Х в уравнении это 1 или 0

Содержание
  1. Что такое корень уравнения
  2. Корнем уравнения называют число, подстановка которого в уравнение вместо переменной (обычно (x)), дает одинаковые значения выражений справа и слева от знака равно.
  3. Ответы на часто задаваемые вопросы
  4. Что такое уравнение и корни уравнения? Как решить уравнение?
  5. Что такое уравнение? Смысл и понятия.
  6. Правила уменьшения или увеличения уравнения на определенное число.
  7. Правила уменьшения или увеличения уравнения в несколько раз.
  8. Как решать уравнения? Алгоритм действий.
  9. Общие сведения об уравнениях
  10. Что такое уравнение?
  11. Выразить одно через другое
  12. Правила нахождения неизвестных
  13. Компоненты
  14. Равносильные уравнения
  15. Умножение на минус единицу
  16. Приравнивание к нулю
  17. Альтернатива правилам нахождения неизвестных
  18. Когда корней несколько
  19. Когда корней бесконечно много
  20. Когда корней нет
  21. Буквенные уравнения
  22. Линейные уравнения с одним неизвестным

Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

Что такое корень уравнения

Корнем уравнения называют число, подстановка которого в уравнение вместо переменной (обычно (x)), дает одинаковые значения выражений справа и слева от знака равно.

Решая, например, уравнение (2x+1=x+4) находим ответ: (x=3). Если подставить тройку вместо икса, получатся одинаковые значения слева и справа:

И никакое другое число, кроме тройки такого равенства нам не даст. Значит, число (3) – единственный корень уравнения.

Еще раз: корень – это НЕ ИКС! Икс – это переменная , а корень – это число , которое превращает уравнение в верное равенство (в примере выше – тройка). И при решении уравнений мы это неизвестное число (или числа) ищем.

Пример : Является ли (5) корнем уравнения (x^-2x-15=0)?
Решение : Подставим (5) вместо икса:

По обе стороны от равно — одинаковые значения (ноль), значит 5 действительно корень.

Матхак : на контрольных таким способом можно проверить верно ли вы нашли корни.

Пример : Какое из чисел (0, pm1, pm2), является корнем для (2x^+15x+22=0)?
Решение : Проверим подстановкой каждое из чисел:

проверяем (0):(2cdot0^+15cdot0+22=0)
(0+0+22=0)
(22=0) — не сошлось, значит (0) не подходит
проверяем (1):(2cdot1^+15cdot1+22=0)
(2+15+22=0)
(39=0) — опять не сошлось, то есть и (1) не корень
проверяем (-1):(2cdot(-1)^+15cdot(-1)+22=0)
(2-15+22=0)
(9=0) — снова равенство неверное, (-1) тоже мимо
проверяем (2):(2cdot2^+15cdot2+22=0)
(2cdot4+30+22=0)
(60=0) — и вновь не то, (2) также не подходит
проверяем (-2):(2cdot(-2)^+15cdot(-2)+22=0)
(2cdot4-30+22=0)
(0=0) — сошлось, значит (-2) — корень уравнения

Очевидно, что решать уравнения перебором всех возможных значений – безумие, ведь чисел бесконечно много. Потому были разработаны специальные методы нахождения корней. Так, например, для линейных уравнений достаточно одних только равносильных преобразований , для квадратных – уже используются формулы дискриминанта и т.д. Каждому типу уравнений – свой метод.

Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос: Может ли корень уравнения быть равен нулю?
Ответ: Да, конечно. Например, уравнение (3x=0) имеет единственный корень — ноль. Можете проверить подстановкой.

Вопрос: Когда в уравнении нет корней?
Ответ: В уравнении может не быть корней, если нет таких значений для икса, которые сделают уравнение верным равенством. Яркий примером тут может быть уравнение (0cdot x=5). Это уравнение не имеет корней, так как значение икса здесь не играет роли (из-за умножения на ноль) — все равно левая часть будет всегда равна нулю. А ноль не равен пятерке. Значит, корней нет.

Вопрос: Что значит «найдите меньший корень уравнения»?
Ответ: Это значит, что нужно решить уравнение, и в ответ указать его меньший корень. Например, уравнение (x^2-5x-6=0) имеет два корня: (x_1=-1) и (x_2=6). Меньший из корней: (-1). Вот его и надо будет записать в ответ. Если бы спрашивали про больший корень, то надо было бы записать (6).

Видео:Никто не решил ➜ Удобная подстановка ➜ Решите уравнение ➜ x^3-3x+1=0Скачать

Никто не решил ➜ Удобная подстановка ➜ Решите уравнение ➜ x^3-3x+1=0

Что такое уравнение и корни уравнения? Как решить уравнение?

Уравнения бывают разные. Вы изучите их многие виды в курсе математике, но все они решаются по одним правилам, эти правила мы сейчас рассмотрим подробно.

Видео:Решите уравнение: (0,1)^(x+1)+(0,01)^x=0,02Скачать

Решите уравнение: (0,1)^(x+1)+(0,01)^x=0,02

Что такое уравнение? Смысл и понятия.

Узнаем сначала все понятия, связанные с уравнением.

Определение:
Уравнение – это равенство, содержащее переменные и числовые значения.

Переменные (аргументы уравнения) или неизвестные уравнения – их обозначают в основном латинскими буквами (x, y, z, f и т.д.). При подстановки числового значения переменной в уравнение получаем верное равенство – это корень уравнения.

Решить уравнение – это значит найти все корни уравнения или доказать, что у данного уравнения нет корней.

Корни уравнения – это значение переменной при котором уравнение превращается в верное равенство.

Рассмотрим теперь, все термины на простом примере:
x+1=3

В данном случае x – переменная или неизвестное значение уравнения.

Можно устно решить данное уравнение. Какое надо число прибавить к 1, чтобы получить 3? Конечно, число 2. То есть наша переменная x =2. Корень уравнения равен 2. Проверим правильно ли мы решили уравнение? Чтобы проверить уравнение, нужно вместо переменной подставить полученный корень уравнения.

Получили верное равенство. Значит, правильно нашли корни уравнения.

Но бывают более сложные уравнения, которые устно не решить. Нужно прибегать к правилам решения уравнений. Рассмотрим правила решения уравнений ниже, которые объяснят нам как решать уравнения.

Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Правила уменьшения или увеличения уравнения на определенное число.

Чтобы понять правило рассмотрим подробно простой пример:
Решите уравнение x+2=7

Решение:
Чтобы решить данное уравнение нужно левую и правую часть уменьшить на 2. Это нужно сделать для того, чтобы переменная x осталась слева, а известные (т.е. числа) справа. Что значит уменьшить на 2? Это значит отнять от левой части двойку и одновременно от правой части отнять двойку. Если мы делаем какое-то действие, например, вычитание применяя его одновременно к левой части уравнения и к правой, то уравнение не меняет смысл.

Нужно остановиться на этом моменте подробно. Другими словами, мы +2 перенесли с левой части на правую и знак поменяли стало число -2.

Х в уравнении это 1 или 0

Как проверить правильно ли вы нашли корень уравнения? Ведь не все уравнения будут простыми как данное. Чтобы проверить корень уравнения его значение нужно поставить в само уравнение.

Проверка:
Вместо переменной x подставим 5.

x+2=7
5+2=7
Получили верное равенство, значит уравнение решено верно.
Ответ: 5.

Разберем следующий пример:
Решите уравнение x-4=12.

Решение:
Чтобы решить данное уравнение нужно увеличить левую и правую часть уравнения на 4, чтобы переменная x осталось в левой стороне, а известные (т.е. числа) в правой стороне. Прибавим к левой и правой части число 4. Получим:

Другими словами, мы -4 перенесли из левой части уравнения в правую и получили +4. При переносе через равно знаки меняются на противоположные.

Х в уравнении это 1 или 0

Теперь выполним проверку, вместо переменной x подставим в уравнение полученное число 16.
x-4=12
16-4=12
Ответ: 16

Очень важно понять правила переноса частей уравнения через знак равно. Не всегда нужно переносить числа, иногда нужно перенести переменные или даже целые выражения.

Рассмотрим пример:
Решите уравнение 4+3x=2x-5

Решение:
Чтобы решить уравнение необходимо неизвестные перенести в одну сторону, а известные в другую. То есть переменные с x будут в левой части, а числа в правой части.
Сначала перенесем 2x с правой стороны в левую сторону уравнения и получим -2x.

4+3x= 2x -5
4+3x -2x =-5

Далее 4 с левой стороны уравнения перенесем на правую сторону и получим -4
4 +3x-2x=-5
3x-2x=-5 -4

Теперь, когда все неизвестные в левой стороне, а все известные в правой стороне посчитаем их.
(3-2)x=-9
1x=-9 или x=-9

Сделаем проверку, правильно ли решено уравнение? Для этого вместо переменной x в уравнение подставим -9.
4+3x=2x-5
4+3⋅ (-9) =2⋅ (-9) -5
4-27=-18-5
-23=-23

Получилось верное равенство, уравнение решено верно.
Ответ: корень уравнения x=-9.

Видео:Я теряю корни ★ 99 ошиблись ★ Решите уравнение ★ x^x=(1/2)^(1/2)Скачать

Я теряю корни ★ 99 ошиблись ★ Решите уравнение ★ x^x=(1/2)^(1/2)

Правила уменьшения или увеличения уравнения в несколько раз.

Данное правило подходит тогда, когда вы уже посчитали все неизвестные и известные, но какой-то коэффициент остался перед переменной. Чтобы избавится от не нужного коэффициента мы применяем правило уменьшения или увеличения в несколько раз коэффициент уравнения.

Рассмотрим пример:
Решите уравнение 5x=20.

Решение:
В данном уравнение не нужно переносить переменные и числа, все компоненты уравнения стоят на месте. Но нам мешает коэффициент 5 который стоит перед переменной x. Мы не можем его просто взять и перенести в правую сторону уравнения, потому что между число 5 и переменно x стоит умножение 5⋅х. Если бы между переменной и числом стоял знак плюс или минус, мы могли бы 5 перенести вправо. Но мы так поступить не можем. За то мы можем все уравнение уменьшить в 5 раз или поделить на 5. Обязательно делим правую и левую сторону одновременно.

5x=20
5x :5 =20 :5
5:5x=4
1x=4 или x=4

Делаем проверку уравнения. Вместо переменной x подставляем 4.
5x=20
5⋅ 4 =20
20=20 получили верное равенство, корень уравнение найден правильно.
Ответ: x=4.

Рассмотрим следующий пример:
Найдите корни уравнения .

Решение:
Так как перед переменной x стоит коэффициент необходимо от него избавиться. Надо все уравнение увеличить в 3 раза или умножить на 3, обязательно умножаем левую часть уравнения и правую часть.

Сделаем проверку уравнения. Подставим вместо переменной x полученный корень уравнения 21.

7=7 получено верное равенство.

Ответ: корень уравнения равен x=21.

Следующий пример:
Найдите корни уравнения

Решение:
Сначала перенесем -1 в правую сторону уравнения относительно знака равно, а в левую сторону и знаки у них поменяются на противоположные.
Теперь нужно все уравнение умножить на 5, чтобы в коэффициенте перед переменной x убрать из знаменателя 5.

Далее делим все уравнение на 3.

3x :3 =45 :3
(3:3)x=15

Сделаем проверку. Подставим в уравнение найденный корень.

Видео:Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 класс

Как решать уравнения? Алгоритм действий.

Подведем итог разобранной теме уравнений, рассмотрим общие правила решения уравнений:

  1. Перенести неизвестные в одну сторону, а известные в другую сторону уравнения относительно равно.
  2. Преобразовать и посчитать подобные в уравнении, то есть переменные с переменными, а числа с числами.
  3. Избавиться от коэффициента при переменной если нужно.
  4. В итоге всех действий получаем корень уравнение. Выполняем проверку.

Эти правила действуют на любой вид уравнения (линейный, квадратный, логарифмический, тригонометрический, рациональные, иррациональные, показательные и другие виды). Поэтому важно понять эти простые правила и научиться ими пользоваться.

Видео:Решение матричных уравненийСкачать

Решение матричных уравнений

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Х в уравнении это 1 или 0

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Видео:Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0Скачать

Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Х в уравнении это 1 или 0

Вернем получившееся равенство Х в уравнении это 1 или 0в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Х в уравнении это 1 или 0

Пример 4. Рассмотрим равенство Х в уравнении это 1 или 0

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Х в уравнении это 1 или 0

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Х в уравнении это 1 или 0

Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | Математика

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Х в уравнении это 1 или 0

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

Х в уравнении это 1 или 0

Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

Х в уравнении это 1 или 0

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

Х в уравнении это 1 или 0

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Х в уравнении это 1 или 0

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Х в уравнении это 1 или 0

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Х в уравнении это 1 или 0

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Х в уравнении это 1 или 0

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Х в уравнении это 1 или 0

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Х в уравнении это 1 или 0

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

Х в уравнении это 1 или 0

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

Х в уравнении это 1 или 0

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Х в уравнении это 1 или 0

Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Х в уравнении это 1 или 0позволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

Х в уравнении это 1 или 0

Отсюда Х в уравнении это 1 или 0.

Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

Х в уравнении это 1 или 0

Отсюда Х в уравнении это 1 или 0.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Х в уравнении это 1 или 0требовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Х в уравнении это 1 или 0

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Х в уравнении это 1 или 0вместо числа 15 располагается переменная x

Х в уравнении это 1 или 0

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Х в уравнении это 1 или 0

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Х в уравнении это 1 или 0. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Теперь представим, что в равенстве Х в уравнении это 1 или 0вместо числа 5 располагается переменная x .

Х в уравнении это 1 или 0

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Х в уравнении это 1 или 0

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Х в уравнении это 1 или 0. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

Х в уравнении это 1 или 0

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
  • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
  • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:Алгебра 8 класс (Урок№19 - Уравнение х² = а.)Скачать

Алгебра 8 класс (Урок№19 - Уравнение х² = а.)

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Х в уравнении это 1 или 0

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Х в уравнении это 1 или 0

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Х в уравнении это 1 или 0

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Х в уравнении это 1 или 0

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Х в уравнении это 1 или 0

При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

Х в уравнении это 1 или 0

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Х в уравнении это 1 или 0

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Х в уравнении это 1 или 0

Мы получили новое уравнение Х в уравнении это 1 или 0. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Х в уравнении это 1 или 0

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Х в уравнении это 1 или 0

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Х в уравнении это 1 или 0

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Х в уравнении это 1 или 0

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Х в уравнении это 1 или 0и подставим вместо x

Х в уравнении это 1 или 0

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Х в уравнении это 1 или 0

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Х в уравнении это 1 или 0

Отсюда x равен 2

Х в уравнении это 1 или 0

Видео:Студеникин А.И. - Физика нейтрино.Часть 1- 7. Neutrino mixing and oscillations in matterСкачать

Студеникин А.И. - Физика нейтрино.Часть 1- 7. Neutrino mixing and oscillations in matter

Равносильные уравнения

В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

Х в уравнении это 1 или 0

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Х в уравнении это 1 или 0

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Х в уравнении это 1 или 0

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Х в уравнении это 1 или 0

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Х в уравнении это 1 или 0

Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

Х в уравнении это 1 или 0

Отсюда Х в уравнении это 1 или 0.

Вернемся к исходному уравнению Х в уравнении это 1 или 0и подставим вместо x найденное значение 2

Х в уравнении это 1 или 0

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Х в уравнении это 1 или 0мы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Х в уравнении это 1 или 0. Корень этого уравнения, как и уравнения Х в уравнении это 1 или 0так же равен 2

Х в уравнении это 1 или 0

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Х в уравнении это 1 или 0

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Х в уравнении это 1 или 0

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Х в уравнении это 1 или 0В левой части останется 4x , а в правой части число 4

Х в уравнении это 1 или 0

Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

Х в уравнении это 1 или 0

Отсюда Х в уравнении это 1 или 0

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Х в уравнении это 1 или 0

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

Х в уравнении это 1 или 0

Пример 3. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

Раскроем скобки в левой части равенства:

Х в уравнении это 1 или 0

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Х в уравнении это 1 или 0

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Х в уравнении это 1 или 0

В левой части останется 2x , а в правой части число 9

Х в уравнении это 1 или 0

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Х в уравнении это 1 или 0

Отсюда Х в уравнении это 1 или 0

Вернемся к исходному уравнению Х в уравнении это 1 или 0и подставим вместо x найденное значение 4,5

Х в уравнении это 1 или 0

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Х в уравнении это 1 или 0мы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Х в уравнении это 1 или 0. Корень этого уравнения, как и уравнения Х в уравнении это 1 или 0так же равен 4,5

Х в уравнении это 1 или 0

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Х в уравнении это 1 или 0

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Х в уравнении это 1 или 0

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Х в уравнении это 1 или 0.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Х в уравнении это 1 или 0

Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

Х в уравнении это 1 или 0

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Х в уравнении это 1 или 0

Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Х в уравнении это 1 или 0

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

Х в уравнении это 1 или 0

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Х в уравнении это 1 или 0

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Х в уравнении это 1 или 0

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Х в уравнении это 1 или 0

В результате останется простейшее уравнение

Х в уравнении это 1 или 0

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Х в уравнении это 1 или 0

Вернемся к исходному уравнению Х в уравнении это 1 или 0и подставим вместо x найденное значение 4

Х в уравнении это 1 или 0

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Х в уравнении это 1 или 0. Корень этого уравнения, как и уравнения Х в уравнении это 1 или 0равен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Х в уравнении это 1 или 0, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Х в уравнении это 1 или 0

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Х в уравнении это 1 или 0на множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Х в уравнении это 1 или 0

Пример 2. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

Умнóжим обе части уравнения на 15

Х в уравнении это 1 или 0

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Х в уравнении это 1 или 0

Перепишем то, что у нас осталось:

Х в уравнении это 1 или 0

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Х в уравнении это 1 или 0

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Х в уравнении это 1 или 0

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Х в уравнении это 1 или 0

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Х в уравнении это 1 или 0

Отсюда Х в уравнении это 1 или 0

Вернемся к исходному уравнению Х в уравнении это 1 или 0и подставим вместо x найденное значение 5

Х в уравнении это 1 или 0

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Х в уравнении это 1 или 0равен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

Пример 3. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

Умнóжим обе части уравнения на 3

Х в уравнении это 1 или 0

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Х в уравнении это 1 или 0

Останется простейшее уравнение Х в уравнении это 1 или 0. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Х в уравнении это 1 или 0

Отсюда Х в уравнении это 1 или 0

Вернемся к исходному уравнению Х в уравнении это 1 или 0и подставим вместо x найденное значение 9

Х в уравнении это 1 или 0

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

Умнóжим обе части уравнения на 6

Х в уравнении это 1 или 0

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Х в уравнении это 1 или 0

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Х в уравнении это 1 или 0

Перепишем то, что у нас осталось:

Х в уравнении это 1 или 0

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Х в уравнении это 1 или 0

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

Х в уравнении это 1 или 0

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Х в уравнении это 1 или 0

Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

Х в уравнении это 1 или 0

Вернемся к исходному уравнению Х в уравнении это 1 или 0и подставим вместо x найденное значение 4

Х в уравнении это 1 или 0

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Х в уравнении это 1 или 0

Умнóжим обе части уравнения на 15

Х в уравнении это 1 или 0

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Х в уравнении это 1 или 0

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Х в уравнении это 1 или 0

Перепишем то, что у нас осталось:

Х в уравнении это 1 или 0

Раскроем скобки там, где это можно:

Х в уравнении это 1 или 0

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Х в уравнении это 1 или 0

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Х в уравнении это 1 или 0

Найдём значение x

Х в уравнении это 1 или 0

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Х в уравнении это 1 или 0

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Х в уравнении это 1 или 0

Х в уравнении это 1 или 0

Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

Х в уравнении это 1 или 0

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Х в уравнении это 1 или 0

Значение переменной А равно Х в уравнении это 1 или 0. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Х в уравнении это 1 или 0, то уравнение будет решено верно

Х в уравнении это 1 или 0

Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Х в уравнении это 1 или 0. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

Х в уравнении это 1 или 0

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Х в уравнении это 1 или 0

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Х в уравнении это 1 или 0

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Х в уравнении это 1 или 0

Перепишем то, что у нас осталось:

Х в уравнении это 1 или 0

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Х в уравнении это 1 или 0

Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

Х в уравнении это 1 или 0

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Видео:Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать

Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполные

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Х в уравнении это 1 или 0. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Х в уравнении это 1 или 0

Приведем подобные слагаемые:

Х в уравнении это 1 или 0

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Х в уравнении это 1 или 0. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Х в уравнении это 1 или 0

То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Х в уравнении это 1 или 0на самом деле выглядит следующим образом:

Х в уравнении это 1 или 0

Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

Х в уравнении это 1 или 0

или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

Х в уравнении это 1 или 0

Итак, корень уравнения Х в уравнении это 1 или 0равен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

Х в уравнении это 1 или 0

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Х в уравнении это 1 или 0на минус единицу:

Х в уравнении это 1 или 0

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Х в уравнении это 1 или 0, а правая часть будет равна 10

Х в уравнении это 1 или 0

Корень этого уравнения, как и уравнения Х в уравнении это 1 или 0равен 5

Х в уравнении это 1 или 0

Значит уравнения Х в уравнении это 1 или 0и Х в уравнении это 1 или 0равносильны.

Пример 2. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Х в уравнении это 1 или 0. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Х в уравнении это 1 или 0на −1 можно записать подробно следующим образом:

Х в уравнении это 1 или 0

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Х в уравнении это 1 или 0

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Итак, умножив обе части уравнения Х в уравнении это 1 или 0на −1 , мы получили уравнение Х в уравнении это 1 или 0. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

Х в уравнении это 1 или 0

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

Х в уравнении это 1 или 0

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Х в уравнении это 1 или 0

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Х в уравнении это 1 или 0

Видео:Почему 0 в степени 0 равно 1?Скачать

Почему 0 в степени 0 равно 1?

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Х в уравнении это 1 или 0. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Х в уравнении это 1 или 0

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Х в уравнении это 1 или 0

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Х в уравнении это 1 или 0

Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

Видео:Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать

Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Х в уравнении это 1 или 0мы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Х в уравнении это 1 или 0

Но если в уравнении Х в уравнении это 1 или 0обе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Х в уравнении это 1 или 0

Уравнения вида Х в уравнении это 1 или 0мы решали выражая неизвестное слагаемое:

Х в уравнении это 1 или 0

Х в уравнении это 1 или 0

Х в уравнении это 1 или 0

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Х в уравнении это 1 или 0слагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Х в уравнении это 1 или 0

Х в уравнении это 1 или 0

Далее разделить обе части на 2

Х в уравнении это 1 или 0

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Х в уравнении это 1 или 0.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Х в уравнении это 1 или 0

В случае с уравнениями вида Х в уравнении это 1 или 0удобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Х в уравнении это 1 или 0

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Видео:Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

Когда корней несколько

Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

Х в уравнении это 1 или 0

В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

Пример 2. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Х в уравнении это 1 или 0

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Х в уравнении это 1 или 0и убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Х в уравнении это 1 или 0

Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

Х в уравнении это 1 или 0

Пример 2. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Когда корней нет

Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Х в уравнении это 1 или 0не имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Х в уравнении это 1 или 0. Тогда уравнение примет следующий вид

Х в уравнении это 1 или 0

Пусть Х в уравнении это 1 или 0

Х в уравнении это 1 или 0

Пример 2. Решить уравнение Х в уравнении это 1 или 0

Раскроем скобки в левой части равенства:

Х в уравнении это 1 или 0

Приведем подобные слагаемые:

Х в уравнении это 1 или 0

Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

Х в уравнении это 1 или 0

Видео:Уравнение четвертой степениСкачать

Уравнение четвертой степени

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Х в уравнении это 1 или 0

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Х в уравнении это 1 или 0определить расстояние, нужно выразить переменную s .

Умнóжим обе части уравнения Х в уравнении это 1 или 0на t

Х в уравнении это 1 или 0

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Х в уравнении это 1 или 0

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Х в уравнении это 1 или 0

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Попробуем из уравнения Х в уравнении это 1 или 0определить время. Для этого нужно выразить переменную t .

Умнóжим обе части уравнения на t

Х в уравнении это 1 или 0

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Х в уравнении это 1 или 0

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Х в уравнении это 1 или 0

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Х в уравнении это 1 или 0

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Х в уравнении это 1 или 0примет следующий вид

Х в уравнении это 1 или 0

Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

Х в уравнении это 1 или 0

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Х в уравнении это 1 или 0

Затем разделить обе части на 50

Х в уравнении это 1 или 0

Пример 2. Дано буквенное уравнение Х в уравнении это 1 или 0. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Х в уравнении это 1 или 0

Разделим обе части уравнения на b

Х в уравнении это 1 или 0

Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

Х в уравнении это 1 или 0

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Х в уравнении это 1 или 0. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Х в уравнении это 1 или 0

Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

Х в уравнении это 1 или 0

В левой части вынесем за скобки множитель x

Х в уравнении это 1 или 0

Разделим обе части на выражение a − b

Х в уравнении это 1 или 0

В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

Х в уравнении это 1 или 0

Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

Х в уравнении это 1 или 0

Х в уравнении это 1 или 0

Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

Х в уравнении это 1 или 0

Пример 4. Дано буквенное уравнение Х в уравнении это 1 или 0. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Х в уравнении это 1 или 0

Умнóжим обе части на a

Х в уравнении это 1 или 0

В левой части x вынесем за скобки

Х в уравнении это 1 или 0

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Х в уравнении это 1 или 0

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

Х в уравнении это 1 или 0

Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Х в уравнении это 1 или 0примет вид Х в уравнении это 1 или 0.
Отсюда Х в уравнении это 1 или 0.

Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

Поделиться или сохранить к себе: