Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет на

Решение задач с помощью уравнений

Тема урока: § 6. Решение задач с помощью уравнений. Приведены все необходимые и достаточные сведения для решения текстовых задач с помощью составления уравнений.

Видео:Урок 14 Решение задач с помощью уравнений (5 класс)Скачать

Урок 14 Решение задач с помощью уравнений (5 класс)

Введение

В школьной математике есть целый кладезь текстовых задач, которые решаются универсальным методом построения уравнения (модели) исходя из условия.

Сам факт того, что огромное количество самых разнообразных задач поддаются решению с помощью составления линейного уравнения, говорит нам, что метод решений является действительно универсальным.

Обычно условия задач удается перевести на математический язык. Полученное уравнение — это следствие перевода нашего условия с русского языка на язык алгебры. Зачастую фактической стороной повествования задачи является описание реальной ситуации, какого либо процесса, события.

Чтобы получить ответ — уравнение нужно решить, полученный корень уравнения будет являться решением, разумеется необходимо еще проверить, не является ли результат противоречивым относительно условия.

Видео:Решение задач с помощью уравнений. Видеоурок 29. Математика 6 классСкачать

Решение задач с помощью уравнений. Видеоурок 29. Математика 6 класс

Алгоритм решения текстовых задач с помощью уравнений

Для решения задачи с помощью уравнения делают следующие действия:

  1. Обозначают некоторое неизвестное буквой и, пользуясь условием, составляют уравнение.
  2. Решают уравнение.
  3. Истолковывают результат.

Видео:Решение задач с помощью уравнений.Скачать

Решение задач с помощью уравнений.

Примеры решений

Задача 1.
В мешке было в 3 раза меньше монет, чем в сундуке. После того как из мешка переложили 24 монеты, в сундуке их стало в 7 раз больше, чем в мешке. Сколько было монет в мешке и сколько в сундуке?

Пусть $x$ — количество монет в мешке, а значит в сундуке: $3x$ монет. После того, как из мешка переложили $24$ монеты, в сундуке стало: $3x+24$, а в мешке $x-24$. И если в сундуке их стало в $7$ раз больше чем в мешке, то имеем: $3x+24=7(x-24)$.

Ну вот мы и составили уравнение (математическую модель), осталось решить уравнение относительно $x$ и записать ответ.

Решим полученное уравнение: $3x+24=7(x-24)$. Легко увидеть, что уравнение является линейным (узнать как решаются линейные уравнения можно тут.)

Раскроем скобки в правой части уравнения: $3x+24=7x-7cdot 24$. Перенесём все слагаемые содержащие переменную в правую часть, а всё что не содержит $x$ в левую, получим: $24+7cdot 24=7x-3x$. После упрощения получили $192=4x$, разделим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном, т.е на $4$, тогда получим $x=48$.

Осталось истолковать ответ.
За переменную $x$ мы обозначали количество монет в мешке, значит в сундуке в три раза больше т.е $3x$.

Монет в мешке: $48$

Монет в сундуке: $48cdot 3=144$

Задача 2.
Купили 3600 кг муки и высыпали её в три мешка. В первый мешок муки вошло в 3 раза больше, чем во второй, а в третий мешок насыпали 800 кг муки. Сколько муки насыпали в первый и сколько во второй мешок?

Пусть в первый мешок насыпали $3x$ кг муки, тогда во второй мешок насыпали $x$ кг. Если сложим количество кг в каждом мешке, то получим $3600$ кг муки. Имеем: $3x+x+800=3600$, решим уравнение классическим методом.

Все слагаемые содержащие $x$ оставим слева, а всё остальное перенесём в правую часть равенства: $3x+x=3600-800$, упростим обе части; $4x=2800$ поделим обе части равенства на $4$ и получим ответ: $x=700$.

Ответ.
За переменную $x$ мы обозначали количество муки во втором мешке, по условию в первом в три раза больше.

Муки в первом мешке: $700cdot 3=2100$ кг.

Муки во втором мешке: $700$ кг.

Задача 3.
В первом мешке в 4 раза больше картофеля, чем во втором. После того, как из одного мешка взяли 40 кг картофеля, а во второй насыпали ещё 5 кг, в обоих мешках картофеля стало поровну. Сколько килограммов картофеля было во втором мешке.

Пусть во втором мешке $x$ кг картофеля, тогда в первом мешке $4x$ кг. Из первого взяли $40$ кг, тогда в первом стало: $4x-40$. Во второй мешок насыпали $5$ кг и теперь в нём: $x+5$ кг картошки. Нам известно, что после этих изменений количество картофеля в мешках стало поровну, запишем это с помощью линейного уравнения:

Решим это линейное уравнение. Все слагаемые содержащие переменную перенесём влево, а свободные члены вправо и получим:

Избавимся от коэффициента при неизвестном и получим ответ:

Ответ.
За переменную $x$ мы обозначали количество кг картошки во втором мешке, по условию в первом в четыре раза больше.

Картошки в первом мешке: $15cdot 4=60$ кг.

Картошки во втором мешке: $15$ кг.

Задача 4.
По шоссе едут две машины с одной и той же скоростью. Если первая увеличит скорость на 20 км/ч, а вторая уменьшит скорость на 20 км/ч, то первая за 2 часа пройдёт то же самое расстояние, что и вторая за 4 часа. Найдите первоначальную скорость машин.

Пусть машины едут со скоростью $v$ км/ч, тогда после ускорения первой машины её скорость стала: $v+20$ км/ч, а скорость второй машины после замедления стала: $v-20$ км/ч. Нам известно по условию, что после изменения скоростей машин, первая проходит за два часа ровно столько, сколько вторая за четыре, тогда имеем:

По известной нам формуле $S=vt$ ($S$ — расстояние, $v$ — скорость, $t$ — время)

Сократим обе части равенства на $2$, тогда получим: $v+20=2(v-20)$. Раскроем скобки в правой части уравнения и сгруппируем все переменные в правой части равенства.

Ответ.
В качестве неизвестной величины в задаче мы взяли $v$ (первоначальную скорость машин).

Первоначальная скорость машин: $v=60$ км/ч.

Задача 5.
В первую бригаду привезли раствора цемента на 50 кг меньше, чем во вторую. Каждый час работы первая бригада расходовала 150 кг раствора, а вторая – 200кг. Через 3 ч работы в первой бригаде осталось раствора в 1,5 раза больше, чем во второй. Сколько раствора привезли в каждую бригаду?

Пусть во вторую бригаду привезли $x$ кг раствора цемента, тогда в первую бригаду привезли $x-50$ кг. Через 3 часа работы у первой бригады осталось $x-50-3cdot 150$ кг цемента, а у второй $x-3cdot 200$ кг.

По условию известно, что через 3 часа работы в первой бригаде осталось в 1,5 раза больше цемента, чем во второй, тогда имеем:

$$x-50-3cdot 150=1,5(x-3cdot 200)$$

Осталось решить данное уравнение относительно $x$ и истолковать ответ.

Упростим и раскроем скобки в правой части, тогда получим:

Если вам неудобно работать с десятичными дробями, то вы всегда можете их переводить в рациональный вид: $1,5=frac=frac$.

Запишем с учётом перевода дробей и упростим:

Перенесём слагаемые содержащие переменную в правую сторону, а всё остальное в левую:

Домножим обе части на 2 и получим ответ:

Ответ.
В качестве переменной в задаче мы взяли $x$ (кол-во кг цемента который привезли во вторую бригаду), по условию в первую привезли на 50 кг меньше, а значит $x-50$

Кол-во цемента в первой бригаде: $800-50=750$ кг.

Кол-во цемента во второй бригаде: $800$ кг.

Видео:Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.

Задачи для самостоятельного решения

По контракту работникам причитается 48 франков за каждый отработанный день, а за каждый неотработанный день с них вычитается по 12 франков. Через 30 дней выяснилось, что работникам ничего не причитается. Сколько дней они отработали в течение этих 30 дней?

Пусть работники отработали $n$ дней, тогда $30-n$ дней они не отработали.

В итоге мы понимаем, что за $n$ рабочих дней они зарабатывают $48n$ франков и с них вычитается за $30-n$ не отработанных дней по $12(30-n)$ франков. Тогда ясно, что: $48n-12(30-n)=0$

Ответ: Рабочие отработали 6 дней.

Кирпич весит фунт и полкирпича. Сколько фунтов весит кирпич?

Пусть целый кирпич весит весит $k$ фунтов, тогда имеем:

1 фунт и половина кирпича = целый кирпич.

Бутылка с пробкой стоит 10 копеек, причем бутылка на 9 копеек дороже пробки. Сколько стоит бутылка без пробки?

Пусть бутылка стоит $b$ копеек, а пробка $p$ копеек, тогда:

$b+p=10$ и $b=p+9$, подставив значение $b$ в первое равенство — получим:

Т.е пробка стоит пол копейки, тогда бутылка $9,5$ копеек.

Ответ: 9,5 копеек стоит бутыка без пробки.

На свитер, шапку и шарф израсходовали 555 г шерсти, причем на шапку ушло в 5 раз меньше шерсти, чем на свитер, и на 5 г больше, чем на шарф. Сколько шерсти израсходовали на каждое изделие?

Пусть на свитер потратили $5x$ г шерсти, тогда на шапку ушло $x$ г и на шарф потребовалось $x-5$ г, имеем:

Ответ: На шапку ушло $80$ г, на свитер $5cdot 80=400$ г, на шарф $80-5=75$ г.

Три пионерских звена собрали для школьной библиотеки 65 книг. Первое звено собрало на 10 книг меньше, чем второе, а третье — 30% того числа книг, которое собрали первое и второе звено вместе. Сколько книг собрало каждое звено?

Пусть второе звено собрало $x$ книг, тогда первое собрало $x-10$ книг, а третье $0,3(2x-10)$, имеем:

$$2x-10+0,3cdot 2x-0,3cdot 10=65$$

$$2x+0,3cdot 2x=65+10+0,3cdot 10$$

Ответ: Первое звено собрало $30-10=20$ книг, второе $30$ книг, третье $0,3(60-10)=15$ книг.

Видео:АЛГЕБРА 7 класс : Решение задач с помощью уравнений | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Решение задач с помощью уравнений | Видеоурок

Математика. 6 класс

Конспект урока

Решение задач с помощью уравнений. Часть 2.

Перечень рассматриваемых вопросов:

  1. Запись условия задачи с помощью уравнения.
  2. Решение задач с помощью уравнений.

Уравнение равенство содержащее букву, значение которой надо найти.

Решить уравнение – значит найти все его корни.

Корнем уравнения называют такое число, при подстановке которого в уравнение вместо неизвестного, получается верное числовое равенство.

Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.

Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142с.

Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для решения любой задачи важно хорошо изучить её условие, определить исходные данные и найти взаимосвязь известных величин с искомыми.

На прошлом занятии мы узнали, как составить уравнение, чтобы решать те или иные задачи. Сегодня мы рассмотрим ещё несколько типов задач, которые можно решить с помощью уравнений.

В группе детского сада 26 детей и мальчиков на 4 больше, чем девочек. Сколько мальчиков и девочек в группе?

Пусть х – количество девочек в группе.

Тогда мальчиков: х + 4.

Всего детей в группе 26.

Уравнение имеет следующий вид:

x = 11 – количество девочек в группе.

Тогда мальчиков: 11 + 4 = 15 человек.

Ответ: в группе 11 девочек и 15 мальчиков.

Решим ещё одну задачу.

У двух подруг была равная сумма денег. Первая купила 5 одинаковых шоколадок, и у неё осталось 50 рублей. Вторая купила 3 шоколадки за ту же цену, и у нее осталось 120 рублей. Какова цена одной шоколадки?

Пусть х – рублей цена одной шоколадки.

Тогда у первой девочки было (5х + 50) рублей.

У второй девочки было (3х + 120) рублей.

Так как у подруг было равное количество денег, приравняем полученные выражения:

5х + 50 = 3х + 120

5х – 3х = 120 – 50

x = 35 рублей – цена одной шоколадки

Ответ: шоколадка стоит 35 рублей.

Задача на движение.

Расстояние от одного города до другого катер по течению проплыл за 5 часов, а против течения за 6 часов. Скорость течения реки 2 км/ч. Найдите собственную скорость катера.

Решение: Для решения данной задачи составим таблицу, по которой составим уравнение.

Видео:Математика 6 класс (Урок№51 - Решение задач с помощью уравнений. Часть 1.)Скачать

Математика 6 класс (Урок№51 - Решение задач с помощью уравнений. Часть 1.)

Решение задач с помощью уравнений

В курсе математики мы решали разнообразные задачи посредством составления уравнений. Уравнение в данном случае служит переводом задач с русского языка на математический. В этом случае уравнение, составленное по условию задачи, называют математической моделью ситуации, описанной в задаче.

Алгоритм решения текстовых задач:

1) по условию задачи составить уравнение (сконструировать математическую модель задачи);

3) выяснить, соответствует ли найденный корень смыслу задачи, и записать ответ.

Пример: В одном баке было в 9 раза больше воды, чем в другом. Когда в первый бак долили 32 л воды, а во второй — 160 л, то в обоих баках воды стало поровну. Сколько литров воды было сначала в каждом баке?

Решение: Пусть во втором баке Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет нал воды. Тогда в первом баке было 9 Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет нал. Тогда в первом баке стало (9 Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет на+ 32) л воды, а во втором ( Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет на+ 160) л воды. Так как по условию в обоих баках воды стало поровну, то получаем уравнение:

9 Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет на+ 32 = Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет на+ 160.

9Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет наЧтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет на Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет на= 160Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет на32;

8 Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет на= 128;

Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет на= 128 : 8;

Чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно внимательно прочитать разделить сюжет на= 16.

Ответ: 16 литров.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

🌟 Видео

Решение задач с помощью уравненийСкачать

Решение задач с помощью уравнений

4 класс: как легко составить уравнение по задаче?Скачать

4 класс: как легко составить уравнение по задаче?

Урок по теме РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ 7 КЛАСССкачать

Урок по теме РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ 7 КЛАСС

Как научить ребенка решать задачи по математике. Почему не получается решать задачи по математике?Скачать

Как научить ребенка решать задачи по математике. Почему не получается решать задачи по математике?

Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 5 класс.Скачать

Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 5 класс.

Решение задач с помощью уравнений. Алгебра 7 классСкачать

Решение задач с помощью уравнений. Алгебра 7 класс

Видеоурок «Решение задач с помощью уравнений»Скачать

Видеоурок «Решение задач с помощью уравнений»

Решение задач с помощью уравнений. Алгебра, 7 классСкачать

Решение задач с помощью уравнений. Алгебра, 7 класс

Математика 5 класс (Урок№15 - Решение текстовых задач с помощью умножения и деления.)Скачать

Математика 5 класс (Урок№15 - Решение текстовых задач с помощью умножения и деления.)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ решение уравнений 7 МакарычевСкачать

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ решение уравнений 7 Макарычев

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.

Решение задач с помощью уравненийСкачать

Решение задач с помощью уравнений

Решение задач с помощью уравненияСкачать

Решение задач с помощью уравнения
Поделиться или сохранить к себе: