- Метод анализа делимости нацело. Использование признаков делимости
 - Пример №7.
 - Пример №8.
 - Пример №9.
 - Пример №10.
 - Пример №11.
 - Пример №12.
 - Пример №13.
 - Пример №14.
 - Пример №15.
 - Пример №16.
 - Пример №17.
 - Пример №18.
 - Метод математической индукции для чайников
 - Основы метода математической индукции
 - Математическая индукция: задачи и решения
 - Доказательство кратности и делимости
 - Доказательство равенств и неравенств
 - Вычисление сумм
 - Заказать решение
 - Полезные ссылки о ММИ
 - Кратенький видеоурок о ММИ
 - Свойства квадрата целого числа
 - 💡 Видео
 
Метод анализа делимости нацело. Использование признаков делимости
Рассмотрим примеры, когда при решении задачи возникает необходимость проанализировать делимость нацело того или иного целочисленного выражения.
Пример №7.
Доказать, что при любом натуральном п выражение 
Решение:
Преобразуем выражение к виду 
Замечание. Аналогичными рассуждениями можно доказать, что произведение четырёх последовательных натуральных чисел делится нацело на 24.
Пример №8.
Доказать, что число 
Решение:
Преобразуем число к виду
Каждое из двух слагаемых делится нацело на 9 по признаку делимости на 9. Следовательно, их разность также кратна 9, что и требовалось доказать.
Пример №9.
Найти все числа вида 
Решение:
Поскольку 36 = 4 • 9 , то воспользуемся признаками делимости на 4 и 9. Начнём с признака делимости на 4 (он использует только одну из двух неизвестных цифр). Число 

1) Если Y = 2, то число 
2) Если Y = 6, то число 


Пример №10.
Решить уравнение в целых числах 
Решение:
Заметим, что при целых X и Y в левой части уравнения стоит нечётное число, а в правой — чётное, что невозможно. Следовательно, данное уравнение не имеет решений в целых числах.
Пример №11.
Доказать, что уравнение 

Доказательство. Достаточно заметить, что при целых X и Y выражение в левой части уравнения делится нацело на 5, а число 13 справа — нет. Полученное противоречие доказывает утверждение.
Пример №12.
Существуют ли целые числа т и п , удовлетворяющие уравнению
Решение:
Преобразуем уравнение к виду
Так как 

Ответ: не существуют.
Пример №13.
Решить в целых числах систему уравнений 
Решение:
1-й способ. Из первого уравнения системы следует, что числа x и у имеют разную чётность (если одно четно, то другое — нечётно, и наоборот). Из второго уравнения аналогично следует, что у и z — разной чётности, а из третьего, что X и Z также имеют разную чётность, что невозможно.
2-й способ. Сложив все три уравнения системы, получим следствие
Левая часть последнего равенства чётна как сумма трёх чётных чисел (поскольку произведение любых двух последовательных целых чисел всегда чётно), а правая часть — нечётна, что невозможно. Ответ: нет решений в целых числах.
Пример №14.
Известно, что 4п = 5т . Найти все натуральные числа т и n , удовлетворяющие этому равенству.
Решение:
Целочисленное выражение 4n в левой части равенства кратно 4, следовательно, и выражение 5т справа также должно делиться на 4 нацело. Но так как 5 на 4 нацело не делится, то, значит,




Пример №15.
При каких наименьших натуральных значениях n и m выполняется равенство 
Решение:
1) Заметим, что левая часть уравнения 






2) Так как 

3) Так как 
Очевидно, что последнее равенство выполняется при 


Ответ: 
Подбором одного из решений с последующим анализом делимости решаются в простейших случаях линейные диофантовы уравнения.
Пример №16.
На какую минимальную величину могут отличаться друг от друга натуральные числа т и п, если известно, что дробь 
Решение:
Так как число 89 — простое (убедитесь в этом сами), то данная дробь является натуральным числом тогда и только тогда, когда выражение 

Это линейное диофантово уравнение. Решим его. Очевидно, пара чисел 

Переписав последнее уравнение в виде
воспользуемся анализом делимости левой и правой частей. Так, поскольку левая часть уравнения (2) делится нацело на 3, то и правая часть, т.е. выражение 







Тогда 
Пример №17.
Целое число кратно 7 и при делении на 4 даёт в остатке 3. Найти остаток от деления этого числа на 28.
Решение:
По условию 
которое необходимо решить в целых числах. Подберём любую пару целых чисел (k,m), удовлетворяющих уравнению, например (l,l). Вычитая из уравнения тождество 
В последнем уравнении выражение справа делится нацело на 4, следовательно, 

В более сложных случаях, когда подобрать решение затруднительно, последовательное применение рассмотренного подхода, основанного на анализе делимости нацело, тем не менее, помогает справиться с проблемой.
Пример №18.
Найти хотя бы одну пару целых чисел а и b , удовлетворяющих соотношению
Решение:
1) Так как 



2) Продолжаем анализировать делимость. Поскольку в последнем равенстве число 



(коэффициент при а стал ещё меньше).
3) Так как 


4) Из последнего уравнения анализом делимости на 2 получаем, что 

Осталось найти b :
Таким образом, множество всех целочисленных решений исходного уравнения имеет вид
(мы переобозначили для простоты 


Заметим в заключение, что изначально подобрать какое-либо одно решение в данной задаче было весьма затруднительно.
Эта лекция взята со страницы, где размещён подробный курс лекций по предмету математика:
Эти страницы возможно вам будут полезны:
 



















































Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Видео:Доказать, что число 2⁹+2⁹⁹ делится на 100Скачать

Метод математической индукции для чайников
Метод полного перебора конечного числа случаев, исчерпывающих все возможности, называется полной индукцией. Этот метод имеет крайне ограниченную область применения в математике, так как обычно математические утверждения касаются бесконечного множества объектов (например, натуральных чисел, простых чисел, квадратов и т.п.) и перебрать их невозможно.
Существует метод рассуждений, который позволяет заменить неосуществимый бесконечный перебор доказательством того, что если утверждение истинно в одном случае, то оно окажется истинным и в следущем за ним случае. Этот метод носит название математической индукции (или рассуждением от $n$ к $n+1$)
Видео:Метод математической индукции кратностьСкачать

Основы метода математической индукции
В основе метода математической индукции (ММИ) лежит принцип математической индукции: утверждение $P(n)$ (где $n$ — натуральное число) справедливо при $forall n in N$, если:
- Утверждение $P(n)$ справедливо при $n=1$.
 - Для $forall k in N$ из справедливости $P(k)$ следует справедливость $P(k+1)$.
 
Доказательство с помощью метода математической индукции проводится в два этапа:
- База индукции (базис индукции). Проверяется истинность утверждения при $n=1$ (или любом другом подходящем значении $n$)
 - Индуктивный переход (шаг индукции). Считая, что справедливо утверждение $P(k)$ при $n=k$, проверяется истинность утверждения $P(k+1)$ при $n=k+1$.
 
Метод математической индукции применяется в разных типах задач:
- Доказательство делимости и кратности
 - Доказательство равенств и тождеств
 - Задачи с последовательностями
 - Доказательство неравенств
 - Нахождение суммы и произведения
 
Ниже вы найдете примеры решения задач, иллюстрирующие применение метода математической индукции, а также ссылки на полезные сайты и учебник и небольшой видеоурок по ММИ.
Видео:Еще один способ доказательства кратности выражения числу.Скачать

Математическая индукция: задачи и решения
Доказательство кратности и делимости
Задача 1. Докажите, что $5^n-4n+15$ делится на 16 при всех $n in N_0$.
Задача 2. Доказать, что при любом натуральном $n$ число $a_n$ делится на $b$.
$$a_n = 2n^3+3n^2+7n, quad b=6.$$
Задача 3. Докажите методом математической индукции: $4^ + 1$ кратно 5 для всех $n ge 1$.
Задача 4. Используя метод математической индукции, докажите, что для любого натурального числа истинно следующее утверждение: $6^+3^+3^$ кратно 11.
Доказательство равенств и неравенств
Задача 5. Доказать равенство
Задача 6. Доказать методом математической индукции:
Задача 7. Доказать неравенство:
Задача 8. Доказать утверждение методом математической индукции:
$$ left(1-fracright)left(1-fracright)left(1-fracright)cdot . cdotleft(1-fracright) =frac quad (n ge 2). $$
Задача 9. Доказать неравенство:
$$ 2!cdot 4! cdot . cdot (2n)! gt [(n+1)!]^n quad (n gt 2).$$
Задача 10. Докажите методом математической индукции неравенство Бернулли: $(1+a)^n gt 1 + acdot n$ для всех $nin N$ и $a gt -1$, $a in R$.
Вычисление сумм
Задача 11. Доказать методом математической индукции:
Задача 12. Найдите сумму
$$1 cdot 1! + 2 cdot 2! + . . . + 2012 cdot 2012! + 2013 cdot 2013!$$
Видео:Сможешь доказать, что 5*7^12-5 кратно 30?Скачать

Заказать решение
Если вам нужна помощь с решением задач по любым разделам математики, обращайтесь в МатБюро. Выполняем контрольные и практические работы, ИДЗ и типовые расчеты на заказ. Стоимость задания от 60 рублей , оформление производится в Word, срок от 2 дней.
Видео:10 класс. Алгебра. Метод математической индукции. Доказать, что при любом натуральном n выражение...Скачать

Полезные ссылки о ММИ
- ММИ: краткая теория и примеры решений Страничка виртуальной школы юного математика. Разобраны примеры (в том числе для геометрии) и даны задачи для самостоятельной работы.
 - Виленкин Н.Я. Индукция. Комбинаторика Классическое пособие по методу математической индукции и комбинаторике (базовые понятия и примеры задач).
 - Математическая индукция. Основные определения и 10 разобранных решений.
 - Николаева С.А. Метод математической индукции: методическое пособие для учителей и учащихся.
 - А. Шень Математическая индукция. Пособие для школьников, разобраны 29 задач, из них 19 с полным решением.
 
Видео:Делители и кратные натурального числа. 5 класс.Скачать

Кратенький видеоурок о ММИ
Видео:Делители и кратные это просто! Математика 6 классСкачать

Свойства квадрата целого числа
Применение свойств квадрата целого числа в решении задач на делимость
- Дёмина Антонина Васильевна, педагог дополнительного образования
 
Разделы: Преподавание математики
Цель:формирование знаний, умений и навыков при решении в целых числах уравнений, содержащих квадрат целого числа; создание условий для преодоления у выпускников трудностей при решении заданий ( 
Задачи:
- помочь обучающимся сформулировать основные свойства квадрата целого числа;
 - познакомить с различными подходами к решению задач, содержащих точный квадрат числа;
 - показать на примерах олимпиадных задач и задач из ЕГЭ по математике ( 
) применение свойств квадрата целого числа в решении задач на делимость.
 
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Постановка цели
В 2009-2010 учебном году на ЕГЭ по математике задания 
II. Актуализация опорных знаний
При решении задач нам пригодятся признаки делимости чисел, с которыми вы познакомились ещё в 6-ом и последующих классах, а также определение числа 
Напомните, пожалуйста, признаки делимости:
- на «2» – (если число оканчивается чётной цифрой);
 - на «3» – (если сумма цифр числа делится на 3);
 - на «4» – (если две последние цифры в записи числа образуют двузначное число, кратное 4);
 - на «5» – (если число оканчивается 0 или 5);
 - на «8» – (если три последние цифры в записи числа образуют трёхзначное число, кратное 8);
 - на «9» – (если сумма цифр числа делится на 9);
 - на «10» – (если число оканчивается 0).
 
И ещё вопрос: что такое 
n! = 1 






1! = 1 
2! = 1 
3! = 1 

4! = 1 


5! = 1 



6! =1 




При n≥5 число n! всегда оканчивается нулём.
III. Ознакомление с новым материалом
Рассмотрим таблицу квадратов натуральных чисел. Все свойства точного квадрата числа спрятаны в этой таблице. Нам только надо проявить наблюдательность при анализе данных в таблице.
| к | … | 
 ![]()  | … | 
Обратите внимание на последние цифры квадратов чисел. Что вы заметили?
На какие натуральные числа может делиться точный квадрат числа?
Свойства квадрата целого числа
1. Точный квадрат целого числа не может оканчиваться цифрами 2, 3, 7, 8, а также нечётным количеством нулей. 
Первое свойство очевидное и доказательства не требует.
2. Квадрат натурального числа либо делится на 4, либо при делении на 8 даёт остаток 1. 
Доказательство: 
Если а – число чётное, то есть а = 2к, то 


Если а – число нечётное, то есть а = 2к + 1, то 


3. Квадрат натурального числа либо делится на 9, либо при делении на 3 даёт остаток 1. 
Доказательство: 
Если число а кратно 3, значит а = 3к, тогда 


Если же число а не кратно 3, то оно имеет вид а = 3к ± 1, тогда 


Вот мы и сформулировали свойства точного квадрата числа. Теперь вашему вниманию я предлагаю ряд задач, в решении которых используются вышеперечисленные свойства.
1. Найти все натуральныеn, при которых число 
Решение:
Если n=1, то 
Если n=2, то 
Если n=3, то 
Если n=4, то 

Если 


Ответ: при n=4.
Эта задача могла быть сформулирована иначе:
Решить в целых числах уравнение 
Способ решения тот же. Только надо помнить, что по определению  
Ответ: 
2. Решить в целых числах уравнение: 
Решение:
Так как 


Если n=1, то 
Если n=2, то 
Если n=3, то 
Если n=4, то 
 
Но по свойству (1) квадрат целого числа не может оканчиваться ни 3, ни 8, значит, других целых решений уравнение не имеет.
Ответ: 
3. Решить в целых числах уравнение: 
Решение:
В решении этого уравнения надо использовать тот же приём, что и в предыдущих. Его легко решить устно.
 
Но тогда 


Если n=1, то 
Если n=2, то 
Если n=3, то 
Если n=4, то 
Как видим, ни при каком 

Ответ:уравнение не имеет целых решений.
4. Решить уравнение в целых числах: 
Решение:
 
 
Значит, 

Но квадрат целого числа не может оканчиваться 7, значит, 
Значит, решения уравнения следует искать при 
Если n=1, то 
Если n=2, то 
Если n=3, то 
Если n=4, то 
Ответ: 
5. Решить в натуральных числах уравнение 
Решение:
В этом уравнении 
 
Но квадрат целого числа не может оканчиваться 3, значит, при 

Если n=1, то 
Если n=2, то 
Если n=3, то 
Если n=4, то 
Ответ: 
6. Решить уравнение в целых числах: 1!+2!+3!+…+ 
Решение:
Если 



Если 


Если 




Если 


Если 
Значит, при 
Ответ: 



7. Доказать, что уравнение 
Доказательство:
 


 
Но квадрат целого числа не может оканчиваться ни цифрой 3, ни цифрой 8.
Значит, уравнение не имеет целых решений. Что и требовалось доказать.
8. Решить в целых числах уравнение 
Решение:
Если n=1, то 
Если n=2, то 
Если n=3, то 
Если n=4, то 
Если 

 












=1 





При нечётном 
 


















Ответ: 1) 
9. Решить уравнение в целых числах: 
Решение:
Если 

 
Если 

При 







Но 






Ответ: 1) 

10. Решить в целых числах уравнение: 
Решение:
 
1) Если m – число чётное, то 
 

2) Если m – число нечётное, то 




Ответ: 
11. Решить в целых числах уравнение: 
Решение:
 
1) Если n – число четное, то 




2) Если n – число нечётное, то – два последовательных чётных числа, одно из которых кратно 2, а другое – 4. Тогда их произведение 
 

 



При 

 
Если же 



Ответ: 1) 
12. Решить в целых числах уравнение: 
Решение:
 
1) 

 


 
 
( 





Ответ: 1) 
13. Доказать, что число, оканчивающееся двумя одинаковыми цифрами, отличными от 0 и 4, не может быть точным квадратом. 
Доказательство:
Так как квадрат любого числа может оканчиваться цифрами: 0; 1; 4; 5; 6; 9, то кроме 0 и 4 последними цифрами могут быть: 11; 55; 66; 99. 
 
 

 
Значит, не существует таких чисел 

💡 Видео
Упражнение 31.25. Вариант Б. Алгебра 7 класс Мордкович А.Г.Скачать

С6. Доказать, что выражение кратно 7Скачать

Доказать, что данное число делится на 13. Несложная задача на делимостьСкачать

Делители и кратные, 6 классСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

ЧТО ТАКОЕ НОК И НОД? ЧАСТЬ I #математика #shorts #задачиегэ #профильныйегэ #нок #нодСкачать

Сможешь доказать, что 7*3^11+7 кратно 28?Скачать

Доказать, что уравнение не имеет положительных корнейСкачать

Делители и кратные натурального числа. Практическая часть - решение задачи. 5 класс.Скачать

Кратные числаСкачать

Делимость натуральных чисел. ДЕЛИТЕЛИ И КРАТНЫЕ.Скачать

Делители и кратные. Математика 6 классСкачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать































) применение свойств квадрата целого числа в решении задач на делимость.














