Работа с осью исторического времени. Особое внимание уделено решению практических заданий на измерение времени.
Просмотр содержимого документа
«Роль времени в понимании процесса истории»
ОСЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Ось времени – это координатная прямая, имеющая три характеристики: 1) точку отсчета времени; 2) масштаб и 3) направление движения времени.
М: 1 дел. – 100 лет; многоточие показывает, что промежутки даны вне масштаба времени
Периоды теории социально-экономических формаций, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в XIX веке:
I – первобытнообщинный строй длился от 2.0 млн. лет до 4 тыс. до н.э.- период развития «бесклассового общества»;
II – рабовладельческий строй длился от 4 тыс. до н.э. до V века н.э. — был «обществом эксплуатации рабовладельцами рабов»;
III – феодальный строй длился от V века до XVII века н.э. – был «обществом эксплуатации феодалами крепостных крестьян»;
IV – капиталистический строй длился от XVII века н.э. до XX века – был «обществом эксплуатации капиталистами наемных рабочих»;
V – социализм развивался в XX веке как общество, в котором средства производства были собственностью народа, но ими распоряжалось государство в интересах общества; после поражения СССР — борьба между социализмом и капитализмом за выбор пути развития человечества продолжается.
Периоды теории стадий роста знаний и технологий человечества, созданной буржуазными мыслителями 2-ой пол. ХХ в.:
А. Доиндустриальная (допромышленная) стадия длилась от 2.0 млн. лет до н.э. до 18 века н.э. — в которой развивалось «традиционное общество»;
Б. Индустриальная стадия длилась от 18 века н.э. до середины 20 века н.э.- в которой развивались как «рыночное», так и «плановое» общества;
В. Постиндустриальная стадия возникает с середины 20 века – в которой развивается «смешанное общество».
Начальные точки отсчета времени цивилизациями:
1. Европейской — от Рождения Христа (Р.Х) – 1 год н.э. 3. Византийской (Древнерусской) – от создания богом мира – 5508 год до н.э.
2. Римской – от основания г. Рима – 753 год до н.э. 4. Древнегреческой – от начала Олимпийских игр – 776 год до н.э.
5. Мусульманской – от Хиджры (бегства Мухаммеда из Мекки в Медину) – 622 год н.э.
6. Буддистской – от смерти Будды – 544 год до н.э. 7. Еврейской (иудейской) – от сотворения богом мира – 3761 год до н.э.
Домашнее задание (Д/з): 1.Подсчитать продолжительность каждого периода в обеих теориях; 2.Подсчитать какой год идет сейчас по календарю
Алгоритм по измерению исторического времени
1.Ось времени делится на две части: до нашей эры (до Р.Х.) и нашей эры (после Р.Х). – Это означает:
а). Время до н.э. идет от бесконечности до 1 года н.э. Из этого факта следует два вывода:
— название века и его начальное значение совпадают, например: XI век начинается с 1101 года, а XIX в.- с 1901г.
— значение века идет от большего числа к меньшему, т.е. убывает -XI в. = 1101 – 1001гг.; XIX = 1901 — 1801гг.
б). Время н.э. увеличивается от 1 года н.э. до бесконечности. Отсюда следует два следствия:
-название века и его числовое значение не совпадают, начало века всегда на единицу меньше названия века, например: XI век начинается с 1001 года, а XX в. – с 1901 года и т. д.;
— значение века идет от меньшего числа к большему значению, т.е. по возрастающей, например: XI в. = 1001 — 1101 гг.; а XX в. = 1901 — 2001 годы и т.д..
2. Любой век и тысячелетие, лучше начинать считать и заканчивать 1 годом, например: V в.н.э. = 401 – 501 гг.;
а 2 тысячелетие до н.э.= 2001 – 1001 гг., или вторая четверть VIII века равна 726-751гг. тогда разница равна правильной величине промежутка. Запомните (N/B): века принято обозначать римскими цифрами.
3. Любой век и тысячелетие можно разделить на бесконечное множество периодов, но практически их делят на половину, три или четыре периода. Иногда выделяют в веке 10-тые, 20-тые, …80-тые , 90-тые годы.
4.Название века или его части означает не число, а промежуток времени, например: I треть Х века до н.э. – это означает не число, а промежуток из двух чисел – начала и конца – и оно = 1001 – 968 гг.; определяя промежуток необходимо следить за точностью подсчета его величины. Например, II четверть III в. до н.э. равна ? ( в уме опре-деляем: четверть = 25 годам; 1-я четверть III в. до н.э. = 301 – 25=276 лет;), следовательно, II четверть III в. до н.э. = 276 – 251 гг. до н.э. Как правило, время после Р.Х. не поясняется буквами «н.э.»
Домашние задания (Д/з) для понимания «оси времени»: определить значение времени – 1. ХV век н.э.; 2. ХIII век до н.э.; 3. II треть ХVII века до н.э.; 4. III четверть ХVIII века н.э; 5. Последняя треть XXII векa до н.э.
Современные представления об этапах развития Человечества:
а) Общая схема развития человечества во времени:
1.Древний мир от возникновения Человечества до разрушения Римской Империи длился-от2.0 млн. лет тому назад до V века н. э. Примечание: сейчас из периода Древнего мира выделяют:
а) Первобытную историю – от 2.0 млн. лет тому назад до 4 – го тысячелетия до н.э.;
б) Историю Древнего мира – от 4 – го тысячелетия до V века н.э. – от появлений цивилизаций Востока до падения Рима.
2. История Средних веков – от V века н.э. до XV века н.э. – 476 – 1492 годы – от падения Западной Римской Империи до открытия Колумбом Америки; В «Средневековье» выделяют: 1.Раннее (V-Xвв.); 2. Высокое (XI- XIII вв.); 3.Позднее (XIV-XVвв.);
3.История Нового времени – от XV века до начала ХХ века: — 1492 – 1914 годы.
Примечание: в наше время этот период делят на две части:
а) Раннее Новое время: от плавания Колумба до конца Великой Французской буржуазной революции — от1492 г. до 1799 года;
б) Позднее Новое время: от окончания Великой Французской революции до начала I Мировой войны – 1799 — 1914гг.
4. Новейшее время начинается от начала Первой Мировой войны – 1914 — 1918 годы.
Примечание: хронология всех этих периодов достаточно условна и различна в разных учебных пособиях.
Решение нестандартных задач и вопросов по хронологии
Примеры задач повышенной трудности требуют не только знания систем летоисчисления и календарей разных народов,
но и логического мышления. Предложенные образцы нестандартных хронологических задач, вопросов, показывают, как
можно создать массу задач и заданий с реальными историческими сюжетами. Вот образцы:
Соотнесите даты важных событий Киевской Руси в этих задачах и по христианскому календарю, и «от сотворения мира»
и решите «какое из двух событий описанных в «Повести временных лет», произошло раньше и на сколько лет:
. «В лето 6494. Пришли Болгары Махметовой веры и немцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили
каждый закон свой»; Ответ: 6494 – 5508 = 986 год н.э.
. В 988 г. «пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе»;
Ответ: 988 + 5508 = 6496 год от византийского летоисчисления.
3. Александр Македонский родился в год 105-й олимпиады. В каком году по христианскому календарю это было?
Ответ: 776 – (4х105) =356г. до н.э.
В 7000 году было совершено географическое открытие. В каком году по христианскому календарю это было?
Ответ: 7000 — 5508=1492 г. Открытие Америки.
Продолжая дело Мухаммеда, халифы в 89 г. от хиджры завоевали Северную Африку и Испанию, бассейн реки Инд, а спустя 40 лет победили китайцев на реке Талас. В каких годах от Рождества Христова произошли эти события?
Ответ: 1) 622 + 89 = 711 год н.э. 2) 711+40 = 751 год.
Что произошло за 900 лет и за 100 лет о принятия Манифеста о вольности дворянства? – Манифест принят в 1762 года;
За 900 лет до этого в Новгород приглашен Рюрик (862 г.); за 100 лет до этого был Медный бунт в Москве (1662 г.).
7. Что было за 1000 лет до победы в Великой Отечественной войне? – В 945 г. – погиб князь Игорь.
8. Где и когда встретились Юрий Долгорукий и Святослав Северский? Что произошло через 400 лет после этого? –
Встреча произошла в Москве в 1147 году. Через 400 лет (1547 г.) произошло венчание Ивана IV на царство.
9. Когда и какое событие произошло на реке Непрядве? Что было за два года до этого и через два года? Каким событием ознаменован год через 100 лет? – На реке Непрядва произошла Куликовская битва (1380 г.); за два года до этого – битва на реке Вожа (1378 г.), через два года – Сожжение Тохтамышем Москвы (1382 г.); через 100 лет – окончание ордынского ига (1480 г. – «стояние» на реке Угре).
10. Какое событие состоялось за 100 лет до принятия Соборного Уложения (1649 год) Алексея Михайловича? – За 100 лет до этого в России был впервые созван Земский Собор (1549 год).
11. Какие два события отстоят друг от друга на 500 лет, а даты их оканчиваются на чёртову дюжину? – 1113 г. – начало правления Владимира Мономаха; 1613 г. – начало правления династии Романовых.
12.Какие три события отмечены 1581 годом? – В 1581 г. Иван Грозный (убивает?) своего сына Ивана; вводит «заповедные» лета; Ермак начинает покорение Сибири.
Примеры решения хронологических уравнений с помощью условных знаков:
13. «=» — знак тождества, аналога. Например, 1240…1242 гг.; победы А. Невского над рыцарями Европы;
14. «↔» — знак противоположности. Например, 1147…1238 гг.; основание Москвы и ее разрушение отрядами Батыя;
15. «→» — знак следствия. Например, 1380…1480 гг.; победа Руси на поле Куликовом привела к победе на
реке Угре и к свержению ига Золотой Орды;
многоточия везде заменяем соответствующим знаком (символом) и
пишем полный словесный ответ.
Видео:Решение логарифмических уравнений #shortsСкачать
Хронологические задачи: примеры решения задач
Данная методическая разработка направлена на объяснение ученикам 5 класса принципа решения хронологических задач. Приведены примеры их решения.
Просмотр содержимого документа
«Хронологические задачи: примеры решения задач»
Хронологические задачи: ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Какой год предшествовал 92 г. до н.э.? Ответ: 93 г. до н.э. (так как счет лет до н.э. ведется в обратном порядке)
Какой год наступит после 81 г. до н.э.? Ответ: 80 г. до н.э. (так как счет лет до н.э. ведется в обратном порядке)
Какой год был раньше? 12 г. до н. э. или 13 г. до н. э.? На сколько? Ответ: 13 г. до н.э. На 1 год: 13-12=1
Город Рим возник в 753 г. до н.э. Сколько лет прошло от этого события до наших дней? Ответ: 2769 лет : 753+2016=2769
В 586 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор2 захватил Иерусалим, а в 1099 г. в Иерусалим пришли крестоносцы. Сколько лет прошло между событиями? Ответ: 1685 лет : 586+1099=1685
Отметьте решение на ленте времени:
Какая битва произошла раньше Марафонская (480 г.до н.э.) или битва при Каннах (216 г.до н.э.)? На сколько? Ответ: Марафонская битва. На 264 года : 480-216=264
Первая Пуническая война началась в 264 г. до н.э., а закончилась победой Рима над Карфагеном в 241 г. до н.э. Сколько лет длилась Первая Пуническая война? Ответ: 23 года : 264-241=23
Отметьте решение на ленте времени:
Петербург был основан в 1703 г. Сколько лет тому назад это было? Ответ: 313 лет назад: 2016-1703=313
Задачи на определение, когда произошло событие.
В 2750 г. до н.э. закончилось строительство. Какое это тысячелетие? Ответ: 3 тыс.до н.э. Какой это век? Ответ: 28 век до н.э.
В 455 г. вандалы захватили и ограбили Рим. В каком тысячелетии произошло событие? Ответ: в 1 тыс. н.э. В каком веке произошло событие? Ответ: в 5 веке н.э.
А) 1405 год — XV (15) в.; Б) 281 год – III (3) в.; В) 85 год – I (1) в.; Г) 1011 год – XI (11) в., Д) 1600 год – XVI (16) в.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЕК
1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й (прошло 40 лет 13 века), значит 1240 г. — это 13 век.
Если сейчас 2016 год, то какой сейчас век? 21 век (20 полных веков и 16 лет 21 века)
882 год. Это какой век? 9 век (8 полных веков и 82 года 9 века)
1900 год. Прошло полных 19 веков, значит 1900 год относится ещё к 19 веку.
Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать
Хронологическое уравнение по истории примеры
Автор: Туруева Медна Сулимановна
Организация: МБОУ «ООШ с. Ачхой-Мартан»
Населенный пункт: Чеченская Республика, с. Ачхой-Мартан
Общеизвестно, что без знания дат исторических событий невозможно хорошо знать историю. Даты исторических событий – это основополагающие понятия, без знаний которых невозможно знать такой предмет, как история.
Изучая историю, учащиеся должны знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше, а какое позже, какое событие относится к данной дате. О том, что учащиеся должны знать даты исторических событий свидетельствуют контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по истории, когда учащимся нужно расположить в хронологической последовательности заданные события и установить соответствие между событиями и годами (задание № 1, №2 ОГЭ, задания №1, №2, частично № 11 ЕГЭ). Также задание расположить события в хронологической последовательности встречается и во Всероссийских проверочных работах по истории в 8 классе.
Тема формирования хронологических знаний и умений на уроках истории была актуальна всегда. Многие обучающиеся запоминают даты исторических событий путем механического заучивания. А это приводит к тому, что выучив даты к конкретной теме урока, через некоторое время они их забывают, путают, с трудом могут вспомнить.
Изучение истории в основной школе начинается с изучения истории Древнего мира. Поэтому, на мой взгляд, основы хронологических знаний и умений должны быть заложены с 5 класса, а именно с первого урока.
При изучении истории Древнего мира в 5 классе изучают не так много дат, как в 6-9 классах. И для того чтобы, начиная с 5 класса механическое заучивание дат превратить в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий, учитель должен использовать разнообразные формы работы с датами, выделяя для этого время на каждом уроке.
Сегодня Вашему вниманию я хочу представить свой небольшой опыт формирования хронологических знаний и умений, рассказать, какие способы формирования хронологических знаний и умений использую в своей практике.
Предлагаю некоторые примеры заданий, которые помогают ученикам легче усваивать даты на уроках.
Начинаю я формирование хронологических умений и знаний, как и многие мои коллеги, с простого тестирования, постепенно переходя к изучению и запоминанию хронологических событий по схеме: «раньше» и «позже». Задания мною даются после изучения отдельно взятой темы или параграфа. Например, возьмем тему «Поход Александра Македонского на Восток». В этой теме основные даты это:
- 334 г. до н. э. – битва на реке Граник,
- 333 г. до н. э. – битва близ города Исс,
- 331 г. до н. э. – битва у селения Гавгамелы,
- 330-327 гг. до н. э. – походы Александра Македонского в Среднюю Азию,
- 327 г. до н.э. – поход в долину Инда
- 323 г. до н. э. – смерть Александра Македонского
Учащимся можно предложить следующие задания:
1. Какое из названных событий произошло в 334 г. до н.э?
А) битва при Иссе Б) битва у реки Граник В) битва у селения Гавгамелы Г) битва при Херонее
2.Какое из названных событий произошло раньше всех?
А) битва у селения Гавгамелы Б) начало похода в Среднюю Азию В) битва при Иссе Г) битва у реки Граник
4. Какое из названных событий произошло позже всех?
А) битва у реки Граник Б) начало похода в Среднюю Азию В) битва при Иссе Г) битва у селения Гавгамелы
5. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) битва у селения Гавгамелы Б) битва у реки Граник В) поход в долину Инда Г) битва при Иссе
Использую тесты на исключение лишнего для развития умений рассуждать логически на основе знания дат исторических событий. Это задание можно использовать в двух вариантах.
Вариант № 1.
Определите принцип образования хронологического ряда и вычеркните лишнюю дату А) 331 г до н.э. Б) 333 г до н.э. В) 334 г до н.э. Г) 338 г до н.э.
Вариант № 2.
Определите принцип образования хронологического ряда и вычеркните лишнюю дату. Назовите, какое событие произошло в этом году. А) 331 г до н.э. Б) 333 г до н.э. В) 334 г до н.э. Г) 338 г до н.э.
Для формирования хронологических умений и навыков можно использовать и такие задания:
Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу под соответствующими цифрами.
установление республики в Риме.
войны Рима с Пирром.
А
Б
В
Г
Также на уроках для проверки знаний дат и событий использую такие задания. Дается небольшой текст, в котором пропущены даты исторический событий и учащиеся должны вписать эти даты.
Прочитайте текст. Вместо точек проставьте пропущенные даты.
- Предводителем персов был Кир. В …..( 550 г. до н.э.) он поднял восстание против мидийского царя и разгромил его войско. В…..(546 г. до н.э.) Кир осадил лидийского царя Креза в его столице победил и взял в плен. В….. (538 г. до н.э.) Кир торжественно вступил в Вавилон. Сын Кира продолжил завоевания и в….. (525 г. до н.э.) захватил Египет.
- Изгнав Тарквиния Гордого и установив в ….. (509 до н.э.) республику римляне стали выбирать из патрициев двух правителей — консулов. В …. (390 г. до н.э.) над Римом нависла угроза. Через Альпы в Италию вторглись галльские племена. Ведя непрерывные войны, римляне, начали поодиночке подчинять область за областью. Город Тарент – самый богатый греческий город обратился за помощью к выдающемуся полководцу Пирру. В ….. (280 г. до н.э.) Пирр высадился в Италии.
На уроках для учащихся можно успешно использовать карточки с хронологическими уравнениями, которые напоминают арифметические примеры, где учащиеся должны прибавить, вычитать, разделить. Хронологические уравнениятоже можно использовать разными способами.
Найдите значение выражения, применив знание исторических дат, произведи с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата исторического события. Назови это событие.
- 1.(Битва при Херонеи+ битва у реки Граник): 2 – 5 = Х
Ответ: (338 + 334): 2 – 5 = 331 битва у Гавгамелы
- 2.(Нашествие Ксеркса на Элладу + начало реформ Солона): 2 – 28 = Х Ответ: (480 + 594): 2 – 28 = 509 установление республики в Риме.
- 3.(Марафонская битва + Саламинская битва): 2 – 6 = Х Ответ: (490 + 480): 2 – 6 = 479 битва при Платеях
- 4.(Марафонская битва + Саламинская битва): 2 – 95 = Х Ответ: (490 + 480): 2 – 95 = 390 нашествие галлов на Рим.
- 5.(отмена долгового рабства в Риме + битва у реки Граник):2+1= Х Ответ: (326 + 334):2+1= 331г до н.э. битва у Гавгамелы
- 6.(приход к власти Юлия Цезаря в Риме + морское сражение у мыса Акций): 2+4 = Х Ответ: (49 + 31): 2+4 = 44 г до н.э. убийство Юлия Цезаря.
- 7.(вторжение войск Ганнибала в Италию + битва у города Зама + битва при Каннах): 2 + начало восстание под предводительством Спартака –2 = Х Ответ: (218 + 202 + 216) : 2 +( 74 )–2 = 390 нашествие галлов на Рим.
Такие же карточки использую в 6 и 7 классах.
Найдите значение выражения, применив знание исторических дат, произведи с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата исторического события. Назови это событие. 6 класс
- (начало правления князя Владимира + Крещение Руси): 2 – 12 = Х ответ: (980 +988= 1968:2=984-12=972 убийство князя Святослава)
- (Невская битва + Ледовое побоище): 2 – 4 = Х ответ: (1240 + 1242 = 2482 : 2 =1241 – 4 = 1237 – начало монгольского нашествия на Русь
- (битва на реке Калке + начало монгольского нашествия на Русь): 2 + 10 =Х ответ: (1223 + 1237 = 2460: 2 =1230 + 10 = 1240 Невская битва)
- (первое упоминание о Москве + битва на реке Калке): 2 = Х Ответ:(1147 + 1223=2370 : 2 = 1185 – поход князя Игоря против половцев)
- (Куликовская битва + Невская битва): 2 + 5 = Х ответ: (1380 + 1240 = 2620: 2 = 1310 + 5 =1315 – начало правления Гедимина)
СПОСОБ № 2
Найдите значение выражения, заменив названия исторических событий их датами.
- Если к сумме дат начало восстание Спартака и захват Цезарем власти в Риме прибавить число 10, то получите дату земельного закона Тиберия Гракха в Риме. Запишите этот пример цифрами. Ответ: (74+ 49) + 10 = 133
- Если из суммы дат нашествие галлов на Рим и начало войны римлян с царем Пирром вычесть число 161, то получите дату установления республики в Риме. Запишите пример цифрами. Ответ: (390+ 280) – 161 = 509
- Если из суммы дат взятие Рима готами и разрушение города Коринфа вычесть число 44 и прибавить 100, то получите дату разрушения Ниневии. Запишите пример цифрами. Ответ: (410 + 146) – 44 +100 = 612
- Если к сумме дат, указ императора Константина, разрешавший христианам открыто молиться и земельного закона Тиберия Гракха прибавить дату перенесения столицы империи в Константинополь, то получите дату первых Олимпийских игр. Запишите этот пример цифрами. Ответ: (313 + 133) + 330 = 776
- Если из суммы дат нашествие битва при Фарсале и убийство Цезаря вычесть дату битвы при Филиппах, то получите дату захвата Цезарем власти в Риме. Запишите пример цифрами. Ответ: (48 + 44) – 43 = 49
Также на уроках я использую карточки-задания с головоломками. Например, судоку – головоломка с числами. Игровое поле судоку представляет собой квадрат, разделенный на меньшие квадраты. Все игровое поле состоит из 81 клетки, но я использую пока только 27 клеток. В начале игры в этих клетках стоят некоторые числа, которые являются подсказками. Ученик должен заполнить свободные клетки цифрами (датами исторических событий) от 1 до 9, так чтобы в каждом столбце, в каждой строке каждая цифра встречалась только один раз. Я делю вот это задание на уровни: простой уровень, сложный уровень. В простом уровне можно чтобы цифры повторялись, а в сложном нет. Но сложном уровне можно чтобы даты исторических событий повторялись.
Простой уровень. Заполните пустые клетки цифрами сверху вниз от 0 до 9 так, чтобы получились даты исторических событий. Назовите эти события.
146 г до н.э. – разрушение римлянами Карфагена
202 г до н.э – битва у города Зама
338 г до н.э. – битва при Херонее
776 г до н.э. – первые Олимпийские игры
480 г до н.э. – Саламинское сражение
509 г до н.э. – установление республики в Риме
326 г до н.э. – отмена долгового рабства в Риме
479 г до н.э. – сражение при Платеях
218 г до н.э. – вторжение Ганнибала в Италию
Сложный уровень. Заполните пустые клетки цифрами сверху вниз от 0 до 9 так, чтобы получились даты исторических событий. Назовите эти события.
753 г. до н.э. – основание Рима
218 г до н.э. – вторжение Ганнибала в Италию
490 г. до н.э. – Марафонская битва
538 г. до н.э. – взятие Вавилона персами
216 г. до н.э. – битва при Каннах
480 г. до н.э. – сражение при Фермопилах
612 г. до н.э. – разрушение Ниневии
Также для учащихся интересны задачи-головоломки как Кроссдат.
Кроссдат – задача-головоломка – заполнение цифрами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и вертикали получились заданные даты. Эту задачу-головоломку можно использовать разными способами. Первый способ: можно взять даты за два класса по истории России. Второй способ: можно взять даты за один класс, но, чтобы это были даты по истории России и по всеобщей истории. Третий способ: даты по истории России за несколько классов.
Вопросы. По горизонтали: 4. Невская битва. 6. Началопохода Ермака в Сибирь 7. Взятие Смоленска русскими войсками. 8. Начало правления Василия I в Москве. 9. Битва на реке Калке. 10. Издание Судебника Ивана IV.
По вертикали: 1. Начало правления князя Ярослава Мудрого. 2. Начало правления князя Владимира Мономаха. (Создание летописи «Повесть временных лет»). 3. Грюнвальдская битва. 5. Начало правления Гедимина в Великом княжестве Литовском.
Ответы. По горизонтали: 4. 1240. 6. 1581. 7. 1514. 8. 1389. 9. 1223. 10. 1550.
По вертикали: 1. 1019. 2. 1113. 3. 1410. 5. 1315.
Вопросы. По горизонтали: 4. Начало Реформации в Англии. 6. Создание Дж. Уаттом паровой машины. 7. Начало правления Василия III. 8. Начало Смоленской войны. 9. Казнь Джордано Бруно на костре. 10. Провозглашение Ивана IV царем.
По вертикали: 1. Открытие Нового света Х.Колумбом. 2. Грюнвальдская битва. 3. Начало Реформации в Германии. 5. Начало кругосветного путешествия Ф. Магеллана
Ответы: по горизонтали: 4. 1534. 6. 1784. 7. 1505. 8. 1632. 9. 1600. 10. 1547.
По вертикали: 1. 1492. 2. 1410. 3. 1517. 5. 1519.
Вопросы. По горизонтали: 4. Освобождение Москвы от поляков. 6. Начало правления Петра II. 7. Вечный мир с Речью Посполитой. 8. Медный бунт в Москве. 9. Переяславская Рада. 10. Основание Петербурга. СПОСОБ №3
По вертикали: 1. Ледовое побоище. 2. Сражение у мыса Гангут 3. Избрание на царство М. Романова. 5. Начало правления князя Ярослава Мудрого.
Ответы. По горизонтали: 4. 1612. 6. 1727. 7. 1686. 8. 1662. 9. 1654. 10. 1703.
По вертикали: 1. 1242. 2. 1714. 3. 1613. 5. 1019.
Все эти задания можно применять на уроках в разных формах: для закрепления, изученного на уроке материала, для индивидуальной, парной или коллективной проверки знаний хронологического материала, для проведения контрольных и интеллектуально-познавательных мероприятий. Такие задания, на мой взгляд, повысят интерес учащихся к изучению хронологического материала и обеспечат более глубокое усвоение учебного материала. Также можно: во-первых, используя индивидуальный подход узнать пробелы в знаниях конкретного ученика, а во-вторых, узнать какой хронологический материал нужно повторить.
При формировании хронологических знаний и умений необходимо соблюдать ряд условий. Первое условие – регулярность использования заданий. Второе условие – разнообразие и чередование данных заданий. Если они на каждом уроке будут выполнять одни и те же задания, то у учащихся пропадет интерес к выполнению таких заданий. Третье условие – выполнение данных заданий в игровой форме, для того чтобы сделать этот род занятий для детей интересным, увлекательным и ненавязчивым. И в итоге ученики будут хорошо усваивать необходимый для уроков истории хронологический материал.
Надеюсь, что мои идеи будут полезны и помогут коллегам в работе. Всем удачного учебного года!
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
2. Кулагина Г. Сто игр по истории. М., 1983
3. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. 1995
4. Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. Учеб. для студентов выс.учебных заведений. 2000
5. Осадчая Е.В. Формирование хронологических знаний, умений и навыков на уроках истории в 5 классе в рамках ФГОС
📽️ Видео
Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать
Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать
Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать
Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать
Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать
Уравнение с модулемСкачать
Квадратные уравнения #shorts Как решать квадратные уравненияСкачать
ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ЧАСТЬ I #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать
Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать
РАЗБИРАЕМ ДИСКРИМИНАНТ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #дискриминантСкачать
Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ 2 КЛАСС МАТЕМАТИКАСкачать
Интересная задача на логарифмы в ЕГЭСкачать
Как решают уравнения в России и СШАСкачать
Как решать уравнения #корень #уравнение #пример #алгебраСкачать
РЕШАЕМ УРАВНЕНИЕ х + 216 = 345 + 89. Примеры | МАТЕМАТИКА 4 классСкачать
Переставь одну цифру! Задача на логикуСкачать
Дискриминант. Формула корней квадратного уравнения. Пример решения уравнения.Скачать