Основной принцип общественного строя РСФСР в период установления советской власти: семья – ячейка общества.
Нововведения в семейно-брачное право 1917–1918 гг.:
- отменено обязательное согласие родителей или работодателей на брак;
- различие в вероисповедании или расовой принадлежности брачующихся перестало препятствовать заключению брака;
- перестало признаваться препятствием к заключению брака отдаленное родство и определенное свойство лиц, вступающих в брак.
Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 г. закрепил, что законная форма брака – гражданский. Была введена свобода развода.
Особенности Декрета:
- брачный возраст: для мужчин – 18 лет, для женщин – 16; для коренного населения Закавказья: для мужчин – 16 лет, а для женщин – 13;
- впервые законодательно закреплено равенство женщин и мужчин в сфере брака и семьи;
- установлен единственно допустимым моногамный брак;
- уравнивались в правах дети, рожденные в браке и внебрачные.
В декабре 1917 г. принят Декрет «О расторжении брака».
Он ввел новый бракоразводный процесс. Основания для развода не устанавливались. Развод осуществлялся по простой просьбе супругов или одного из них. Развод по взаимному согласию супругов осуществлялся в органах загса.
В случае спора при расторжении брака просьбы о разводе рассматривались судом, а потом развод регистрировался в органах загса. В суде по делу о разводе должны были присутствовать оба супруга или их доверенные. Эти дела рассматривались судом в единоличном составе.
Развод подтверждался свидетельством о разводе, выданным судом или органом загса.
Декрет регулировал алиментные обязательства супругов по содержанию малолетних детей и мужа – по содержанию жены.
Все дела о разводе, по которым окончательно не было принято решение духовными консисториями или Синодом, признавались ликвидированными, а развод должен был быть произведен в установленном Декретом порядке.
В сентябре 1918 г. был принят специальный Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.
Основные положения Кодекса:
- еще раз подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий;
- уравнивались права полов, теперь переезд одного из супругов (в частности, мужа) не влек обязанности другого (жены) следовать за ним;
- отменялся принцип общности имущества супругов (они могли вступать во все незапрещенные законом имущественно-договорные отношения);
- устанавливался принцип раздельности имущества родителей и детей;
- запрещалось усыновление;
- воспитание детей – общественная обязанность родителей, а не их частное дело; общество имеет право вмешиваться в воспитание детей;
- сохранился общий брачный возраст: для мужчин – 18 лет, для женщин – 16, но снижения возраста для коренных жителей Закавказья не было;
- устанавливалась процедура признания отцом по заявлению матери в отношении внебрачных детей, чей отец не известен;
- появились алиментные обязательства перед нетрудоспособными и нуждающимися дедами, бабками, внуками, братьями или сестрами трудоспособных родственников.
Видео:Мужской декрет. Плюсы и минусы мужского декрета.Скачать
Декрет 1917 года о гражданском браке и детях
Видео:Права декретного сотрудникаСкачать
Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния
Примечание. Форма книги записей рождений прилагается.
8. О рождении ребенка отделу обязаны объявить или его родители, или один из них, или лица, на попечении коих, за смертью родителей, остался новорожденный, с указанием присвояемых ребенку имени и фамилии и с представлением двух свидетелей в удостоверение события рождения.
9. Как книги записей браков, так и книги записей рождений, ведутся в 2‑х экземплярах, причем один экземпляр по окончании года пересылается для дальнейшего храпения -в соответствующий суд.
10. Дети внебрачные уравниваются с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям.
Отцом и матерью ребенка записываются лица, подавшие о том заявление и давшие соответствующую в том подписку.
Виновные в даче заведомо ложных показаний по содержанию сего привлекаются к уголовной ответственности за ложное показание, а сама запись признается недействительной.
В случае неподачи отцом внебрачного ребенка указанного выше заявления, матери ребенка, опекуну его или самому ребенку предоставляется право судебным порядком доказать отцовство.
О смерти.
11. Акт о смерти лица составляется по месту смерти тем отделом, который ведает записью браков и рождений, путем записи в особой книге записей смерти.
Примечание. Форма книги записей смерти прилагается.
12. О смерти лица отделу обязаны объявить судебные или административные власти, или лица, на попечении коих находился умерший.
13. Учреждениям, ведающим кладбищами, отныне запрещается препятствовать погребению в черте кладбищ по обряду гражданских похорон.
14. Всем духовным и административным учреждениям, коим ранее была подведомственна регистрация браков, рождений и смерти по обрядам каких бы то ни было вероисповедных культов, — предписывается незамедлительно эти регистрационные книги для дальнейшего их хранения пересылать в соответствующие городские, уездные, волостные и земские управы.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов Я. Свердлов.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Бонч-Бруевич.
Секретарь Н. Горбунов.
18 декабря 1917 года.
Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр.161−163.
Видео:Мужчина в декрете. Михаил ЛабковскийСкачать
Всех на волю: как в СССР хотели упразднить брак и что из этого вышло
Большевики, захватив власть, с энтузиазмом принялись перекраивать общество. Это касалось всего — от питания и до занятий спортом. И, конечно же, семья не могла избежать этой участи.
Видео:История 10 класс (Урок№8 - Первые революционные преобразования большевиков.)Скачать
«На волю, всех на волю!»
Семейное право, доставшееся Советам от Российской империи, действительно нуждалось в корректировке. Например, разойтись с супругом в дореволюционной России было непросто: в 1880 году в стране было зарегистрировано лишь 920 разводов, в 1890 — 942. Однако большевики подошли к делу с размахом: вместо того, чтобы облегчить женщинам жизнь, они решили изменить ее кардинально. Сам Ленин говорил, что «в области брака близится революция, созвучная пролетарской», — и она не заставила себя ждать.
Первым устранили главного «конкурента», который до этого заведовал семейными делами, — церковь. Всего через два месяца после Октябрьской революции появился декрет, объявляющий законными лишь гражданские браки. Церковное венчание объявили «декоративной» церемонией: никто его не запрещал, однако оно стало для молодоженов добровольным выбором, не влекущим за собой никаких правовых последствий.
Для заключения союза больше не требовалось ни согласия родителей, ни разрешения начальства. Отменили и «социальные цензы» — перестала иметь значение принадлежность к какому-либо сословию, национальности или религии. Впрочем, кое-какие ограничения всё же сохранились, например запрет на отношения между родственниками по прямой линии, с лицами, уже состоящими в браке, и с умалишенными. Установили и возрастную планку: выйти замуж могла лишь 16-летняя девушка, жениться — 18-летний мужчина.
Еще один указ — «О расторжении брака» — появился в самом начале 1918 года. Он был воистину революционным: теперь можно было разойтись не только по обоюдному согласию супругов, но даже по заявлению одного из них. Вместо Священного Синода бракоразводные дела теперь рассматривали местные гражданские суды, тратя на это полчаса. Помните, как Остап Бендер женился на гражданке Грицацуевой, чтобы украсть стул? Он отлично знал, что избавиться супружеских уз не составит труда. Так и произошло: в Черноморске его догнало письмо из загса с извещением о том, что жена с ним развелась.
Граждане с удовольствием пользовались полученными возможностями. Судьи из разных регионов сообщали об огромном количестве исков о расторжении брака, поданных «без всякой основательной причины, а просто по одному только чисто животному увлечению». «Мужчины при такой свободе имеют возможность обольстить и сделать несчастными какое угодно количество девушек, поочередно прибегая к разводам неопределенное число раз», — жаловались чиновники юстиции Смоленского губисполкома.
В 1920 году, опередив всю Европу, большевики легализовали аборты. Это имело колоссальное значение — впервые в истории России женщины получили возможность самостоятельно принимать решение о материнстве. В те годы это было жизненно необходимо: бесплатное и максимально безвредное прерывание беременности в больнице было спасением для жительниц страны, где еще шла война. Нищета, гибель мужей, ужасные условия быта — появление ребенка в таких условиях для большинства девушек стало бы бедой, а не радостью.
Аборты и упрощенная процедура разводов стала для женщин настоящим подарком. Однако то, что началось потом, назвать благом сложно: попытки создать «новую» пролетарскую мораль привели не «к революции в области брака», а к волне изнасилований, прокатившейся по стране.
Видео:Сатья • Замуж нужно выходить за мужчину, который понимает что декрет это 5 лет! (Вопросы-ответы.Ч 4)Скачать
«Любовь, как стакан воды, дается тому, кто его просит»
Образ раскрепощенной женщины, наравне с мужчиной участвующей в строительстве нового государства, пришелся по вкусу обществу. А вскоре появилась та, что стала его воплощением, — Александра Коллонтай.
Коллонтай была наркомом государственного призрения в первом Советском правительстве и принимала активное участие в разработке декретов о разводе и браке. Кроме того, она создала в партии Женотдел, который занимался вопросами эмансипации. Александра начала войну с «кухонным рабством»: так домашний труд был заменен общественным сервисом. Общепит — систему дешевых государственных столовых — теперь можно лишь вспоминать с ностальгическими вздохами, а вот представить себе жизнь без детских садов сейчас просто невозможно.
О любовных похождениях и романах «валькирии революции» ходили легенды. Взгляды Коллонтай на секс отражает ее рассказ «Любовь трех поколений», где комсомолка Женя рассуждает: «Всё это так просто. И потом, ведь это ни к чему не обязывает. Я не понимаю, мама, что тебя так волнует? Если бы я себя продавала или если бы меня изнасиловали — это другое дело. Но ведь я шла на это добровольно и охотно. Пока мы друг другу нравимся — мы вместе; пройдет — разберемся. Ущерба нет никакого».
«Для классовых задач пролетариата совершенно безразлично, принимает ли любовь форму длительного и оформленного союза или выражается в виде проходящей связи», — говорила Коллонтай. Эта позиция тоже пришлась народу по душе. Даже сам глава Наркомпроса Анатолий Луначарский заявил: «Любви нет, а есть физиологическое явление природы, и телячьи нежности тут решительно ни при чем». Лозунги «Брак — пережиток прошлого!» и «Любовь — буржуазное излишество!» семимильными шагами двигались по стране.
До Декрета о сексе не дошло, но в 20-х годах в СССР начали появляться разные общества вроде «Лиги свободной любви» и «Долой стыд!». Члены последнего посрамили бы своими перфомансами любого современного акциониста: например, в 1924 году мужчины и женщины из «Стыда» ходили по улицам Москвы и катались в трамваях, «одевшись» в одну ленту через плечо, на которой красовалось название общества. Судя по всему, «наверху» не возражали: «голое» шествие под стенами Кремля возглавил Карл Радек — один из сподвижников Ленина. Ходили слухи, что как-то подобный парад принимал сам Сталин.
Существует байка о том, что в первом Уставе Российского Коммунистического Союза молодежи был пункт следующего содержания: «Каждая комсомолка обязана отдаться любому комсомольцу по первому требованию, если он регулярно платит членские взносы и занимается общественной работой». Впрочем, никаких подтверждений существования этого положения историкам найти не удалось. Однако достоверно известна история, случившаяся в 1918 году в Саратове, которая перекликается с легендой о государственном регулировании секса.
В феврале 1918 года «Известия Саратовского Совета» опубликовали Декрет Саратовского Губернского Совета народных комиссаров об отмене частного владения женщинами, который объявлял девушек от 17 до 30 лет «достоянием всего трудового народа». Право пользоваться «достоянием» предоставлялось всем мужчинам «не чаще четырех раз за неделю и не более трех часов». Указ оказался фальшивкой: его сочинил владелец саратовской чайной Михаил Уваров, высмеивающий новые взгляды на семью и брак. Впрочем, он за это поплатился: через несколько дней его убили анархисты, не оценившие шутку.
Документ перепечатали многие газеты. Большинство редакторов разместили его в разделе анекдотов, но случалось и так, что пасквиль принимали за настоящий декрет и с революционным пылом приступали к его реализации. Белогвардейцы использовали «липу» Уварова для пропаганды против власти большевиков: указом пугали крестьян — мол, при этой власти будете все спать «под одним одеялом».
Впрочем, нет ничего удивительного, что в придумку владельца чайной поверили: она была весьма в духе тех лет. Позже известная коммунистка Софья Смидович в газете «Правда» излагала идею о женщинах как собственности всего народа совершенно серьезно: «Каждый, даже несовершеннолетний комсомолец и каждый студент рабфака имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. [. ] Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой».
В сборнике сценариев агитационных комсомольских спектаклей 20-х годов присутствовал один весьма забавный: «На сцену выходят двое с плакатами «Каждая комсомолка обязана идти ему навстречу, иначе она мещанка» и «Каждый комсомолец может и должен удовлетворять свои половые стремления». Играет музыка. Девушка на сцене идет и садится на скамейку, на которой сидит юноша. Песня «Яблочко» обрывается. После молчания комсомолка обращается к комсомольцу, кончая разговор словом «идем». Музыка опять играет «Яблочко». Комсомольцы удаляются. Двое с плакатами сходятся посередине сцены и каждый убежденно произносит написанное на его плакате».
В рассказе «Суд над пионером» председатель пионерского суда говорит: «Любовью пусть занимаются и стихи пишут нэпманские сынки, а с нас довольно и здоровой потребности, для удовлетворения которой мы не пойдем к проституткам потому, что у нас есть товарищи. Лучше хулиганом быть, чем любовь разводить». Появились коммуны рабочей молодежи, где юноши и девушки не только вели совместные хозяйство, но и «разрешали половой вопрос», не создавая при этом постоянных пар.
Видео:Женская работа: гендерный баланс на рынке труда. Интервью проекту "Женская карьера – как правильно?"Скачать
Чубаровщина
Половое воздержание в СССР объявили мещанством. Появилась теория стакана воды, согласно которой заняться сексом должно быть так же просто, как утолить жажду. И, разумеется, за то, чтобы все напились, ответственными назначили женщин. Эти идеи до сих пор живы: например, схожие теории сейчас продвигает основатель мужского движения «Антифеминистский левый фронт» Алексей Поднебесный. К чему может привести реализация таких идей, уже показала история: в 1920-х годах по СССР прокатилась волна изнасилований – мужчины использовали новую мораль как оправдание для преступлений.
Самым громким стало Чубаровское дело: в 1926 году 40 рабочих в Чубаровом переулке на Лиговке изнасиловали 20-летнюю девушку, приехавшую из деревни в Ленинград учиться. Обвиняемые, большинство которых были комсомольцами и кандидатами в члены ВКП(б), заявили, что преступления не было, ведь девушка была обязана пойти навстречу желаниям пролетариев. Один из свидетелей просто не понял вопроса прокурора о том, почему же он не позвал на помощь и не попытался обратиться в милицию. Это было лишь одним преступлением из множества: только в Московском суде в 1926 году рассмотрели 547 случаев изнасилования, в 1927 году — 726, в 1928-м — 849.
К концу жизни из-за теории стакана воды начал беспокоиться сам Ленин. «Хотя я меньше всего мрачный аскет, но мне так называемая новая половая жизнь кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости», — писал он незадолго до смерти. Как показывает прецедент в Ленинграде, основания для опасений у него были весомые. Чубаровское дело стало переломным моментом: большевики пришли к осознанию, что новая мораль, возможно, и отличает Союз от капиталистического мира, но вряд ли в лучшую сторону. Последовал откат: со второй половины 20-х годов власти начали постепенно изживать достижения сексуальной революции, возвращаясь к более традиционной модели отношений между мужчинами и женщинами.
На обратном пути хватило перегибов: например, столь важные для женщин аборты в 1927 году были ограничены, а в 1936 году — запрещены. В 1944 году в правовое поле вернулось понятие «незаконнорожденный» — вне брака ребенок не мог получить фамилию мужчины, даже если тот давал на это согласие, а в свидетельстве о рождении в графе «отец» ставился прочерк. Были и другие сложности, но это уже совсем другая история, столь же интересная, как хроники советской сексуальной революции, которая принесла больше вреда, чем пользы.
🎥 Видео
Равные права для женщинСкачать
Равные права для мужчин и женщинСкачать
Первые декреты Советской власти | ИСТОРИЯ ЕГЭСкачать
13.5. Первые декреты Советской властиСкачать
Феминизм: почему Россия ещё далека от равенства полов | Зарплата, туалеты, стереотипыСкачать
1.5. Действие гражданского права. Гражданское правоотношениеСкачать
"Женщины должны меньше зарабатывать и точка!"Скачать
Почему ЖЕНЩИНЫ живут дольше МУЖЧИН? — НаучпокСкачать
Декрет о мире и Декрет о земле за 1 минутуСкачать
Владимир Путин: Соблюдение прав женщин в России – давняя традицияСкачать
7 фактов, о которых нужно знать женщинам, переходящим из декрета в декрет.Скачать
Можно ли разделить имущество, если мужчина и женщина жили в гражданском браке?Скачать
Гражданское право || Основания возникновения прав. Сделки.Скачать
«Мужчина в декрете – это подвиг!» | Как совместить карьеру и родительство? | «Да!Но...»Скачать