Что значит отделить корни уравнения

Локализация и отделение корня

ЛЕКЦИЯ 3

Постановка задачи

Пусть требуется решить уравнение Что значит отделить корни уравнения.

Эта задача может быть решена точно лишь для очень узкого класса функций. Уже для многочленов степени выше четырех не существует формул, выражающих их корни через коэффициенты с помощью радикалов. Для большинства же уравнений, встречающихся в различных приложениях математики и технических задачах, приближенные методы решения являются единственно возможными.

Приближенно решить уравнение или вычислить корень уравнения Что значит отделить корни уравненияс заданной точностью Что значит отделить корни уравнения— это значит найти такое число Что значит отделить корни уравнения, для которого выполняется неравенство Что значит отделить корни уравнения, то есть указать на числовой прямой точку, лежащую на расстоянии не большем, чем допустимая погрешность, от точного значения корня.

Приближенное решение уравнения распадается на несколько задач:

·Локализация и отделение корня.

·Вычисление корня уравнения с заданной точностью Что значит отделить корни уравнения.

Локализация и отделение корня

Локализация корней ¾ необходимо определить количество, характер и расположение корней на числовой прямой. Все следующие задачи решаются для каждого корня в отдельности.

Отделение корня ¾ нужно указать отрезок Что значит отделить корни уравнения, внутри которого лежит один и только один корень данного уравнения.

Оба шага выполняются с помощью исследования функции методами математического анализа. Обычно строится схема графика функции и на основании первой теоремы Больцано–Коши и признака монотонности функции делается вывод.

Теорема 1. (Первая теорема Больцано–Коши) Если функция Что значит отделить корни уравнениянепрерывна на отрезке Что значит отделить корни уравненияи на его концах принимает значения разного знака, т.е. Что значит отделить корни уравнениято на этом отрезке существует хотя бы одна точка, в которой функция обращается в ноль.

Теорема 2. Для того чтобы дифференцируемая на интервале Что значит отделить корни уравненияфункция Что значит отделить корни уравнениявозрастала (убывала) на этом интервале, необходимо и достаточно, чтобы во всех его точках производная была неотрицательной Что значит отделить корни уравнения(неположительной) Что значит отделить корни уравнения.

Т.о. первая теорема обеспечивает существование корня на отрезке, а вторая его единственность.

Дано уравнение Что значит отделить корни уравнения. Отделить корень уравнения.

Перепишем уравнение в виде Что значит отделить корни уравненияи построим графики функций.

Из рисунка видно, что корень принадлежит отрезку Что значит отделить корни уравнения. Обоснуем это аналитически.

Что значит отделить корни уравнениянепрерывная.

Что значит отделить корни уравнения, Что значит отделить корни уравненияпо теореме 1.1 на отрезке существует корень.

Что значит отделить корни уравненияна Что значит отделить корни уравнения, значит функция возрастает. Это обеспечивает единственность корня.

Метод половинного деления (бисекции)

Пусть имеется отрезок Что значит отделить корни уравнения, содержащий единственный корень уравнения Что значит отделить корни уравнения.

Ограничения. Никаких ограничений для функции нет.

Алгоритм. Обозначим отрезок Что значит отделить корни уравнения. Делим отрезок пополам точкой Что значит отделить корни уравнения. Если Что значит отделить корни уравнения, из двух получившихся отрезков Что значит отделить корни уравненияи Что значит отделить корни уравнениявыбираем тот, который содержит корень уравнения, т.е. тот на концах которого, функция принимает значения разных знаков, его обозначим Что значит отделить корни уравнения. Этот новый отрезок Что значит отделить корни уравненияделим пополам и т.д. В результате получим последовательность вложенных отрезков Что значит отделить корни уравнения.

Теорема 3. Для любой последовательности вложенных отрезков существует единственная точка, принадлежащая всем отрезкам этой последовательности.

Эта точка и есть корень уравнения.

Правило остановки. Процесс деления продолжается до тех пор, пока длина отрезка Что значит отделить корни уравненияне станем меньше Что значит отделить корни уравнения, действительно Что значит отделить корни уравнения, тогда в качестве Что значит отделить корни уравненияможно взять Что значит отделить корни уравненияили любую точку этого отрезка.

Середина Что значит отделить корни уравнения-го отрезка дает приближение к корню, имеющее оценку погрешности Что значит отделить корни уравнения. Это показывает, что метод сходится со скоростью геометрической прогрессии со знаменателем Что значит отделить корни уравнения. Это довольно медленно.

· Метод очень прост.

· Не имеет ограничений

· Если есть проблемы с отделением корня и в отрезке их несколько, то не понятно к какому сходимся.

· Метод не применим к корням четной кратности.

· Не обобщается на системы уравнений.

Вычислим корень уравнения Что значит отделить корни уравненияс точностью Что значит отделить корни уравнения.

Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения
-11,718
0,5-0,1011,7180,5
0,50,75-0,1010,680,25
0,50,625-0,1010,2590,125
0,50,563-0,1010,0710,063
0,5310,563-0,0160,0710,032
0,5310,547-0,0160,0270,016
0,5310,539-0,0160,0050,008

Ограничения. Этот метод может быть использован только в том случае, если функция Что значит отделить корни уравненияна отрезке Что значит отделить корни уравненияне имеет точек перегиба, т.е. Что значит отделить корни уравненияпостоянна по знаку.

Алгоритм. Через точки кривой Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравненияпроведем хорду: Что значит отделить корни уравненияили после преобразований Что значит отделить корни уравнения.

По рисунку видно, что точка пересечения хорды с осью абсцисс лежит правее точки Что значит отделить корни уравнения, т.е. находится ближе к корню, для нее Что значит отделить корни уравнения,

т.е. Что значит отделить корни уравнения

или Что значит отделить корни уравнения.

Эту точку будем считать первым приближением корня, т.е. Что значит отделить корни уравнения.

Теперь вместо отрезка Что значит отделить корни уравненияможно использовать Что значит отделить корни уравнения. При этом получим точку Что значит отделить корни уравненияи т.д.

Таким образом, получим последовательность значений Что значит отделить корни уравнения: если Что значит отделить корни уравнения, то Что значит отделить корни уравнения.

На следующем рисунке

Что значит отделить корни уравнения, тогда Что значит отделить корни уравнения.

Теорема 4. Если функция Что значит отделить корни уравнениянепрерывна и выпукла на отрезке Что значит отделить корни уравненияи Что значит отделить корни уравнения, то уравнение Что значит отделить корни уравненияимеет на отрезке единственный корень, и последовательность Что значит отделить корни уравнениямонотонно сходится к нему.

Как видно, метод дает приближение к корню только с одной стороны и близость друг к другу последовательных приближений не обеспечивает близость к корню.

При выборе нулевого приближения следует руководствоваться рисунком или следующим правилом: Что значит отделить корни уравнения.

Если Что значит отделить корни уравнения, то вычисления можно прекратить, когда выполнено условие Что значит отделить корни уравнения. Это правило универсальное и может быть использовано для любого метода. Причем в силу выпуклости функции можно утверждать, что Что значит отделить корни уравнения.

Вычислим корень уравнения Что значит отделить корни уравненияс точностью Что значит отделить корни уравнения.

Ранее установлено, что корень принадлежит отрезку Что значит отделить корни уравнения.

Что значит отделить корни уравнения, Что значит отделить корни уравнениядля всех Что значит отделить корни уравнения.

Т.к. Что значит отделить корни уравнения, Что значит отделить корни уравнениявозьмем Что значит отделить корни уравнения, Что значит отделить корни уравнения.

Будем использовать правило остановки 1, для этого вычислим Что значит отделить корни уравненияи Что значит отделить корни уравненияи возьмем Что значит отделить корни уравнения.

Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения
-1
0,368-0,42
0,492-0,122
0,526-0,032
0,534-0,008

Ограничения. Те же что и для метода хорд.

Алгоритм. Выберем Что значит отделить корни уравненияиз условия Что значит отделить корни уравнения, т.е. конец отрезка противоположенный тому, который использовали в методе хорд.

Через точку Что значит отделить корни уравненияпроведем касательную к функции Что значит отделить корни уравнения: Что значит отделить корни уравнения. Положив Что значит отделить корни уравнения, найдем точку пересечения касательной с осью абсцисс: Что значит отделить корни уравнения. Точка Что значит отделить корни уравнениянаходится к корню ближе, чем Что значит отделить корни уравнения. Продолжим построение касательных и вычисление последовательных приближений к корню по формуле Что значит отделить корни уравнения.

Для метода касательных также можно сформулировать теорему о сходимость этой последовательности к корню, аналогичную методу хорд.

Можно использовать правила из предыдущего метода.

Скорость сходимости. При выборе начального приближения из достаточно малой окрестности корня метод сходится квадратично, т.е. скорость сходимости велика. Для кратного корня скорость геометрической прогрессии.

Вычислим корень уравнения Что значит отделить корни уравненияс точностью Что значит отделить корни уравнения.

Возьмем Что значит отделить корни уравнения, т.к. Что значит отделить корни уравнения.

Будем использовать правило остановки 4, для этого вычислим Что значит отделить корни уравненияи Что значит отделить корни уравнения. Тогда Что значит отделить корни уравнения

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Что значит отделить корни уравнения

1. Приближенное решение нелинейных уравнений

Пусть дано уравнение с одним неизвестным

Что значит отделить корни уравнения , (1.1)

где f ( x ) — заданная алгебраическая или трансцендентная функция.

Функция называется алгебраической, если для получения её значения нужно выполнить арифметические операции и возведение в степень с рациональным показателем. Примеры трансцендентных функций — показательная , логарифмическая, тригонометрические, обратные тригонометрические.

Решить уравнение — значит найти все его корни, то есть те значения х , которые обращают уравнение в тождество, или доказать, что корней нет.

В общем случае не существует формул, по которым определяются точные значения корней уравнения (1.1). Для отыскания корней используют приближенные методы, при этом корни находятся с некоторой заданной точностью ε . Это означает, что если x — точное значение корня уравнения, а x ’ — его приближенное значение с точностью ε , то | x — x ’ | ≤ ε . Если корень найден с точностью ε , то принято писать x = x ± ε .

Будем предполагать, что уравнение (1.1) имеет лишь изолированные корни, то есть для каждого корня существует окрестность, не содержащая других корней этого уравнения.

Приближенное решение уравнения состоит из двух этапов:

1. Отделение корней, то есть нахождение интервалов из области определения функции f ( x ), в каждом из которых содержится только один корень уравнения (1).

2. Уточнение корней до заданной точности.

Отделение корней можно проводить графически и аналитически.

Для того , чтобы графически отделить корни уравнения (1.1), строят график функции y = f ( x ). Абсциссы точек его пересечения с осью Ox есть действительные корни уравнения (рис. 1). Практически бывает удобнее заменить уравнение (1.1) равносильным ему уравнением

Что значит отделить корни уравнения , (1.2)

где Φ( x ) и Ψ( x ) — более простые функции, чем f ( x ). Абсциссы точек пересечения графиков функций y = Φ( x ) и y = Ψ( x ) дают корни уравнения (1.2), а значит и исходного уравнения (1.1) (рис.2).

Аналитическое отделение корней основано на следующей теореме: если непрерывная на отрезке [ a , b ] функция y = f ( x ) принимает на концах отрезка значения разных знаков, т.е. f ( a )· f ( b ) f ( x ) = 0; если при этом производная f ’ ( x ) сохраняет знак внутри отрезка [ a , b ], то корень является единственным.

Что значит отделить корни уравнения

Уточнение корней заключается в сужении интервала изоляции корня и выполняется одним из специальных методов. Рассмотрим самый простой из них — метод половинного деления.

Пусть корень отделён и принадлежит отрезку [ a , b ]. Находим середину отрезка [ a , b ] по формуле

Что значит отделить корни уравнения

Если f ( c ) = 0, то с — искомый корень. Если f ( c ) ≠ 0, то в качестве нового отрезка изоляции корня [ a 1 , b 1 ] выбираем ту половину [ a , c ] или [ c , b ], на концах которой f ( x ) принимает значения разных знаков. Другими словами, если f ( a ) ∙ f ( c ) a , c ], если f ( a ) ∙ f ( c ) — отрезку [ c , b ]. Полученный отрезок снова делим пополам, находим c1 ,

Что значит отделить корни уравнения

вычисляем f ( c 1 ), выбираем отрезок [ a 2 , b 2 ] и т.д. Длина каждого нового отрезка вдвое меньше длины предыдущего, то есть за n шагов отрезок сократится в 2 n раз. Как только будет выполнено условие

Что значит отделить корни уравнения

то в качестве приближенного значения корня, вычисленного с точностью ε , можно взять

Что значит отделить корни уравнения

Пример . Пусть требуется решить уравнение

Что значит отделить корни уравнения

с точностью ε = 0,0001. Отделим корень графически. Для этого преобразуем уравнение к виду

Что значит отделить корни уравнения

и построим графики функций (рис. 4):

Что значит отделить корни уравнения

Из рисунка видно, что абсцисса точки пересечения этих графиков принадлежит отрезку [0; 1].

Подтвердим аналитически правильность нахождения отрезка изоляции корня. Для отрезка [0; 1] имеем:

Что значит отделить корни уравнения

Что значит отделить корни уравнения

Что значит отделить корни уравнения . Следовательно, корень отделён правильно.

Уточнение корня выполним методом половинного деления.

Что значит отделить корни уравнения

Что значит отделить корни уравнения

Корень принадлежит отрезку Что значит отделить корни уравнения

Что значит отделить корни уравнения

Что значит отделить корни уравнения

Корень принадлежит отрезку Что значит отделить корни уравнения

Что значит отделить корни уравнения

Что значит отделить корни уравнения

Корень принадлежит отрезку Что значит отделить корни уравнения

Видео:АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок

Уточнение корня уравнения методом половинного деления

Пояснения к работе

2.1 Краткие теоретические сведения:

Отделение корней

Пусть имеется уравнение вида

где f (х) — алгебраическая или трансцендентная функция. Напомним, что функция называется алгебраической, если для получения значения функции по данному значению х нужно выполнить арифметические операции и возведение в степень с рациональным показателем. К трансцендентным функциям относятся все неалгебраические функции – показательная Что значит отделить корни уравнения, логарифмическая Что значит отделить корни уравнения, тригонометрические Что значит отделить корни уравненияи обратные тригонометрические Что значит отделить корни уравнения.

Решить уравнение (1) — значит установить, имеет ли оно корни, сколько корней, и найти значения корней с требуемой точностью. Решение указанной задачи в общем случае начинают с этапа отделения корней, который заключается в установлении ко­личества корней, а также наиболее тесных промежутков, каждый из которых содержит только один корень.

Грубое отделение корней во многих случаях можно произвести графическим методом. При этом задачу часто удается сильно упростить, заменив уравнение (1) равносильным ему уравнением

В этом случае строятся графики функций f1(х) и f2(x), а потом на оси ОХ отмечаются по возможности наименьшие отрезки, лока­лизующие абсциссы точек пересечения этих графиков с осью ОХ.

Пример 1.Для графического отделения корней уравнения sin2х- 1n х = 0 преобразуем его к равносильному уравнению sin = lnх и отдельно построим графики функций sin2х и lnx (рис. 1).

Из графика вполне очевидно, что уравнение имеет единствен­ный корень ξ и этот корень находится на отрезке [1; 1,5].

Что значит отделить корни уравнения

Рис. 1 Графическое отделение корня уравнения sin2х-lnx = 0

При решении задачи об отделении корней бывают полезными следующие очевидные

1) если непрерывная на отрезке [а; b] функция f (х) принимает на его концах значения разных знаков (т.е. f (а) f (b) 0, так что отрезком, на котором находится корень, можно считать [1,3; 1,5].

В простейших случаях графическое отделение корней можно осуществить вручную, однако в более сложных случаях для исследования вопроса о наличии (и количестве) корней уравнения на заданном отрезке целесообразнее воспользоваться инструментальным пакетом или составить программу для ЭВМ на языке программирования. Рассмотрим коротко суть идеи для применения указанных подходов.

Пусть имеется уравнение f (х) = 0, причем известно, что все интересующие вычислителя корни находятся на отрезке [А; В], в котором функция f (х) определена, непрерывна и f (А) f (В)

х Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения
знак f(x)++

Уравнение имеет два корня, т.к. происходит две смены знака функции. Составим новую таблицу, с более мелким интервалом изоляции корня

х-1
знак f(x)++

Корни уравнения находятся в промежутках (-1; 0) и (4; 5)

Уточнение корня уравнения методом половинного деления

Второй этап приближенного решения алгебраических и трансцендентных уравнений – уточнение корней.

Пусть уравнение f (х) = 0 имеет на отрезке [а; b] единственный корень, причем функция f(х) на этом отрезке непрерывна. Раз­делим отрезок [а; b] пополам точкой с = (а + b )/2. Если

f (с)≠0 (что наиболее вероятно), то возможны два случая: либо f (х) меняет знак на отрезке [a; с] (рис. 3, а), либо на отрезке [с; b](рис. 3, б).

Что значит отделить корни уравнения

К решению уравнения f (х) = 0 методом половинного деления

Выбирая в каждом случае тот из отрезков, на котором функ­ция меняет знак, и продолжая

процесс половинного деления даль­ше, можно дойти до сколь угодно малого отрезка, содержащего

Рассмотренный метод, его называют методом половинного де­ления(другое название — метод дихотомии), можно использовать как метод решения уравнения с заданной точностью.

Действительно, если на каком-то этапе процесса получен отрезок [а; b], содержащий корень, то, приняв приближенно х=(а + b)/2, полу­чим ошибку, не превышающую значения

(заметим, что речь в данном случае идет о погрешности метода). Метод половинного деления требует утомительных ручных вычислений, однако он легко реализуется с помощью программы на ЭВМ.

Пример 3. Методом половинного деления уточнить до Что значит отделить корни уравненияменьший корень уравнения

Что значит отделить корни уравнения.

Решение: отделим корни этого уравнения аналитически. Функция f(х) определена на всей числовой оси. Приравняем производную нулю и найдем критические точки:

Что значит отделить корни уравнения.

Составим таблицу знаков функции:

х Что значит отделить корни уравнения-2-1 Что значит отделить корни уравнения
знак f(x)+++

Из таблицы видим, что левый корень принадлежит интервалу ( Что значит отделить корни уравнения; -2). Возьмем для пробы Что значит отделить корни уравнения. Тогда получим таблицу: Что значит отделить корни уравнения

х-3-2-1
знак f(x)++

Следовательно, корни уравнения принадлежат промежуткам (-3; -2); (-2; -1); (0; 1). Уточним меньший корень, лежащий в интервале (-3; -2), метом половинного деления. Для удобства вычислений составим таблицу (знаки «-» и «+» в верхних индексах Что значит отделить корни уравненияозначают, что Что значит отделить корни уравнения)

п Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения Что значит отделить корни уравнения
-3-2-2,500-15,62518,7500,125
-3-2.500-2,750-20,80022,689-1,111
-2,750-2.500-2.625-17, 9020,670-0,320
-2,625-2,500-2,563-16,84019,701-0,130
-2,563-2,500-2,532-16,23019,2330,003
-2,563-2,532-2,548-16,54019,479-0,071
-2,548-2,532-2,540-16,39019,356-0,034
-2,540-2,532-2,536-16,31019,293-0,014
-2,536-2,532-2,534-16,27019,263-0,007
-2.534-2,532-2,533-16, 25019,248-0,002
-2,533-2,532

Итак, корень уравнения Что значит отделить корни уравнения.

📹 Видео

Отделение корней уравнений аналитическим методом. Уточнение корней методом половинного деленияСкачать

Отделение корней уравнений аналитическим методом. Уточнение корней методом половинного деления

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРА

кратные корниСкачать

кратные корни

Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравненияСкачать

Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравнения

Метод Ньютона (метод касательных) Пример РешенияСкачать

Метод Ньютона (метод касательных) Пример Решения

Найдите корни уравнения: cosπ(x−7)/3=1/2 В ответ запишите наибольший отрицательный корень.Скачать

Найдите корни уравнения: cosπ(x−7)/3=1/2 В ответ запишите наибольший отрицательный корень.

Информатика 2. S01.E08. Отделение корня уравненияСкачать

Информатика 2. S01.E08. Отделение корня уравнения

Три способа отбора корней в задании 13 ЕГЭ профильСкачать

Три способа отбора корней в задании 13 ЕГЭ профиль

Рациональные корни многочлена с целым показателем. 10 класс.Скачать

Рациональные корни многочлена с целым показателем. 10 класс.

Как считать корни? #shortsСкачать

Как считать корни? #shorts

Корни для ЧайниковСкачать

Корни для Чайников

Отбор корней по окружностиСкачать

Отбор корней по окружности

Схема Горнера. 10 класс.Скачать

Схема Горнера. 10 класс.

✓ Теорема Безу. Рациональные нули многочленов | Ботай со мной #119 | Борис ТрушинСкачать

✓ Теорема Безу. Рациональные нули многочленов | Ботай со мной #119 | Борис Трушин

ЧТО ТАКОЕ КОРЕНЬ В N- СТЕПЕНИ? Пригодится для ЕГЭ #shorts #егэ #огэ #математика #корни #mathСкачать

ЧТО ТАКОЕ КОРЕНЬ В N- СТЕПЕНИ? Пригодится для ЕГЭ #shorts #егэ #огэ #математика #корни #math

Как найти корни уравнения в Excel с помощью Подбора параметраСкачать

Как найти корни уравнения в Excel с помощью Подбора параметра
Поделиться или сохранить к себе: