Если в уравнении все сокращается то

Видео:РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии

Если в уравнении все сокращается то

РЕШЕНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ 1-Й СТЕПЕНИ

§ 4. Дополнительные замечания о решении уравнений.

Выше было сказано, что обе части уравнения можно умножать или делить на одно и то же количество. Говоря это, мы понимаем возможность этих действий в том смысле, что, производя их над данным уравнением, мы получаем новое уравнение, совместное с данным. Заметим теперь, что это указание верно только в том случае, когда множитель или делитель есть или явное количество, или хотя и неявное, но не содержит в себе той самой неизвестной буквы, которая входит в уравнение. Если дано выражение, содержащее то же неизвестное, как и в уравнении, то, вообще говоря, нельзя ни помножать уравнение на это выражение, ни делить на него. Поясним это на примерах:

Возьмем уравнение х = 2, которое очевидно имеет один только корень 2. Если мы умножим обе части его на х, то новое уравнение х 2 =2х не будет уже совместно с данным, потому что кроме прежнего корня 2, оно будет иметь еще корень 0, что обнаруживается и прямо из самаго уравнения, а также при решении полученного уравнения, если заменить его уравнением х 2 —2х=0 и написать последное в виде х(х—2)=0. Подобно этому, умножая данное уравнение х = 2 на выражение х—1, получаем новое уравнение
х 2 —2х=2х 2, совместное с уравнением (х—1)(х—2)=0 и имеющее два корня, прежний 2 и новый 1. Вообще при умножении уравнения на выражение, содержащее неизвестное, в это уравнение вводятся посторонние корни, а именно те, которые обращают множитель в нуль.

ІІонятно, наоборот, что если мы имеем, напр., уравнение х 2 =3х , корни которого суть 0 и 3 и сократим его на х, то полученное от этого сокращеиия уравнение не будет совместно с данным, потому что оно имеет только один корень 3. Подобно этому, имея уравнение (х2) 2 =2х—4, корни которого суть 2 и 4, и сократив обе части на х2, мы теряем корень 2 и получаем уравнение х2 = 2, имеющее только один корень 4. Вообще при со-кращении обеих частей уравнения на их общий множитель, содержащий неизвестное, теряются корни уравнения и именно те, которые обращают делитель в нуль.

В курсе алгебры доказывается, что уравнение можно умножать на множитель, содержащий неизвестное, только в том случае, когда этот множитель входит в знаменатель дроби, получившейся от соединения всех дробей, входящих в уравнение, в одну дробь, и после окончательного сокращения этой последней.Так, если уравнение имеет вид А+ В /С=0, где А есть совокупность всех целых членов, а В /С есть несократимая дробь, то, умножая на С, получим уравнение АС+В=0, совместное с данным. В противном случае, если дробь В /С сократима, то необходимо сократить ее раньше уничтожения ее знаменателя, чтобы не внести в уравнение постороннего ему корня.

Обратно, только тогда можно разделить обе части уравнения на выражение, содержащее неизвестное, когда от этого получатся такие дроби, которые, будучи соединены все в одной части уравнения, дают в результате дробь, не сокращающуюся ни на какой множитель, содержащий неизвестное. В противном случае нужно при сокращении уравнения на делитель, заметить тот корень, который теряется при этом сокращении, и считать его в числе корней данного уравнения.

В нижеследующих задачах звездочкой обозначены те уравнения, при решении которых нужно принимать во внимаиие сделанные выше указания. Остальные задачи можно решать по обыкновенным правилам.

Видео:Ионные уравнения реакций. Как составлять полные и сокращенные уравненияСкачать

Ионные уравнения реакций. Как составлять полные и сокращенные уравнения

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Видео:Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnlineСкачать

Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnline

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Если в уравнении все сокращается то

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Видео:Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 класс

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Если в уравнении все сокращается то

Вернем получившееся равенство Если в уравнении все сокращается тов первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Если в уравнении все сокращается то

Пример 4. Рассмотрим равенство Если в уравнении все сокращается то

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Если в уравнении все сокращается то

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Если в уравнении все сокращается то

Видео:Реакции ионного обмена. 9 класс.Скачать

Реакции ионного обмена. 9 класс.

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Если в уравнении все сокращается то

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

Если в уравнении все сокращается то

Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

Если в уравнении все сокращается то

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

Если в уравнении все сокращается то

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Если в уравнении все сокращается то

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Если в уравнении все сокращается то

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Если в уравнении все сокращается то

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Если в уравнении все сокращается то

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Если в уравнении все сокращается то

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Если в уравнении все сокращается то

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

Если в уравнении все сокращается то

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

Если в уравнении все сокращается то

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Если в уравнении все сокращается то

Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Если в уравнении все сокращается топозволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

Если в уравнении все сокращается то

Отсюда Если в уравнении все сокращается то.

Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

Если в уравнении все сокращается то

Отсюда Если в уравнении все сокращается то.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Если в уравнении все сокращается тотребовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Если в уравнении все сокращается то

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Если в уравнении все сокращается товместо числа 15 располагается переменная x

Если в уравнении все сокращается то

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Если в уравнении все сокращается то

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Если в уравнении все сокращается то. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Теперь представим, что в равенстве Если в уравнении все сокращается товместо числа 5 располагается переменная x .

Если в уравнении все сокращается то

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Если в уравнении все сокращается то

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Если в уравнении все сокращается то. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

Если в уравнении все сокращается то

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
  • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
  • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:Ошибки при сокращении дробей.Скачать

Ошибки при сокращении дробей.

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Если в уравнении все сокращается то

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Если в уравнении все сокращается то

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Если в уравнении все сокращается то

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Если в уравнении все сокращается то

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Если в уравнении все сокращается то

При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

Если в уравнении все сокращается то

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Если в уравнении все сокращается то

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Если в уравнении все сокращается то

Мы получили новое уравнение Если в уравнении все сокращается то. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Если в уравнении все сокращается то

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Если в уравнении все сокращается то

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Если в уравнении все сокращается то

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Если в уравнении все сокращается то

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Если в уравнении все сокращается тои подставим вместо x

Если в уравнении все сокращается то

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Если в уравнении все сокращается то

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Если в уравнении все сокращается то

Отсюда x равен 2

Если в уравнении все сокращается то

Видео:Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать

Как решать уравнения с дробью? #shorts

Равносильные уравнения

В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

Если в уравнении все сокращается то

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Если в уравнении все сокращается то

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Если в уравнении все сокращается то

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Если в уравнении все сокращается то

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Если в уравнении все сокращается то

Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

Если в уравнении все сокращается то

Отсюда Если в уравнении все сокращается то.

Вернемся к исходному уравнению Если в уравнении все сокращается тои подставим вместо x найденное значение 2

Если в уравнении все сокращается то

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Если в уравнении все сокращается томы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Если в уравнении все сокращается то. Корень этого уравнения, как и уравнения Если в уравнении все сокращается тотак же равен 2

Если в уравнении все сокращается то

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Если в уравнении все сокращается то

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Если в уравнении все сокращается то

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Если в уравнении все сокращается тоВ левой части останется 4x , а в правой части число 4

Если в уравнении все сокращается то

Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

Если в уравнении все сокращается то

Отсюда Если в уравнении все сокращается то

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Если в уравнении все сокращается то

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

Если в уравнении все сокращается то

Пример 3. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

Раскроем скобки в левой части равенства:

Если в уравнении все сокращается то

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Если в уравнении все сокращается то

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Если в уравнении все сокращается то

В левой части останется 2x , а в правой части число 9

Если в уравнении все сокращается то

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Если в уравнении все сокращается то

Отсюда Если в уравнении все сокращается то

Вернемся к исходному уравнению Если в уравнении все сокращается тои подставим вместо x найденное значение 4,5

Если в уравнении все сокращается то

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Если в уравнении все сокращается томы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Если в уравнении все сокращается то. Корень этого уравнения, как и уравнения Если в уравнении все сокращается тотак же равен 4,5

Если в уравнении все сокращается то

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Если в уравнении все сокращается то

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Если в уравнении все сокращается то

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Если в уравнении все сокращается то.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Если в уравнении все сокращается то

Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

Если в уравнении все сокращается то

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Если в уравнении все сокращается то

Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Если в уравнении все сокращается то

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

Если в уравнении все сокращается то

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Если в уравнении все сокращается то

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Если в уравнении все сокращается то

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Если в уравнении все сокращается то

В результате останется простейшее уравнение

Если в уравнении все сокращается то

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Если в уравнении все сокращается то

Вернемся к исходному уравнению Если в уравнении все сокращается тои подставим вместо x найденное значение 4

Если в уравнении все сокращается то

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Если в уравнении все сокращается то. Корень этого уравнения, как и уравнения Если в уравнении все сокращается торавен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Если в уравнении все сокращается то, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Если в уравнении все сокращается то

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Если в уравнении все сокращается тона множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Если в уравнении все сокращается то

Пример 2. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

Умнóжим обе части уравнения на 15

Если в уравнении все сокращается то

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Если в уравнении все сокращается то

Перепишем то, что у нас осталось:

Если в уравнении все сокращается то

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Если в уравнении все сокращается то

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Если в уравнении все сокращается то

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Если в уравнении все сокращается то

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Если в уравнении все сокращается то

Отсюда Если в уравнении все сокращается то

Вернемся к исходному уравнению Если в уравнении все сокращается тои подставим вместо x найденное значение 5

Если в уравнении все сокращается то

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Если в уравнении все сокращается торавен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

Пример 3. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

Умнóжим обе части уравнения на 3

Если в уравнении все сокращается то

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Если в уравнении все сокращается то

Останется простейшее уравнение Если в уравнении все сокращается то. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Если в уравнении все сокращается то

Отсюда Если в уравнении все сокращается то

Вернемся к исходному уравнению Если в уравнении все сокращается тои подставим вместо x найденное значение 9

Если в уравнении все сокращается то

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

Умнóжим обе части уравнения на 6

Если в уравнении все сокращается то

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Если в уравнении все сокращается то

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Если в уравнении все сокращается то

Перепишем то, что у нас осталось:

Если в уравнении все сокращается то

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Если в уравнении все сокращается то

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

Если в уравнении все сокращается то

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Если в уравнении все сокращается то

Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

Если в уравнении все сокращается то

Вернемся к исходному уравнению Если в уравнении все сокращается тои подставим вместо x найденное значение 4

Если в уравнении все сокращается то

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Если в уравнении все сокращается то

Умнóжим обе части уравнения на 15

Если в уравнении все сокращается то

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Если в уравнении все сокращается то

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Если в уравнении все сокращается то

Перепишем то, что у нас осталось:

Если в уравнении все сокращается то

Раскроем скобки там, где это можно:

Если в уравнении все сокращается то

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Если в уравнении все сокращается то

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Если в уравнении все сокращается то

Найдём значение x

Если в уравнении все сокращается то

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Если в уравнении все сокращается то

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Если в уравнении все сокращается то

Если в уравнении все сокращается то

Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

Если в уравнении все сокращается то

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Если в уравнении все сокращается то

Значение переменной А равно Если в уравнении все сокращается то. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Если в уравнении все сокращается то, то уравнение будет решено верно

Если в уравнении все сокращается то

Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Если в уравнении все сокращается то. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

Если в уравнении все сокращается то

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Если в уравнении все сокращается то

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Если в уравнении все сокращается то

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Если в уравнении все сокращается то

Перепишем то, что у нас осталось:

Если в уравнении все сокращается то

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Если в уравнении все сокращается то

Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

Если в уравнении все сокращается то

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Видео:Химия | Молекулярные и ионные уравненияСкачать

Химия | Молекулярные и ионные уравнения

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Если в уравнении все сокращается то. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Если в уравнении все сокращается то

Приведем подобные слагаемые:

Если в уравнении все сокращается то

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Если в уравнении все сокращается то. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Если в уравнении все сокращается то

То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Если в уравнении все сокращается тона самом деле выглядит следующим образом:

Если в уравнении все сокращается то

Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

Если в уравнении все сокращается то

или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

Если в уравнении все сокращается то

Итак, корень уравнения Если в уравнении все сокращается торавен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

Если в уравнении все сокращается то

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Если в уравнении все сокращается тона минус единицу:

Если в уравнении все сокращается то

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Если в уравнении все сокращается то, а правая часть будет равна 10

Если в уравнении все сокращается то

Корень этого уравнения, как и уравнения Если в уравнении все сокращается торавен 5

Если в уравнении все сокращается то

Значит уравнения Если в уравнении все сокращается тои Если в уравнении все сокращается торавносильны.

Пример 2. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Если в уравнении все сокращается то. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Если в уравнении все сокращается тона −1 можно записать подробно следующим образом:

Если в уравнении все сокращается то

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Если в уравнении все сокращается то

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Итак, умножив обе части уравнения Если в уравнении все сокращается тона −1 , мы получили уравнение Если в уравнении все сокращается то. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

Если в уравнении все сокращается то

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

Если в уравнении все сокращается то

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Если в уравнении все сокращается то

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Если в уравнении все сокращается то

Видео:7 класс, 24 урок, Формулы сокращённого умноженияСкачать

7 класс, 24 урок, Формулы сокращённого умножения

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Если в уравнении все сокращается то. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Если в уравнении все сокращается то

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Если в уравнении все сокращается то

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Если в уравнении все сокращается то

Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

Видео:Формулы сокращенного умножения | Математика | TutorOnlineСкачать

Формулы сокращенного умножения | Математика | TutorOnline

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Если в уравнении все сокращается томы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Если в уравнении все сокращается то

Но если в уравнении Если в уравнении все сокращается тообе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Если в уравнении все сокращается то

Уравнения вида Если в уравнении все сокращается томы решали выражая неизвестное слагаемое:

Если в уравнении все сокращается то

Если в уравнении все сокращается то

Если в уравнении все сокращается то

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Если в уравнении все сокращается тослагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Если в уравнении все сокращается то

Если в уравнении все сокращается то

Далее разделить обе части на 2

Если в уравнении все сокращается то

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Если в уравнении все сокращается то.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Если в уравнении все сокращается то

В случае с уравнениями вида Если в уравнении все сокращается тоудобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Если в уравнении все сокращается то

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Видео:СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

Когда корней несколько

Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

Если в уравнении все сокращается то

В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

Пример 2. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Если в уравнении все сокращается то

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Если в уравнении все сокращается тои убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Если в уравнении все сокращается то

Видео:Сократить дробь алгебра 8 классСкачать

Сократить дробь алгебра 8 класс

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

Если в уравнении все сокращается то

Пример 2. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Видео:Разбор 11 варианта из сборника Рохлова ОГЭ 2024Скачать

Разбор 11 варианта из сборника Рохлова ОГЭ 2024

Когда корней нет

Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Если в уравнении все сокращается тоне имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Если в уравнении все сокращается то. Тогда уравнение примет следующий вид

Если в уравнении все сокращается то

Пусть Если в уравнении все сокращается то

Если в уравнении все сокращается то

Пример 2. Решить уравнение Если в уравнении все сокращается то

Раскроем скобки в левой части равенства:

Если в уравнении все сокращается то

Приведем подобные слагаемые:

Если в уравнении все сокращается то

Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

Если в уравнении все сокращается то

Видео:Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Если в уравнении все сокращается то

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Если в уравнении все сокращается тоопределить расстояние, нужно выразить переменную s .

Умнóжим обе части уравнения Если в уравнении все сокращается тона t

Если в уравнении все сокращается то

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Если в уравнении все сокращается то

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Если в уравнении все сокращается то

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Попробуем из уравнения Если в уравнении все сокращается тоопределить время. Для этого нужно выразить переменную t .

Умнóжим обе части уравнения на t

Если в уравнении все сокращается то

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Если в уравнении все сокращается то

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Если в уравнении все сокращается то

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Если в уравнении все сокращается то

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Если в уравнении все сокращается топримет следующий вид

Если в уравнении все сокращается то

Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

Если в уравнении все сокращается то

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Если в уравнении все сокращается то

Затем разделить обе части на 50

Если в уравнении все сокращается то

Пример 2. Дано буквенное уравнение Если в уравнении все сокращается то. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Если в уравнении все сокращается то

Разделим обе части уравнения на b

Если в уравнении все сокращается то

Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

Если в уравнении все сокращается то

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Если в уравнении все сокращается то. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Если в уравнении все сокращается то

Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

Если в уравнении все сокращается то

В левой части вынесем за скобки множитель x

Если в уравнении все сокращается то

Разделим обе части на выражение a − b

Если в уравнении все сокращается то

В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

Если в уравнении все сокращается то

Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

Если в уравнении все сокращается то

Если в уравнении все сокращается то

Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

Если в уравнении все сокращается то

Пример 4. Дано буквенное уравнение Если в уравнении все сокращается то. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Если в уравнении все сокращается то

Умнóжим обе части на a

Если в уравнении все сокращается то

В левой части x вынесем за скобки

Если в уравнении все сокращается то

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Если в уравнении все сокращается то

Видео:Основное свойство дроби. Сокращение дробей. 5 класс.Скачать

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. 5 класс.

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

Если в уравнении все сокращается то

Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Если в уравнении все сокращается топримет вид Если в уравнении все сокращается то.
Отсюда Если в уравнении все сокращается то.

Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

Видео:Сокращение дробей за 60 секундСкачать

Сокращение дробей за 60 секунд

Если полное ионное уравнение сокращается полностью, то?

Например: молекулярное — ZnO+2HCl=ZnCl2+H2O
пиу — Zn + O + 2H + 2Cl = Zn + 2Cl + 2H + O

Что именно записывать в сокращенное ионное уравнение? Молекулярное или полное?

Если в уравнении все сокращается то

1.Нужно ставить заряды частиц (Zn+2 + O-2 + 2H+ +2CL- = ZN+2 + 2CL- +H2O — оксиды не раскладываются на ионы)
2.То, что одинаковое в правой и левых частях зачеркиваем.
3.Оставшиеся ионы переписываем (O-2 + 2H+ = H20)
Это и есть сокращенное ионное уравнение Если в уравнении все сокращается то

🎬 Видео

Сокращение дробей | ПримерыСкачать

Сокращение дробей | Примеры

Алгебра 8. Урок 2 - Сокращение дробейСкачать

Алгебра 8. Урок 2 - Сокращение дробей

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Алгебра 7. Урок 4 - Формулы сокращенного умножения и как их запомнить.Скачать

Алгебра 7. Урок 4 - Формулы сокращенного умножения и как их запомнить.
Поделиться или сохранить к себе: