Формулы решения уравнений с умножением и делением

Простые уравнения на умножение и деление. 2 класс.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Большие затруднения для младшего школьника вызывает умение решать данный вид уравнений.

Мы уже знаем, что простые уравнения – это равенства, где есть одна переменная (неизвестное число).

Во 2 классе дети учатся решать простые уравнения на умножение и деление (5 • х = 10, х: 3 = 12, 12 : х = 4)
Для решения этих уравнений правила о части и целом использовать нельзя, потому что второй множитель (х • 3 = 12) — это не часть, а число равных частей, на которое разбили целое.

Сегодня мы рассмотрим несколько вариантов решения:

  1. Как никогда не путаться в выборе действий.

Если вы видите уравнение х: 4 = 8 и сомневаетесь, нужно х = 8 • 4 или х = 8 : 4, поступайте так: пишите на черновике простой пример на то действие, которое хочет вас запутать. Действие у нас – деление. Давайте напишем 6 : 2 = 3 и закроем число, которое в нашем уравнении неизвестно — это первое число, значит, закрываем число 6. И как шестерку найти, имея 2 и 3? Надо – перемножить тройку с двойкой. Значит, и в нашем уравнении нужно перемножать числа, но никак не делить:

Этот способ выручает, когда мы решаем вот такие уравнения: 4857 + у = 10208.
Большие числа часто пугают, а они живут по тем же законам, что и маленькие числа. Поэтому пишем, например 4 + 1 = 5. И закрываем число 1. Чтобы его найти, нужно из 5-и вычесть 1. Значит, 10208 – 4857:
у = 10208 — 4857
у = 5351

2. Зная правила нахождения стороны и площади прямоугольника.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

3. Используя взаимосвязи между компонентами действий.

Этот способ необходим при ответе у доски.
Ученики младших классов обязаны овладеть математической речью, а для этого нужно знать, как называются компоненты при различных действиях:
Слагаемое, слагаемое, сумма.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Множитель, множитель, произведение.

Делимое, делитель, частное.

Например, в решении уравнения x • 3 = 6 объясняем так: чтобы найти первый множитель, надо значение произведения разделить на второй множитель.

В уравнении неизвестно слагаемое:

чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы вычесть первое слагаемое:

4. Использование памятки:

х + 6 = 124
х – 3 = 71
х × 3 = 183
х : 2 = 15
Если переменная х находится вначале уравнения, то находи
ее действием, противоположным тому, что в уравнении.
То есть для сложения – вычитанием и наоборот.
Для умножения – делением и наоборот.
12 + х = 138
146 – х = 59
30 × х = 3000
500 : х = 4
Если х находится посередине уравнения, то или вычитай, или дели.

Использовать памятку – самый простой и легкий способ решать простые уравнения правильно.

Данная памятка – результат многолетней работы в школе.

Поэтому вы можете ее скачать, распечатать и постоянно ей пользоваться.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.9 / 5. Количество оценок: 75

Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Математика. 3 класс

Конспект урока

Математика 3 класс

Урок № 45. Решение уравнений на основе связи между

результатами и компонентами умножения и деления

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Какие правила помогают решать уравнения? на основе взаимосвязи между
  2. Как связаны результаты и компоненты умножения и деления?
  3. Как проверить правильность решения уравнения?

Глоссарий по теме:

Уравнение – это равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти

Множитель – это компонент умножения.

Произведение – это результат умножения и выражение а * b.

Делимое – компонент деления, число которое делят.

Делитель – компонент деления, число на которое делят.

Частное – это результат действия деления, а также выражение а : b

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 20.

  1. Математика. 3 класс. Часть 2. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2013 – 96 с.: ил. с. 77.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Неизвестное число в математике обозначают буквой латинского алфавита, например икс. В математике такое равенство с переменной называют уравнение. Уравнение – это равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти, чтобы равенство было верным.

Если в уравнении неизвестен делитель, то, чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.

Если в уравнении неизвестно делимое, то, чтобы его найти, нужно делитель умножить на частное.

Если в уравнении неизвестен множитель, то, нужно произведение разделить на известный множитель.

Выполним тренировочные задания

№1. Выберите уравнение из предложенных равенств:

Ответ: х ∙ 5 = 40 – уравнение.

№2. К каждому уравнению первого столбца подберите соответствующее значение х.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Формулы решения уравнений с умножением и делением

№3. Выделите цветом уравнения, которые решаются делением.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Формулы решения уравнений с умножением и делением

№ 4. Расшифруйте фамилию писателя, расставляя ответы в порядке возрастания:

Видео:Формулы сокращенного умножения | Математика | TutorOnlineСкачать

Формулы сокращенного умножения | Математика | TutorOnline

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Видео:Решение уравнений на умножение и деление.Скачать

Решение уравнений на умножение и деление.

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Видео:7 класс, 24 урок, Формулы сокращённого умноженияСкачать

7 класс, 24 урок, Формулы сокращённого умножения

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вернем получившееся равенство Формулы решения уравнений с умножением и делениемв первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Пример 4. Рассмотрим равенство Формулы решения уравнений с умножением и делением

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Видео:УРАВНЕНИЕ 4 КЛАСС МАТЕМАТИКА УЧИМСЯ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШАЕМ УРАВНЕНИЯ #уравнениеСкачать

УРАВНЕНИЕ  4 КЛАСС МАТЕМАТИКА УЧИМСЯ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  РЕШАЕМ УРАВНЕНИЯ #уравнение

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Формулы решения уравнений с умножением и делениемпозволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Отсюда Формулы решения уравнений с умножением и делением.

Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Отсюда Формулы решения уравнений с умножением и делением.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Формулы решения уравнений с умножением и делениемтребовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Формулы решения уравнений с умножением и делениемвместо числа 15 располагается переменная x

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Формулы решения уравнений с умножением и делением. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Теперь представим, что в равенстве Формулы решения уравнений с умножением и делениемвместо числа 5 располагается переменная x .

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Формулы решения уравнений с умножением и делением. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
  • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
  • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:Решение уравнений, 6 классСкачать

Решение уравнений, 6 класс

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Мы получили новое уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Формулы решения уравнений с умножением и делением

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делениеми подставим вместо x

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Отсюда x равен 2

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Видео:Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деленияСкачать

Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления

Равносильные уравнения

В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Отсюда Формулы решения уравнений с умножением и делением.

Вернемся к исходному уравнению Формулы решения уравнений с умножением и делениеми подставим вместо x найденное значение 2

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делениеммы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением. Корень этого уравнения, как и уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемтак же равен 2

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Формулы решения уравнений с умножением и делениемВ левой части останется 4x , а в правой части число 4

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Отсюда Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Пример 3. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Раскроем скобки в левой части равенства:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В левой части останется 2x , а в правой части число 9

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Отсюда Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вернемся к исходному уравнению Формулы решения уравнений с умножением и делениеми подставим вместо x найденное значение 4,5

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делениеммы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением. Корень этого уравнения, как и уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемтак же равен 4,5

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делением.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В результате останется простейшее уравнение

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вернемся к исходному уравнению Формулы решения уравнений с умножением и делениеми подставим вместо x найденное значение 4

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением. Корень этого уравнения, как и уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемравен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемна множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Пример 2. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Умнóжим обе части уравнения на 15

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Перепишем то, что у нас осталось:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Отсюда Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вернемся к исходному уравнению Формулы решения уравнений с умножением и делениеми подставим вместо x найденное значение 5

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемравен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

Пример 3. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Умнóжим обе части уравнения на 3

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Останется простейшее уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Отсюда Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вернемся к исходному уравнению Формулы решения уравнений с умножением и делениеми подставим вместо x найденное значение 9

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Умнóжим обе части уравнения на 6

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Перепишем то, что у нас осталось:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вернемся к исходному уравнению Формулы решения уравнений с умножением и делениеми подставим вместо x найденное значение 4

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Умнóжим обе части уравнения на 15

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Перепишем то, что у нас осталось:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Раскроем скобки там, где это можно:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Найдём значение x

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Значение переменной А равно Формулы решения уравнений с умножением и делением. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Формулы решения уравнений с умножением и делением, то уравнение будет решено верно

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Формулы решения уравнений с умножением и делением. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Перепишем то, что у нас осталось:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Приведем подобные слагаемые:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делением. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Формулы решения уравнений с умножением и делением

То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делениемна самом деле выглядит следующим образом:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

Формулы решения уравнений с умножением и делением

или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Итак, корень уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемравен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемна минус единицу:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Формулы решения уравнений с умножением и делением, а правая часть будет равна 10

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Корень этого уравнения, как и уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемравен 5

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Значит уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениеми Формулы решения уравнений с умножением и делениемравносильны.

Пример 2. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемна −1 можно записать подробно следующим образом:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Итак, умножив обе части уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемна −1 , мы получили уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Формулы решения уравнений с умножением и делением

Видео:Математика порядок действий с умножением и делениемСкачать

Математика порядок действий с умножением и делением

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Формулы решения уравнений с умножением и делениеммы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Но если в уравнении Формулы решения уравнений с умножением и делениемобе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Уравнения вида Формулы решения уравнений с умножением и делениеммы решали выражая неизвестное слагаемое:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Формулы решения уравнений с умножением и делениемслагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Далее разделить обе части на 2

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Формулы решения уравнений с умножением и делением.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В случае с уравнениями вида Формулы решения уравнений с умножением и делениемудобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Видео:Решить уравнения, используя формулы сокращенного умножения.Сумма и квадрат разности. Алгебра 7 классСкачать

Решить уравнения, используя формулы сокращенного умножения.Сумма и квадрат разности. Алгебра 7 класс

Когда корней несколько

Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

Пример 2. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делениеми убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Видео:Решить уравнение с дробями - Математика - 6 классСкачать

Решить уравнение с дробями - Математика - 6 класс

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Пример 2. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Видео:Произведение одночлена и многочлена. Умножение одночлена и многочлена. 7 класс.Скачать

Произведение одночлена и многочлена. Умножение одночлена и многочлена. 7 класс.

Когда корней нет

Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делениемне имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Формулы решения уравнений с умножением и делением. Тогда уравнение примет следующий вид

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Пусть Формулы решения уравнений с умножением и делением

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Пример 2. Решить уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением

Раскроем скобки в левой части равенства:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Приведем подобные слагаемые:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Видео:Системы уравнений. Способ умножения и деления уравнений системы.Скачать

Системы уравнений. Способ умножения и деления уравнений системы.

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемопределить расстояние, нужно выразить переменную s .

Умнóжим обе части уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемна t

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Попробуем из уравнения Формулы решения уравнений с умножением и делениемопределить время. Для этого нужно выразить переменную t .

Умнóжим обе части уравнения на t

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делениемпримет следующий вид

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

Формулы решения уравнений с умножением и делением

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Затем разделить обе части на 50

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Пример 2. Дано буквенное уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Разделим обе части уравнения на b

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В левой части вынесем за скобки множитель x

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Разделим обе части на выражение a − b

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Пример 4. Дано буквенное уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делением. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Умнóжим обе части на a

Формулы решения уравнений с умножением и делением

В левой части x вынесем за скобки

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Видео:Решение уравнений - математика 6 классСкачать

Решение уравнений - математика 6 класс

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

Формулы решения уравнений с умножением и делением

Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Формулы решения уравнений с умножением и делениемпримет вид Формулы решения уравнений с умножением и делением.
Отсюда Формулы решения уравнений с умножением и делением.

Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

📽️ Видео

Алгебра 7. Урок 4 - Формулы сокращенного умножения и как их запомнить.Скачать

Алгебра 7. Урок 4 - Формулы сокращенного умножения и как их запомнить.

Как раз и навсегда выучить формулы сокращенного умноженияСкачать

Как раз и навсегда выучить формулы сокращенного умножения

Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать

Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?

Решение уравнений (относительно умножения и деления). 5 классСкачать

Решение уравнений (относительно умножения и деления). 5 класс

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: