Закон сохранения массы веществ, открытый М. В. Ломоносовым в 1748 г., гласит:
масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её. |
Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, из которых состоят как вступившие в реакцию вещества (реагенты), так и образовавшиеся в результате её новые вещества (продукты реакции). Поскольку при химических реакциях атомы не образуются и не разрушаются, а происходит лишь их перегруппировка, то становится очевидным справедливость открытого М. В. Ломоносовым и подтверждённого позднее А. Лавуазье закона.
В справедливости закона сохранения массы веществ можно легко убедиться на простом опыте. Поместим в колбу немного красного фосфора, закроем её пробкой и взвесим на весах (рис. 96). Затем колбу осторожно нагреем. О том, что произошла химическая реакция, можно определить по появлению в колбе густого белого дыма, состоящего из оксида фосфора (V), который образовался при взаимодействии фосфора с кислородом. При повторном взвешивании колбы с продуктами этой реакции мы убедимся, что масса веществ в колбе не изменилась, хотя и произошло превращение фосфора в его оксид.
Рис. 96.
Экспериментальная проверка закона сохранения массы веществ:
а — взвешивание колбы с фосфором до реакции; б — горение фосфора в закрытой колбе; в — взвешивание колбы с продуктом реакции
Этот же вывод будет нами сделан и при проведении ещё одного простого, но очень наглядного опыта. В специальный сосуд нальём отдельно соляную кислоту и раствор щёлочи, например гидроксида натрия (рис. 97). К раствору щёлочи добавим несколько капель индикатора — фенолфталеина, отчего раствор окрасится в малиновый цвет. Закроем прибор пробкой, уравновесим гирями на весах, отметим массу, а затем сольём растворы. Малиновая окраска исчезнет, потому что кислота и щёлочь прореагировали друг с другом. Масса же сосуда с полученными продуктами реакции не изменилась.
Рис. 97.
Опыт, подтверждающий закон сохранения массы вещества
Аналогичное наблюдение сделал и автор закона сохранения массы веществ М. В. Ломоносов, который проводил опыты в запаянных стеклянных сосудах, «дабы исследовать, прибывает ли вес металла от чистого жару», и обнаружил, что «без пропущения внешнего воздуха вес металлов остаётся в одной мере».
На основании этого закона пишут химические предложения, т. е. составляют уравнения химических реакций с помощью химических слов — формул.
Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков. |
В левой части уравнения записывают формулы (формулу) веществ, вступивших в реакцию, соединяя их знаком «плюс». В правой части уравнения записывают формулы (формулу) образующихся веществ, также соединённых знаком «плюс». Между частями уравнения ставят стрелку. Затем находят коэффициенты — числа, стоящие перед формулами веществ, чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения было равным.
Запишем, например, уравнение реакции водорода с кислородом. Сначала составим схему реакции — укажем формулы веществ, вступающих в реакцию (водород Н2 и кислород O2) и образующихся в результате её (вода Н2O), и соединим их стрелкой:
Рис. 98.
Составление уравнения реакции взаимодействия водорода и кислорода
Так как число атомов кислорода в левой части вдвое больше, чем в правой, запишем перед формулой воды коэффициент 2:
Но теперь в правой части уравнения стало четыре атома водорода, а в левой их осталось два. Чтобы уравнять число атомов водорода, запишем перед его формулой в левой части коэффициент 2. Так как мы уравняли число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения, заменим стрелку на знак равенства:
Теперь, наверное, вам понятно, почему такую запись называют уравнением (рис. 99).
Рис. 99.
Закон сохранения массы веществ на примере реакции, уравнение которой 2Н2 + O2 = 2Н2O
Для составления уравнений химических реакций, кроме знания формул реагентов и продуктов реакции, необходимо верно подобрать коэффициенты.
Это можно сделать, используя несложные правила,
1. Перед формулой простого вещества можно записывать дробный коэффициент, который показывает количество вещества реагирующих и образующихся веществ.
Так, для рассмотренного выше примера:
число атомов кислорода в правой и левой частях уравнения можно сделать равными с помощью коэффициента 1/2, поставив его перед формулой кислорода:
Но так как коэффициент показывает не только количество вещества, но и число молекул (атомов), а половину молекулы взять невозможно, лучше переписать приведённое уравнение, удвоив все коэффициенты в нём:
Приведём ещё пример составления уравнения реакции горения этана С2Н6, содержащегося в природном газе. Известно, что в результате этого процесса образуются углекислый газ и вода. Схема этой реакции:
Уравняем число атомов углерода и водорода:
Теперь в правой части уравнения реакции 7 атомов кислорода, а в левой — только 2. Уравняем число атомов кислорода, записав перед формулой 02 коэффициент 3,5 (7:2 = 3,5):
И наконец, перепишем полученное уравнение реакции, удвоив коэффициенты перед формулами всех участников реакции:
2. Если в схеме реакции есть формула соли, то вначале уравнивают число ионов, образующих соль.
Например, взаимодействие серной кислоты и гидроксида алюминия описывают схемой:
Образующаяся в результате реакции соль — сульфат алюминия Al2(SO4)3 — состоит из ионов алюминия Аl3+ и сульфат-ионов . Уравняем их число, записав перед формулами H2SO4 и Аl(OН)3 соответственно коэффициенты 3 и 2:
Чтобы уравнять число атомов водорода и кислорода, воспользуемся третьим правилом.
3. Если участвующие в реакции вещества содержат водород и кислород, то атомы водорода уравнивают в предпоследнюю очередь, а атомы кислорода — в последнюю.
Следовательно, уравняем число атомов водорода. В левой части схемы реакции 12 атомов водорода, а в правой — только 2, поэтому перед формулой воды запишем коэффициент 6:
Индикатором верности расстановки коэффициентов является равенство числа атомов кислорода в левой и правой частях уравнения реакции — по 24 атома кислорода. Поэтому заменим стрелку на знак равенства:
4. Если в схеме реакции имеется несколько формул солей, то необходимо начинать уравнивание с ионов, входящих в состав соли, содержащей большее их число.
Например, взаимодействие растворов фосфата натрия и нитрата кальция описывают схемой:
Наибольшее число ионов содержит один из продуктов реакции — фосфат кальция Са3(РO4)2, поэтому уравнивают ионы, которыми образована эта соль, — Са 2+ и :
и, наконец, ионы Na + и N0 — 3:
Ключевые слова и словосочетания
- Химические уравнения.
- Правила подбора коэффициентов в уравнениях реакций.
Работа с компьютером
- Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
- Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
Вопросы и задания
- Запишите в виде химических уравнений следующие предложения: а) «При обжиге карбоната кальция образуются оксид кальция и оксид углерода (IV)»; б) «При взаимодействии оксида фосфора (V) с водой получается фосфорная кислота». Какая из реакций будет экзотермической, а какая — эндотермической?
- Составьте уравнения по следующим схемам:
Под формулами веществ напишите их названия.
Запишите уравнения химических реакций по следующим схемам:
Что показывает уравнение следующей химической реакции:
Вычислите количество вещества водорода, которое взаимодействует с 1 моль оксида железа (III). Вычислите объём водорода, который взаимодействует с 1 моль оксида железа (III). Вычислите количество вещества железа, которое при этом образуется. Сколько молекул воды при этом получается?
Видео:Расстановка Коэффициентов в Химических Реакциях // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Please wait.
Видео:Габриелян О. С. 8 класс §28 "Химические уравнения"Скачать
We are checking your browser. gdz.ru
Видео:ГДЗ по химии 8 класс, Габриелян. Химические уравнения. § 28, з.2Скачать
Why do I have to complete a CAPTCHA?
Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.
Видео:ГДЗ по химии 8 класс, Габриелян. Химические уравнения. § 28, зад.3Скачать
What can I do to prevent this in the future?
If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.
Cloudflare Ray ID: 6ffe118b3a11902d • Your IP : 178.45.155.83 • Performance & security by Cloudflare
Видео:Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать
ГДЗ по химии 8 класс Габриелян
Чтобы результат оправдал или превзошел ожидания, следует изучать дисциплину с гдз по химии за 8 класс Габриелян, выделяя для такой работы достаточно времени каждый день. Специалисты единогласно сходятся во мнении, что минимум – это час в день, но если целью подготовительных занятий является обязательная подготовка к ОГЭ, начавшаяся за год до экзамена, то время следует увеличить до полутора-двух часов в день. Длительные занятия могут привести к тому, что часть усвоенного будет забыта и эффективность работы снизится из-за усталости. Материал курса довольно сложный, поэтому главный совет – начинать раньше.
Видео:Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать
Кому могут быть полезны быстрые ответы онлайн?
Среди тех, кто активно и часто применяет онлайн справочник по химии для 8 класса автора Габриеляна в своей подготовительной практике:
- ученики девятых и одиннадцатых классов, которые готовятся к ОГЭ и ЕГЭ, повторяя курс восьмого класса;
- подростки, активно участвующие в конкурсных научных программах по химии. В случае, когда тема изучается на занятиях по другим программам, учебным материалам и учебникам, комплект позволит дополнить и углубить знания, понять, насколько сложно решать трудные задачи из методических пособий этих авторов. Это, несомненно, добавит уверенности в себе и шансов на победу;
- школьники, которые часто пропускают школу по уважительной причине. Например, дети длительно проходят реабилитацию после продолжительной болезни, ездят на соревнования, творческие, спортивные и другие подобные мероприятия. Для них платформа станет эффективным дополнением или альтернативой объяснению материала учителем. С помощью такой самостоятельной подготовки урока в дальнейшем они смогут быстро сдать контрольную работу и получить хорошую оценку, ответить учителю;
- сами учителя, которые находятся в периоде большой загруженности другими неотложными и важными рабочими делами. Для них это источник информации, позволяющий быстро, эффективно и без риска проверить большое количества работ учащихся;
- родители детей, которые хотят оценить, достаточно ли у их ребенка знаний и понимания тем, чтобы успешно закончить восьмой класс и получить хорошую отметку по химии.
Видео:Химические уравнения. СЕКРЕТНЫЙ СПОСОБ: Как составлять химические уравнения? Химия 8 классСкачать
Какую пользу несут подробные решения по химии 8 класс (автор Габриелян)?
Среди учителей и родителей есть и те, кто отрицает пользу решебника, считая, что лучше решать самому, а не переписывать готовое решение. Сторонники пособий выделяют следующие преимущества:
- здесь можно найти ответы на сложные задания, которые ученик не может выполнить в одиночку;
- это источник данных, который позволяет не рисковать своей оценкой, а проверить свой ответ перед тем, как передать работу учителю;
- все решения соответствуют образовательным стандартам, в том числе правилам оформления;
- во многих случаях использование этого материала заменяет репетиторов, что важно для тех, кто планирует сэкономить семейный бюджет.
Тщательно и вдумчиво изучая онлайн-решения на еуроки ГДЗ, подростки настраиваются на продуктивную самостоятельную работу. Результаты такого обучения будут заметны очень скоро и пригодятся не только в школе, но и после ее окончания.
🎦 Видео
8 класс. Составление уравнений химических реакций.Скачать
Химия 8 класс (Урок№10 - Расчёты по уравнениям химических реакций.)Скачать
Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnlineСкачать
Габриелян О. С. 8 класс §27 "Химические реакции"Скачать
ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ | Как составлять уравнения реакций | Химия 8 классСкачать
Урок химии для 8 классов "Химические уравнения" (учитель Швецова Елена Евгеньевна)Скачать
Габриелян О. С. 8 класс §29 "Расчёты по химическим уравнениям"Скачать
Химические уравнения 8 класс - как расставить коэффициенты ?Скачать
Химия-8. Параграф 28. Естественные семейства химических элементов. Амфотерность.Скачать
Как уравнивать коэффициенты (химия)Скачать
Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать