Что такое пустой корень уравнения

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Что такое пустой корень уравнения

Что такое пустой корень уравнения

Не пустой корень, а корень, принадлежащий пустому множеству. Пустое множество — это множество, не содержащее элементов. Если корень уравнения принадлежит пустому множеству — это значит, что решений уравнение не имеет.

Что такое пустой корень уравнения

Если ответ по предмету Алгебра отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Видео:Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравненияСкачать

Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравнения

Уравнение и его корни: определения, примеры

После того, как мы изучили понятие равенств, а именно один из их видов – числовые равенства, можно перейти к еще одному важному виду – уравнениям. В рамках данного материала мы объясним, что такое уравнение и его корень, сформулируем основные определения и приведем различные примеры уравнений и нахождения их корней.

Видео:🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРА

Понятие уравнения

Обычно понятие уравнения изучается в самом начале школьного курса алгебры. Тогда оно определяется так:

Уравнением называется равенство с неизвестным числом, которое нужно найти.

Принято обозначать неизвестные маленькими латинскими буквами, например, t , r , m др., но чаще всего используются x , y , z . Иными словами, уравнение определяет форма его записи, то есть равенство будет уравнением только тогда, когда будет приведен к определенному виду – в нем должна быть буква, значение которое надо найти.

Приведем несколько примеров простейших уравнений. Это могут быть равенства вида x = 5 , y = 6 и т.д., а также те, что включают в себя арифметические действия, к примеру, x + 7 = 38 , z − 4 = 2 , 8 · t = 4 , 6 : x = 3 .

После того, как изучено понятие скобок, появляется понятие уравнений со скобками. К ним относятся 7 · ( x − 1 ) = 19 , x + 6 · ( x + 6 · ( x − 8 ) ) = 3 и др. Буква, которую надо найти, может встречаться не один раз, а несколько, как, например, в уравнении x + 2 + 4 · x − 2 − x = 10 . Также неизвестные могут быть расположены не только слева, но и справа или в обеих частях одновременно, например, x · ( 8 + 1 ) − 7 = 8 , 3 − 3 = z + 3 или 8 · x − 9 = 2 · ( x + 17 ) .

Далее, после того, как ученики знакомятся с понятием целых, действительных, рациональных, натуральных чисел, а также логарифмами, корнями и степенями, появляются новые уравнения, включающие в себя все эти объекты. Примерам таких выражений мы посвятили отдельную статью.

В программе за 7 класс впервые возникает понятие переменных. Это такие буквы, которые могут принимать разные значения (подробнее см. в статье о числовых, буквенных выражениях и выражениях с переменными). Основываясь на этом понятии, мы можем дать новое определение уравнению:

Уравнение – это равенство, включающее в себя переменную, значение которой нужно вычислить.

То есть, к примеру, выражение x + 3 = 6 · x + 7 – это уравнение с переменной x , а 3 · y − 1 + y = 0 – уравнение с переменной y .

В одном уравнении может быть не одна переменная, а две и более. Их называют соответственно уравнениями с двумя, тремя переменными и др. Запишем определение:

Уравнениями с двумя (тремя, четырьмя и более) переменными называют уравнения, которые включают в себя соответствующее количество неизвестных.

К примеру, равенство вида 3 , 7 · x + 0 , 6 = 1 является уравнением с одной переменной x , а x − z = 5 – уравнением с двумя переменными x и z . Примером уравнения с тремя переменными может быть выражение x 2 + ( y − 6 ) 2 + ( z + 0 , 6 ) 2 = 26 .

Видео:🔴 Найдите корень уравнения √(13-x)=3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

🔴 Найдите корень уравнения √(13-x)=3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРА

Корень уравнения

Когда мы говорим об уравнении, сразу возникает необходимость определиться с понятием его корня. Попробуем объяснить, что оно означает.

Нам дано некое уравнение, включающее в себя одну переменную. Если мы подставим вместо неизвестной буквы число, то уравнение станет числовым равенством – верным или неверным. Так, если в уравнении a + 1 = 5 мы заменим букву числом 2 , то равенство станет неверным, а если 4 , то получится верное равенство 4 + 1 = 5 .

Нас больше интересуют именно те значения, с которыми переменная обратится в верное равенство. Они и называются корнями или решениями. Запишем определение.

Корнем уравнения называют такое значение переменной, которое обращает данное уравнение в верное равенство.

Корень также можно назвать решением, или наоборот – оба эти понятия означают одно и то же.

Возьмем пример для пояснения этого определения. Выше мы приводили уравнение a + 1 = 5 . Согласно определению, корнем в данном случае будет 4 , потому что при подстановке вместо буквы оно дает верное числовое равенство, а двойка не будет решением, поскольку ей отвечает неверное равенство 2 + 1 = 5 .

Сколько корней может иметь одно уравнение? Любое ли уравнение имеет корень? Ответим на эти вопросы.

Уравнения, не имеющие ни одного корня, тоже существуют. Примером может быть 0 · x = 5 . Мы можем подставить в него бесконечно много разных чисел, но ни одно из них не превратит его в верное равенство, поскольку умножение на 0 всегда дает 0 .

Также бывают уравнения, имеющие несколько корней. У них может быть как конечное, так и бесконечно большое количество корней.

Так, в уравнении x − 2 = 4 есть только один корень – шесть, в x 2 = 9 два корня ­­– три и минус три, в x · ( x − 1 ) · ( x − 2 ) = 0 три корня – нуль, один и два, в уравнении x=x корней бесконечно много.

Теперь поясним, как правильно записывать корни уравнения. Если их нет, то мы так и пишем: «уравнение корней не имеет». Можно также в этом случае указать знак пустого множества ∅ . Если корни есть, то пишем их через запятую или указываем как элементы множества, заключив в фигурные скобки. Так, если у какого-либо уравнения есть три корня — 2 , 1 и 5 , то пишем — 2 , 1 , 5 или .

Допускается запись корней в виде простейших равенств. Так, если неизвестная в уравнении обозначена буквой y , а корнями являются 2 и 7 , то мы пишем y = 2 и y = 7 . Иногда к буквам добавляются нижние индексы, например, x 1 = 3 , x 2 = 5 . Таким образом мы указываем на номера корней. Если решений у уравнения бесконечно много, то мы записываем ответ как числовой промежуток или используем общепринятые обозначения: множество натуральных чисел обозначается N , целых ­– Z , действительных – R . Скажем, если нам надо записать, что решением уравнения будет любое целое число, то мы пишем, что x ∈ Z , а если любое действительное от единицы до девяти, то y ∈ 1 , 9 .

Когда у уравнения два, три корня или больше, то, как правило, говорят не о корнях, а о решениях уравнения. Сформулируем определение решения уравнения с несколькими переменными.

Решение уравнения с двумя, тремя и более переменными – это два, три и более значения переменных, которые обращают данное уравнение в верное числовое равенство.

Поясним определение на примерах.

Допустим, у нас есть выражение x + y = 7 , которое представляет из себя уравнение с двумя переменными. Подставим вместо первой единицу, а вместо второй двойку. У нас получится неверное равенство, значит, эта пара значений не будет решением данного уравнения. Если же мы возьмем пару 3 и 4 , то равенство станет верным, значит, мы нашли решение.

Такие уравнения тоже могут не иметь корней или иметь бесконечное их количество. Если нам надо записать два, три, четыре и более значений, то мы пишем их через запятую в круглых скобках. То есть в примере выше ответ будет выглядеть как ( 3 , 4 ) .

На практике чаще всего приходится иметь дело с уравнениями, содержащими одну переменную. Алгоритм их решения мы подробно рассмотрим в статье, посвященной решению уравнений.

Видео:ЕГЭ по математике. Профильный уровень. Задание 5. Найдите корень уравненияСкачать

ЕГЭ по математике. Профильный уровень. Задание 5. Найдите корень уравнения

Уравнение — определение и вычисление с примерами решения

Содержание:

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Уравнения

Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений

1. Понятие уравнения и его корней

Определение:

Равенство с переменной называется уравнением. В общем виде уравнение с одной переменнойЧто такое пустой корень уравнения

Под этой краткой записью понимают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны

Пример:

Что такое пустой корень уравнения— линейное уравнение;

Что такое пустой корень уравнения— квадратное уравнение;

Что такое пустой корень уравнения— иррациональное уравнение (содержит переменную под знаком корня)

Корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет

Что такое пустой корень уравнения— корень уравнения Что такое пустой корень уравнения, так как при Что такое пустой корень уравненияполучаем верное равенство: Что такое пустой корень уравнения, то есть Что такое пустой корень уравнения

2. Область допустимых значений (ОДЗ)

Областью допустимых значений (или областью определения) уравнения называется общая область определения для функций Что такое пустой корень уравненияи Что такое пустой корень уравнения, стоящих в левой и правой частях уравнения

Для уравнения Что такое пустой корень уравненияОДЗ: Что такое пустой корень уравнения, то есть Что такое пустой корень уравнения, так как область определения функции Что такое пустой корень уравненияопределяется условием: Что такое пустой корень уравнения, а область определения функции Что такое пустой корень уравнения— множество всех действительных чисел

3. Уравнения-следствия

Если каждый корень первого уравнения является корнем второго, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последующего, то получаем уравнения-следствия.

При использовании уравнений-следствий не происходит потери корней исходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в исходное уравнение является составной частью решения.

Пример:

Что такое пустой корень уравнения

Решение:

► Возведем обе части уравнения в квадрат:

Что такое пустой корень уравнения

Проверка, Что такое пустой корень уравнения— корень (см. выше); Что такое пустой корень уравнения— посторонний корень (при Что такое пустой корень уравненияполучаем неверное равенство Что такое пустой корень уравнения).

4. Равносильные уравнения

Определение:

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни.

То есть каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого. (Схема решения уравнений с помощью равносильных преобразований приведена в пункте 5 этой таблицы)

Простейшие теоремы

  1. Если из одной части уравнения перенести в другую слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве)
  2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получим уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного уравнения)

5. Схема поиска плана решения уравнений

Что такое пустой корень уравнения

Что такое пустой корень уравнения— исходное уравнение;

Что такое пустой корень уравнения— уравнение, полученное в результате преобразования исходного;

Что такое пустой корень уравнения— символические изображения направления выполненных преобразований

Что такое пустой корень уравненияПрименение свойств функций к решению уравнений рассмотрено в пункте 3.2.

Объяснение и обоснование:

Понятие уравнения и его корней

Уравнение в математике чаще всего понимают как аналитическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны. Поэтому в общем виде уравнения с одной переменной Что такое пустой корень уравнениязаписывают так:

Что такое пустой корень уравнения

Часто уравнения определяют короче — как равенство с переменной.

Напомним, что корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Например, уравнение Что такое пустой корень уравненияимеет единственный корень Что такое пустой корень уравнения,

а уравнение Что такое пустой корень уравненияне имеет корней, поскольку значение Что такое пустой корень уравненияне может быть отрицательным числом.

Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения

Если задано уравнение Что такое пустой корень уравнения, то общая область определения для функций Что такое пустой корень уравненияи Что такое пустой корень уравненияназывается областью допустимых значений этого уравнения. (Иногда используются также термины «область определения уравнения» или «множество допустимых значений уравнения».) Например, для уравнения Что такое пустой корень уравненияобластью допустимых значений являются все действительные числа. Это можно записать, например, так: Что такое пустой корень уравнения, поскольку функции Что такое пустой корень уравненияи Что такое пустой корень уравненияимеют области определения Что такое пустой корень уравнения.

Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как области определения функции Что такое пустой корень уравнения, так и области определения функции Что такое пустой корень уравнения(иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

Например, в уравнении Что такое пустой корень уравненияфункция Что такое пустой корень уравненияопределена при всех действительных значениях Что такое пустой корень уравнения, а функция Что такое пустой корень уравнениятолько при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрицательные выражения. Следовательно, ОДЗ этого уравнения задается системой Что такое пустой корень уравненияиз которой получаем систему Что такое пустой корень уравненияне имеющую решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Заметим, что нахождение ОДЗ данного уравнения может быть полезным для его решения, но не всегда является обязательным элементом решения уравнения.

Методы решения уравнений

Для решения уравнений используют методы точного и приближенного решений. А именно, для точного решения уравнений в курсе математики 5-6 классов использовались зависимости между компонентами и результатами действий и свойства числовых равенств; в курсе алгебры 7-9 классов — равносильные преобразования уравнений, а для приближенного решения уравнений — графический метод.

Графический метод решения уравнений не дает высокой точности нахождения корней уравнения, и с его помощью чаще всего можно получить только грубые приближения корней. Иногда удобно графически определить количество корней уравнения или найти границы, в которых находятся эти корни. В некоторых случаях можно графически доказать, что уравнение не имеет корней. По указанным причинам в школьном курсе алгебры и начал анализа под требованием «решить уравнение» понимается требование «используя методы точного решения, найти корни данного уравнения». Приближенными методами решения уравнений можно пользоваться только тогда, когда об этом говорится в условии задачи (например, если ставится задача решить уравнение графически).

В основном при решении уравнений разных видов нам придется применять один из двух методов решения. Первый из них состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, имеющим те же корни,— равносильным уравнением. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым, равносильным ему, и т. д. В результате получаем простейшее уравнение, которое равносильно заданному и корни которого легко находятся. Эти корни и только они являются корнями данного уравнения.

Второй метод решения уравнений состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, среди корней которого находятся все корни данного, то есть так называемым уравнением-следствием. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым уравнением-следствием, и так далее до тех пор, пока не получим простейшее уравнение, корни которого легко находятся. Тогда все корни данного уравнения находятся среди корней последнего уравнения. Поэтому, чтобы найти корни данного уравнения, достаточно корни последнего уравнения подставить в данное и с помощью такой проверки получить корни данного уравнения (и исключить так называемые посторонние корни — те корни последнего уравнения, которые не удовлетворяют заданному).

В следующем пункте будет также показано применение свойств функций к решению уравнений определенного вида.

Уравнения-следствия

Рассмотрим более детально, как можно решать уравнения с помощью уравнений-следствий. При решении уравнений главное — не потерять корни данного уравнения, и поэтому в первую очередь мы должны следить за тем, чтобы каждый корень исходного уравнения оставался корнем следующего. Фактически это и является определением уравнения-следствия:

в том случае, когда каждый корень первого уравнения является корнем второго, второе уравнение называется следствием первого.

Это определение позволяет обосновать такой ориентир: для получения уравнения-следствия достаточно рассмотреть данное уравнение как верное числовое равенство и гарантировать (то есть иметь возможность обосновать), что каждое следующее уравнение мы можем получить как верное числовое равенство.

Действительно, если придерживаться этого ориентира, то каждый корень первого уравнения обращает это уравнение в верное числовое равенство, но тогда и второе уравнение будет верным числовым равенством, то есть рассматриваемое значение переменной является корнем и второго уравнения, а это и означает, что второе уравнение является следствием первого.

Применим приведенный ориентир к уравнению Что такое пустой корень уравнения(пока что не используя известное условие равенства дроби нулю).

Если правильно то, что дробь равна нулю, то обязательно ее числитель равен нулю. Таким образом, из заданного уравнения получаем уравнение-следствие Что такое пустой корень уравнения. Но тогда верно, что Что такое пустой корень уравнения. Последнее уравнение имеет два корня: Что такое пустой корень уравненияи Что такое пустой корень уравнения. Подставляя их в заданное уравнение, видим, что только корень Что такое пустой корень уравненияудовлетворяет исходному уравнению. Почему это случилось?

Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гарантируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не является корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень является посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторонних корней рассмотрены в таблице 9.) Таким образом, чтобы правильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходимо помнить еще один ориентир: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстановкой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

Схема применения этих ориентиров дана в таблице 8. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

Что такое пустой корень уравнения(1)

Для решения этого уравнения с помощью уравнений-следствий достаточно данное уравнение рассмотреть как верное числовое равенство и учесть, что в случае когда два числа равны, то и их квадраты также будут равны:

Что такое пустой корень уравнения(2)

То есть мы гарантируем, что если равенство (1) верно, то и равенство (2) также будет верным, а это и означает (как было показано выше), что уравнение (2) является следствием уравнения (1). Если мы хотя бы один раз использовали уравнения-следствия (а не равносильные преобразования), то можем получить посторонние корни, и тогда в решение обязательно входит проверка полученных корней подстановкой их в заданное уравнение.

Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию можно обозначить специальным значком Что такое пустой корень уравнения, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок записан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями-следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо включить проверку полученных корней.

Равносильные уравнения

С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, которые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае уравнения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом Что такое пустой корень уравнения).

В курсе алгебры и начал анализа мы будем рассматривать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то есть каждый корень первого уравнения является корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого.

Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения Что такое пустой корень уравненияи Что такое пустой корень уравнения— равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень Что такое пустой корень уравненияи других корней не имеют. Таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе. При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое отличается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равносильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рассмотреть уравнения:

Что такое пустой корень уравнения(3)

Что такое пустой корень уравнения(4)

то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень Что такое пустой корень уравнения, а уравнение (4) — два корня: Что такое пустой корень уравненияи Что такое пустой корень уравнения. Таким образом, на множестве

всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, поскольку у уравнения (4) есть корень Что такое пустой корень уравнения, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равносильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень Что такое пустой корень уравненияи уравнение (4) также имеет единственный положительный корень Что такое пустой корень уравнения. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем случае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и систем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного уравнения (неравенства или системы).

Отметим, что в том случае, когда ОДЗ заданного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

Например, для уравнения Что такое пустой корень уравнениязадается неравенством Что такое пустой корень уравнения. Когда мы переходим к уравнению Что такое пустой корень уравнения, то для всех его корней это уравнение является верным равенством. Тогда выражение Что такое пустой корень уравнения, стоящее в правой части этого равенства, всегда неотрицательно (Что такое пустой корень уравнения), таким образом, и равное ему выражение Что такое пустой корень уравнениятакже будет неотрицательным: Что такое пустой корень уравнения. Но это и означает, что ОДЗ данного уравнения (Что такое пустой корень уравнения) учтено автоматически для всех корней второго уравнения и поэтому при переходе от уравнения Что такое пустой корень уравненияк уравнению Что такое пустой корень уравненияОДЗ заданного уравнения можно не записывать в решение.

Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий. Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования уравнений, необходимо учесть ОДЗ данного уравнения — это и есть первый ориентир для выполнения равносильных преобразований уравнений. По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантировать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму.

Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и гарантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из определения равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при выполнении равносильных преобразований мы должны гарантировать сохранение правильности равенства на каждом шаге решения не только при прямых, но и при обратных преобразованиях — это и является вторым ориентиром для решения уравнений с помощью равносильных преобразований. (Соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 8.)

Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований уравнение Что такое пустой корень уравнениядостаточно учесть его ОДЗ: Что такое пустой корень уравненияи условие равенства дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внимание на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

Запись решения в этом случае может быть такой:

Что такое пустой корень уравнения. ОДЗ: Что такое пустой корень уравнения. Тогда Что такое пустой корень уравнения. Отсюда Что такое пустой корень уравнения(удовлетворяет условию ОДЗ) или Что такое пустой корень уравнения(не удовлетворяет условию ОДЗ).

Для выполнения равносильных преобразований уравнений можно также пользоваться специальными теоремами о равносильности. В связи с уточнением определения равносильности уравнений обобщим также формулировки простейших теорем о равносильности, известных из курса алгебры 7 класса.

Теорема 1. Если из одной части уравнения перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве).

Теорема 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получаем уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).

Обоснование этих теорем полностью аналогично обоснованию ориентиров для равносильных преобразований данного уравнения.

Замечание. Для обозначения перехода от данного уравнения к равносильному ему уравнению можно применять специальный значок Что такое пустой корень уравнения, но его использование при записи решений не является обязательным. Например, запись решения последнего из рассмотренных уравнений может быть такой.

Что такое пустой корень уравнения

Пример №423

Решите уравнение Что такое пустой корень уравнения.

Решение:

► ОДЗ: Что такое пустой корень уравненияи Что такое пустой корень уравнения

На этой ОДЗ данное уравнение равносильно уравнениям:

Что такое пустой корень уравнения

то есть Что такое пустой корень уравнения

Учтем ОДЗ. При Что такое пустой корень уравнения

Что такое пустой корень уравнения

Таким образом, Что такое пустой корень уравнения— корень.

Ответ: Что такое пустой корень уравнения

Используем равносильные преобразования для решения данного уравнения. Для этого необходимо учесть ОДЗ, поэтому зафиксируем ее ограничения в начале решения.

Укажем, что в уравнениях ограничения ОДЗ можно только зафиксировать, но не решать, а в конце проверить, выполняются ли эти ограничения для найденных корней.

При переносе члена данного уравнения из одной части уравнения в другую с противоположным знаком получаем уравнение (1), равносильное заданному.

Приводя к общему знаменателю, раскрывая скобки и приводя подобные члены, снова получаем верное равенство и можем обосновать, что при выполнении обратных действий равенство также не нарушается, таким образом, полученные уравнения (1)-(3) равносильны заданному (на его ОДЗ).

Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Но второе условие уже учтено в ограничениях ОДЗ, таким образом, получаем уравнение (4), равносильное заданному уравнению на его ОДЗ. Поскольку все преобразования были равносильными только с учетом ОДЗ, то мы должны проверить, удовлетворяет ли полученное число ограничениям ОДЗ.

Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений

Наиболее типичные случаи появления посторонних корней и потери корней приведены в таблице 9. Там же указано, как в каждом из этих случаев получить правильное (или полное) решение.

Что такое пустой корень уравненияЧто такое пустой корень уравнения

Что такое пустой корень уравнения

Что такое пустой корень уравнения

Применение свойств функций к решению уравнений

1. Конечная ОДЗ

Если область допустимых значений (ОДЗ) уравнения (неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения

Пример:

Что такое пустой корень уравнения

Что такое пустой корень уравнения— корень (Что такое пустой корень уравнения),

Что такое пустой корень уравнения— не корень (Что такое пустой корень уравнения).

2. Оценка левой и правой частей уравнения

Что такое пустой корень уравнения

Если надо решить уравнение вида Что такое пустой корень уравненияи выяснилось, что Что такое пустой корень уравнениято равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда Что такое пустой корень уравненияи Что такое пустой корень уравненияодновременно равны Что такое пустой корень уравнения

Пример:

Что такое пустой корень уравнения

Что такое пустой корень уравнения

Что такое пустой корень уравнения(так как Что такое пустой корень уравнения).

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Что такое пустой корень уравнения

Что такое пустой корень уравнения

Сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю

Пример:

Что такое пустой корень уравнения

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Что такое пустой корень уравнения

Из первого уравнения получаем Что такое пустой корень уравнения, что удовлетворяет всей системе

3. Использование возрастания и убывания функций

Схема решения уравнения

1. Подбираем один или несколько корней уравнения.

2. Доказываем, что других корней это уравнение не имеет (используя теоремы о корнях уравнения или оценку левой и правой частей уравнения)

Что такое пустой корень уравнения

Теоремы о корнях уравнения

Если в уравнении Что такое пустой корень уравненияфункция Что такое пустой корень уравнениявозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Что такое пустой корень уравненияимеет единственный корень Что такое пустой корень уравнения, то есть Что такое пустой корень уравнения), поскольку функция Что такое пустой корень уравнениявозрастает на всей области определения Что такое пустой корень уравнения

Что такое пустой корень уравнения

Если в уравнении Что такое пустой корень уравненияфункция Что такое пустой корень уравнениявозрастает на некотором промежутке, а функция Что такое пустой корень уравненияубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Что такое пустой корень уравненияимеет единственный корень Что такое пустой корень уравнения( Что такое пустой корень уравнениято есть Что такое пустой корень уравнения), поскольку Что такое пустой корень уравнениявозрастает на всей области определения Что такое пустой корень уравнения, a Что такое пустой корень уравненияубывает (на множестве Что такое пустой корень уравнения, а следовательно, и при Что такое пустой корень уравнения)

Объяснение и обоснование:

Конечная ОДЗ

Напомним, что в случае, когда дано уравнение Что такое пустой корень уравнения, общая область определения для функций Что такое пустой корень уравненияназывается областью допустимых значений этого уравнения. Понятно, что каждый корень заданного уравнения принадлежит как области определения функции Что такое пустой корень уравнения, так и области определения функции Что такое пустой корень уравнения. Таким образом, каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях за счет анализа ОДЗ получить решение уравнения. Например, если дано уравнение Что такое пустой корень уравнения, то его ОДЗ можно записать с помощью системы Что такое пустой корень уравнения. Решая эту систему, получаем Что такое пустой корень уравнениято есть Что такое пустой корень уравнения. Таким образом, ОДЗ данного уравнения состоит только из одного значения Что такое пустой корень уравнения. Но если только для одного числа необходимо выяснить, является ли оно корнем данного уравнения, то для этого достаточно подставить это значение в уравнение. В результате получаем верное числовое равенство (Что такое пустой корень уравнения). Следовательно, Что такое пустой корень уравнения— корень данного уравнения. Других корней у этого уравнения быть не может, поскольку все корни уравнения находятся в его ОДЗ, а там нет других значений, кроме Что такое пустой корень уравнения.

Рассмотренный пример позволяет выделить ориентир для решения аналогичных уравнений:

если ОДЗ уравнения (а также неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения.

Замечание. В том случае, когда ОДЗ — пустое множество (не содержит ни одного числа), мы можем сразу дать ответ, что данное уравнение не имеет корней.

Например, если необходимо решить уравнение Что такое пустой корень уравнения, то его ОДЗ задается системой Что такое пустой корень уравнениято есть системой Что такое пустой корень уравнениякоторая не имеет решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Оценка левой и правой частей уравнения

Некоторые уравнения можно решить с помощью оценки левой и правой частей уравнения.

Пусть дано уравнение Что такое пустой корень уравнения, и нам удалось выяснить, что для всех допустимых значений Что такое пустой корень уравнениязначение Что такое пустой корень уравнения, а значение Что такое пустой корень уравнения.

Рассмотрим два случая: Что такое пустой корень уравнения

Если Что такое пустой корень уравнения, то равенство Что такое пустой корень уравненияне может выполняться, потому что Что такое пустой корень уравнения, то есть при Что такое пустой корень уравненияданное уравнение корней не имеет. Остается только случай Что такое пустой корень уравнения, но, учитывая необходимость выполнения равенства Что такое пустой корень уравнения, имеем, что тогда и Что такое пустой корень уравнения. Таким образом, мы обосновали, что выполнение равенства Что такое пустой корень уравнения(при условии Что такое пустой корень уравненияи Что такое пустой корень уравнения) гарантирует одновременное выполнение равенств Что такое пустой корень уравненияи Что такое пустой корень уравнения(и наоборот, если одновременно выполняются равенства Что такое пустой корень уравненияи Что такое пустой корень уравнения, то выполняется и равенство Что такое пустой корень уравнения. Как было показано в п. 3.1, это и означает, что уравнение Что такое пустой корень уравненияравносильно системеЧто такое пустой корень уравнения

Коротко это можно записать так:

Что такое пустой корень уравнения

Пример использования такого приема решения уравнений приведен в пункте 2 таблицы 10.

Аналогично предыдущим рассуждениям обосновывается и ориентир по решению уравнения Что такое пустой корень уравнения, в котором все функции-слагаемые неотрицательны Что такое пустой корень уравнения.

Если предположить, что Что такое пустой корень уравнения, то сумма всех функций, стоящих в левой части этого уравнения, может равняться нулю только тогда, когда сумма Что такое пустой корень уравнениябудет отрицательной. Но это невозможно, поскольку по условию все функции неотрицательные. Таким образом, при Что такое пустой корень уравненияданное уравнение не имеет корней. Эти же рассуждения можно повторить для любой другой функции-слагаемого. Остается единственная возможность — все функции-слагаемые равны нулю (очевидно, что в этом случае равенство Что такое пустой корень уравненияобязательно будет выполняться). Таким образом, сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю.

Например, чтобы решить уравнение Что такое пустой корень уравнения, достаточно перенести все члены в одну сторону, записать уравнение в виде Что такое пустой корень уравненияи учесть, что функции Что такое пустой корень уравнениянеотрицательные. Таким образом, данное уравнение равносильно системе Что такое пустой корень уравнения

Из второго уравнения получаем Что такое пустой корень уравнения, что удовлетворяет и всей системе. Следовательно, данное уравнение имеет единственный корень Что такое пустой корень уравнения.

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений опирается на такое свойство: возрастающая или убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения.

Полезно помнить специальные теоремы о корнях уравнения.

Теорема 1. Если в уравнении Что такое пустой корень уравненияфункция Что такое пустой корень уравнениявозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 52. Прямая Что такое пустой корень уравненияпересекает график возрастающей на промежутке Что такое пустой корень уравненияфункции Что такое пустой корень уравнениятолько в одной точке. Это и означает, что уравнение Что такое пустой корень уравненияне может иметь больше одного корня на промежутке Что такое пустой корень уравнения. Докажем это утверждение аналитически.

• Если на промежутке Что такое пустой корень уравненияуравнение имеет корень Что такое пустой корень уравнения, то Что такое пустой корень уравнения. Других корней быть не может, поскольку для возрастающей функции Что такое пустой корень уравненияпри Что такое пустой корень уравненияполучаем неравенство Что такое пустой корень уравнения, а при Что такое пустой корень уравнения— неравенство Что такое пустой корень уравнения. Таким образом, при Что такое пустой корень уравнения. Аналогично и для убывающей функции при Что такое пустой корень уравненияполучаем Что такое пустой корень уравнения.

Теорема 2. Если в уравнении Что такое пустой корень уравненияфункция Что такое пустой корень уравнениявозрастает на некотором промежутке, а функция Что такое пустой корень уравненияубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 53.

Что такое пустой корень уравнения

• Если на промежутке Что такое пустой корень уравненияуравнение имеет корень Что такое пустой корень уравнения, то Что такое пустой корень уравнения. Других корней быть не может, поскольку, например, для возрастающей функции Что такое пустой корень уравненияи убывающей функции Что такое пустой корень уравненияпри Что такое пустой корень уравненияимеем Что такое пустой корень уравнения, a Что такое пустой корень уравнения, таким образом, Что такое пустой корень уравнения. Аналогично и при Что такое пустой корень уравнения.

Каждая из этих теорем утверждает, что в рассмотренном промежутке данное уравнение может иметь не более чем один корень, то есть или это уравнение совсем не имеет корней, или оно имеет единственный корень. Если нам удалось подобрать один корень такого уравнения, то других корней в заданном промежутке уравнение не имеет.

Например, чтобы решить уравнение Что такое пустой корень уравнения, достаточно заметить, что функция Что такое пустой корень уравненияявляется возрастающей на всей числовой прямой (как сумма двух возрастающих функций) и что Что такое пустой корень уравнения— корень Что такое пустой корень уравненияэтого уравнения (Что такое пустой корень уравнения). Таким образом, данное уравнение Что такое пустой корень уравненияимеет единственный корень Что такое пустой корень уравнения.

Что такое пустой корень уравненияКорень Что такое пустой корень уравненияполучен подбором. Как правило, подбор начинают с целых значений: Что такое пустой корень уравнениякоторые подставляются в данное уравнение.

Заметим, что каждая из этих теорем гарантирует единственность корня уравнения (если он есть) только на промежутке возрастания (или убывания) соответствующей функции. Если функция имеет несколько промежутков возрастания и убывания, то приходится рассматривать каждый из них отдельно.

Пример:

Решим с помощью теоремы 2 уравнение Что такое пустой корень уравнения.

► Сначала следует учесть его ОДЗ: Что такое пустой корень уравненияи вспомнить, что функция Что такое пустой корень уравненияна всей области определения не является ни убывающей, ни возрастающей (п. 2.2), но она убывает на каждом из промежутков Что такое пустой корень уравненияи Что такое пустой корень уравнения. Поэтому рассмотрим каждый из этих промежутков отдельно.

1) При Что такое пустой корень уравненияданное уравнение имеет корень Что такое пустой корень уравнения. Функция Что такое пустой корень уравнениявозрастает при Что такое пустой корень уравнения(как было показано выше, она возрастает на множестве Что такое пустой корень уравнения), а функция Что такое пустой корень уравненияубывает на промежутке Что такое пустой корень уравнения. Таким образом, данное уравнение Что такое пустой корень уравненияпри Что такое пустой корень уравненияимеет единственный корень Что такое пустой корень уравнения.

2) При Что такое пустой корень уравненияданное уравнение имеет корень Что такое пустой корень уравненияЧто такое пустой корень уравнения. Функция Что такое пустой корень уравнениявозрастает при Что такое пустой корень уравнения, а функция Что такое пустой корень уравненияубывает на этом промежутке. Поэтому данное уравнение Что такое пустой корень уравненияпри Что такое пустой корень уравненияимеет единственный корень Что такое пустой корень уравнения. В ответ следует записать все найденные корни (хотя на каждом из промежутков корень единственный, но всего корней — два). Итак, данное уравнение имеет только два корня: 1 и -1.

Примеры решения задач:

Пример №424

Решите уравнение Что такое пустой корень уравнения.

Решение:

► ОДЗ: Что такое пустой корень уравнения. На ОДЗ Что такое пустой корень уравнения. Тогда функция Что такое пустой корень уравнения(как сумма двух взаимно обратных положительных чисел), а функция Что такое пустой корень уравнения.

Таким образом, данное уравнение равносильно системе Что такое пустой корень уравнения. Из второго уравнения системы получаем Что такое пустой корень уравнения, что удовлетворяет и первому уравнению. Таким образом, система (а значит, и данное уравнение) имеет единственное решение Что такое пустой корень уравнения.

Если раскрыть скобки и привести обе части уравнения к общему знаменателю, то для нахождения корней полученного уравнения придется решать полное уравнение восьмой степени, все корни которого мы не сможем найти.

Попытаемся оценить области значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. Поскольку на ОДЗ Что такое пустой корень уравнения, то в левой части уравнения стоит сумма двух взаимно обратных положительных чисел, которая всегда больше или равна 2. В правой части из 2 вычитается неотрицательное число Что такое пустой корень уравнения. Таким образом, при всех значениях Что такое пустой корень уравненияполучаем значение, меньшее или равное 2. Равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда обе части равны 2.

Пример №425

Решите систему уравнений Что такое пустой корень уравнения

Решение:

► ОДЗ: Что такое пустой корень уравненияРассмотрим функцию Что такое пустой корень уравнения. На своей области определения Что такое пустой корень уравненияэта функция является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций). Тогда первое уравнение заданной системы, которое имеет вид Что такое пустой корень уравнения, равносильно уравнению Что такое пустой корень уравнения. Таким образом, на ОДЗ заданная система равносильна системе Что такое пустой корень уравнения

Подставляя Что такое пустой корень уравненияво второе уравнение системы, имеем Что такое пустой корень уравнения, Что такое пустой корень уравнения. Учитывая, что на ОДЗ Что такое пустой корень уравнения, получаем Что такое пустой корень уравнения. Тогда Что такое пустой корень уравнения.

Иногда свойства функций удается применить при решении систем уравнений. Если заметить, что в левой и правой частях первого уравнения заданной системы стоят значения одной и той же функции, которая является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций), то равенство Что такое пустой корень уравнениядля возрастающей функции возможно тогда и только тогда, когда Что такое пустой корень уравнения, поскольку возрастающая функция может принимать одинаковые значения только при одном значении аргумента. (Заметим, что такое же свойство будет иметь место и для убывающей функции.)

Замечание. Утверждение, обоснованное в комментарии к задаче 2, может быть использовано при решении аналогичных задач. Коротко его можно сформулировать так: если функция Что такое пустой корень уравненияявляется возрастающей (или убывающей) на определенном множестве, то на этом множестве Что такое пустой корень уравнения

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Математика
  2. Алгебра
  3. Линейная алгебра
  4. Векторная алгебра
  5. Высшая математика
  6. Дискретная математика
  7. Математический анализ
  8. Математическая логика
Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
  • Метод математической индукции
  • Система координат в пространстве
  • Иррациональные числа
  • Действительные числа
  • Интеграл и его применение
  • Первообразная и интегра
  • Уравнения и неравенства
  • Уравнения и неравенства содержащие знак модуля

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

🎬 Видео

🔴 Найдите корень уравнения (x-8)^2=(x-2)^2 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

🔴 Найдите корень уравнения (x-8)^2=(x-2)^2 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРА

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок

🔴 Найдите корень уравнения √(3x-8)=5 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

🔴 Найдите корень уравнения √(3x-8)=5 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРА

5 класс. Уравнение. Компоненты уравнения. Корень уравнения и его проверка.Скачать

5 класс. Уравнение. Компоненты уравнения. Корень уравнения и его проверка.

🔴 Найдите корень уравнения (1/7)^(x-5)=49 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

🔴 Найдите корень уравнения (1/7)^(x-5)=49 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРА

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

Решение уравнений, 6 классСкачать

Решение уравнений, 6 класс

🔴 Найдите корень уравнения 2(3-2x)-7=-3x+8 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

🔴 Найдите корень уравнения 2(3-2x)-7=-3x+8 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРА

ЧТО ТАКОЕ КОРЕНЬ В N- СТЕПЕНИ? Пригодится для ЕГЭ #shorts #егэ #огэ #математика #корни #mathСкачать

ЧТО ТАКОЕ КОРЕНЬ В N- СТЕПЕНИ? Пригодится для ЕГЭ #shorts #егэ #огэ #математика #корни #math

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Как найти наибольший корень уравнения #shorts | ЕГЭ 2022 по математике | Эйджей из ВебиумаСкачать

Как найти наибольший корень уравнения #shorts | ЕГЭ 2022 по математике | Эйджей из Вебиума

Математика. 5 класс. Уравнение. Корень уравнения /15.09.2020/Скачать

Математика. 5 класс. Уравнение. Корень уравнения /15.09.2020/

Найдите корни уравнения: cosπ(x−7)/3=1/2 В ответ запишите наибольший отрицательный корень.Скачать

Найдите корни уравнения: cosπ(x−7)/3=1/2 В ответ запишите наибольший отрицательный корень.

ОГЭ ЗАДАНИЕ 9 НАЙДИТЕ КОРЕНЬ УРАВНЕНИЯСкачать

ОГЭ ЗАДАНИЕ 9 НАЙДИТЕ КОРЕНЬ УРАВНЕНИЯ
Поделиться или сохранить к себе: