Хлорид калия и лакмус уравнение

Видео:Получение хлорида калия (synthesis of potassium chloride) KClСкачать

Получение хлорида калия (synthesis of potassium chloride) KCl

Хлорид калия: способы получения и химические свойства

Хлорид калия KCl — соль щелочного металла калия и хлороводородной кислоты. Белое вещество, плавится и кипит без разложения. Умеренно растворяется в воде.

Относительная молекулярная масса Mr = 74,55; относительная плотность для тв. и ж. состояния d = 1, 984; tпл = 770º C; tкип = 1430º C;

Видео:Гидролиз солей. 9 класс.Скачать

Гидролиз солей. 9 класс.

Способ получения

1. Хлорид калия можно получить путем взаимодействия калия и разбавленной хлороводородной кислоты, образуются хлорид калия и газ водород:

2K + 2HCl = 2KCl + H2↑.

2. При комнатной температуре, в результате взаимодействия калия и хлора, образуется хлорид калия:

2K + Cl2 = 2KCl

3. Концентрированный раствор гидроксида калия реагирует с концентрированным раствором хлорида аммония при кипении. При этом образуются хлорид калия, газ аммиак и вода:

4. Разбавленная хлороводородная кислота реагирует с гидроксидом калия . Взаимодействие хлороводородной кислоты с гидроксидом калия приводит к образованию хлорида калия и воды:

KOH + HCl = KCl + H2O

5. В результате взаимодействия сульфата калия и хлорида бария образуется сульфат бария и хлорид калия:

6. Карбонат калия взаимодействует с разбавленной соляной кислотой , образуя хлорид калия, углекислый газ и воду:

Видео:ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ ХИМИЯ 8 класс // Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIVСкачать

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ ХИМИЯ 8 класс // Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIV

Качественная реакция

Качественная реакция на хлорид калия — взаимодействие его с нитратом серебра, в результате реакции происходит образование белого творожного осадка:

1. При взаимодействии с нитратом серебра , хлорид калия образует нитрат калия и осадок хлорид серебра:

KCl + AgNO3 = KNO3 + AgCl↓

Видео:Самый *ПРОСТОЙ* способ ПОЛУЧИТЬ ГИДРОКСИД КАЛИЯСкачать

Самый *ПРОСТОЙ* способ ПОЛУЧИТЬ ГИДРОКСИД КАЛИЯ

Химические свойства

1. Хлорид калия вступает в реакцию со многими сложными веществами :

1.1. Хлорид калия взаимодействует с кислотами :

Хлорид калия в твердом состоянии при кипении реагирует с концентрированной серной кислотой с образованием сульфата калия и газа хлороводорода:

1.2. Хлорид калия способен вступать в реакцию с многими солями :

1.2.1. Твердый хлорид калия реагирует с концентрированной и горячей серной кислотой и твердым перманганатом калия . Взаимодействие хлорида калия с перманганатом калия и серной кислотой приводит к образованию сульфата марганца, сульфата калия, газа хлора и воды:

1.2.2. Хлорид калия взаимодействует с гидросульфатом калия при температуре 450–700º C . При этом образуются сульфат калия и хлороводородная кислота:

1.2.3. При взаимодействии концентрированного раствора хлорида калия и насыщенного перхлората натрия выделяются перхлорат калия и хлорид натрия:

KCl + NaClO4 = KClO4↓ + NaCl

Видео:РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии

Урок химии по теме «Гидролиз солей». 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11

Тип урока: урок усвоения новых знаний и закрепления изучаемого материала. Обучение применению изученного материала в упражнениях формата ЕГЭ.

  • Образовательные: сформировать понятие о гидролизе солей, научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей. Углубить знания учащихся об обратимых химических реакциях. Закрепить практические навыки определения среды раствора. Совершенствовать умения в работе с тестовыми заданиями разных типов.
  • Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; выделять главное в процессе демонстрации опыта, развивать логическое мышление.
  • Воспитательные: формировать естественно-научное мировоззрение; информационную культуру.

Методы, используемые на уроке: частично-поисковые.

Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева; таблица “Кислотность среды”; схема – таблица “Гидролиз солей”; тестовые задания с выбором одного правильного ответа (задания части А ЕГЭ); тестовые задания на соответствие (задания части В ЕГЭ). Растворы солей : хлорида калия, хлорида цинка, карбоната калия.

Ход урокаМетоды
I. Организация начала урока.
II. Вводная часть. Сообщение темы, целей и задач урока.
III. Повторение основных важнейших опорных знаний.Фронтальный опрос; работа у доски и в тетрадях.
IV. Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи.Беседа;
Демонстрационный опыт; лабораторный опыт; работа с микролабораториями.
V. Объяснение нового материала.Рассказ учителя; работа с таблицами; беседа.
VI. Обучение употреблению изученного материала в упражнениях формата ЕГЭ.Совместная работа с тестами.
Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями.
VII. Обобщение и закрепление темы.Индивидуальные карточки задания.
VIII. Домашнее задание.
IX. Организационное окончание урока.

План – конспект урока.

После приветствия учитель называет тему урока и сообщает его цели и задачи.

Учитель: Тема сегодняшнего урока логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов. Понимание процессов, происходящих при гидролизе солей, необходимо для объяснения явлений, происходящих в живых организмах, природных комплексах и системах. Многие вопросы биологии, медицины, гидрологии связаны с явлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости и равновесия.

Повторение основных важнейших опорных знаний.

  1. Электролиты; Сильные и слабые электролиты (определение, представители классов неорганических соединений).
  2. Определение солей в свете теории электролитической диссоциации.
  3. Классификация солей.
  4. Составление уравнений диссоциации солей (хлорида натрия, гидроксохлорида кальция, гидросульфата натрия).
  5. Реакции ионного обмена, условия их протекания.
  6. Водородный показатель (р Н).

Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи.

Вопрос: Какая среда в водных растворах кислот?

Ответ: кислотная, так как присутствуют ионы Н + .

Вопрос: Какая среда в водных растворах щелочей?

Ответ: щелочная, так как присутствуют гидроксид – ионы ОН — .

Вопрос: Какая среда в воде?

Ответ: нейтральная, так как вода незначительно, но диссоциирует на ионы Н + и ОН — . Концентрация этих ионов в воде одинакова.

Вопрос: Как экспериментально определить характер среды?

  1. К раствору кислоты добавляем несколько капель индикатора лакмуса. Наблюдаем изменение окраски индикатора.
  2. К растворам щелочи добавляем несколько капель фенолфталеина, лакмуса. Наблюдаем изменение окраски индикатора.

Вопрос: Какая среда в водных растворах солей? Давайте экспериментально проверим характер среды в растворах выданных вам солей. Результаты опытов запишем в таблицу. Выполнение лабораторного опыта.

Формула и название исследуемой солиИзменение цвета индикатораСреда раствора соли
лакмусафенолфталеина
KCl
Хлорид калия
Не изменяетсяНе изменяетсяНейтральная
ZnCl2
Хлорид цинка
розовыйНе изменяетсякислотная
K2CO3
Карбонат калия
синиймалиновыйщелочная

Делаем вывод: в растворах солей нет общих для всех солей ионов (по сравнению с растворами кислот и растворами щелочей). Химические свойства соли определяются свойствами ее катиона и аниона, которые имеются в ее водном растворе.

Объяснение нового материала.

Катионы металлов и анионы кислотных остатков, входящие в состав солей, называют компонентами соли. Катионы – остатки щелочей – и анионы сильных кислот электролитов называют сильными компонентами соли. Соответственно катионы и анионы нерастворимых в воде оснований и кислот, а также растворимых, но слабодиссоциирующих электролитов называют слабыми компонентами соли. (Работа с таблицей – схемой, раздаточный материал, Приложение 1).

В обменный процесс с водой вступают только те соли, в составе которых есть слабый компонент или оба компонента слабы.

Гидролиз (от греч. hỳdör – вода и lỳsis – разложение) – это разложение водой. Гидролиз солей – это взаимодействие ионов соли с водой с образованием малодиссоциирующих частиц. Давая такое определение реакции гидролиза, мы подчеркиваем, что соли в растворе находятся в виде ионов и движущей силой реакции является образование малодиссоциирующих частиц (общее правило для многих реакций в растворах).

Какие типы гидролиза возможны? Поскольку соль состоит из катиона и аниона, то возможны три типа гидролиза:

  • гидролиз по катиону (в реакцию с водой вступает только катион);
  • гидролиз по аниону (в реакцию с водой вступает только анион);
  • совместный гидролиз (в реакцию с водой вступает и катион, и анион).

Гидролиз по катиону. Как катион может взаимодействовать с водой? Отмечаем, что катион – это положительно заряженная частица, а молекула воды полярна, условно можно представить ее состоящей из положительно заряженного атома водорода и отрицательно заряженной гидроксильной группы. Какую же часть молекулы воды оторвет и присоединит к себе катион? Ученики с удовольствием отвечают: “Гидроксильную группу!” Ответ подтверждаем записью уравнения, отмечая обратимость реакции:

M n+ + H–OH Хлорид калия и лакмус уравнениеMOH (n–1)+ + H + .

Написав формулу образовавшейся частицы, тут же обсуждаем, что это за частица, будет ли она иметь заряд и какой, приходим к выводу, что, как правило, это гидроксокатион. А что останется от молекулы воды? Какую реакцию водного раствора обусловливает избыток этих частиц? Какова будет реакция индикатора? А теперь проверим нашу гипотезу (обращаемся к таблице результатов опыта).

После этого школьники самостоятельно делают вывод: гидролиз по катиону приводит к образованию гидроксокатионов и кислой среды раствора.

Отмечаем, что иногда (при n = 1) вместо гидроксокатионов получаем молекулы слабого основания. А может ли гидроксокатион вступить в реакцию со следующей молекулой воды? Сообщаем, что это будет вторая ступень гидролиза, что каждая следующая ступень протекает в тысячи раз слабее, чем предыдущая, что даже первая ступень протекает обычно на доли процента. Поэтому, как правило, рассматривается только первая ступень гидролиза.

Гидролиз по аниону разбираем аналогично, записывая уравнение:

An n– + H–OH Хлорид калия и лакмус уравнениеHAn (n–1)– + OH – .

Подводим учеников к выводу: гидролиз по аниону приводит к образованию гидроанионов и щелочной среды раствора.

Совместный гидролиз. Из самого названия следует, что в этом случае в растворе протекают две выше рассмотренные реакции. Предлагаем школьникам проанализировать их и сделать вывод о реакции среды. Опровергаем представление о том, что среда будет нейтральной. Одинаковое число ионов водорода и гидроксид-ионов существует только на бумаге. На самом деле здесь протекают две независимые обратимые реакции, и каких ионов в растворе окажется больше – зависит от степени протекания каждой реакции. А это, в свою очередь, зависит от того, что слабее – кислота или основание. Если слабее основание, то в большей степени будет протекать гидролиз по катиону и среда раствора будет кислой. Если слабее кислота – наоборот. Как исключение возможен случай, когда среда будет почти нейтральной, но это только исключение. Одновременно обращаем внимание учащихся на то, что связывание гидроксид-ионов и ионов водорода в воду приводит к уменьшению их концентрации в растворе. Предлагаем вспомнить принцип Ле Шателье и подумать, как это повлияет на равновесие. Подводим их к выводу, что при совместном гидролизе степень его протекания будет значительно выше и в отдельных случаях это может привести к полному гидролизу.

Полный гидролиз. Для полного протекания гидролиза нужно, чтобы соль была образована очень слабой кислотой и очень слабым основанием. Кроме того, желательно, чтобы один из продуктов гидролиза уходил из сферы реакции в виде газа. (Малорастворимые вещества, остающиеся в контакте с раствором, вообще говоря, не уходят из сферы реакции, поскольку все равно в какой-то степени растворимы.) Поэтому полному гидролизу подвергаются обычно соли газообразных или неустойчивых кислот: сероводородной, угольной, отчасти сернистой. К ним примыкают вещества, которые в обычном понимании уже не являются солями: нитриды, фосфиды, карбиды, ацетилениды, бориды. Полностью гидролизуются также алкоголяты. Если вернуться к обычным солям, то полностью гидролизующиеся соли (карбонаты, сульфиды алюминия, хрома(III), железа(III)) нельзя получить реакциями обмена в водных растворах. Вместо ожидаемых продуктов в результате реакции мы получим продукты гидролиза. Гидролиз осложняет протекание многих других реакций обмена. Так, при взаимодействии карбоната натрия с сульфатом меди в осадок обычно выпадает основный карбонат меди (CuOH)2CO3.

В таблице растворимости для полностью гидролизующихся солей стоит прочерк. Однако прочерк может стоять по другим причинам: вещество не изучено, разлагается в ходе окислительно-восстановительной реакции и т.п.

Алгоритм написания уравнений гидролиза: Составляем вместе с ними алгоритм написания уравнений гидролиза. Рассмотрим его на конкретных примерах.

Пример 1. Гидролиз хлорида цинка.

1. Определяем тип гидролиза. На этом этапе школьники могут написать уравнение диссоциации соли: ZnCl2 Хлорид калия и лакмус уравнение Zn 2+ + 2Cl — .

Можно дать им “правило цепочки”: цепочка рвется по слабому звену, гидролиз идет по иону слабого электролита. Соль образована катионом слабого основания (подчеркиваем) и анионом сильной кислоты. Идет гидролиз по катиону.

2. Пишем ионное уравнение гидролиза, определяем среду: Zn 2+ + H–OH Хлорид калия и лакмус уравнениеZnOH + + H + .

Образуется катион гидроксоцинка и ион водорода, среда – кислая.

3. Составляем молекулярное уравнение. Надо учитывать, что составление такого уравнения есть некоторая формальная задача. Из положительных и отрицательных частиц, находящихся в растворе, мы составляем нейтральные частицы, существующие только на бумаге. Получаем: ZnCl2 + H2O Хлорид калия и лакмус уравнение(ZnOH)Cl + HCl.

Обращаем внимание, что продукт реакции относится к группе основных солей.

Пример 2. Гидролиз карбоната калия.

1. Определяем тип гидролиза: K2CO3 Хлорид калия и лакмус уравнение2K + + CO3 2– .

Калий – щелочной металл, его гидроксид – сильное основание, угольная кислота, слабая кислота. Идет гидролиз по аниону.

2. Пишем ионное уравнение гидролиза, определяем среду: CO3 2– + H–OH Хлорид калия и лакмус уравнениеН CO3 – + OH –

Продукты – гидрокарбонат– и гидроксид-ионы, среда – щелочная.

3. Составляем молекулярное уравнение: K2CO3 + H2O Хлорид калия и лакмус уравнениеКНCO3 + КOH.

Получили кислую соль – гидрокарбонат калия.

Пример 3. Гидролиз ацетата алюминия.

Соль образована катионом слабого основания и анионами слабой кислоты. Идет совместный гидролиз.

2. Пишем ионные уравнения гидролиза, определяем среду:

Al 3+ + H–OH Хлорид калия и лакмус уравнениеAlOH 2+ + H + ,
CH3COO – + H–OH Хлорид калия и лакмус уравнениеH3COOH + OH – .

Учитывая, что гидроксид алюминия очень слабое основание, предположим, что гидролиз по катиону будет протекать в большей степени, чем по аниону. Следовательно, в растворе будет избыток ионов водорода, и среда будет кислая. Не стоит пытаться составлять здесь суммарное уравнение реакции. Обе реакции обратимы, никак друг с другом не связаны, и такое суммирование бессмысленно.

4. Составляем молекулярное уравнение:

Al(CH3COO)3 + H2O Хлорид калия и лакмус уравнениеAlOH(CH3COO)2 + CH3COOH.

Обучение применения изученного материала в упражнениях формата ЕГЭ.

Гидролиз в заданиях ЕГЭ по химии.

Задания части А.

1. Фенолфталеин можно использовать для обнаружения в водном растворе соли:

1) ацетата алюминия; 2) нитрата калия; 3) сульфата алюминия; 4) силиката натрия.

Фенолфталеин – индикатор на щелочную среду, в которой он принимает малиновую окраску. В растворе соли щелочная среда может возникнуть при гидролизе по аниону.

1) ацетат алюминия рассмотрен выше, идет совместный гидролиз, среда получается слабокислая;

2) нитрат калия образован сильными кислотой и основанием, гидролиз не идет, среда нейтральная;

3) сульфат алюминия образован сильной кислотой и слабым основанием, гидролиз идет по катиону, среда получается кислая;

4) силикат натрия образован слабой кислотой и сильным основанием, гидролиз идет по аниону, среда получается щелочная: Ответ. 4.

Выполняем задания Части А № 1–5 (Приложение 2).

Задания части В. 1. Установите соответствие между названием соли и отношением ее к гидролизу.

ФОРМУЛА СОЛИ
А) (NH4)2CO3
Б) NH4Cl
В) Na2CO3
Г) NaNO2
ТИП ГИДРОЛИЗА
1)по катиону
2) по аниону
3)по катиону и аниону

Используя полученные знания о гидролизе солей, приходим к выводу: А – 3; Б – 1;В – 2; Г – 2

3. Установите соответствие между формулой соли и окраской индикаторов в ее водном растворе:

ФОРМУЛА СОЛИ
А) K2S
Б) A12(SO4)3
В) С6Н5ОК
Г) Na3PO4
ОКРАСКА ИНДИКАТОРОВ
1) лакмус красный, фенолфталеин малиновый
2) лакмус красный, фенолфталеин бесцветный
3) лакмус синий, фенолфталеин малиновый
4) лакмус синий, фенолфталеин бесцветный
5) лакмус фиолетовый, фенолфталеин малиновый
6) лакмус фиолетовый, фенолфталеин бесцветный

Определяем по какому типу гидролизуется соль, среду раствора и окраску в ней индикаторов. Получаем: А (гидролиз по аниону, среда раствора щелочная, лакмус – синий, фенолфталеин – малиновый) – 3; аналогично Б – 2; В – 3; Г – 3.

Выполняем задания Части В № 2,3,6, 20 (Приложение 3).

Обобщение и закрепление темы. Заполняем карточку схему по образцу:

Образец:

K2CO3

H2CO3 –сл.

Гидролиз по аниону.

СО3 2- +НОН Хлорид калия и лакмус уравнениеНСО3 — +ОН —

Среда щелочнаяЛакмус – синий

Фенолфталеин – малиновый

Сульфат натрияЛакмус
Метилоранж
Фенолфталеин
Нитрат цинкаЛакмус
Метилоранж
Фенолфталеин
Хлорид аммония

Лакмус
Метилоранж
Фенолфталеин
Образец:
Карбонат калия

K2CO3

KOH – сил.

H2CO3 –сл.

Гидролиз по аниону.

СО3 2- +НОН Хлорид калия и лакмус уравнениеНСО3 — +ОН —

Среда щелочнаяЛакмус– синий
Метилоранж –желтый
Фенолфталеин – малиновый
Нитрат аммония

Лакмус
Метилоранж
Фенолфталеин
Фосфат калия

Лакмус
Метилоранж
Фенолфталеин
Хлорид натрияЛакмус
Метилоранж
Фенолфталеин

Работа с тестами (приложение №2, 3) ; для сильных учеников (приложение № 4)

  1. Учебник “Химия 11 класс. Базовый уровень”, О.С. Габриелян, Москва 2007, Дрофа.
  2. “Настольная книга учителя. Химия 11 класс” Часть 1, О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская, М.: 2003, Дрофа.
  3. “Готовимся к единому государственному экзамену. Химия” , О.С. Габриелян, П.В. Решетников, И.Г. Остроумова, А.М. Никитюк, М.: 2004, Дрофа.
  4. Учебник “Химия 11 класс”, О.С. Габриелян,Г.Г. Лысова М.: 2002, Дрофа.
  5. “Учебно-методическое пособие по химии для профильного обучения в медико-биологических классах” , Краснодар 2008 год, составитель профессор Т.Н. Литвинова, зав. Кафедрой общей химии КГМУ.
  6. “Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Химия” Федеральный институт педагогических измерений, М.: 2010, Астрель.

Видео:Взаимодействие хлорида железа III с роданидом калияСкачать

Взаимодействие хлорида железа III с роданидом калия

Please wait.

Видео:Синтез хлората калия или бертолетовой солиСкачать

Синтез хлората калия или бертолетовой соли

We are checking your browser. gomolog.ru

Видео:Удобрение хлористый калий: плюсы и минусы. Как и когда вносить.Скачать

Удобрение хлористый калий: плюсы и минусы. Как и когда вносить.

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

Видео:Цианистый Калий. Самый известный ЯД и как пахнет синильная кислота.Скачать

Цианистый Калий. Самый известный ЯД и как пахнет синильная кислота.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 6e1ebf1cee223aad • Your IP : 85.95.188.35 • Performance & security by Cloudflare

🎬 Видео

Реакция нейтрализации. Урок 26. Химия 7 класс.Скачать

Реакция нейтрализации. Урок 26. Химия 7 класс.

Калий от гипертонии, против судорог, сколько принимать, как и когда.Скачать

Калий от гипертонии, против судорог, сколько принимать, как и когда.

Калий хлористыйСкачать

Калий хлористый

Получение хлората калия, бертолетовой соли из отбеливателя (химия)Скачать

Получение хлората калия, бертолетовой соли из отбеливателя (химия)

Электролиз раствора хлорида калия / electrolysis of potassium chloride solutionСкачать

Электролиз раствора хлорида калия / electrolysis of potassium chloride solution

Качественная реакция на ион трехвалентного железаСкачать

Качественная реакция на ион трехвалентного железа

Перекристаллизация, или очистка хлорида калия! [ChemistryToday]Скачать

Перекристаллизация, или очистка хлорида калия! [ChemistryToday]

Удобрение, которое мы НИКОГДА не используем сами и НЕ СОВЕТУЕМ другим!Скачать

Удобрение, которое мы НИКОГДА не используем сами и НЕ СОВЕТУЕМ другим!

Самая лучшая подборка реакций с хлоратом калия! (химия)Скачать

Самая лучшая подборка реакций с хлоратом калия! (химия)

Равновесие в растворе роданида железаСкачать

Равновесие в растворе роданида железа

Гидролиз солей. Классификация солей. Решение примеров.Скачать

Гидролиз солей. Классификация солей. Решение примеров.
Поделиться или сохранить к себе: