Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Видео:Как доказать, что функция убывает или возрастаетСкачать

Как доказать, что функция убывает или возрастает

Использование возрастания и убывания при решении уравнений

Одно из направлений функционально-графического метода решения уравнений связано с использованием возрастания и убывания функций, отвечающих частям уравнения. В этой статье мы подробно разберем соответствующий метод решения уравнений. Сначала скажем, для решения каких уравнений он предназначен, в чем он состоит, на чем базируется, и приведем его обоснование. Далее запишем алгоритм метода и дадим рекомендации к проведению его шагов. Наконец, рассмотрим решения характерных примеров.

Видео:Свойства функции. Промежутки возрастания и убывания функции. 10 класс.Скачать

Свойства функции. Промежутки возрастания и убывания функции. 10 класс.

Какие уравнения решаются через возрастание/убывание?

Для начала следует разобраться, какие уравнения могут быть решены посредством использования возрастания/убывания функций, отвечающих частям уравнения.

Во-первых, это уравнения f(x)=C , где f(x) – некоторое выражение с переменной x , а C – некоторое число, причем эти уравнения должны удовлетворять следующим критериям:

  • Не видно альтернативных более простых методов решения уравнения.
  • ОДЗ для уравнения есть некоторый числовой промежуток (позже в этом пункте мы скажем и про уравнения, ОДЗ для которых есть не отдельный числовой промежуток, а объединение нескольких промежутков).
  • Есть возможность определить корень уравнения каким-либо способом, часто путем подбора.
  • Есть возможность доказать возрастание или убывание функции f .

В качестве примера приведем уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Это уравнение вида f(x)=C , где Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, C=4 . Сразу видно, что для решения этого уравнения может подойти разве что функционально-графический метод, так как переменная находится под знаками «разнородных» функций: функции извлечения корня и функции арктангенс. Причем строить график функции, отвечающей левой части уравнения, довольно сложно. Более простых привычных способов решения не видно. ОДЗ для этого уравнения определяется условием Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, откуда находим, что ОДЗ есть числовой промежуток Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Учитывая рекомендации по определению корней уравнения, которые мы дадим в одном из следующих пунктов текущей статьи, несложно подобрать корень уравнения, им является число 1 . Рекомендации по обоснованию возрастания/убывания, которые мы также дадим чуть позже, позволяют показать возрастание функции, отвечающей левой части уравнения. То есть, выполняются все критерии, которым должно удовлетворять уравнение для его решения посредством использования возрастания/убывания.

Во-вторых, через возрастание/убывание решаются уравнения f(x)=g(x) , где f(x) и g(x) – это некоторые выражения с переменной x , удовлетворяющие следующим критериям:

  • Не видно других более простых методов решения.
  • ОДЗ для уравнения есть отдельный числовой промежуток (про уравнения, ОДЗ для которых есть объединение нескольких числовых промежутков, скажем чуть позже).
  • Есть возможность определить корень уравнения.
  • Есть возможность доказать возрастание одной из функций f или g и убывание другой.

Поясним на примере. Для этого подойдет уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Это уравнение вида f(x)=g(x) , где Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Здесь переменная есть в показателе степени и под знаком натурального логарифма. Это сразу существенно ограничивает набор методов, подходящих для его решения, оставляя только функционально-графический или какие-либо специфические методы. Графики здесь мало что дают в плане нахождения корней. Остается опираться лишь на свойства функций. При этом легко определить область допустимых значений переменной x для уравнения, она представляет собой числовой промежуток Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Также легко подбирается корень уравнения, им является число 3 , и легко обосновывается убывание функции, отвечающей левой части уравнения, и возрастание функции, отвечающей правой части уравнения. Значит, это уравнение может быть решено посредством использования возрастания/убывания.

Теперь про уравнения f(x)=C и f(x)=g(x) , ОДЗ для которых есть объединение нескольких числовых промежутков. Если они на отдельно взятом промежутке области допустимых значений удовлетворяют записанным выше критериям, то на этом промежутке можно получить их решение посредством использования возрастания/убывания. Если это сделать на каждом промежутке области допустимых значений, то будет получено решение уравнения в целом.

И вновь обратимся к конкретному примеру. Рассмотрим уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Для него не просматривается простое решения привычными методами, отличными от направления функционально-графического метода, подразумевающего использование возрастания/убывания. ОДЗ для этого уравнения представляет собой не отдельно взятый числовой промежуток, а объединение двух числовых промежутков (−∞, 0) и (0, +∞) . На каждом из этих промежутков несложно подобрать корни уравнения. Корнем на первом промежутке является число −8 , а на втором – число 27 . Также на каждом промежутке легко обосновать убывание функции, отвечающей левой части уравнения, и возрастание функции, отвечающей правой части уравнения. Значит, это уравнение может быть решено через возрастание/убывание.

То есть, решение уравнений f(x)=C и f(x)=g(x) , ОДЗ для которых есть объединение нескольких числовых промежутков, сводится к решению этих уравнений на отдельно взятых промежутках. По этой причине метод решения можно постигать на уравнениях f(x)=C и f(x)=g(x) , ОДЗ для которых представляет отдельный числовой промежуток.

Видео:7 класс. Алгебра. Линейная функция. Возрастающая и убывающая. Коэффициент k.Скачать

7 класс. Алгебра. Линейная функция. Возрастающая и убывающая. Коэффициент k.

В чем состоит метод и на чем он базируется

Метод состоит в нахождении корней решаемого уравнения любым доступным способом, часто подбором, и использовании возрастания/убывания для доказательства того, что других корней нет.

В основе метода лежат два следующих утверждения:

Если функция y=f(x) определена и возрастает или убывает на некотором промежутке X , и уравнение f(x)=C , где C – некоторое число, имеет корень на X , то этот корень единственный на X .

Если функции y=f(x) и y=g(x) определены на некотором промежутке X , причем одна из них убывает на этом промежутке, а другая – возрастает, и если уравнение f(x)=g(x) имеет на X корень, то этот корень единственный на X .

Видео:Промежутки возрастания и убыванияСкачать

Промежутки возрастания и убывания

Обоснование метода

Начнем с доказательства первого утверждения.

Пусть функция y=f(x) определена и возрастает или убывает на промежутке X , и пусть x0 – корень уравнения f(x)=C , где C – некоторое число, причем x0∈X . Докажем, что x0 – единственный корень уравнения f(x)=C на промежутке X .

Предположим, что уравнение имеет еще один корень на X , отличный от x0 , обозначим его x1 . Так как x0 и x1 — корни уравнения f(x)=C , то числовые равенства f(x0)=C и f(x1)=C – верные. Осуществив почленное вычитание этих числовых равенств, получим верное числовое равенство f(x0)−f(x1)=0 (см. свойства числовых равенств), откуда f(x0)=f(x1) . Но последнее равенство невозможно, так как функция f возрастающая или убывающая на X . Так методом от противного доказано, что x0 – единственный корень.

Теперь докажем второе утверждение.

Пусть функции y=f(x) и y=g(x) определены на промежутке X , одна из них возрастает, пусть это будет функция f , а другая функция g – убывает, и пусть уравнение f(x)=g(x) имеет на X корень x0 . Докажем, что x0 – единственный корень указанного уравнения на X . (Можно считать, что f – убывающая функция, а g – возрастающая, доказательство при этом аналогично).

Предположим, что уравнение f(x)=g(x) имеет еще один корень на X , отличный от x0 , обозначим его x1 . Так как корни x0 и x1 – корни уравнения f(x)=g(x) , то f(x0)=g(x0) и f(x1)=g(x1) — верные числовые равенства. Так как корни x0 и x1 различные, то либо x0 , либо x0>x1 . Разберем эти случаи по очереди.

Пусть x0 . При этом, так как функция f — возрастающая, то f(x0) , откуда f(x1)>f(x0) , а так как функция g – убывающая, то g(x0)>g(x1) . Из неравенства f(x1)>f(x0) и равенства f(x0)=g(x0) следует, что f(x1)>g(x0) , а из этого неравенства и неравенства g(x0)>g(x1) в силу свойства транзитивности (см. свойства числовых неравенств) следует, что f(x1)>g(x1) . Полученное неравенство означает, что x1 не является корнем уравнения f(x)=g(x) , что противоречит нашему предположению.

Пусть x0>x1 . При этом, так как функция f — возрастающая, то f(x0)>f(x1 ), откуда f(x1) , а так как функция g – убывающая, то g(x0) . Из неравенства f(x1) и равенства f(x0)=g(x0) следует, что f(x1) , а из этого неравенства и неравенства g(x0) в силу свойства транзитивности следует, что f(x1) . Полученное неравенство означает, что x1 не является корнем уравнения f(x)=g(x) , опять получили противоречие нашему предположению.

Так методом от противного доказано второе утверждение из предыдущего пункта.

Видео:Я теряю корни ★ 99 ошиблись ★ Решите уравнение ★ x^x=(1/2)^(1/2)Скачать

Я теряю корни ★ 99 ошиблись ★ Решите уравнение ★ x^x=(1/2)^(1/2)

Алгоритмы метода

Сначала запишем алгоритмы решения уравнений f(x)=C и f(x)=g(x) , ОДЗ для которых есть числовой промежуток. После этого запишем алгоритм для случаев, когда ОДЗ представляет собой объединение нескольких числовых промежутков. Разъяснения к проведению шагов будут даны в следующих пунктах этой статьи.

Алгоритм решения уравнения f(x)=C , для которого ОДЗ есть числовой промежуток, посредством использования возрастания/убывания:

  • Находим ОДЗ, убеждаемся, что она представляет собой некоторый числовой промежуток.
  • Определяем корень уравнения любым доступным способом.
  • Доказываем возрастание или убывание функции f . Это позволит утверждать, что найденный на предыдущем шаге корень является единственным корнем решаемого уравнения.

Алгоритм решения уравнения f(x)=g(x) , для которого ОДЗ есть числовой промежуток, через использование возрастания/убывания:

  • Определяем ОДЗ, убеждаемся, что она представляет собой некоторый числовой промежуток.
  • Определяем корень уравнения любым доступным способом.
  • Доказываем возрастание одной из функций, отвечающих частям решаемого уравнения, и убывание другой. После этого можно делать вывод, что найденный на предыдущем шаге корень является единственным.

Для решения уравнений f(x)=C и f(x)=g(x) , ОДЗ для которых есть объединение нескольких числовых промежутков, посредством использования возрастания/убывания, надо проделать шаги, аналогичные шагам записанных алгоритмов, но на каждом отдельно взятом промежутке, составляющем ОДЗ, после чего взять объединение всех найденных корней.

То есть, для решения уравнения f(x)=C через возрастание/убывание, надо

  • Определить ОДЗ.
  • На каждом промежутке, составляющем ОДЗ, определить корень любым доступным способом.
  • На каждом промежутке доказать убывание или возрастание функции f .
  • Взять объединение корней, найденных на втором шаге. Это и есть искомое решение.

А для решения уравнения f(x)=g(x) через возрастание/убывание, надо

  • Определить ОДЗ.
  • На каждом промежутке, составляющем ОДЗ, определить корень любым доступным способом.
  • На каждом промежутке доказать убывание одной из функций f или g , и возрастание другой функции.
  • Взять объединение корней, найденных на втором шаге. Это и есть искомое решение.

