Древняя история математики об уравнении

История развития учения об уравнениях.. История алгебры уходит своими корнями в древние времена. Задачи, связанные с уравнениями, решались ещё в Древнем. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТарас Эвергетов

Похожие презентации

Видео:ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УРАВНЕНИЙ | ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИСкачать

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УРАВНЕНИЙ | ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ

Презентация на тему: » История развития учения об уравнениях.. История алгебры уходит своими корнями в древние времена. Задачи, связанные с уравнениями, решались ещё в Древнем.» — Транскрипт:

1 История развития учения об уравнениях.

2 История алгебры уходит своими корнями в древние времена. Задачи, связанные с уравнениями, решались ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Теория уравнений интересовала и интересует математиков всех времён и народов.

3 Древне фальшивое правило для решения линейного уравнения

4 Вот задача 24 сборника Ахмеса: «Куча. Ее седьмая часть (подразумевается: «дают в сумме») равны 19. Найти кучу». Запись задачи нашими знаками выглядит так: Так как это больше нехватки 3, то на одну вторую предположение умножить нельзя. Ахмес видит, что одна четвертая и одна восьмая первоначального результата дают точно те 3 единицы, которых не хватало. Ахмес убедился, что первоначальное предположение для кучи надо помножить на 2+1/4+1/8 В третьем столбце выписаны: 1/7 часть искомой кучи, удвоенное это число и учетверенное. Сумма этих трех чисел,, есть произведение первоначального предположения на 2+1/4+1/8. Итак, куча равна 16+1/2+1/8. В последнем столбце Ахмес делает проверку, в сумме получается 19, и решение заканчивается обычным для автора заключением: «Будет хорошо». В Древнем Египте и Вавилоне использовался метод ложного положения («фальшивое правило») Подобные задачи мы теперь решаем уравнениями первой степени. В папирусе Ахмеса 15 задач решается этим методом. Решение первой из них позволяет понять, как рассуждал автор. Смысл решения Ахмеса легко понять. Делается предположение, что. куча есть 7; тогда одна седьмая ее часть есть 1. Это записано в первом столбце. Во втором столбце записано, что при предположении х=7 куча и ее одна седьмая часть дали бы 8 вместо 19. Удвоение предположения дает 16. Автор, в уме очевидно, прикидывает, что дальше удваивать предположение нельзя, так как тогда получится больше 19. Для получения в сумме 19 первоначальное предположение надо умножить на 2 с некоторым добавлением, так как для получения 19, не хватает еще 3. Ахмес находит одну вторую от 8, получает 4.

5 Способ решения, примененный Ахмесом, называется методом одного ложного положения. Этот метод применяли как египтяне, так и вавилоняне. У разных народов применялся метод двух ложных положений. Арабами этот метод был механизирован и получил ту форму, в которой он перешел в учебники европейских народов, в том числе в «Арифметику» Магницкого. Магницкий называет способ решения «фальшивым правилом».

6 Геометрическая алгебра древних греков.

7 Одна из первых работ ученых того времени, которая дошла до нас, это трактат Диофанта Александрийского «Арифметика» (вероятно, 3 в.), в котором он уже довольно свободно оперирует с уравнениями 1-й и 2-й степеней; в зачаточной форме у него можно найти и употребление отрицательных чисел. Дедуктивный характер греческой математики полностью сформировался ко времени Платона и Аристотеля. Изобретение дедуктивной математики принято приписывать Фалесу Милетскому (ок. 640–546 до н.э.), который, как и многие древнегреческие математики классического периода, был также философом. В Древней Греции была отчётливо выделена геометрия. С точки зрения 20 в. родоначальникам и математики явились греки классического периода (6–4 вв. до н.э.). Другим великим греком, с чьим именем связывают развитие математики, был Пифагор (ок. 585–500 до н.э.). Полагают, что он мог познакомиться с вавилонской и египетской математикой во время своих долгих странствий.Пифагор основал движение, расцвет которого приходится на период ок. 550–300 до н.э. Геометрия стала основой почти всей строгой математики по крайней мере до1600. В 18 в строгая математика трактовалась как геометрия, и слово «геометр» было равнозначно слову «математик». Пифагорейцы создали чистую математику в форме теории чисел и геометрии. Древние греки решали уравнения с неизвестными посредством геометрических построений. Ныне метод вычисления с помощью построений называется геометрической алгеброй. Приведение задач к геометрическому виду имело ряд важных последствий.

8 Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне

9 Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения: Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.

10 Квадратные уравнения в эпоху эллинизма.

11 Знаменательной вехой в алгебре эпохи эллинизма стали работы Диофанта(ок. 250). Одно из главных его достижений связано с введением в алгебру начал символики. В своих работах Диофант не предлагал общих методов, он имел дело с конкретными положительными рациональными числами, а не с их буквенными обозначениями. Он заложил основы т.н. диофантова анализа – исследования неопределенных уравнений. Гиппарху (ок.161–126до н.э.) мы обязаны изобретением тригонометрии. Величайшим математиком древности был Архимед (ок. 287–212 до н.э.). Ему принадлежат формулировки многих теорем о площадях и объемах сложных фигур и тел, вполне строго доказанные им методом исчерпывания. Архимед доказал также несколько теорем, содержавших новые результаты геометрической алгебры. Ему принадлежит формулировка задачи о рассечении шара плоскостью так, чтобы объемы сегментов находились между собой в заданном отношении. Архимед решил эту задачу, отыскав пересечение параболы и равнобочной гиперболы. Математика эпохи эллинизма возникла в результате слияния классической греческой математики с математикой Вавилонии и Египта. В целом математики этого периода были больше склонны к решению чисто технических задач, чем к философии. Великие математики этого периода – Эратосфен, Архимед, Гиппарх, Птолемей, Диофант и Папп. После Аполлония греческая геометрия сразу кончается. Упадок греческой математики частично был вызван причинами внешнего порядка политическими бурями, охватившими Средиземноморскую цивилизацию. Однако решающее значение имели все же внутренние причины. Одной из них было отсутствие алгебраического языка и трудность письменной передачи.

12 Квадратные уравнения в средневековой Индии и странах арабского востока.

13 Наследие древнегреческой науки восприняли учёные средневекового Востока Средней Азии, Месопотамии, Северной Африки. Около 800 индийская математика достигла Багдада. Термин «алгебра» происходит от начала названия книги Аль-джебр ва-л- мукабала (Восполнение и противопоставление), написанной в 830 астрономом и математиком аль- Хорезми. Другой выдающийся арабский математик, Ибн аль-Хайсам (ок. 965–1039) разработал способ получения алгебраических решений квадратных и кубических уравнений. Арабские математики, в их числе и Омар Хайям, умели решать некоторые кубические уравнения с помощью геометрических методов, используя конические сечения. Правильный ответ для случая деления числа на нуль был дан Бхаскарой, ему же принадлежат правила действий над иррациональными числами. Индийцы ввели понятие отрицательных чисел (для обозначения долгов). Самое раннее их использование нашли у Брахмагупты. Наша современная система счисления, основанная на позиционном принципе записи чисел и нуля, называется индо-арабской Индийские математики впервые ввели нуль и как кардинальное число, и как символ отсутствия единиц в соответствующем разряде. Махавира (850 н.э.) установил правила операций с нулем, полагая, однако, что деление числа на нуль оставляет число неизменным. Арабские астрономы ввели в тригонометрию понятие тангенса и котангенса И все же самым важным вкладом арабов в математику стали их переводы и комментарии к великим творениям греков. Европа познакомилась с этими работами после завоевания арабами Северной Африки и Испании, а позднее труды греков были переведены на латынь.

15 В «Арифметике» 189 задач, каждая снабжена одним или несколькими решениями. Задачи ставятся в общем виде, затем берутся конкретные значения входящих в нее величин и даются решения. Кстати, в одном из древних рукописных сборников задач в стихах жизнь Диофанта описывается в виде следующей алгебраической загадки, представляющей надгробную надпись на его могиле : Прах Диофанта гробница покоит; дивись ейи камень Мудрым искусством его скажет усопшего век. Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком. И половину шестой встретил с пушком на щеках. Только минула седьмая, с подругою он обручился. С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец; Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил. Отнят он был у отца ранней могилой своей. Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе, Тут и увидел предел жизни печальной своей. Задача-загадка сводится к составлению и решению уравнения: ДИОФАНТ Александрийский (ок. 3в.)- древнегреческий математик. В «Арифметике» Диофанта нет систематического изложения алгебры, однако в ней содержится систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями и решаемых при помощи составления уравнений разных степеней. При составлении уравнений Диофант для упрощения решения умело выбирает неизвестные. откуда х = 84 — столько лет жил Диофант.

16 Математические идеи, лежащие в основе вывода формулы для решения кубических уравнений.

17 Наиболее систематическое исследование задач, эквивалентных кубическим уравнениям, относится только к эпохе эллинизма. Архимед рассмотрел кубические уравнения вида х3 + ax + b = 0 при различных значениях a и b и дал метод их решения. Однако исследование кубических уравнений оставалось для греков трудной задачей, с которой, в ее общем виде никто, кроме Архимеда, не мог справиться. Эта формула называется формулой Кардано, хотя вопрос о том, была ли она найдена самим Дж. Кардано или же заимствована им у других математиков, нельзя считать вполне решенным. Алгебраическое решение уравнения 3-й и 4-й степеней было найдено в 16 в. Для уравнения вида x3+ px + q = 0 оно даётся формулой: КУБИЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ — алгебраическое уравнение 3-й степени: ax3+ bx2+ cx+ d = 0, где a не равно нулю. Решение кубического уравнения (после замены x= y b/3* a) может быть найдено по т. н. формуле Кардано.

18 История открытия формулы для решения кубических уравнений.

19 В 16 веке профессор Сципион дель Ферро из Болоньи преодолел трудности, связанные с неудобными обозначениями неизвестных величин и действий над ними. Комбинируя решение квадратного уравнения с извлечением кубического корня, он сумел решить уравнение вида (х³ = рх + q). Оказалось, что оно имеет 3 разных корня, и что к нему сводится произвольное кубическое уравнение вида (ах³ + вх³ + сх + d = 0). Никколо Фонтана из Брешии по прозвищу Тарталья («Заика») — разобрался в записях Ферро и начал применять кубические уравнения при составлении и решении новых алгебраических задач. В 1535 году, обсуждая итоги очередного турнира, Тарталья и Кардано заговорили о решении кубических уравнений. Тут Тарталья (нечаянно, или ради похвальбы) сообщил Кардано, что он знает способ решения кубических уравнений, открытый еще профессором Ферро. Кардано поделился им со своим лучшим учеником — Лодовико Феррари. Тот попробовал развить новую технику для решения уравнений степени 4 — и преуспел в этом деле. В 1545 году Кардано опубликовал книгу «Великое искусство», в которой дал полное решение уравнений-многочленов степени 3 или 4 и тех задач, которые к ним сводятся. Так способ решения кубического уравнения (х³ = рх + q) получил название «формула Кардано».

20 Уравнения четвертой степени

21 Галуа не ограничился этим отрицательным результатом, а положил начало более глубокой теории уравнений. Решение уравнения в радикалах равносильно сведению первоначального уравнения к цепи уравнений вида: ym = а. Сведение к таким уравнениям оказалось в общем случае невозможным. Теория Галуа продолжает развиваться вплоть до нашего времени. Численное решение уравнений пошло иным путём. К численному решению уравнений сводятся многие задачи математики и её приложений. Л. Феррари., итальянский математик нашёл способ решения алгебраических уравнений 4-й степени путём введения вспомогательной неизвестной, значение которой получается из кубического уравнения, составляемого по заданному уравнению. В начале 19 в. Н. Абель и Э. Галуа доказали, что уравнения степеней выше 4-й в общем случае в радикалах не решаются.

22 11 декабря 2013 г. В этом реферате отображены наиболее важные этапы истории развития учения об уравнениях вплоть до 19 века. Современными методам решения уравнений мы обязаны поискам древних ученых. Теория уравнений продолжает развиваться и в настоящее время.

Видео:УРАВНЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИСкачать

УРАВНЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ

Методы решения уравнений в странах древнего мира

История алгебры уходит своими корнями в древние времена. Задачи, связанные с уравнениями, решались ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Теория уравнений интересовала и интересует математиков всех времён и народов.

В Древнем Египте и Вавилоне использовался метод ложного положения (“фальфивое правило”)

Уравнение первой степени с одним неизвестным можно привести всегда к виду ах + Ь == с, в котором а, Ь, с — целые числа. По правилам арифметических действий ах = с — b,

Древняя история математики об уравнении

Если Ь > с, то с — b число отрицательное. Отрицательные числа были египтянам и многим другим более поздним народам неизвестны (равноправно с положительными числами их стали употреблять в математике только в семнадцатом веке).

Для решения задач, которые мы теперь решаем уравнениями первой степени, был изобретен метод ложного положения.

В папирусе Ахмеса 15 задач решается этим методом. Решение первой из них позволяет понять, как рассуждал автор.

Египтяне имели особый знак для обозначения неизвестного числа, который до недавнего прошлого читали “хау” и переводили словом “куча” (“куча” или “неизвестное количество” единиц). Теперь читают немного менее неточно: “ага”.

bqt задача № 24 сборника Ахмеса:

“Куча. Ее седьмая часть (‘подразумевается: “дают в сумме”) 19. Найти кучу”.

Запись задачи нашими знаками:

Древняя история математики об уравнении

Решение Ахмеса может быть представлено в наших символах в следующих четырех столбцах:

Древняя история математики об уравнении

Во многих задачах в начале или в конце встречаются слова: “Делай как делается”, другими словами: “Делай, как люди делают”.

Смысл решения Ахмеса легко понять.

Делается предположение, что. куча есть 7; тогда Древняя история математики об уравненииее часть есть 1. Это записано в первом столбце.

Во втором столбце записано, что при предположении х=7 куча и ее Древняя история математики об уравнениичасть дали бы 8 вместо 19. Удвоение предположения дает 16. Автор, в уме очевидно, прикидывает, что дальше удваивать предположение нельзя, так как тогда получится больше 19. Он записывает 16, ставит перед числом две точки для обозначения удвоения первоначального предположения и отмечает значком (у нас — звездочкой) результат; для получения в сумме 19 первоначальное предположение надо умножить -на 2 с некоторым добавлением, так как для получения точного результата, 19, не хватает еще 19—16=3. Ахмес находит Древняя история математики об уравненииот 8, получает 4. Так как это больше нехватки 3, то на Древняя история математики об уравнениипредположение умножить нельзя. Но Древняя история математики об уравненииот 8 есть 2, Древняя история математики об уравненииот восьми 1. Ахмес видит, что Древняя история математики об уравнениии Древняя история математики об уравнениипервоначального результата дают точно те 3 единицы, которых не хватало. Отметив Древняя история математики об уравнениии Древняя история математики об уравнениизначками, Ахмес убедился, что первоначальное предположение для кучи (7) надо помножить на Древняя история математики об уравнении

Умножение числа 7 на смешанное число Древняя история математики об уравненииАхмес заменяет умножением смешанного числа Древняя история математики об уравнениина 7. В третьем столбце выписаны: Древняя история математики об уравнениичасть искомой кучи есть Древняя история математики об уравнении, удвоенное это число: Древняя история математики об уравнениии учетверенное: Древняя история математики об уравнении. Сумма этих трех чисел, равная числу Древняя история математики об уравнении, есть произведение первоначального предположения 7 на Древняя история математики об уравнении.

Итак, куча равна Древняя история математики об уравнении.

В последнем столбце Ахмес делает проверку, складывая полученное значение для кучи Древняя история математики об уравнениии его Древняя история математики об уравнениичасти Древняя история математики об уравнении. В сумме получается 19, и решение заканчивается обычным для автора заключением: “Будет хорошо”.

Способ решения, примененный Ахмесом, называется методом одного ложного положения. При помощи этого метода решаются уравнения вида ах == b. Его применяли как египтяне, так и вавилоняне.

У разных народов применялся метод двух ложных положений. Арабами этот метод был механизирован и получил ту форму, в которой он перешел в учебники европейских народов, в том числе в “Арифметику” Магницкого. Магницкий называет способ решения “фальшивым правилом” и пишет о части своей книги, излагающей этот метод:

Зело бо хитра есть сия часть,

Яко можеши ею все класть (вычислить. — И . Д.)

Не токмо что есть во гражданстве,

Но и высших наук в пространстве,

Яже числятся в сфере неба,

Якоже мудрым есть потреба.

Содержание стихов Магницкого можно вкратце передать так: эта часть арифметики весьма хитрая. При помощи ее можно вычислить не только то, что понадобится в житейской практике, но она решает и вопросы “высшие”, которые встают перед “мудрыми”.

Магницкий пользуется “фальшивым правилом” в форме, какую ему придали арабы, называя его “арифметикой двух ошибок” или “методой весов”.

Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения:

Древняя история математики об уравнении

Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены.

Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, • в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.

. Как составлял и решал Диофант квадратные уравнения ,

В “Арифметике” Диофанта нет систематического изложения алгебры, однако в ней содержится систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями и решаемых при помощи составления уравнений разных степеней.

При составлении уравнений Диофант для упрощения решения умело выбирает неизвестные.

Вот, к примеру, одна из его задач.

“Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а произведение — 96”.

Диофант рассуждает следующим образом: из условия задачи вытекает, что искомые числа не равны, так как если бы они были равны, то их произведение равнялось бы не 96, а 100. Таким образом, одно из них будет больше половины их суммы, т. е. 10 + х, другое же меньше, т. е. 10 — х. Разность между ними 2х. Отсюда уравнение

Древняя история математики об уравнении

Древняя история математики об уравнении

Отсюда х = 2. Одно из искомых чисел равно 12, другое 8. Решение х = —2 для Диофанта не существует, так как греческая математика знала только положительные числа.

Если мы решим эту задачу, выбирая в качестве неизвестного одно из искомых чисел, то мы придем к решению уравнения

Древняя история математики об уравнении

Ясно, что, выбирая в качестве неизвестного полу разность искомых чисел, Диофант упрощает решение; ему удается свести задачу к решению неполного квадратного уравнения (1).

Квадратные уравнения в Индии.

Задачи на уравнения встречаются уже в астрономическом трактате “Ариабхаттаим”, составленном в 449 г. индийским математиком и астрономом Арибхаттой. Но это уже раннее средневековье.

В Алгебраическом трактате ал-Хорезми даётся классификация линейных и квадратных уравнений.

Индий учёные знали решения неопределённых уравнений в целых числах (в том числе и в отрицательных, чего сам Диофант избегал).

Формула решений квадратного уравнения.

Греческий математик Герон (I или II век нашего летоисчисления) вывел формулу для решения квадратного равнения ax 2 + bx = c умножением всех членов на а и

прибавлением к обеим половинам уравнения Древняя история математики об уравнении:

Древняя история математики об уравнении

В индии пришли к более простому способу вывода, который встречается в школьных учебниках: они умножали на 4a и к обеим половинам по b 2 . Это даёт:

Древняя история математики об уравнении

Индийские математики часто давали задачи в стихах.

Задача о лотосе.

Над озером тихим, с полмеры над водой,

Был виден лотоса цвет.

Он рос одиноко, и ветер волной

Нагнул его в сторону – и уж нет

Цветка над водой.

Нашёл его глаз рыбака

В двух мерах от места, где рос.

Сколько озера здесь вода глубока?

Тебе предложу я вопрос.

Ответ:Древняя история математики об уравнении

Из истории решения системы уравнений, содержащей одно уравнение второй степени и одно линейное

В древневавилонских текстах, написанных в III—II тысячелетиях до н. э., содержится немало задач, решаемых с помощью составления систем уравнений, в которые входят и уравнения второй степени. Вот одна из них.

. “Площади двух своих квадратов я сложил: Древняя история математики об уравнении.Сторона второго квадрата равна Древняя история математики об уравнениистороны первого и еще 5”.

Соответствующая система уравнений в современной записи имеет вид:

Древняя история математики об уравнении

Для решения системы (1) вавилонский автор возводит во втором уравнении у в квадрат и согласно формуле квадрата суммы, которая ему, видимо, была известна, получает:

Древняя история математики об уравнении

Подставляя это значение у в первое из системы уравнений (1), автор приходит к квадратному уравнению:

Древняя история математики об уравнении

Решая это уравнение по правилу, применяемому нами в настоящее время, автор находит х, после чего определяет у. Итак, хотя вавилоняне и не имели алгебраической символики, они решали задачи алгебраическим методом.

Диофант, который не имел обозначений для многих неизвестных, прилагал немало усилий для выбора неизвестного таким образом, чтобы свести решение системы к решению одного уравнения. Вот один пример из его “Арифметики”.

Задача 21. “Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а сумма их квадратов — 208”.

Эту задачу мы решили бы путем составления системы уравнений:

Древняя история математики об уравнении

Диофант же, выбирая в качестве неизвестного половину разности искомых чисел, получает (в современных обозначениях):

Древняя история математики об уравнении

Складывая эти уравнения, а затем вычитая одно из другого (все это Диофант производит устно), получаем

x = 2 + 10; у = 10 —2.

х 2 + у 2 = (г + lO) 2 + (10 — г) 2 == 2z 2 + 200.

z = 2; х = 2 + 10 = 12; у = 10 — 2 = 8.

Задача Диофанта №80 (Из II книги его “Арифметики”)

Найти 2 таких числа, чтобы сумма квадрата каждого из них с другим искомым числом дала полный квадрат,

Пусть первое число (I) будет s. Чтобы квадрат его •при прибавлении второго числа дал квадрат, второе число должно быть 2s + 1, так как в таком случае выполняется требование задачи: квадрат первого числа. сложенный со вторым, дает

s 2 + 2s + 1, то есть полный квадрат (s + 1) 2 .

Квадрат второго числа, сложенный с первым, должен также дать квадрат, то есть число (2s + I) 2 + s, равное

4s 2 + 5s + 1 == t 2

Положим, что t = 2s — 2; тогда t 2 = 4s 2 — 8s + 4. Это выражение должно равняться 4s 2 + 5s + 1. Итак, должно быть:

4s 2 — 8s + 4 == 4s 2 + 5s + l откуда s=Древняя история математики об уравнении

Значит, задаче удовлетворяют числа:

Древняя история математики об уравнении.

Древняя история математики об уравнении

Почему Диофант делает предположение, что t==2s—2, он не объясняет. Во всех своих задачах (в дошедших до нас шести книгах его их 189) он делает то или другое предположение, не давая никакого обоснования.

Вообще содержание 6 книг таково:

В “Арифметике” 189 задач, каждая снабжена одним или несколькими решениями. Задачи ставятся в общем виде, затем берутся конкретные значения входящих в нее величин и даются решения.

Задачи книги I в большинстве определенные. В ней имеются и такие, которые решаются с помощью систем двух уравнений с двумя неизвестными, эквивалентных квадратному уравнению. Для его разрешимости Диофант выдвигает условие, чтобы дискриминант был полным квадратом. Так, задача 30— найти таких два числа, чтобы их разность и произведение были заданными числами,— приводится к системе

Диофант выдвигает “условие формирования”: требуется, чтобы учетверенное произведение чисел, сложенное с квадратом разности их, было квадратом, т. е. 4b + а 2 = с 2 .

В книге II решаются задачи, связанные с неопределенными уравнениями и системами таких уравнений с 2, 3, 4, 5, 6 неизвестными степени не выше второй.

Диофант применяет различные приемы. Пусть необходимо решить неопределенное уравнение второй степени с двумя неизвестными f 2 (х, у) ==0. Если у него есть рациональное решение (x 0 , y 0 ), то Диофант вводит подстановку

в которой k рационально. После этого основное уравнение преобразуется в квадратное относительно t, у которого свободный член f 2 ( x 0 , у 0 ) = 0. Из уравнения получается t 1 == 0 (это значение Диофант отбрасывает), t 2 — рациональное число. Тогда подстановка дает рациональные х и у.

В случае, когда задача приводилась к уравнению у 2 = ax 2 + bx + с, очевидно рациональное решение x 0 = О, y 0 =±C . Подстановка Диофанта выглядит так:

Другим методом при решении задач книги II Диофант пользовался, когда они приводили к уравнению у 2 == = a 2 x 2 + bx + с. Он делал подстановку

после чего х и у выражались рационально через параметр k:

Древняя история математики об уравнении

Диофант, по существу, применял теорему, состоящую в том,; что если неопределенное уравнение имеет хотя бы одно рациональное решение, то таких решений будет бесчисленное множество, причем значения х и у могут быть представлены в виде рациональных функций некоторого параметра”

В книге II есть задачи, решаемые с помощью “двойного неравенства”, т. е. системы

Диофант рассматривает случай а = с, но впоследствии пишет, что метод можно применить и при а : с = т 2 , Когда а == с, Диофант почленным вычитанием одного равенства из другого получает и 2 — и 2 = b — d. Затем разность b — d раскладывается на множители b — d = п1 и приравнивает и + v = I, и — v = п, после чего находит

и = (I + п)/2, v = (I — n)/2, х — ( l 2 + п 2 >/4a — <b + d)/2a.

Если задача сводится к системе из двух или трех уравнений второй степени, то Диофант находит такие рациональные выражения неизвестных через одно неизвестное и параметры, при которых все уравнения, кроме одного, обращаются в тождества. Из оставшегося уравнения он выражает основное неизвестное через параметры, а затем находит и другие неизвестные.

Методы, разработанные в книге II, Диофант применяет к более трудным задачам книги III, связанным с системами трех, четырех и большего числа уравнений степени не выше второй. Он, кроме того, до формального решения задач проводит исследования и находит условия, которым должны удовлетворять параметры, чтобы решения существовали.

В книге IV встречаются определенные и неопределенные уравнения третьей и более высоких степеней. Здесь дело обстоит значительно сложнее, потому что, вообще говоря, неизвестные невозможно выразить как рациональные функции одного параметра. Но, как и раньше, если известны одна или две рациональные точки кубической кривой fз (х, у) == 0, то можно найти и другие точки. Диофант при решении задач книги IV применяет новые методы”

Книга V содержит наиболее сложные задачи; некоторые из них решаются с помощью уравнений третьей и четвертой степеней от трех и более неизвестных. Есть и такие, в которых требуется разложить данное целое число на сумму двух, трех или четырех квадратов, причем эти квадраты должны удовлетворить определенным неравенствам.,

При решении задач Диофант дважды рассматривает уравнение Пелля ax 2 + 1 = у 2 .

Задачи книги VI касаются прямоугольных треугольников с рациональными сторонами. К условию х 2 + у 2 == z 2 в них добавляются еще условия относительно площадей, периметров, сторон треугольников.

В книге VI доказывается, что если уравнение ax 2 + b == у 2 имеет хотя бы одно рациональное решение, то их будет бесчисленное множество. Для решения задач книги VI Диофант применяет все употребляемые им способы.

Кстати, в одном из древних рукописных сборников задач в стихах жизнь Диофанта описывается в виде следующей алгебраиче-юй загадки, представляющей надгробную надпись на его могиле

Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей—и камень

Мудрым искусством его скажет усопшего век.

Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком.

И половину шестой встретил с пушком на щеках.

Только минула седьмая, с подругою он обручился.

С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец;

Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил.

Отнят он был у отца ранней могилой своей.

Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе,

Тут и увидел предел жизни печальной своей.

Задача-загадка сводится к составлению и решению уравнения:

Древняя история математики об уравненииоткуда х = 84 = вот сколько лет жил Диофант.

Неопределённое уравнение x 2 + y 2 = z 2

Такое неопределённое уравнение исследовали пиффагорийцы, целые решения которого поэтому называют “пифагоровыми тройками”, они нашли бесконечно много таких троек, имеющих вид:

Древняя история математики об уравнении

Более систематическое исследование задач, эквивалентных кубическим уравнениям, относится только к эпохе эллинизма. Архимед в сочинении “О шаре и цилиндре” (книга II, предложение 4) свел задачу о рассечении шара плоскостью на два сегмента, объемы которых имели бы заданное отношение т : п (т > п), к нахождению высоты х большего сегмента из пропорции

Древняя история математики об уравнении(1)

где а — радиус шара.

Архимед обобщает задачу: рассечь заданный отрезок а на две части х и а — х так, чтобы

(а — х) : с = S : х 2 , (2)

где с и S — заданные отрезок и площадь.

Заметив, что при такой общей постановке задача не всегда разрешима (имеются в виду только положительные действительные решения), Архимед приступает к ее исследованию с тем, чтобы наложить ограничения на с и S. Он говорит, что изложит полное решение задачи “в конце”, однако соответствующее место не сохранилось. Жившие на столетие позже Архимеда греческие геометры Диокл и Дионисодор уже не знали его. Они предложили собственные, гораздо более сложные решения, но никто из них не сумел провести анализ общего случая.

Только в VI в. н. э. комментатор Архимеда Евтокий нашел утраченное место. Архимед решает задачу с помощью двух конических сечений:

Древняя история математики об уравнении(3)

Древняя история математики об уравнении(4)

(здесь положено S = pb ). Оба уравнения легко получить из пропорции (2). Для выяснения необходимых условий Архимед переходит от пропорции (2) к кубическому уравнению

которое он выражает словесно как соотношение между объемами. Ясно, что уравнение (5) может иметь положительные корни, если

Древняя история математики об уравнении

Итак, проблема сводится к нахождению экстремума х 2 (а — х).

Оставим пока в стороне вопрос о методе экстремумов Архимеда, мы вернемся к этому, когда будем говорить об инфинитезимальных методах древних. Скажем только, что Архимед полностью исследовал условия существования положительных вещественных корней уравнения (5), а именно:

1) если Sc 3 /27, то на участке (0, а) имеются два таких корня;

2) если Sc = 4a з /27, то имеется один корень (как сказали бы мы,— двукратный);

3) если Sc > 4a з /27, то корня нет.

Здесь 4а 3 /27 есть максимум х 2 (а — х) , достигаемый при х = 2а/3 . В конце письма, предпосланного книге “О коноидах и сфероидах” (греки называли сфероидами эллипсоиды вращения, прямоугольными коноидами — параболоиды вращения, а тупоугольными коноидами — полости двуполостных гиперболоидов вращения), Архимед пишет, что с помощью доказанных в книге теорем можно решить ряд задач, как, например: от данного сфероида или коноида отсечь сегмент плоскостью, проведенной параллельно заданной, так, чтобы отсеченный сегмент был равен данному конусу, цилиндру или шару. Перечисленные задачи, так же как и задачи о делении шара, сводятся к кубическим уравнениям, причем в случае тупоугольного коноида уравнение будет иметь вид

Из текста Архимеда можно заключить, что он проанализировал и решил это уравнение. Таким образом, Архимед рассмотрел кубические уравнения вида х 3 + ax + b = 0 при различных значениях a и b и дал метод их решения. Однако исследование кубических уравнений оставалось для греков трудной задачей, с которой, в ее общем виде никто, кроме Архимеда, не мог справиться. Решение отдельных задач, эквивалентных кубическим уравнениям, греческие математики получали с помощью нового геометрического аппарата конических сечений. Этот метод впоследствии восприняли математики стран ислама, которые сделали попытку провести полный анализ всех уравнений третьей степени.

Но еще до этого, и притом греческими математиками, был сделан новый решительный шаг в развитии алгебры: геометрическая оболочка была сброшена, и началось построение буквенной алгебры на основе арифметики. Это произошло в первые века нашей эры.

“История математики в древности” Э. Кольман.

“Решение уравнений в целых числах” Гельфонд.

“В мире уравнений” В.А.Никифоровский.

“История математики в школе” Г.И.Глейзер.

“Рассказы о старой и новой алгебре” И.Депман.

“Пифагор: рассказы о математике” Чистаков.

“Краткий очерк истории математики” Стройк Д.Я.

“Очерки по истории математики” Болгарский Б.В.

“История математики” (энциклопедия) под редакцией Юшкевича.

“Энциклопедический словарь юного математика” под редакцией Гнеденко.

Видео:ВВС: История математики | Часть 1 Язык вселеннойСкачать

ВВС: История математики | Часть 1 Язык вселенной

Древняя история математики об уравнении

Древняя история математики об уравнении

Математика — удивительнейшая наука, без которой не может существовать человечество. В ней интерсно абсолютно всё — от арифметических действий и решения различных задач до её истории.

Но историей люди зачастую пренебрегают, ссылаясь на то, что математика и история — науки совершенно противоположные. Позвольте разрушить этот стереотип, доказав, что изучать историю очень интересно и, к тому же, важно для знания и понимания самой математики, царицы всех наук.

Древняя история математики об уравнении

Представители различных цивилизаций: Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Греции, Древней Индии, Древнего Китая, Средневекового Востока, Европы овладели приемами решения квадратных уравнений.

Впервые квадратное уравнение сумели решить математики Древнего Египта. В одном из математических папирусов содержится задача:

«Найти стороны поля, имеющего форму прямоугольника, если его площадь 12, а – длины равны ширине». «Длина поля равна 4», – указано в папирусе.

Прошли тысячелетия, в алгебру вошли отрицательные числа. Решая уравнение х²= 16, мы получаем два числа: 4, –4.

Разумеется, в задаче египтян мы приняли бы X = 4, так как длина поля может быть только положительной величиной.

Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что древние ученые владели какими-то общими приемами решения задач с неизвестными величинами. Правило решения квадратных уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом вавилоняне «дошли до этого». Но почти во всех найденных папирусах и клинописных текстах приводятся только задачи с решениями. Авторы лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: «Смотри!», «Делай так!», «Ты правильно нашел!».

Греческий математик Диофант составлял и решал квадратные уравнения. В его «Арифметике» нет систематического изложения алгебры, однако в ней содержится систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями и решаемых при помощи составления уравнений разных степеней.

Задачи на составление квадратных уравнений встречаются уже в астрономическом трактате «Ариа-бхатиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабхаттой.

Другой индийский ученый Брахмагупта (VII в.) изложил общее правило решения квадратных уравнений вида ах ² + bх = с.

​ В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг по поводу таких соревнований говорится следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.

Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары:

Обезьянок резвых стая

Всласть поевши, развлекалась.

Их в квадрате часть восьмая на поляне забавлялась.

А двенадцать по лианам. стали прыгать, повисая. ​

Сколько ж было обезьянок,

Ты скажи мне, в этой стае?

​ Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений.

Наиболее древние из дошедших до нас китайских математических текстов относятся к концу I в. до н.э. Во II в. до н.э. была написана «Математика в девяти книгах». Позднее, в VII в., она вошла в сборник «Десять классических трактатов», который изучали в течение многих столетий. В трактате «Математика в девяти книгах» объясняется, как извлечь квадратный корень с помощью формулы квадрата суммы двух чисел.

Метод получил название «тянь-юань» (буквально – «небесный элемент») – так китайцы обозначали неизвестную величину. ​

Первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд багдадского ученого IX в. Мухаммеда бен Мусы аль-Хорезми. Слово «аль-джебр»– со временем превратилось в хорошо знакомое всем слово «алгебра», а само сочинение аль-Хорезми стало отправной точкой в становлении науки о решении уравнений. В алгебраическом трактате аль-Хорезми дается классификация линейных и квадратных уравнений. Автор насчитывает шесть видов уравнений, выражая их следующим образом:

— квадраты равны корням , то есть ах ² = bх;

— квадраты равны числу , то есть ах ² = с;

— корни равны числу , то есть ах = с;

— квадраты и числа равны корням , то есть ах ²+ с = bх;

— квадраты и корни равны числу , то есть ах ² + bх = с;

— корни и числа равны квадратам , то есть bх + с = ах ²;

Трактат аль-Хорезми является первой дошедшей до нас книгой, в которой систематически изложена классификация квадратных уравнений и даны формулы их решения.

Формулы решения квадратных уравнений по образцу аль-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Автор самостоятельно разработал некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первым в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» были включены почти во все европейские учебники XVI-XVII в. и частично XVIII в.

Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х ² + bх = с, при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b и с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М.Штифелем.

Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако он также признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. учитывают помимо положительных и отрицательные корни. Лишь в XVII в., благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых, способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

🎦 Видео

МАТЕМАТИКА И ПОДЪЕМ ЦИВИЛИЗАЦИИ / Рейтинг 8.2 / ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО (2012)Скачать

МАТЕМАТИКА И ПОДЪЕМ ЦИВИЛИЗАЦИИ / Рейтинг 8.2 / ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО (2012)

1. История математических задач.Скачать

1. История математических задач.

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Как мнимые числа спасли математику [Veritasium]Скачать

Как мнимые числа спасли математику [Veritasium]

#186. ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ (советский диафильм)Скачать

#186. ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ (советский диафильм)

Математика и подъем цивилизации. Части 1-3 - Научно-познавательный фильм - СборникСкачать

Математика и подъем цивилизации. Части 1-3 - Научно-познавательный фильм - Сборник

МАТЕМАТИКА - ЛЖЕНАУКА И ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ ЯЩЕРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЛЕКЦИЯ ОТ ПРОФЕССОРА БАГИРОВАСкачать

МАТЕМАТИКА - ЛЖЕНАУКА И ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ ЯЩЕРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЛЕКЦИЯ ОТ ПРОФЕССОРА БАГИРОВА

МАТЕМАТИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ВАВИЛОНА | История математикиСкачать

МАТЕМАТИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ВАВИЛОНА | История математики

История Возникновения Чисел | Теория ВсегоСкачать

История Возникновения Чисел | Теория Всего

МАТЕМАТИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИСкачать

МАТЕМАТИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ

ВВС: История математики | Часть 2 Гений ВостокаСкачать

ВВС: История математики | Часть 2 Гений Востока

Математика в ВавилонеСкачать

Математика в Вавилоне

Математика и расцвет цивилизации. Фильм 1. Рождение чиселСкачать

Математика и расцвет цивилизации. Фильм 1. Рождение чисел

Рамануджан: гений, опередивший свое времяСкачать

Рамануджан: гений, опередивший свое время
Поделиться или сохранить к себе: