Для каждого графика прямой пропорциональности, изображенного на рисунке 26, напишите соответствующую формулу.
- ГДЗ учебник по алгебрее 7 класс Макарычев. 15. Прямая пропорциональность и ее график. Номер №306
- Решение
- Задание №11 ОГЭ по математике
- Теория к заданию №11
- Разбор типовых вариантов задания №11 ОГЭ по математике
- Первый вариант задания (параболы)
- Второй вариант задания (гиперболы)
- Третий вариант задания (линейный график)
- Задания ОГЭ на анализ графиков Начало
- Изученные функции и их графики.
- Задания на соответствие графика и формулы функции.
- Линейная функция. Прямая линия.
- 📽️ Видео
Видео:ОГЭ. Задание №11.Скачать
ГДЗ учебник по алгебрее 7 класс Макарычев. 15. Прямая пропорциональность и ее график. Номер №306
Решение
График I проходит через точку ( 1 ; 3 ), тогда:
y = kx
3 = k
y = 3 x
График II проходит через точку ( 4 ; 1 ), тогда:
y = kx
1 = 4 k
k = 0,25
y = 0,25 x
График III проходит через точку (− 2 ; 2 ), тогда:
y = kx
2 = − 2 k
k = − 1
y = −x
График IV проходит через точку (− 1 ; 3 ), тогда:
y = kx
3 = −k
k = − 3
y = − 3 x
Видео:ОГЭ 2022. Задание 11. Подробный разбор. Функция прямая. Как отличать.Скачать
Задание №11 ОГЭ по математике
В 11-ом задании ОГЭ по математике идет работа с графиками функций. В большинстве случаев требуется установить соответствие между графиком функции и математическим выражением (формулой). В задании сопоставляется различная информация о функциях. Необходимо находить и использовать в выполнении задания область определения функции, ее промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства, нули функции, уметь читать графики функций. Работать надо с функциями, описывающими прямую пропорциональную зависимость, линейными функциями, гиперболами, квадратичными функциями.
Хотя на самом экзамене мы ожидаем работу именно с графиками функций, тем не менее в некоторых заданиях дается вместо рисунков их описание. Это делается, чтобы подчеркнуть те детали, на которые надо обратить внимание при работе с графиками функций.
Задание 11 несложное, тем не менее последние задания придуманы таким образом, чтобы любознательным школьникам было над чем подумать.
Ответом в задании 10 является набор цифр, описывающий соответствие между различными объектами.
Теория к заданию №11
Так как в данном задании речь идет о функциях и их графиках, приведем основные понятия и формулы.
На произвольном примере ознакомимся с исследованием функции:
- область определения и множество значений
- корни и критические точки
- промежутки возрастания убывания
Теперь рассмотрим данный материал на линейной функции:
y = kx + b
где k – угловой коэффициент, b – свободный член
Рассмотрим случай квадратичной функции:
Также вспомним, что такое коренная функция и модуль:
Я разобрал три случая — случай с параболой и влияние коэффициентов на вид параболы — в первом примере. Во втором примере разобрана гипербола и общие закономерности зависимости общего вида графика от математического выражения. Третий случай рассматривает прямую и варианты её построения в зависимости от коэффициентов.
Разбор типовых вариантов задания №11 ОГЭ по математике
Первый вариант задания (параболы)
На рисунках изображены графики функций вида
Установите соответствие между знаками коэффициентов a и c и графиками функций.
В) a > 0, c 0, то ветви направлены вверх, а если a 0.
Далее мы смотрим, на что влияет коэффициент c.
Коэффициент c отвечает за положение параболы относительно оси x, или же отвечает за сдвиг по оси y, а именно:
если c > 0, то вершина параболы расположена выше оси х
Из всего вышеперечисленного можно найти ответ:
Второй вариант задания (гиперболы)
Установите соответствие между функциями и их графиками.
Решение:
В данной ситуации можно воспользоваться двумя подходами — можно руководствоваться общими соображениями, а можно просто решить задачу подстановкой. Я рекомендую решать задачу общими соображениями, а проверять подстановкой.
- если уравнение гиперболы положительное (то есть не стоит знак -, как во втором и третьем случае), то график функции лежит в первой и третьей координатной четверти
- если перед уравнением гиперболы стоит знак — (как в первом случае), то график лежит во второй и четвертой четвертях
Таким образом можно сразу определить, что первое уравнение соответствует графику под номером 2.
Второе правило, которым я пользуюсь, звучит так:
- чем больше число в знаменателе гиперболы (рядом с x), тем сильнее гипербола жмется к осям координатной плоскости
- чем больше число в числителе уравнения гиперболы, тем слабее и медленнее график функции прижимается к осям
Следовательно, функция Б слабее прижимается к осям и ей соответствует график 3, а функции В соответствует график 1, так как она сильнее прижимается к осям.
Третий вариант задания (линейный график)
Установите соответствие между функциями и их графиками.
Видео:ОГЭ. Задание 11. ГрафикиСкачать
Задания ОГЭ на анализ графиков
Начало
Если возникают вопросы — обращайтесь через форму для письма, рисунок конверта кликабелен.
Узнайте, как можно поддержать сайт и помочь его развитию.
- Изученные функции и их графики.
- Задания на соответствие графика и формулы функции в случае функций разных видов.
- Линейная функция. Прямая линия.
- Квадратичная функция. Парабола.
- Гипербола.
Видео:Занятие 1. График линейной функции y=kx+bСкачать
Изученные функции и их графики.
К концу учебного года в 9-ом классе вы успели изучить следующие функции:
(y = kx+b) — линейная функция. Графиком является прямая линия. Коэффициент (k) задаёт тангенс угла наклона к оси (Ox). Если (k>0), прямая наклонена под острым углом к оси, если (k (y = dfrac) График этой функции называется гиперболой. Его легко «узнать в лицо», потому что на данный момент это единственная хорошо изученная функция с разрывом. Так как на 0 делить нельзя, то график не может пройти через эту точку, иными словами, пересечь ось (Oy), поэтому состоит из двух отдельных ветвей. Коэффициент (k) показывает насколько далеко отстоят вершины ветвей гиперболы от начала координат, а знак коэффициента (знак перед дробью) показывает в каких четвертях расположены ветви гиперболы. Если (k>0), то в первой и третьей, если (k (y = ax^2+bx+c) — квадратичная функция. Графиком функции является парабола. Коэффициент (a) задаёт направление. Если (a>0), ветви параболы направлены вверх, если (a (y = sqrt) По внешнему виду этот график похож на повёрнутую на 90 градусов половинку параболы. Это, действительно, она и есть, потому что квадратный корень является обратной функцией для квадратичной функции. Влияние коэффициентов (a) и (b) на положение графика заметно, прежде всего, по его сдвигу вдоль оси (Ox). График должен быть расположен так, чтобы его область определения совпадала с ОДЗ выражения, т.е. (ax+b ge 0.)
Ещё подробнее повторить графики функций вы сможете, если перейдёте к сводной таблице и воспользуетесь помещенными там ссылками на другие статьи сайта и видео на youtube-канале Mathematichka.
Видео:Алгебра 7 класс. 19 сентября. Числовые промежуткиСкачать
Задания на соответствие графика и формулы функции.
Задачи, в которых приведены графики функций разных типов, я считаю самыми лёгкими в этом задании. Давайте рассмотрим несколько примеров, и вы в этом убедитесь.
Задача 1. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают
На рисунке всего один график прямая линия. Ищем среди формул ту, которая содержит (x) только в первой степени. Смотрим, чтобы в этой формуле не было квадрата и переменной в знаменателе. Такая формула только одна, это формула (3); y=-2x). Делаем вывод: графику Б) соответствует формула 3).
Среди формул только одна содержит (x^2) (формула 4), и только один график непрерывная кривая линия симметричная относительно вертикальной прямой, проведенной через её вершину. Это парабола – график В). Вывод: графику В) соответствует формула 4).
Остался один график с разрывом. Две отдельных ветви содержит график А) – гипербола. Но у нас две формулы с (x) в знаменателе. Придётся выбирать.
На графике А) ветви гиперболы расположены во второй и четвёртой координатных четвертях, где знаки координат (x и y) не совпадают, поэтому перед дробью в формуле гиперболы должен быть знак минус. Но оказалось, что этой приметы недостаточно, так как минус есть в обеих формулах.
Смотреть насколько близка вершина к центру координат здесь бесполезно, потому что не с чем сравнить. Остаётся только проверить по какой-нибудь точке. Легче всего по единичке.
Пусть (x = 1), тогда по формуле 1) получим (y = -dfrac = -4), а по формуле 2) получим (y = -dfrac = -2). Проводим на рисунке вертикальную линию (x = 1) до пересечения с графиком и смотрим значение (y). Получилось (y = -4), значит верна первая формула. Вывод: графику А) соответствует формула 1).
Ответ:
А | Б | В |
1 | 3 | 4 |
Ответы и решения некоторых задач временно скрыты. Это задачи для самостоятельного решения. Чтобы посмотреть ответы, воспользуйтесь соответствующими кнопками. Но предварительно попробуйте решить задачу самостоятельно.
Задача 2. Установите соответствие между функциями и их графиками.
На графике 1) линия с разрывом, следовательно в формуле есть (x) в знаменателе. Вывод: графику 1) соответствует формула А).
На графике 2) изображена прямая линия. Осталась только одна формула, где (x) в первой степени умножен на число (dfrac = dfraccdot x). Вывод: графику 2) соответствует формула В).
Два оставшихся графика нелинейны, т.е. кривые линии. Формула Б) представляет собой квадратный трёхчлен. Следовательно, график должен быть параболой. Мы знаем, что парабола симметрична относительно линии, проходящей через вершину. График 3) обладает этим свойством, а на графике 4) такую линию провести невозможно. Вывод: формула Б) соответствует графику 3).
Замечение. Проверку ответа можно сделать «по единичке», т.е. задать какое-либо значение (x), подставить его в формулы, вычислить значения (y) и найти соответствующие точки на графике. Но решить задание в буквальном смысле по единичке, т.е. подставить (x = 1) в формулу Б), а затем найти на графиках 3) и 4) ординаты точек с абсциссой 1, не получится. Потому что во всех случаях будет (y = 2). Выбор не состоится.
Ответ:
А | Б | В |
1 | 3 | 2 |
Задача 3. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
Координатные плоскости здесь представлены без клеточек. Проверить принадлежность точек не получится, выбираем только по внешнему виду графиков.
Прямая линия олна – А). Её формула 1) содержит просто (x).
Симметричная кривая на графике В) – парабола. Формула 2) содержит (x^2).
На среднем графике кривая линия похожа на перевёрнутую половинку параболы. Это график функции 3) квадратный корень.
Ответ:
А | Б | В |
1 | 3 | 2 |
Видео:Функция у=х² и у=х³ и их графики. Алгебра, 7 классСкачать
Линейная функция. Прямая линия.
Задача 4. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
Все графики – прямые линии и все формулы имеют вид (y = kx + b). Выбираем по наклону к оси (Ox) и точке пересечения с осью (Oy).
На графике В) прямая никак не наклонена к оси (Ox), она ей параллельна. Следовательно, угол наклона равен 0, тангенс угла наклона равен 0, угловой коэффициент (k=0), и (y = kx + b = 0cdot x + b = 0 + b = b.) Таким образом, формула, которая задаёт прямую, параллельную оси абсцисс, не должна содержать (x). Здесь такая формула под номером 3.
В двух оставшихся графиках наклон на глаз кажется примерно одинаковым. Поэтому начнём с точки пересечения с с осью (Oy). Вспомним, что для точек, расположенных на этой оси, (x=0), поэтому (y = kx + b = kcdot0 + b = 0 + b = b.) Таким образом, высота точки пересечения графика с этой осью показывает значение коэффициента (b) в формуле функции. На первом графике пересечение при (y=2), подходит формула (2); y = x+2.) На втором – при (y=0), подходит формула (1); y = 2x,) так как (2x = 2x+0.)
Сделаем проверку по единичке для графиков А) и Б).
При (x=1) по формуле 2) получим (y = 1 + 2 = 3). Если мы правильно установили соответствие, то точка с координатами (1;3) должна лежать на графике А).
При (x=1) по формуле 1) получим (y = 2cdot1 =2). Если мы правильно установили соответствие, то точка с координатами (1;2) должна лежать на графике Б).
Отметим эти точки на указанных графиках. Точки «не промахнулись», значит задача решена верно.
Ответ:
А | Б | В |
2 | 1 | 3 |
Итак, все графики, которые задаются формулой (y = b), т.е. формулой, содержащей (y) и число, но не содержащей (x), представляют собой прямые линии, параллельные оси (Ox). Все графики, которые задаются формулой (y = kx), т.е. формулой, содержащей (x) в виде одночлена первой степени, представляют собой прямые линии, проходящие через начало координат. Эти выводы нужно запомнить на будущее не только, чтобы быстрее решать это задание ОГЭ, но и для задания на графики во второй части экзаменационного варианта.
Задача 5. Установите соответствие между функциями и их графиками.
Прямые на графиках 1) и 2) имеют одинаковый наклон. Одинаковый угловой коэффициент (k = 2) мы видим в формулах Б) и В). Методом исключения делаем вывод, что для графика 3) остаётся формула А).
Теперь, чтобы установить соответствие между графиками 1) и 2) и формулами Б) и В) смотрим на точку пересечения с осью (Oy). На первом графике она находится ниже оси абсцисс, что говорит о том, что в формуле коэффициент (b) имеет отрицательное значение. Смотрим: (b = -6) в формуле Б). Вывод: формула Б) соответствует графику 1), тогда формула В) соответствует графику 2).
Проверка по единичке: [А); y = -2cdot1+6 = 4;;; Б); y = 2cdot1-6 = -4;;; В); y = 2cdot1+6 = 8]
Как и предполагалось, (y = 4) на графике 3), (y = -4) на графике 1) (y = 8) на графике 2).
Ответ:
А | Б | В |
3 | 1 | 2 |
Задача 6. На рисунке изображены графики функций вида (y = kx+b.) Установите соответствие между графиками линейных функций и угловыми коэффициентами прямых.
[1); -1;;; 2); -1,25;;; 3); 3;;; 4);0,8] В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
А | Б | В | Г |
Угловой коэффициент равен тангенсу угла наклона прямой к оси (Ox.) На данный момент мы знаем, что тангенс определён в прямоугольном треугольнике, как отношение противолежащего катета к прилежащему. Поэтому, прежде всего, надо начертить прямоугольные треугольники такие, что их гипотенузы лежат на заданных прямых, а катеты проходят по клеточкам. Вершины этих треугольников обязательно должны находиться в узлах клеточек, иначе будет трудно определить длины катетов. Размер треугольника может быть произвольным, «приклеить» его к прямой можно в любом удобном месте.
Угол наклона прямой по определению отсчитывается от положительного направления оси абсцисс (оси (Ox)), поэтому в наших треугольниках противолежащий катет всегда параллелен оси (Oy) (считаем клеточки по вертикали), а прилежащий – оси (Ox) (считаем клеточки по горизонтали).
Если прямая образует с положительным направлением оси абсцисс тупой угол, то угловой коэффициент будет со знаком минус. Поскольку линии клеток параллельны, то можно смотреть угол между прямой и правой частью горизонтальных линий сетки, как показано на рисунке.
Итак, вычисляем угловые коэффициенты по чертежу
[А); k = frac = 0,8; ;;; Б); k = -frac = -1,25; ;;; В); k = frac = 3; ;;; Г); k = -frac = -1 ] и сравниваем с предложенными значениями. [1);-1;;; 2);-1,25;;; 3); 3 ;;; 4);0,8.]
Ответ:
А | Б | В | Г |
4 | 2 | 3 | 1 |
На эту тему также можно посмотреть видеоуроки на странице Линейная функция или на youtube-канале Mathematichka.
📽️ Видео
Задание 10 Квадратичная функция Знаки коэффициентов а и сСкачать
Построить график ЛИНЕЙНОЙ функции и найти:Скачать
График функции y=x² (y=аx).Скачать
[ОГЭ] На рисунках изображены графики функций вида у = кх + ЬСкачать
На рисунке изображены графики функций вида у=ах^2+вх+ с.Скачать
Графики функций. Задание №11 | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Как получить легкий балл на ОГЭ? / Подробный разбор заданий с графиками функций по математикеСкачать
Задание 11Скачать
Графики в ОГЭ по математике за 10 секунд #умскул #огэматематика #огэСкачать
Линейная функция: краткие ответы на важные вопросы | Математика | TutorOnlineСкачать
Как построить график линейной функции.Скачать
На рисунках изображены графики вида у=кх+вСкачать
Математика без Ху!ни. Нахождение асимптот, построение графика функции.Скачать
Линейная функция и ее график. 7 класс.Скачать