Видео:Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

Рекомендации к определению корня

Корень характерных уравнений, которые решаются посредством использования возрастания/убывания, либо очевиден, либо довольно легко находится подбором. Дадим рекомендации, которые обычно позволяют справиться с подбором корня.

Первая рекомендация касается случаев, когда ОДЗ для уравнения представляет собой числовой отрезок, числовой полуинтервал или числовой интервал, содержащий некоторое небольшое количество целых чисел. В этих случаях корнем уравнения часто бывает одно из целых чисел области допустимых значений или одна из границ ОДЗ. Приведем пример.

В качестве примера возьмем уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Его ОДЗ есть числовой отрезок [−1/3, 1] . Подбор корня стоит начинать с границ ОДЗ и целых чисел, входящих в ОДЗ. В нашем случае это числа −1/3 , 0 и 1 . Осуществив проверку подстановкой, выясняем, что 1 – корень уравнения.

Переходим ко второй рекомендации по подбору корня. Корнем уравнения часто служит число, при котором находятся точные значения составляющих это уравнение выражений (корней, степеней, логарифмов, тригонометрических функций и т.д.). Примеры возьмем из первого пункта текущей статьи.

Взглянем на первое уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Мы знаем точные значения арктангенса лишь семи чисел Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. А при каком значении переменной из этих семи мы можем извлечь корень Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень? Лишь при x=1 . Значит, число 1 – лучший кандидат в корни уравнения. Проверка показывает, что это число действительно является корнем уравнения.

Теперь взглянем на второе уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Для каких значений переменной мы можем вычислить и значение степени Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, и значение логарифма Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень? Очевидно, для x=3 . Проверка подстановкой показывает, что это число есть корень уравнения.

Еще мы приводили в пример уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Напомним, что ОДЗ для этого уравнения состоит из двух промежутков (−∞, 0) и (0, +∞) . Здесь приходится подбирать по корню в каждом промежутке. Подбор корней целесообразно начинать с перебора целых чисел, из которых извлекается кубический корень. Это кубы целых чисел, то есть, числа ±1, ±8, ±27, ±64, … Дальше можно пробовать дроби ±1/8, ±1/27, … В нашем случае до дробей дело не доходит, так как корнем первого промежутка оказывается −8 , а корнем второго промежутка оказывается число 27 .

Две приведенные рекомендации позволяют подобрать корень уравнения в подавляющем большинстве случаев, когда этого вообще возможно сделать без обладания сверхспособностями.

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Рекомендации к обоснованию возрастания/убывания функций

Одним из путей доказательства возрастания или убывания функции является обращение к производной (см. нахождение промежутков возрастания/убывания функции). Например, через производную можно доказать, что на ОДЗ для уравнения Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньфункция, отвечающая левой части уравнения, возрастает, а функция, отвечающая правой части, — убывает.

Однако иногда можно обойтись без обращения к производной. Разберемся когда.

В первую очередь, не обязательно обращаться к производной для доказательства возрастания/убывания, когда мы имеем дело с хорошо изученными функциями, в частности, основными элементарными. Например, нам совсем не обязательно доказывать возрастание функции y=x 7 на промежутке (−7, 1) через производную, мы и так прекрасно знаем, что эта степенная функция возрастает на всей области определения, значит, она возрастает и на указанном промежутке.

Также для обоснования возрастания/убывания удобно привлекать свойства возрастающих и убывающих функций. Перечислим основные свойства, имеющие непосредственное отношение к нашей теме:

  • Если функция y=f(x) возрастает (убывает) на некотором числовом промежутке X , то функция y=f(x)+C , где C – некоторое число, тоже возрастает (убывает) на X . Приведем пример использования записанного свойства. Допустим, нас интересует, как ведет себя функция y=arccosx−4 на интервале (−0,5, 0,1) . Мы знаем, что функция y=arccosx убывает на всей области своего определения [−1, 1] , значит, она убывает и на интервале (−0,5, 0,1) . Тогда, оперевшись на записанное свойство, мы можем утверждать, что функция y=arccosx−4 тоже убывает на (−0,5, 0,1) .
  • Если функция y=f(x) возрастает на числовом промежутке X , то функция y=k·f(x) при k>0 возрастает на X , а при k убывает на X . Если функция y=f(x) убывает на числовом промежутке X , то функция y=k·f(x) при k>0 убывает на X , а при k возрастает на X . Приведем пример. Допустим, столкнувшись с задачей решить некоторое уравнение, мы пришли к выводу, что оно может быть решено посредством использования возрастания/убывания. Нашли ОДЗ для этого уравнения, ею оказался промежуток [0, +∞) . Подобрали корень – число 9 . Доказали, что функция, отвечающая левой части уравнения возрастает на множестве [0, +∞) . И осталось доказать, что функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, отвечающая правой части уравнения, убывает на [0, +∞) . Как это сделать с использованием записанного свойства? Очень просто. Мы знаем, что функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень— возрастает на [0, +∞) . Значит, в силу записанного свойства, функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньубывает на [0, +∞) .
    • Следствие. Если функция y=f(x) возрастает (убывает) на X , то функция y=−f(x) убывает (возрастает) на X . Например, степенная функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньубывает на промежутке (0, +∞) , значит, функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает на этом промежутке (0, +∞) .
  • Если функции y=f1(x) и y=f2(x) возрастающие (убывающие) на промежутке X , то функция y=f1(x)+f2(x) – возрастающая (убывающая) на X . Это свойство естественным образом распространяется на три и большее количество функций. Для удобства запоминания условно можно считать, что сумма возрастающих функций есть возрастающая функция, а сумма убывающих – убывающая функция. Например, функция y=x+x 3 +x 7 – возрастающая на множестве R , так как каждая из функций y=x , y=x 3 , y=x 7 возрастает на R . Другой пример: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень— убывающая на промежутке (0, +∞) как сумма убывающей показательной функции Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи убывающей логарифмической функции Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.
  • Следующее свойство относится к сложным функциям. Приведем его условную формулировку, так как она хорошо запоминается из-за схожести с правилами умножения чисел с разными знаками. Возрастающая от возрастающей и убывающая от убывающей есть функция возрастающая, а возрастающая от убывающей и убывающая от возрастающей есть функция убывающая. Здесь придется привести несколько примеров. Для начала рассмотрим функцию Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи определим ее поведение на промежутке [3, 9] . Мы имеем дело со сложной функцией. Внутренняя функция – это логарифмическая функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, внешняя функция – это степенная функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Так как основание логарифмической функции меньше единицы, то она убывает на всей своей области определения. Так как показатель степенной функции равен −1/2 , то функция убывает на своей области определения. Тогда функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает на своей области определения как убывающая от убывающей. В частности, она возрастает на интересующем нас промежутке [3, 9] . Другой пример. Как ведет себя функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень? Убывает как возрастающая от возрастающей от убывающей.
    • Следствие. Если функция y=f(x) возрастает (убывает) на некотором числовом промежутке X и не обращается на нем в нуль, то функция y=1/f(x) убывает (возрастает) на X . Например, функция y=1/arcctgx – возрастает на всей области определения, так как функция y=arcctgx на своей области определения убывает и не обращается в нуль.

Умелое использование перечисленных свойств в соответствующих случаях дает возможность чуть ли не с одного взгляда на функцию определять ее возрастание или убывание.

Наконец, иногда для обоснования возрастания или убывания функции удобно использовать не производную, а определение возрастающей и убывающей функции в купе со свойствами верных числовых неравенств. Для примера обоснуем, что функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень— возрастает на промежутке Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Нам хорошо известно поведение функций Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи y=tgx , и мы можем сразу сказать, что на указанном промежутке они возрастают. Пусть x1 и x2 два числа из промежутка Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, причем x1 . Тогда, в силу возрастания функций Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи y=tgx , верны числовые неравенства Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи tgx1 . Также мы знаем, что функции Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи y=tgx на промежутке Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньпринимают только положительные значения, значит Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, tgx1>0 , tgx2>0 . Все это позволяет нам опереться на свойство умножения верных числовых неравенств одинакового смысла (см. свойства числовых неравенств), почленно перемножить неравенства Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи tgx1 , что дает верное числовое неравенство Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Из этого неравенства и определения возрастающей функции следует, что функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает на промежутке Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.

Видео:№17: монотонность в одном из сложнейших заданий ЕГЭ по математике 2022Скачать

№17: монотонность в одном из сложнейших заданий ЕГЭ по математике 2022

Решение примеров

На страницах школьных учебников алгебры, начиная с 9 класса, встречается немало уравнений, решенных посредством обращения к возрастанию/убыванию соответствующих функций. В 9 классе изучаются степенные функции с натуральным показателем, после чего, естественно, показывается применение степенных функций и их свойств к решению уравнений. В этом свете в учебнике Мордковича представлено решение уравнения x 5 =3−2·x сначала графическим методом, затем – методом, предполагающим использование возрастания/убывания, причем сначала приведено утверждение, на котором базируется метод, с доказательством [1, с.120-121]. С решением этого уравнения все просто: легко подбирается корень x=1 , очевидно возрастание степенной функции y=x 5 и убывание линейной функции y=3−2·x , откуда следует, что найденный корень является единственным.

В учебнике для 10 классов в рамках разговора про обратные тригонометрические функции приводится решение уравнения Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень[2, с. 163]. Там к возрастанию и убыванию обращаются для строгого обоснования единственности корня x=1 , который находится графически. Позже изучается производная и ее применение к исследованию функций на монотонность. Под эту тему приходится кстати уравнение 5·cosx+sin(4·x)−10·x=x 3 +5 [2, с. 354]. Оно решается посредством использования возрастания/убывания: корень x=1 легко подбирается, возрастание функции, отвечающей правой части уравнения, очевидно, а убывание функции, отвечающей левой части уравнения, доказывается через производную, так доказывается единственность найденного корня. Решение более сложного уравнения Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, в котором для доказательства убывания/возрастания привлекается производная, можете посмотреть здесь.

В 11 классе в арсенал учащихся добавляются степенные функции с дробным показателем и иррациональным показателем, показательные и логарифмические функции. Естественно, там же встречаются соответствующие уравнения, решение которых завязано на использовании свойств этих функций, например, Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи lgx=11−x [3, с. 62, 93, 111]. Они являются типичными представителями уравнений, которые решаются через подбор корня и доказательство его единственности через обоснование возрастания одной из функций, отвечающих его частям, и убывание другой.

Давайте покажем полное решение одного из уравнений, которые мы приводили в пример в первом пункте этой статьи.

Решите уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Видео:Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать

Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.

Решение уравнений с помощью монотонности функций

Решение уравнений с помощью монотонности функций позволяет быстро и просто найти корень уравнения (либо доказать, что уравнение корней не имеет).

Использование возрастания и убывания функций при решении уравнений опирается на следующие теоремы.

1) Если на некотором промежутке функция f(x) возрастает (или убывает), то уравнение f(x)=a на этом промежутке имеет единственный корень либо не имеет корней (a — постоянная величина (число)).

2) Если на некотором промежутке функция f(x) возрастает, а функция g(x) убывает (либо наоборот), то уравнение f(x)=g(x) на этом промежутке имеет единственный корень либо не имеет корней.

Доказав, что уравнение имеет на промежутке не более чем один корень, можно попытаться определить его подбором.

Если функция имеет несколько промежутков возрастания и убывания, каждый из них следует рассмотреть отдельно.

Сумма возрастающих функций — возрастающая функция. Сумма убывающих функций — убывающая функция.

Прибавление или вычитание постоянной величины не влияет на монотонность функции. Если к возрастающей функции прибавить (или вычесть) постоянную величину, получим возрастающую функцию. Если к убывающей функции прибавить (или вычесть) постоянную величину, получим убывающую функцию.

Таким образом, использование монотонности функций при решении уравнений схематически можно изобразить так:

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

то уравнение имеет единственный корень или не имеет корней.

Разумеется, количество слагаемых может быть больше двух.

Некоторые функции, возрастающие на всей области определения либо на каждом из промежутков, из объединения которых состоит область определения (k>0, b≥0, n — целое):

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень1),y = x(a > 1),]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Некоторые функции, убывающие на всей области определения либо на каждом из промежутков, из объединения которых состоит область определения:

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень1),y = — x(a > 1),]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Примеры решения уравнений с помощью использования монотонности функций.

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Перепишем уравнение в виде

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

является возрастающей (как сумма возрастающих функций). Следовательно, уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим, что x=1.

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

На промежутке (-∞;0) функция

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

— убывает, следовательно, уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим x= -1.

Аналогично, на промежутке (0:∞)

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

— убывает, следовательно, уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим x=1.

В алгебре решение уравнений с применением возрастания и убывания функций чаше всего используется при решении иррациональных, логарифмических, показательных уравнений. Полезно взять на вооружение этот удобный и быстрый способ.

2 комментария

Добрый день. Вот это схематическое изображение монотонности очень интересно, но там не все понятно. Что вы подразумеваете под знаками равно и минус? И вот это: сумма убывающих_возрастающая? Буду благодарна комментариям

Елена, «=» — знак равенства между левой и правой частями уравнения.
Сумма убывающих функций — убывающая функция. Соответственно, одна часть уравнения — убывающая функция, а другая — возрастающая, то применима вторая теорема.
Аналогично, сумма возрастающих функций есть возрастающая функция. Если с одной стороны — возрастающая функция, с другой — убывающая, можем применить первую теорему.
Если к монотонно возрастающей функции прибавить число (или вычесть), то это никак не повлияет на её монотонность (это наглядно можно продемонстрировать графически: график функции y=f(x)±b получен из графика y=f(x) параллельным переносом на b единиц вверх или вниз вдоль оси Oy). Поэтому, если в одной части уравнения — монотонно возрастающая функция ± число, а в другой — монотонно убывающая функция, можем применить теорему два. И т.д.

Видео:Параметр. Серия 5. Что такое монотонная функция и как с ее помощью решать задачиСкачать

Параметр. Серия 5. Что такое монотонная функция и как с ее помощью решать задачи

Применение монотонности функций для решения уравнений, неравенств и их систем

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Применение монотонности функций для решения уравнений, неравенств и их систем

Решение целого ряда нестандартных задач во многих случаях основано на некоторых свойствах функций. К таким свойствам относятся монотонность, периодичность, четность, нечетность, непрерывность и другие свойства.

Я остановлюсь на применении монотонности функции для решения уравнений, неравенств и их систем. Этому методу я уделяю достаточно большое внимание на уроках в 9-11 классах математической направленности, при подготовке к экзаменам и в индивидуальной работе с учениками при подготовке к олимпиадам. Отмечу, что непосредственно монотонности функций в программе 9 — 11 классов посвящено мало уроков, поэтому для закрепления и расширения теоретических знаний, а также для формирования практических навыков применения свойств монотонных функций при решении задач я использую любую возможность: при изучении рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических и других уравнений, неравенств и их систем (в том числе и с параметрами).

В решении задач с использованием монотонности функции можно выделить два ключевых момента: во-первых, доказать, что некоторая функция (или функции) монотонна, и, во-вторых, применить соответствующую теорему о монотонной функции для решения данной задачи.

Для доказательства монотонности функции в старших классах часто используется производная (достаточный признак возрастания или убывания функции). Однако во многих случаях доказать монотонность можно с помощью элементарных методов. Перечислим некоторые утверждения о монотонности:

1) Если функция f возрастает на множестве Х, то для любого числа с функция f + с тоже возрастает на Х.

2) Если функция f возрастает на множестве Х и c > 0, то функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень тоже возрастает на Х, а если с cf убывает на Х.

3) Если функция f возрастает и сохраняет знак на множестве Х, то функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньубывает на Х.

4) Если функции f и g возрастают на множестве Х, то их сумма f + g тоже возрастает на Х.

5) Если функции f и g возрастают и неотрицательны на множестве Х, то их произведение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньтоже возрастает на Х.

6) Если функция f возрастает и неотрицательна на множестве Х и п – натуральное число, то функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньтоже возрастает на множестве Х.

7) Если функции f и g возрастающие (убывающие), то функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастающая. Если одна из функций f или g возрастающая, а другая – убывающая, то функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень– убывающая.

Следует обратить особое внимание на утверждения 3, 5 и 6, которые содержат дополнительные условия: функция неотрицательна или функция не меняет знак на множестве Х, так как при не выполнении этих условий указанные утверждения становятся, вообще говоря, неверными.

Утверждения, аналогичные утверждениям 1 — 6, можно сформулировать и для убывающих функций, а также можно получить ряд других утверждений.

Полезно также отметить, что если четная функция на множестве Х Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает, то на симметричном (относительно нуля) множестве она убывает (и наоборот). Если же функция нечетная, то характер монотонности на указанных симметричных промежутках одинаков.

Рассмотрим несколько теорем о применении монотонности к решению уравнений.

Если на некотором промежутке функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньмонотонна и с – некоторое число, то уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньна этом промежутке имеет не более одного корня.

Если на некотором промежутке одна из функций Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньили Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает, а другая — убывает, то уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньимеет на этом промежутке не более одного корня.

Пусть функция f ( x ) монотонна. Тогда для любых Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньиз области определения функции уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньравносильно уравнению Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.

Пусть Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень возрастающая функция. Тогда уравнения Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньравносильны.

Следствие из теоремы 4:

Для любой возрастающей функции f ( x ) и любого натурального п уравнения Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

и Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньравносильны.

Рассмотрим примеры решения некоторых задач разного уровня сложности.

1. Решить уравнение: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Подбором находим корень уравнения: х = 1. Докажем, что других корней нет. Так как функции Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастающие, то их сумма Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень– также возрастающая функция, поэтому уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньможет иметь не более одного корня. Значит, 1 – единственный корень уравнения.

2. Решить уравнение: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Легко видеть, что 1 – корень данного уравнения. Разделим обе части уравнения на Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Получаем: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньВ левой части уравнения – убывающая функция, в правой части – число, значит, это уравнение имеет не более одного корня. Таким образом, 1 – единственный корень.

3. Решить уравнение: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Так как функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастающая, а функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень— убывающая, то уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньможет иметь не более одного корня, который легко находим подбором: х = 1.

4. Решить уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.

ОДЗ: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. На промежутке Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньфункция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает. Функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньубывает на промежутках Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, значит, убывает и на промежутке Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Таким образом, на множестве Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает, а Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньубывает, поэтому уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень= Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньимеет не более одного корня. Подбором находим: х = 3, и это единственный корень уравнения.

5. Решить систему уравнений: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Рассмотрим первое уравнение системы. Пусть х + у = t , тогда получаем уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньТак как функции Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастающие, то их сумма Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньтакже возрастающая функция, поэтому уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньможет иметь не более одного корня. Корень Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньлегко находится подбором, и он единственный. Таким образом, Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Получаем систему Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньоткуда Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньили Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

6. Решить неравенство Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.

Область определения данного неравенства задается условием Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. В левой части этого неравенства – многочлен нечетной степени, поэтому он имеет по крайней мере один действительный корень, а поскольку функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньочевидно монотонная (возрастающая), то этот корень – единственный; обозначим его Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Заметим, что Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Таким образом, Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньпри Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.

Теперь решим уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Подбором находим корень: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Докажем, что других корней нет. Рассмотрим функцию Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень; Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньпри всех Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, поэтому (с учетом непрерывности) Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает на множестве Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Так как Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньмонотонна, то уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньможет иметь не более одного корня, то есть 1 – единственный корень этого уравнения. В силу возрастания Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньимеем: при Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, а при Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, поэтому множество решений исходного неравенства – все значения х из промежутка Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.

Ответ : Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.

7. Решить уравнение: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Выполним равносильные преобразования данного уравнения:

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень,

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.

Это уравнение имеет вид Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, где Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Докажем, что Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньмонотонна: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень; Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Так как Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньпри всех значениях t , то Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает на R . Поскольку Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньмонотонна, то Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Корнем последнего уравнения является 1 (находим подбором). Других корней нет, так как в левой части уравнения – возрастающая функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, а в правой – убывающая функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, поэтому это уравнение может иметь не более одного корня.

8. Решить уравнение: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Так как Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньпри всех значениях х, Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньR , то область определения данного уравнения – множество всех действительных чисел. Заданное уравнение равносильно следующему:

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.

Это уравнение имеет вид Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, где Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Докажем, что Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньмонотонна. Рассмотрим два способа.

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Так как при Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, а при t Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, то Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи вся сумма положительная, то есть Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньпри всех Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньR , следовательно, функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньявляется возрастающей на R .

Докажем монотонность функции Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньбез использования производной. При Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньфункции Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастают и принимают только неотрицательные значения, поэтому на промежутке Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньфункция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, представляющая произведение данных функций, также возрастает. Но так как Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньнечетная, то и на симметричном относительно нуля промежутке Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает. Учитывая непрерывность, получаем, что Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает на всей числовой прямой.

Таким образом, функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньмонотонная, поэтому получаем:

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.

9. При каких значениях параметра а уравнение

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень( Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньимеет три корня?

ОДЗ: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньR.

Выполним равносильные преобразования заданного уравнения:

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень( Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень,

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньЭто уравнение имеет вид Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, где Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньЗаметим, что Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньтак как Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньпри любых значениях х. На промежутке Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньфункции Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастают и принимают только положительные значения, следовательно, функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньна промежутке Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает, поэтому уравнение Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньравносильно уравнению Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Таким образом, требуется найти, при каких значениях параметра а последнее уравнение имеет ровно три корня. Запишем его в следующем виде: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень. Построим графики функций Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньи Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньв одной системе координат и найдем, при каких значениях а они будут иметь ровно три общие точки.

Видео:Уравнение с двойным модулем | Параметр 3 | mathus.ru |Скачать

Уравнение с двойным модулем | Параметр 3 | mathus.ru |

Теорема о корне при решении уравнений. Урок алгебры. 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9

Цели урока:

  1. Использование особенностей монотонности функций для активизации творческого мышления учащихся.
  2. Формирование у школьников навыков применения теоремы о корне для решения уравнений.
  3. Умение обобщать, конкретизировать и анализировать изучаемый материал.
  4. Обучение учащихся нестандартным способам решения задач.
  5. Развитие логики и навыков самостоятельной работы.
  6. Воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник “Алгебра 9” (автор: Мордкович А. Г.), задачник “Алгебра 9” (авторы: Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. и др.), книга для преподавателей “Алгебра 9” (авторы: Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А.), карточки с памяткой для самостоятельной работы по данной теме, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Предложенный урок расширяет программу по теме “Функции”. Учащиеся уже знакомы с основными свойствами функций, владеют навыками грамотного чтения графиков и умеют применять алгоритм исследования функций. На уроке основной упор делается на использование свойств монотонности функций для решения уравнений. Рассматривается теорема о корне. В ходе урока каждый учащийся должен достигнуть определенного уровня понимания материала, поэтому этап усвоения знаний разработан дифференцированно.

Ожидаемый результат по окончании изучения материала:

1-й уровень: каждый ученик должен знать геометрическую модель теоремы о корне и уметь установить связь монотонности функций, входящих в уравнение, с количеством корней соответствующего уравнения.

2-й уровень: каждый ученик должен знать алгоритм решения уравнений с использованием теоремы о корне и уметь применять ее для решения нестандартных задач.

На уроке рассматриваются различные виды уравнений, решаемых с помощью теоремы о корне. В дальнейшем учащимся предлагается использовать предложенный алгоритм в домашней контрольной работе (§16, задачник “Алгебра 9” авторы: Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. и др.). Для организации проверочной работы используются задания из практикума (составитель автор).

Ход урока

I этап. Организационный момент (1 мин.).

II этап. Актуализация опорных знаний и умений (7 мин.).

Учитель: Необходимо повторить пройденное для того, чтобы успешно перейти к усвоению нового материала. На протяжении изучения темы “Функции” вы постепенно учились читать графики функций, используя алгоритм для их исследования. Остановимся на особенностях возрастающей и убывающей функций. Подборка материала подготовлена учащимися.

Выступление учащихся сопровождается показом презентации.

III этап. Объяснение нового материала (10 мин).

Учитель: Сегодня изучение нового материала мы начнем с доказательства теоремы о корне.

Теорема о корне.

Пусть функция y=f(x) возрастает (или убывает) на множестве Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(f), число a — любое из значений, принимаемых f(x) на множестве X, тогда уравнение f(x)=a имеет единственный корень на множестве X.

Доказательство:

Рассмотрим возрастающую функцию f(x) (в случае убывающей функции рассуждения аналогичны). По условию на множестве X существует такое число b, что f(b)=a. Покажем, что b — единственный корень уравнения f(x)=a.

Допустим, что на множестве X есть еще число Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень, такое, что f(c)=a. Тогда или c b. Но функция f(x) возрастает на множестве X, поэтому соответственно либо f(c) f(b). Это противоречит равенству f(c)=f(b)=a. Следовательно, сделанное предположение неверно и на множестве X, кроме числа b, других корней уравнения f(x)=a нет.

Геометрическая модель теоремы о корне может быть представлена как на экране, так и на плакате.

Учитель: Давайте вместе рассмотрим следующие примеры:

Сколько корней имеет уравнение?

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(1);

x 5 = Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(2).

Учащиеся отмечают, что на своих областях определения функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает, а функция y = — x 5 – убывает соответственно. По теореме о корне как уравнение (1), так и уравнение (2) имеют по одному корню.

Учитель: Откроем учебник на 98 стр. и обратим внимание на то, что при решении уравнения x 5 =3-2x (пример 1, рис. 79) геометрическая модель наглядно иллюстрирует следствие, которое следует из теоремы о корне:

Следствие.

“Если функция y=f(x) возрастает, а функция y=g(x) убывает и если уравнение f(x)=g(x) имеет корень, то только один”.

По учебнику разбирается пример 1.

Опираясь на это утверждение, можем изящно решить уравнение

x 5 = 3 — 2x без чертежа, следуя следующему алгоритму:

  1. заметим, что при x=1 выполняется равенство 1 5 =3-2·1,
    значит, x=1 – корень уравнения (этот корень мы угадали);
  2. функция у = 3 — 2x убывает, а функция у = x 5 возрастает,
    значит, корень у заданного уравнения только один и
    этим корнем является значение x=1.

Учитель: Определим сколько решений имеет уравнение x 5 = — 3x +5 с комментированием на месте.

Решение:

  1. рассмотрим функции у = x 5 и у = — 3x + 5; заметим, что область определения этих функций одинакова: D(у)=(-Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень; +Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень);
  2. на D(у) функция у = — 3x + 5 убывает, а функция у = x 5 возрастает. Значит, по следствию из теоремы о корне, у заданного уравнения только один корень, т.е. уравнение, имеет одно решение.

Учитель: Цель нашего урока состоит в том, чтобы научиться решать задачи, используя теорему о корне (следствие).

На экране высвечивается обобщенный алгоритм решения уравнения f(x)=g(x) с использованием следствия из теоремы о корне:

  1. Определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b).
  2. Ввести две функции y=f(x) и y=g(x).
  3. Исследовать y=f(x) и y=g(x) на монотонность. Если y=f(x)возрастает (убывает), а y=g(x) убывает (возрастает), то уравнение f(x)=g(x) имеет единственный корень – x=b (ссылка на следствие).

IV этап. Усвоение новых знаний (23 мин.)

Учитель: Карточки и памятка для самостоятельной работы лежат у вас на столах. Приступим к выполнению заданий.

Так как нетрадиционные методы решения задач вызывают трудность у большинства учащихся, то следующее уравнение предлагается решить вместе. Для оформления решения учащийся по желанию выходит к доске (дается уравнение 2 уровня).

Решить уравнение: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень (3).

Решение: в начале запишем уравнение (3) в виде

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень,

затем воспользуемся теоремой о корне.

  1. при x=5 уравнение превращается в верное числовое равенство: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень; 5=5 (т.е. угадали корень уравнения – x=5).
  2. заметим, что в левой части уравнения функция Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньвозрастает на D(у)=[3; +Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень); значит, у заданного уравнения корень только один и этим корнем является значение x=5.

После того как данное задание выполнено, класс приступает к решению уравнений в зависимости от восприятия материала:

1) те, кто попытается справиться самостоятельно с не очень сложными уравнениями;
2) те, у кого решение уравнений не вызывает затруднений.

В соответствии с этим учащиеся получают дифференцированные задания.

1 уровень.

1. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(Ответ: 0);

2. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(Ответ: 2);

3. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(Ответ: 3);

4. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень (Ответ: 4);

5. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(Ответ: -2);

6. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(Ответ: 1).

2 уровень.

1. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(Ответ: 1);

2. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(Ответ: -1);

3. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(Ответ: -2);

4. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(Ответ: 2);

5. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(Ответ: -3);

6. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(Ответ: -2);

7. Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(Ответ: 2).

Необходимо проверить правильность выполнения заданий, поэтому от каждой группы выступает ученик, демонстрируя решение одного из уравнений на доске.

V этап. Итог урока (2 мин.).

Подводя итог урока, учитель и ученики выясняют трудности при решении уравнений и обсуждают, на что они должны обратить внимание при выполнении домашнего задания.

VI этап. Домашнее задание (1мин.).

Учитель: задание на дом следующее: доделать задания на карточках; если на уроке выполнено все, то воспользоваться дополнительной карточкой из материалов для самостоятельной работы; домашняя контрольная работа (§16, задачника “Алгебра 9”).

Заключительное слово учителя (1мин). Любовь к предмету не возникает просто так. Двигаясь постепенно от простого к сложному, анализируя и обобщая учебный материал, интересуясь “изящными” способами решения, можно понять красоту алгебры. Сегодня знание теории и практические навыки, что равнозначно, показали многие из вас. Особую благодарность заслуживают ребята, создавшие прекрасную презентацию. Постижение мира бесконечно: дерзайте, творите, ошибайтесь, ищите ответы на вопросы, только не “проспите” лучшие годы. “Жажда к жизни” – залог успеха.

Материалы к уроку для самостоятельной работы учащихся

1. Памятка по решению уравнений.

Теорема о корне.

Пусть функция y=f(x) возрастает (или убывает) на множестве Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень(f), число a — любое из значений, принимаемых f(x) на множестве X, тогда уравнение f(x)=a имеет единственный корень на множестве X.

Следствие.

“Если функция y=f(x) возрастает, а функция y=g(x) убывает и если уравнение f(x)=g(x) имеет корень, то только один”.

Алгоритм решения уравнения f(x)=a с использованием теоремы о корне:

  1. определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b);
  2. исследовать функцию y=f(x), стоящую в левой части уравнения, на монотонность. Если y=f(x) возрастает (убывает), то уравнение f(x)=a имеет единственный корень – x=b (ссылка на теорему).

Алгоритм решения уравнения f(x)=g(x) с использованием следствия из теоремы о корне:

Рекомендации:

Сначала, если это необходимо, уравнение привести к такому виду, чтобы было удобно исследовать на монотонность функции, стоящие в левой и правой частях уравнения, а затем следовать согласно следующему алгоритму:

  1. определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b);
  2. ввести две функции y=f(x) и y=g(x);
  3. исследовать y=f(x) и y=g(x) на монотонность. Если y=f(x) возрастает (убывает), а y=g(x) убывает (возрастает), то уравнение f(x)=g(x) имеет единственный корень – x=b (ссылка на следствие).

2. Практические задания.

Рекомендации: рассмотрим готовое решение уравнения (возможен такой вариант оформления).

Решить уравнение: Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.

Решение:

Функция f(x) = Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один кореньопределена и монотонно возрастает на D(у)=[0; +Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень);

На основании теоремы о корне уравнение имеет не более одного корня.

Т.к. f (1) = 4, то x = 1 – корень уравнения.

Дополнительная карточка (подбор заданий [1]).

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень;

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень;

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень;

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень;

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень;

Если одна функция возрастает а другая убывает то уравнение имеет один корень.

Литература.

  1. Ткачук В.В. Математика абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2005.

🌟 Видео

Параметры, Легко Решаемые Графически | ЕГЭ 2024 по математикеСкачать

Параметры, Легко Решаемые Графически | ЕГЭ 2024 по математике

✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive​​ #041 | Борис ТрушинСкачать

✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive​​ #041 | Борис Трушин

Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙСкачать

Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

Задание 18 ЕГЭ по математике #14Скачать

Задание 18 ЕГЭ по математике #14

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Все уравнения с параметром на РешуЕГЭ. Тотальный разбор 17 номера ЕГЭ по математикеСкачать

Все уравнения с параметром на РешуЕГЭ. Тотальный разбор 17 номера ЕГЭ по математике

Параметры 11 - монотонность - часть 2 практикаСкачать

Параметры 11 - монотонность - часть 2 практика

Одно уравнение и два метода решения #shortsСкачать

Одно уравнение и два метода решения #shorts
Поделиться или сохранить к себе: