Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Видео:Химия. 9 класс (Урок№17 - Углерод. Аллотропные модификации углерода.Химические свойства. Адсорбция.)Скачать

Химия. 9 класс (Урок№17 - Углерод. Аллотропные модификации углерода.Химические свойства. Адсорбция.)

Урок химии в 10 классе по теме « Углеводороды. Генетическая связь углеводородов»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Урок химии в 10 классе по теме « Углеводороды. Генетическая связь углеводородов»

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Автор учебника: О.С. Габриелян химия 10 класс (базовый уровень).

Задачи:

· Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов. Дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородов, закрепить умения решать задачи на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям элементов, продуктам сгорания или химическим свойствам.

· Развивающие: развитие коммуникативных навыков, общеучебных умений: сравнение, обобщение, выводы.

· Воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труд

К данному уроку учащиеся получили задание повторить соответствующий раздел, обращая внимание на вопросы:

· Типы гибридизации атомных орбиталей углерода в углеводородах разных классов.

· Основные параметры связей в алканах, алкенах, алкадиенах, алкинах, циклоалканах и аренах.

· Виды изомерии в углеводородах.

· Влияние строения углеводородов на их свойства.

· Характерные реакции алканов, алкенов, алкадиенов, циклоалканов, алкинов и аренов.

Ход урока

I . Постановка цели и мотивация учебной деятельности

Учитель: цель нашего занятия – сформировать целостное представление об углеводородах различных типов, рассмотреть их генетическую взаимосвязь, подчеркнуть решающее влияние строения органических веществ на их свойства, то есть установить причинно-следственную связь в цепочке понятий состав — строение — свойства.

Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии , косметика.

(Ответ учащихся «Углеводороды». Записывают тему урока в тетрадь.)

II Выполняется структура КЛОК БАДДИС ( Дети назначают две встречи на время, указанное на слайде)

III. Основная часть урока. Выполняется структура

по таймеру — 1:00

Вопросы для повторения:

Что такое углеводороды?

Какие классы углеводородов мы изучали?

Назовите классификацию углеводородов.

В чём кроются причины многообразия углеводородов?

Что такое изомерия, какие виды изомерии характерны для углеводородов?

Что такое гомологи?

(Партнеры по плечу делятся ответами в течение определенного времени (1 минута).

Далее отвечают, слушаем ответы учащихся)

КЛОК БАДДИС. Время выполнения – 3 минуты. Учащиеся находят партнера по времени и заполняют схему (вставить пропущенные слова).

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Учитель: Сейчас каждая команда за 1 минуту должна как можно больше написать формул и названий гомологов углеводородов. Вы пишите на одном листе, передаёте листочек по кругу. Пишем по классам: стол №1 – алканы, стол№2 – алкены, стол №3 – алкины, стол №4 – циклоалканы. (Учащиеся пишут молекулярные формулы и названия углеводородов по группам. Через 1 минуту проверяем, какая команда написала больше примеров) .

Сейчас вы будете работать самостоятельно в тетрадях.

Задание: Осуществить цепочку превращения, определить тип каждой реакции, назвать продукты реакций. Циклопропан → 1-бромпропан → гексан → бензол → циклогексан

(Выполняют письменную работу, составляя уравнения реакций по схеме генетической связи. Отвечают, называя продукты реакции)

КЛОК БАДДИС Время выполнения – 6 минут.

Учитель : Ваша задача – найти партнера по времени и заполнить таблицу «Сравнительная характеристика углеводородов»

Видео:Генетическая связь между классами неорганических веществ. Химия 8 классСкачать

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Химия 8 класс

Методическая разработка урока в 10-м классе «Многообразие углеводородов. Генетическая связь между классами углеводородов»

Разделы: Химия

Тип урока: обобщающий урок.

Цели урока:

  • Образовательные: формирование целостного представления о составе, строении, свойствах и применении основных классов углеводородов на основе их сравнительной характеристики.
  • Воспитательные: воспитание дисциплинированности и самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.
  • Развивающие: развитие интереса к предмету, творческих способностей, внимания, аналитических навыков.

Предполагаемые результаты урока: учащиеся должны знать основные характеристики важнейших классов углеводородов; уметь прогнозировать состав, строение и свойства представителей классов, составлять генетические связи между разными классами углеводородов, а также связывать неорганические вещества с органическими.

Оборудование: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация «Углеводороды», коллекция веществ «Углеводороды», ИОП «Генетическая связь углеводородов».

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы «Углеводороды». Количество органических веществ, содержащих в своём составе атомы двух химических элементов – углерода и водорода, очень велико. Мы рассмотрели лишь наиболее важные классы углеводородов и основные закономерности, описывающие их состав, строение и свойства. (Приложение 1).

Вопрос: Какие вещества называются углеводородами?
(Ответ учащихся: углеводороды – это органические соединения, состоящие из углерода и водорода)
Вы изучили все классы углеводородов. Сегодня проведем обобщающий урок по этой теме.
Вопрос: как вы думаете, какова цель нашего урока? (высказывания учащихся)

Цель нашего урока – повторить, обобщить и закрепить полученные знания и умения по теме «Углеводороды» изучить многообразие их, а также генетическую связь углеводородов. (Приложение 1).

Разнообразный мир углеводородов можно разделить на три группы: предельные, непредельные, циклические. А какие представители этих групп Вам известны? Основные физические свойства? (демонстрация коллекции)
К предельным углеводородам относятся алканы, к непредельным – алкены, алкадиены, алкины, к циклическим – циклоалканы, арены. (Приложение 1).

А какое практическое значение имеют эти вещества? (Приложение 1).

Углеводороды играют важнейшую роль в нашей жизни: служат сырьем для получения пластмасс, резины, лекарств, волокон, средств бытовой химии, несут в наши дома свет и тепло.

1. Название алкена, состоящего из трех атомов С.( пропен)
2. Название реакции присоединения водорода. ( гидрирование)
3. Вещества, имеющие одинаковый количественный состав, но отличающиеся по строению и свойствам называют… (изомеры)
4. Название термического разложения нефтепродуктов, приводящего к образованию углеводородов с меньшим числом атомов С в молекуле. ( крекинг)
5. Название частицы, имеющей неспаренный электрон. ( радикал)
6. Углеводород с двумя двойными связями, имеющий формулу С4Н6.

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

IV. Работа в группах – проектное задание по теме «Углеводороды» (составление презентации).

(4 группы: 1. алканы; 2. алкены; 3. алкины, алкадиены; 4. арены и циклоаклканы.)

1. Распределить класс на 4 группы.
2. Каждая группа выбирает определённый класс углеводородов (возможно, этот класс не изучается в курсе школьной химии.).
3. Группа согласует свой выбор с учителем.
4. Приступает к выполнению задания.

План выполнения.

1. Общая характеристика класса (общая формула, определение, особенности класса углеводородов)
2. Выберите конкретный углеводород – представитель класса и дайте его характеристику по показателям:

  • Название вещества, его молекулярная, структурная формула.
  • Название класса, особенности строения, общая формула, вид гибридизации атома углерода, валентный угол, пространственное строение.
  • Изомерия.
  • Нахождение в природе
  • Физические свойства.
  • Химические свойства:
    а) реакция горения
    б) реакция замещения
    в) реакция присоединения
    г) другие свойства
  • Способы получении в промышленности и лаборатории.
  • Области применения.

Рекомендации по работе группы: четко распределите роли и обязанности каждого члена группы. Приветствуется использование ИКТ, нестандартная форма представления материала, творчество.

Выступление от группы 3-5 минут.

В ходе урока нужно выполнять ИОП (заполнение таблицы, составление генетических цепочек – Приложение 2), используя опорные таблицы и взаимосвязи углеводородов. (Приложение 1).

V. Индивидуальное задание решение поурочного теста

1.Вещества с общей формулой СnH2n относятся к классу
алканы
алкины
алкены
арены
2.Пи связь имеется в молекуле:
пентана
пропанола
циклопентана
пропена
3.Гомологом этана является:
С2Н4
С62Н6,
С3Н42
СН3 – СН2 – СН32.
4.При взаимодействии пропилена с бромоводородом получается
1 бромпропан
1,1-дибромпропан
2-бромпропан
2,2 -дибромпропан
5.Для алкенов характерны реакции
замещения,
обмена,
присоединения
дегидрирования
6.Изомером пентадиена является
С – С – С – С – С
С = С – С – С – С
С – С – С = С – С
С – С = С – С – С
7.Характерной химической реакцией для веществ, имеющих общую формулу СnH2n+2 является реакция:
замещения
гидрирования
присоединения
дегидратации
8.Полиэтилен получают реакцией
гидрирования
изомеризации
поликонденсации
полимеризации
9.Бутадиен относится к классу веществ, общая формула которого
СnH2n+2
СnH2n-2
СnH2n
СnH2n+1OH
10.Гомологи гексана
С5Н8
С7Н165
С6Н6
С7Н14.
11.Только сигма-связь имеется в молекуле
бензола
этилена
этана
бутина.
12.Органическое вещество, обесцвечивающее бромную воду
метан
пропилен
хлорметан
этан.
13.Из 92 г этанола получили 33,6 л (н. у.) этилена. Выход продукта в % от теоретически возможного составил:
50
75
85
90.
14.Углеводород, массовая доля водорода в котором 14,3 %, имеющий относительную плотность по водороду 21, – это:
пропан
пропен
пропин

Конец формы

V. Подведение итогов

V. Домашнее задание

ИОП составление и решение генетических цепочек (рисунок 1, рисунок 2): черные задания на 3, зеленые задания на 4, красные задания на 5.

Видео:Генетическая связь между классами неорганических веществ. Видеоурок по химии 8 классСкачать

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Видеоурок по химии 8 класс

«Генетическая связь между углеводородами. Природные источники углеводородов. Нефть и ее переработка».

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Цель: 1.Рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений;

2. Дать понятие о природных источниках углеводородов: познакомить с составом и способами переработки природного и попутного газов как источников топлива и сырья для получения многих органических веществ.

3.Дать понятие о составе, свойствах и способах переработки нефти.

4.Подчеркнуть роль химии в решении научно-хозяйственных проблем (сырье, энергетика) на примере химических процессов (крекинга и риформинга нефтепродуктов).

5.Дать возможность ученикам повысить свой общекультурный уровень.

Задачи: 1. углубить и расширить представления учащихся о природных источниках нефтехимического сырья.

2. акцентировать внимание на способах получения и областях применения природных углеводородов.

3. показать значение важнейших нефтепродуктов и способов охраны природы от загрязнений.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: наглядно-практический, с элементами проблемного обучения.

Требования к усвоению материала:

Знать: 1. основные месторождения нефти и газа.

области применения природного и попутного газов.

состав и способы переработки природного и попутного газов.

сущность перегонки, риформинга, термического и каталитического крекинга; уметь комментировать понятия «октановое число», «детонационная стойкость».

основные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности.

Просмотр содержимого документа
««Генетическая связь между углеводородами. Природные источники углеводородов. Нефть и ее переработка».»

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Каменный уголь, нефть, газ

Генетическая связь углеводородных соединений «Природные источники углеводородов и их переработка»

Подготовила: Учитель химии

Казиханова Эльмира Биликбаевна

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Классификация и генетическая связь углеводородов

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Этан → этилен → ацетилен → бензол

Метан → ацетилен → этаналь

Этиловый спирт → этилен → 1,2 — дибромэтан

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Этан → этилен → ацетилен → бензол

Метан → ацетилен → этаналь

Этиловый спирт → этилен → 1,2 — дибромэтан

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Черный как ворон, а греет как солнце,

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

На кухне у мамы,

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Он синим цветком

Не поднимется ракета,

Расцветает от спичек.

Отгадайте, что же это?

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

1 . Что объединяет следующие формулы:

2.Где можно встретить эти углеводороды?

3. Какие вам известны важнейшие источники углеводородов в природе?

4. На каких материках в настоящее время идет добыча этих источников?

5. На каком материке сегодня не ведется добыча источников углеводородов?

6. Назовите страны, являющееся крупными поставщиками природного газа на мировой рынок?

7. Какие страны являются лидерами по добыче нефти?

8. Каковы состав и области применения природного и попутного нефтяного газов?

9. Нефть – состав, переработка?

10. Каменный уголь – происхождение, применение продуктов коксования?

11. Проблемы окружающей среды?

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Важнейшие источники углеводородов

Россия, Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Азербайджан

Россия, Алжир, Иран, США

Попутный нефтяной газ

Ректификация – процесс термического разделения нефти и нефтепродуктов на фракции.

Фракция смесь углеводородов, кипящих в определенном температурном интервале.

Крекинг – процесс расщепления (при температуре или в присутствии катализатора) тяжелых углеводородов на более легкие (алканы или алкены).

Детонация – взрывное сгорание бензина в двигателе внутреннего сгорания.

Риформинг – это процесс ароматизации бензинов, осуществляемый путём нагревания их в присутствии платинового катализатора.

Крекинг это процесс термического или каталитического разложения углеводородов, содержащихся в нефти. (англ. to crack – колоть, расщеплять).

Термический крекинг осуществляется при температуре около 470°С -550°С и небольшом давлении, .

Каталитический крекинг проводят в присутствии катализатора (алюмосиликатов: смеси оксида алюминия и оксида кремния) при температуре 450 — 500°С и атмосферном давлении. Этот процесс был впервые осуществлён в 1918 году Н.Д. Зелинским

Перегонка это физический способ разделения смеси компонентов с различными температурами кипения.

Пиролиз – разложение органического вещества при высокой температуре без доступа воздуха.

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Походу урока заполняем таблицу…

Важнейшие источники углеводородов

Экономика любого государства зависит от природных источников углеводородов, поэтому уделим им особое внимание на нашем уроке .

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Первая нефтяная скважина в мире пробурена в 1848 году в Баку.

Шельфовая добыча нефти .

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Сведения о нефти пришли к нам с Ближнего

Люди начали добывать её 6-8 тыс. лет назад.

Древние шумеры использовали асфальт (продукт окисления нефти) для бальзамирования мумий .

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

  • Маслянистая горючая жидкость,
  • Темный цвет
  • Легче воды
  • Запах
  • Не растворяется в воде
  • Не имеет определенной температуры кипения

Сложная смесь углеводородов (150)– алканов, циклоалканов, аренов линейного и разветвленного строения

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Физический способ переработки — ректификация

Прямая фракционная перегонка

Самая ценная вторая фракции

  • Фракция – часть сыпучего или кускового твердого материала либо жидкой смеси, выделенная по определенному признаку.
  • Ректификация – разделение многокомпонентных жидких смесей на отдельные компоненты.
  • Перегонка нефти основана на разности температур кипения углеводородов, входящих в ее состав.

Недостаток выход бензиновой фракции 17-20% что не удовлетворяет потребности современной промышленности

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Химический способ переработки — Крекинг

Непрямая переработка нефти- процесс расщепления нефтепродуктов на углеводороды с меньшим числом атомов С

  • Промышленный крекинг был изобретен русским инженером В.Г.Шуховым в 1891 году.
  • Шухов В.Г. – «русский Эдиссон», его имя золотыми буквами вписано в историю цивилизации.
  • Создал речные наливные баржи для перевозки нефти.
  • Использовал паровые котлы для загрузки и разгрузки , а не мускульную силу.
  • Изобрел первый трубопровод для перекачки с подогревом .

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Консорциум Каспийский нефтепровод:(КТК),

нефтепровод «Западный Казахстан – Баку- Джейхан»,

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Инвесторы в Карачаганаке:

1) Британская компания-Бритиш газ,

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Самая крупная нефтеносное месторождение – Кашаган.

(Шельф в –Каспийском море)

Ее геологические запасы составляет 7-9 млрд. бареллей нефти.

Занимает 2-ое место в мире после месторождения нефти на Аляске в США.

Трудности: большее содержание сероводородов, глубокое залегание пластов. В Кашаганском месторождение КазМунайГаз имеет 16% акции. (создается безотходное производство с инновационными технологиями, перерабатывающие нефти)

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

Кашага́н — гигантское шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана , расположено в 80 км от города Атырау , в северной части Каспийского моря. Глубина шельфа составляет 3—7 м.

АО НК “КазМунайГаз” (КМГ Кашаган Б.В.) -16,88%;

ENI S.p.A. (Agip Caspian Sea B.V.) – 16,81%;

Exxon Mobil Corporation (ExxonMobil Kazakhstan Inc.) — 16,81%;

Royal Dutch Shell plc. (Shell Kazakhstan Development B.V.) — 16,81%;

CNPC (CNPC Kazakhstan B.V.) — 8,33%;

INPEX Corporation (INPEX North Caspian Sea) — 7,56%.

Генетическая связь между углеродом и его важнейшими соединениями уравнения

ОПЕКорганизация стран экспортеров нефти (штаб-квартира Вена-Австрия):

Алжир, Венесуэла. Габон, Индонезия, Ирак,Иран,

Китай, Кувейт,Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор.

Опек (ОРЕС) – от английского названия союза

«Organization of Petroleum Exporting Countries»

Уникальные месторождения нефти:

💥 Видео

Химия | Генетическая связь основных классов неорганических веществСкачать

Химия | Генетическая связь основных классов неорганических веществ

Химия 8 класс (Урок№24 - Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.)Скачать

Химия 8 класс (Урок№24 - Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.)

Генетическая связь между органическими и неорганическими соединениямиСкачать

Генетическая связь между органическими и неорганическими соединениями

Генетическая связь органических веществ. 11 класс.Скачать

Генетическая связь органических веществ. 11 класс.

Химические Цепочки — Решение Цепочек Химических Превращений // Химия 8 классСкачать

Химические Цепочки —  Решение Цепочек Химических Превращений // Химия 8 класс

9 класс § 34 "Кислородсодержащие соединения углерода"Скачать

9 класс § 34  "Кислородсодержащие соединения углерода"

10 класс § 41 "Генетическая связь между различными классами углеводородов"Скачать

10 класс § 41 "Генетическая связь между различными классами углеводородов"

8 класс. Химия. Генетическая связь между классами неорганических соединенийСкачать

8 класс.  Химия.  Генетическая связь между классами неорганических соединений

8 класс. Цепочки превращений. Генетические ряды.Скачать

8 класс. Цепочки превращений. Генетические ряды.

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 класс

Химия, 12-й класс, Генетическая связь между классами органических соединенийСкачать

Химия, 12-й класс, Генетическая связь между классами органических соединений

Генетическая связь между классами веществ | Химия 8 класс #51 | ИнфоурокСкачать

Генетическая связь между классами веществ | Химия 8 класс #51 | Инфоурок

Химия 9 класс — Как определять Степень Окисления?Скачать

Химия 9 класс — Как определять Степень Окисления?

Составление формул соединений. 8 класс.Скачать

Составление формул соединений. 8 класс.

Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать

Составление уравнений химических реакций.  1 часть. 8 класс.

Химия для 8 класса. Генетическая связь между классами неорганических соединенийСкачать

Химия для 8 класса. Генетическая связь между классами неорганических соединений

ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, СОЛИ И ОСНОВАНИЯ ХИМИЯ 8 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIVСкачать

ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, СОЛИ И ОСНОВАНИЯ ХИМИЯ 8 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIV
Поделиться или сохранить к себе: