Логарифмическим уравнениям и неравенствам в вариантах ЕГЭ по математике посвящена задача C3. Научиться решать задания C3 из ЕГЭ по математике должен каждый ученик, если он хочет сдать предстоящий экзамен на «хорошо» или «отлично». В данной статье представлен краткий обзор часто встречающихся логарифмических уравнений и неравенств, а также основных методов их решения.
Итак, разберем сегодня несколько примеров логарифмических уравнений и неравенств, которые предлагались учащимся в вариантах ЕГЭ по математике прошлых лет. Но начнет с краткого изложение основных теоретических моментов, которые нам понадобятся для их решения.
- Логарифмическая функция
- Определение
- Основные свойства
- Решение логарифмических уравнений и неравенств
- Методика решения логарифмических уравнений
- Алгебра
- Уравнения вида logaf(x) = logag(x)
- Уравнения, требующие предварительных преобразований
- Логарифмические уравнения с заменой переменных
- Логарифмирование уравнений
- Переход от логарифмических неравенств к нелогарифмическим
- 🎬 Видео
Видео:Графический способ решения уравнений и неравенств | Алгебра 10 классСкачать
Логарифмическая функция
Определение
0,, ane 1 ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>
называют логарифмической функцией.
Основные свойства
Основные свойства логарифмической функции y = loga x:
| a > 1 | 0 0,, b>0,, c>0,, ane 1. ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> • Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов этих чисел: 0,, b>0,, c>0,, ane 1. ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> • Если a и b — положительные числа, причем a ≠ 1, то для любого числа r справедливо равенство: 0,, b>0,, ane 1. ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> • Если a, b, c — положительные числа, причем a и c отличны от единицы, то имеет место равенство (формула перехода к новому основанию логарифма): 0,, b>0,, c>0,, ane 1,, cne 1. ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> Видео:Логарифмическая функция, ее свойства и график. 11 класс.Скачать Решение логарифмических уравнений и неравенствПример 1. Решите уравнение: Решение. В область допустимых значений входят только те x, при которых выражение, находящееся под знаком логарифма, больше нуля. Эти значения определяются следующей системой неравенств: 0, \ 8+5x > 0 end Leftrightarrow begin x^2 > 6, \ x>-1,6. end Leftrightarrow ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> С учетом того, что -sqrt, ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> получаем промежуток, определяющий область допустимых значений данного логарифмического уравнения: На основании теоремы 1, все условия которой здесь выполнены, переходим к следующему равносильному квадратичному уравнению: В область допустимых значений входит только первый корень. Ответ: x = 7. Пример 2. Решите уравнение: Решение. Область допустимых значений уравнения определяется системой неравенств: 0, \ -x-31>0 endLeftrightarrow begin -1 Очевидно, что эти два условия противоречат друг другу. То есть нет ни одного такого значения x, при котором одновременно выполнялись бы оба неравенства. Область допустимых значений уравнения является пустым множеством, а значит решений у данного логарифмического уравнения нет. Ответ: корней нет. Обратите внимание, что в этом задании нам вообще не пришлось искать корни уравнения. Достаточно оказалось определить, что его область допустимых значений не содержит ни одного действительно числа. Это одно из преимуществ такой последовательности решения логарифмических уравнений и неравенств (начинать с определения области допустимых значений уравнения, а затем решать его путем равносильных преобразований). Примет 3. Решите уравнение: Решение. Область допустимых значений уравнения определяется здесь легко: x > 0. Уравнение принимает вид: Оба ответа входят в область допустимых значений уравнения, поскольку являются положительными числами. Пример 4. Решите уравнение: Решение. Вновь начнем решение с определения области допустимых значений уравнения. Она определяется следующей системой неравенств: 0, \ x+3>0, \ 1-x>0 endLeftrightarrow begin x>-2, \ x>-3, \ x Воспользовавшись правилом сложения логарифмов, переходим к равносильному в области допустимых значений уравнению: Основания логарифмов одинаковы, поэтому в области допустимых значений можно перейти к следующему квадратному уравнению: Первый корень не входит в область допустимых значений уравнения, второй — входит. Ответ: x = -1. Пример 5. Решите уравнение: Решение. Будем искать решения в промежутке x > 0, x≠1. Преобразуем уравнение к равносильному: Оба ответа входят в область допустимых значений уравнения. Пример 6. Решите уравнение: Решение. Система неравенств, определяющая область допустимых значений уравнения, имеет на этот раз вид: 0, \ x>0, \ xne 1 endLeftrightarrow x>0,, xne 1. ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> Используя свойства логарифма, преобразуем уравнение к равносильному в области допустимых значений уравнению: Используя формулу перехода к новому основанию логарифма, получаем: В область допустимых значений входит только один ответ: x = 4. Перейдем теперь к логарифмическим неравенствам. Это как раз то, с чем вам придется иметь дело на ЕГЭ по математике. Для решения дальнейших примеров нам потребуется следующая теорема: Теорема 2. Если f(x) > 0 и g(x) > 0, то: Решение. Начнем с определения области допустимых значений неравенства. Выражение, стоящее под знаком логарифмической функции, должно принимать только положительные значения. Это значит, что искомая область допустимых значений определяется следующей системой неравенств: 0, \ x+4>0 endLeftrightarrow begin xin(-mathcal;-3)cup(2;+mathcal), \ x>-4 end ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> Так как в основании логарифма стоит число, меньшее единицы, соответствующая логарифмическая функция будет убывающей, а потому равносильным по теореме 2 будет переход к следующему квадратичному неравенству: Окончательно, с учетом области допустимых значений получаем ответ: Пример 8. Решите неравенство: Решение. Вновь начнем с определения области допустимых значений: 0, \ frac<(x-9)^>>0 endLeftrightarrow xin(-mathcal;3)cup(9;+mathcal). ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> На множестве допустимых значений неравенства проводим равносильные преобразования: После сокращения и перехода к равносильному по теореме 2 неравенству получаем: С учетом области допустимых значений получаем окончательный ответ: Пример 9. Решите логарифмическое неравенство: Решение. Область допустимых значений неравенства определяется следующей системой: 0, \ x+1ne 1,\ x(x+1)(x+2)>0 endLeftrightarrow xin (0;+mathcal). ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> Видно, что в области допустимых значений выражение, стоящее в основании логарифма, всегда больше единицы, а потому равносильным по теореме 2 будет переход к следующему неравенству: С учетом области допустимых значений получаем окончательный ответ: Пример 10. Решите неравенство: Решение. Область допустимых значений неравенства определяется системой неравенств: 0, \ x^2>0, \ x^2ne 1 endLeftrightarrow xin(-mathcal;-1)cup(-1;0)cup(4;+mathcal). ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> I способ. Воспользуемся формулой перехода к новому основанию логарифма и перейдем к равносильному в области допустимых значений неравенству: Неравенство будет равносильно двум системам. Первой: Итак, окончательный ответ: II способ. Решаем методом интервалов. Преобразуем неравенство к виду: Вычтем из знаменателя Это ничего не изменит, поскольку С учетом того, что выражения и — одного знака при 0,» title=»Rendered by QuickLaTeX.com» height=»18″ width=»74″ style=»vertical-align: -4px;»/> в области допустимых значений имеет место следующий равносильный переход: Множество решений данного неравенства Итак, а с учетом области допустимых значений получаем тот же результат: Итак, что нужно для того, чтобы решать логарифмические уравнения и неравенства?
Главное же требование — это настойчивость в достижении своей цели. Учитесь, тренируйтесь, если нужно — ежедневно, изучайте и запоминайте на примерах основные способы решения неравенств и их систем, анализируйте возникающие ошибки и не допускайте их в будущем. За помощью в этом нелегком деле вы можете обратиться к своему школьному учителю по математике, репетитору, родителям, друзьям и знакомым, книгам, а также огромному количеству материалов, доступных на просторах Интернета. Желаю вам успехов в подготовке к Единому государственному экзамену по математике. Видео:Логарифмические уравнения. 11 класс.Скачать Методика решения логарифмических уравненийРазделы: Математика Введение Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, на сколько умело будет построена учебная работа. Вовремя обращая внимание студентов на то, что математика изучает общие свойства объектов и явлений окружающего мира, имеет дело не с предметами, а с отвлеченными абстрактными понятиями, можно добиться понимания того, что математика не нарушает связи с действительностью, а, напротив, дает возможность изучить ее глубже, сделать обобщенные теоретические выводы, которые широко применяются в практике. Участвуя в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года, я представила урок-лекцию по теме «Логарифмическая функция» (диплом № 204044). Считаю этот метод наиболее удачным в данном конкретном случае. В результате изучения у студентов имеется подробный конспект и краткая схема по теме, что облегчит им подготовку к следующим урокам. В частности, по теме «Решение логарифмических уравнений», которая полностью опирается на изучение логарифмической функции и ее свойств. При формировании основополагающих математических понятий важно создать у студентов представление о целесообразности введения каждого из них и возможности их применения. Для этого необходимо, чтобы при формулировке определения некоторого понятия, работе над его логической структурой, рассматривались вопросы об истории возникновения данного понятия. Такой подход поможет студентам осознать, что новое понятие служит обобщением фактов реальной действительности. История возникновения логарифмов подробно представлена в работе прошлого года. Учитывая важность преемственности при обучении математике в среднем специальном учебном заведении и в вузе и необходимость соблюдения единых требований к студентам считаю целесообразным следующую методику ознакомления студентов с решением логарифмических уравнений. Уравнения, содержащие переменную под знаком логарифма (в частности, в основании логарифма), называются логарифмическими. Рассмотрим логарифмические уравнения вида: (1) Решение этих уравнений основано на следующей теореме. Теорема 1. Уравнение равносильно системе (2) Для решения уравнения (1) достаточно решить уравнение (3) и его решения подставить в систему неравенств (4), задающую область определения уравнения (1). Корнями уравнения (1) будут только те решения уравнения (3), которые удовлетворяют системе (4), т.е. принадлежат области определения уравнения (1). При решения логарифмических уравнений может произойти расширение области определения (приобретение посторонних корней) или сужение (потеря корней). Поэтому подстановка корней уравнения (3) в систему (4), т.е. проверка решения, обязательна. Пример 1: Решить уравнение
Оба значения х удовлетворяют условиям системы. Ответ: Рассмотрим уравнения вида: (5) Их решение основано на следующей теореме Теорема 2: Уравнение (5) равносильно системе (6) Корнями уравнения (5) будут только те корни уравнения , которые принадлежат области определения, задаваемой условиями . Логарифмическое уравнение вида (5) можно решить различными способами. Рассмотрим основные из них. 1. ПОТЕНЦИНИРОВАНИЕ (применение свойств логарифма). Пример 2: Решить уравнение Решение: В силу теоремы 2 данное уравнение равносильно системе: Всем условиям системы удовлетворяет лишь один корень. Ответ: 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГАРИФМА . Пример 3: Найти х, если Значение х = 3 принадлежит области определения уравнения. Ответ х = 3 3. ПРИВЕДЕНИЕ К КВАДРАТНОМУ УРАВНЕНИЮ. Пример 4: Решить уравнение
Оба значения х являются корнями уравнения. Ответ: Пример 5: Решить уравнение Решение: Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 10 и применим свойство «логарифм степени». Оба корня принадлежат области допустимых значений логарифмической функции. Ответ: х = 0,1; х = 100 5. ПРИВЕДЕНИЕ К ОДНОМУ ОСНОВАНИЮ. Пример 6: Решить уравнение Воспользуемся формулой и перейдем во всех слагаемых к логарифму по основанию 2: Тогда данное уравнение примет вид: Так как , то это корень уравнения. Ответ: х = 16 6. ВВЕДЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ. Решим способом введения вспомогательной переменной уравнение, заданное в примере 6. Пусть ; тогда Учитывая, что После проверки, проведенной устно, легко убеждаемся в правильности найденного ответа. Многие уравнения, содержащие переменную не только под знаком логарифма или в показателе степени, удобно решать графически. Графически решением уравнения являются абсциссы точек пересечения графиков функций, заданных в уравнении. Пример 7: Решить уравнение Решение: Построим графики функций и y = x Графики функций не пересекаются, и, значит, уравнение не имеет корней (см. рисунок). Ответ: корней нет Пример 8: Найти х, если Решение: С помощью рассмотренных выше способов корни уравнения найти не удается. Найдем какой-нибудь корень методом подбора. Пусть, например, х = 10. Проверкой убедимся в том, что 10 — корень уравнения. Действительно, истинно Докажем, что других корней данное уравнение не имеет. Эти корни следует искать во множестве значений х. Допустимые значения х находятся в промежутке На этом промежутке функция убывает, а функция возрастает. И, значит, если уравнение имеет решение, то оно единственное. Видео:11 класс, 18 урок, Логарифмические неравенстваСкачать АлгебраПлан урока: Задание. Укажите корень логарифмического уравнения Задание. Решите урав-ние В чуть более сложных случаях под знаком логарифма может стоять не сама переменная х, а выражение с переменной. То есть урав-ние имеет вид Задание. Найдите решение логарифмического уравнения Задание. Решите урав-ние Задание. Решите урав-ние Получили показательное уравнение. Показатели степеней можно приравнять, если равны их основания: Видео:Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?Скачать Уравнения вида logaf(x) = logag(x)Порою логарифм стоит в обеих частях равенства, то есть и слева, и справа от знака «равно». Если основания логарифмов совпадают, то должны совпадать и аргументы логарифмов. Задание. Решите урав-ние Задание. Найдите корень урав-ния Ситуация несколько усложняется в том случае, когда, под знаком логарифма в обоих частях равенства стоят выражения с переменными, то есть оно имеет вид С одной стороны, очевидно, что должно выполняться равенство f(x) = g(x). Но этого мало, ведь под знаком логарифма не должно стоять отрицательное число. Поэтому после получения корней следует подставить их в урав-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями. Задание. Решите урав-ние Получили квадратное уравнение, которое решаем с помощью дискриминанта: Получили два корня, (– 3) и 4. Однако теперь подставим их в исходное урав-ние и посмотрим, что у нас получится. При х = – 3 имеем: Это верное равенство, поэтому х = – 3 действительно является корнем урав-ния. Теперь проверяем х = 4: Хотя выражения и справа, и слева одинаковы, равенство верным считать нельзя, ведь выражение log3 (– 1) не имеет смысла! Действительно, нельзя вычислять логарифм от отрицательного числа. Поэтому корень х = 4 оказывается посторонним, и у нас остается только один настоящий корень – число (– 3). Видео:✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис ТрушинСкачать Уравнения, требующие предварительных преобразованийЕстественно, не всегда в обоих частях логарифмических уравнений и неравенств стоят только логарифмы с совпадающими основаниями. Часто требуется выполнить некоторые предварительные преобразования, чтобы привести урав-ние к виду logaf(x) = logag(x). Задание. Решите урав-ние с помощью которой любой множитель можно внести под знак логарифма. Сделаем это и в нашем случае: Теперь в обеих частях равенства не стоит ничего, кроме логарифмов с одинаковыми основаниями. Поэтому мы можем приравнять их аргументы: Задание. Решите урав-ние Снова проверяем каждый из корней, подставляя его в исходное ур-ние. Прих = –1 получаем Задание. Решите урав-ние Решение. В правой части снова стоит сумма, но на этот раз не логарифмов. Однако число 1 можно представить как log5 5. Тогда урав-ние можно преобразовать: Задание. Решите урав-ние Решение. Данный пример похож на простейшее логарифмическое уравнение, однако переменная находится в основании логарифма, а не в аргументе. По определению логарифма мы можем записать, что Первый вариант придется отбросить, так как основание логарифма, (а в данном случае это выражение х – 5) не может быть отрицательным числом. Получается, что Задание. Решите урав-ние Решение. Здесь ситуация осложняется тем, что основания логарифмов разные. Поэтому один из них необходимо привести к новому основанию. Попробуем привести log25x 4 к основанию 5, используя известную нам формулу Мы добились того, что у логарифмов одинаковые основания, а потому мы можем приравнять их аргументы: Видео:Логарифмические уравнения и их системы. Практическая часть. 11 класс.Скачать Логарифмические уравнения с заменой переменныхИногда приходится делать некоторые замены, чтобы уравнение приняло более привычный вид. Задание. Решите уравнение методом замены переменной Задание. Найдите решение уравнения методом замены переменной Решение. Для начала напомним, что символ lg означает десятичный логарифм. Отдельно знаменатель дроби в правой части: Видео:84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических УравненийСкачать Логарифмирование уравненийЯсно, что если от равных величин взять логарифмы по одному и тому же основанию, то тогда эти логарифмы окажутся также равными. Если подобный прием применяют при решении урав-ния, то, говорят, что производится логарифмирование уравнения. Иногда оно позволяет решить некоторые особо сложные примеры. Задание. Укажите корни урав-ния Здесь переменная величина находится одновременно и в основании степени, и в ее показателе. Возьмем от правой и левой части урав-ния логарифм по основанию 5: Возвращаемся от переменной t к переменной х: Видео:Логарифмические неравенства. 11 класс.Скачать Переход от логарифмических неравенств к нелогарифмическимРассмотрим график логарифмической функции у = logax при условии а > 1. Она является возрастающей функцией. Если на оси Ох отложить два числа tи s так, чтобы t располагалось левее s (то есть t 1). Но это не совсем так. Дело в том, что надо учесть ещё и тот факт, что под знаком логарифма может стоять исключительно положительное число. Получается, что от простейшего логарифмического неравенства Естественно, вместо величин t и s могут стоять как числа, так и выражения с переменными. Задание. Найдите решение логарифмического неравенства Ответ можно оставить и в такой форме, однако всё же принято записывать его в виде промежутка. Очевидно, что нерав-во 0 logas: Но, снова-таки, мы должны учесть, числа t может быть лишь положительным (тогда s, которое больше t, автоматически также окажется положительным). Получается, что при 0 loga s можно перейти к двойному нерав-ву 0 2 – 45х + 200 имеет решение Однако в системе (5) есть ещё два неравенства, х > 0 и 45 >x. Их решениями являются промежутки (0; + ∞) и (– ∞; 45). Чтобы определить решение всей системы, отметим на одной прямой решения каждого отдельного нерав-ва и найдем область их пересечения: Видно, что решениями нерав-ва будут являться промежутки (0; 5) и (40; 45), на которых справедливы все три нерав-ва, входящих в систему (5). 🎬 ВидеоРешение логарифмических уравнений и неравенствСкачать Решение логарифмических уравнений. Вебинар | МатематикаСкачать 13 Функционально графический способ решенияСкачать 11 класс, 17 урок, Логарифмические уравненияСкачать Показательные и логарифмические уравнения. Вебинар | МатематикаСкачать Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯСкачать Логарифмическое уравнение / Как решить?Скачать Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭСкачать ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать Умножаем логарифмы В УМЕ🧠Скачать |