Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение

Видео:Химия | Молекулярные и ионные уравненияСкачать

Химия | Молекулярные и ионные уравнения

Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение

Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Запишем уравнение реакции:

Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение

Составим электронный баланс:

2 | Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнениеГидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение

1 | Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнениеГидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение

Сера в степени окисления +4 (или сульфит натрия за счёт серы в степени окисления +4) является восстановителем. Марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.

А можно было использовать водную среду, то есть вместе гидроксида калия добавить воду?

Да, можно. Но получится диоксид марганца.

Для начала запишем молекулярные формулы данных веществ: Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение, Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение, Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение, Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение, Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение

Сульфат бария является нерастворимой солью, поэтому не будет вступать в реакцию с приведенными веществами.

Перманганат калия не вступает в РИО с гидрокарбонатом калия и гидроксидом калия, так как имеют одинаковый катион. С сульфитом натрия реакция невозможна, так как образуются растворимые соли.

Гидрокарбонат калия и гидроксид калия тоже имеют общий ион, но реакция между ними возможна с образованием средней соли карбоната калия и будет относиться к РИО. С сульфитом натрия реакция невозможна, так как образуются растворимые соли.

Сульфит натрия не реагирует с гидроксидом калия по причине образования в ходе реакции растворимых веществ.

Таким образом, вариант ответа только один:

Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнениеГидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение

Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнениеГидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение

Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнениеГидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:

− выбраны вещества, и записано молекулярное уравнение реакции ионного обмена;

Видео:Реакции ионного обмена. 9 класс.Скачать

Реакции ионного обмена. 9 класс.

Особенности взаимодействия кислых солей со щелочами.

Достаточно часто возникают затруднения при записи реакций кислых солей со щелочами. Ниже рассмотрим основные закономерности подобных взаимодействий. Под кислыми солями подразумеваем соли, в которых остались атомы водорода, способные к замещению на катионы металлов или аммония. Отсюда первый вывод: при добавлении щелочи водород в составе «кислого» аниона будет замещаться с образованием среднего аниона. По такой схеме будут идти простейшие примеры 1) и 2):

2) LiHS + LiOH = Li2S + H2O
Li + + HS − + Li + + OH − = 2Li + + S 2- + H2O
HS − + OH − = S 2- + H2O

При рассмотрении солей фосфорной кислоты будут возникать дополнительные варианты за счет образования двух видов кислых солей: гидрофосфатов и дигидрофосфатов. Тут следует обращать внимание на избыток/недостаток соли, либо щелочи. Сравните примеры 3) и 4):

Щелочи в примере 3) мало, не хватает для полного замещения атомов водорода в кислой соли.

В примере 4) щелочи много, заместит все возможные атомы водорода в кислой соли.

Значительно больше сложностей возникает при взаимодействии кислой соли и щелочи с разными катионами. Здесь все так же сперва происходит превращение кислого аниона в средний, а далее возможен обмен катионами. Влиять на такой обмен будет природа катионов, растворимость соответствующих средних солей, а также избыток/недостаток соли, либо щелочи. Рассмотрим возможные комбинации для солей двухосновной кислоты, например, угольной:

В описании задания случай 5) можно охарактеризовать фразой «в образовавшемся растворе практически отсутствовали гидроксид-ионы», что вполне понятно из ионного уравнения.

Для случая 6) можно записать «в образовавшемся растворе практически отсутствовали карбонат-ионы», что вполне понятно, поскольку они полностью перешли в состав осадка карбоната бария.

Различие в примерах 5) и 6) легко понять, если представить, что карбонат калия, образовавшийся на первой стадии, может далее вступить в обмен с избытком гидроксида бария.

Теперь давайте поменяем местами исходные катионы и убедимся, что тогда реакция может пойти единственным образом:

Почему невозможен вариант с получением гидроксида бария по аналогии со случаем 6)? Потому что карбонат бария уже является осадком и в дальнейшее взаимодействие с гидроксидом калия не вступает:

BaCO3 + KOH – нет реакции

Схожие рассуждения можно применить и для реакций с участием трехосновной фосфорной кислоты. Там так же будет больше вариантов протекания, если исходим из соли щелочного металла и щелочи, содержащей щелочноземельный металл:

Вариант 8) с образованием двух солей, по формулировке «в образовавшемся растворе практически отсутствовали гидроксид-ионы». Гидроксида кальция добавили мало, связать все фосфат-ионы в осадок не смог.

Вариант 9) с образованием соли и щелочи, по формулировке «в образовавшемся растворе практически отсутствовали фосфат-ионы». Гидроксида кальция взяли много, все фосфат-ионы перешли в осадок.

Если взять изначально соль щелочноземельного металла и гидроксид щелочного, то вариант будет только один:

Причина отсутствия гидроксида кальция в продуктах по аналогии с пунктом 7) – нерастворимость промежуточно образовавшегося фосфата кальция и отсутствие обмена с ним:

Реакции с дигидрофосфатами будут идти по аналогичным схемам и приводить к двум солям, либо соли и щелочи. Рассмотрим два примера из числа возможных:

Весь фосфат перешел в осадок.

Часть фосфата перешла в осадок, новый гидроксид образоваться не может.

Видео:РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии

Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение

1. Выполняем первый пункт алгоритма, при этом учитываем, что соляная кислота — это раствор хлороводорода. А вот состояние гидрокарбоната натрия и гидроксида калия нам не даны, значит при желании мы можем считать, что они нам даны как твердые вещества, при желании — как растворы.

2. Выполняем второй пункт, сокращенно обозначая характеристики веществ: в первой строке — кислотно-основные, во второй окислительно-восстановительные. В результате получаем следующее:

NaHCO3

HClр-р

К

ок(H + ), вс (Cl — )

К/Осн:
Ок/Вс:

Пояснения: кремний, как простое вещество не вступает в реакции обмена, как неметалл середины периода проявляет ОВ свойства в слабой степени, особенно окислительные (размерами букв сделана попытка качественно охарактеризовать силу проявления тех или иных свойств). Гидрокарбонат натрия в обменных реакциях может участвовать как соль и кислота, ОВ свойств практически не проявляет, т.к. все элементы находятся в своих устойчивых степенях окисления. То же можно сказать про ОВ свойства КОН. HCl — кислота, может быть окислителем за счет иона водорода, и очень слабым восстановителем за счет хлорид-иона.

3. Прогнозируем реакции. И здесь мы сразу сталкиваемся с необходимостью знать специфические свойства кремния. Несмотря на его окислительно-восстановительную двойственность и то, что в наборе есть вещество с похожими свойствами, нужно знать, что кремний в кислотах не растворяется. А также то, что он неплохо растворяется в растворах щелочей, причем реакция идет с выделением водорода.

То, что реакция идет с выделением водорода, говорит, что окислителем здесь является водород, в степени окисления +1, входящий в состав воды, а КОН выполняет роль среды.

Может возникнуть вопрос, почему же тогда кремний не окисляется ионами водорода в растворе кислоты? Причина известная из химии металлов — пассивация. На поверхности кремния существует (или тут же образуется) тонкая пленка оксида кремния, нерастворимая в воде и кислотах. Роль КОН, как среды заключается в том, что он переводит этот оксид кремния в силикат-ион.

Таким образом, для первого вещества мы получаем одну возможную реакцию в соответствии со следующей схемой:

1. Si + H2O + KOH => K2SiO3 + H2

Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение

Другие реакции достаточно очевидны. Гидрокарбонат натрия будет вступать в реакцию обмена и со щелочью, образуя среднюю соль, и с кислотой, что обусловлено выделением газа. КОН естественно будет нейтрализоваться кислотой. В результате имеем 4 схемы реакции:

4. KOH + HCl => KCl + H2O

Гидрокарбонат натрия плюс гидроксид калия ионное уравнение

4. Расставляем там где нужно коэффициенты (в первом уравнении можно использовать метод электронного баланса) и получаем в итоге 4 уравнения реакции:

4. KOH + HCl = KCl + H2O

Пример 2.:

Даны вещества: хлорид меди(II), кислород, концентрированная серная кислота, йодоводород.

Попробуйте сами, и если не получается, читаем дальше: пример 2 >>

Г.М. Можаев
старший преподаватель
ТюмГУ, химический факультет;
ТОГИРРО

🎦 Видео

Реакции ионного обмена. 9 класс.Скачать

Реакции ионного обмена. 9 класс.

Реакции ионного обмена, задание №30 ЕГЭ | Екатерина Дацук | ХИМИЯ ЕГЭСкачать

Реакции ионного обмена, задание №30 ЕГЭ | Екатерина Дацук | ХИМИЯ ЕГЭ

Задача 31 - реакции ионного обмена | ЕГЭ Химия | Лия МенделееваСкачать

Задача 31 - реакции ионного обмена | ЕГЭ Химия | Лия Менделеева

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ ХИМИЯ 8 класс // Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIVСкачать

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ ХИМИЯ 8 класс // Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIV

Самый *ПРОСТОЙ* способ ПОЛУЧИТЬ ГИДРОКСИД КАЛИЯСкачать

Самый *ПРОСТОЙ* способ ПОЛУЧИТЬ ГИДРОКСИД КАЛИЯ

Алюминий и гидроксид калияСкачать

Алюминий и гидроксид калия

Ионные уравнения | Химия 8 класс #42 | ИнфоурокСкачать

Ионные уравнения | Химия 8 класс #42 | Инфоурок

Реакции ионного обмена| ХИМИЯ ЕГЭ | Лия МенделееваСкачать

Реакции ионного обмена| ХИМИЯ ЕГЭ | Лия Менделеева

Реакции между растворами электролитов / Реакции ионного обменаСкачать

Реакции между растворами электролитов / Реакции ионного обмена

Реакции ионного обменаСкачать

Реакции ионного обмена

Реакции ионного обмена (РИО), Задание 30 | ЕГЭ по химии 2024Скачать

Реакции ионного обмена (РИО), Задание 30 | ЕГЭ по химии 2024

Разбор демоверсии 2021: часть 2 | химия ЕГЭСкачать

Разбор демоверсии 2021: часть 2 | химия ЕГЭ

Задание 30. ЕГЭ 2022 по химии (ЕГЭ по химии 2018. Демо. Задание 31. Ионные уравнения)Скачать

Задание 30. ЕГЭ 2022 по химии (ЕГЭ по химии 2018. Демо. Задание 31. Ионные уравнения)

ЕГЭ-2022. Химия. Разбор заданий перспективной модели. Задания второй частиСкачать

ЕГЭ-2022. Химия. Разбор заданий перспективной модели. Задания второй части

Составление полных ионных и сокращённых ионных уравнений на основе молекулярного уравнения | ХимияСкачать

Составление полных ионных и сокращённых ионных уравнений на основе молекулярного уравнения | Химия

31 задание из ЕГЭ по Химии: Реакции ионного обменаСкачать

31 задание из ЕГЭ по Химии: Реакции ионного обмена

Задача №34 на гидрокарбонат и растворимость | ЕГЭ по химии 2024Скачать

Задача №34 на гидрокарбонат и растворимость | ЕГЭ по химии 2024
Поделиться или сохранить к себе: