах. Научатся решать задания базового уровня по данной теме; контролировать степень усвоения знаний, умений и навыков решения; Учащиеся получат возможность научиться решать задания повышенного уровня по данной теме. Научатся осуществлять самоконтроль, прилагать волевые усилия в преодолении трудностей; активизировать память, мышление, внимание. Учащиеся получат возможность научиться мыслить творчески, взаимодействовать в группе, учитывать мнение одноклассников, быть толерантным. | ||||||
Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности на уроке; подведение итогов урока. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Предлагает учащимся проанализировать результаты работы на уроке; заполнить таблицу рефлексии; выбрать домашнее задание в соответствии с результатами деятельности на уроке (домашнее задание дифференцированное) Показ итогового слайда. Проанализируйте результаты своей деятельности в соответствии с поставленной целью урока. Заполните таблицу рефлексии. Домашнее задание (дифференцированное): По желанию можно выполнить дома задания из самостоятельной работы творческого уровня (на карточках). Анализируют свои успехи и деятельность на уроке. Заполняют таблицу рефлексии. Выбирают и записывают домашнее задание; по желанию берут карточку с работой домой. Смотрят итоговый слайд. Научатся анализировать степень усвоения знаний, умений и навыков; в соответствии с результатами этого анализа научатся планировать свою учебную работу дома; Учащиеся получат возможность научится анализировать, прогнозировать и обобщать выводы о результатах своей работы; развить культуру самоуправления учением. Научатся формировать навыки самоконтроля и анализа результатов работы; сознательно относиться к выбору домашнего задания; развивать культуру учебного труда. Учащиеся получат возможность развить способность мыслить критически; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 🎥 ВидеоРеакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать Самый короткий тест на интеллект Задача Массачусетского профессораСкачать ✓ Показательное уравнение | ЕГЭ-2017. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ системы показательных неравенствСкачать Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать Показательные уравнения. Задание 13 | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать ✓ Показательное неравенство | ЕГЭ-2018. Задание 14. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать Как решать такие системы показательных уравненийСкачать Показательные уравнения. Практическая часть. 11 класс.Скачать Как решать системы показательных уравнений. Урок№ 27Скачать Математика это не ИсламСкачать |