Что такое действительные корни уравнения

Содержание
  1. Уравнение и его корни
  2. Основные понятия уравнения
  3. Корень уравнения
  4. Правила нахождения корней
  5. Решение (корни) квадратного уравнения
  6. Определение квадратного уравнения и общее понятие о его корнях
  7. Геометрический смысл решения квадратного уравнения
  8. Три случая после нахождения дискриминанта квадратного уравнения
  9. Решение полных квадратных уравнений
  10. Корни приведённого квадратного уравнения
  11. Теорема Виета
  12. Решение неполных квадратных уравнений
  13. Разложение квадратного трёхчлена на множители с применением корней квадратного уравнения
  14. Из истории решения квадратных уравнений
  15. Различные прикладные задачи на квадратные уравнения
  16. Уравнения с одной переменной
  17. Определение уравнения. Корни уравнения
  18. Пример 1.
  19. Пример 2.
  20. Пример 3.
  21. Равносильность уравнений
  22. Линейные уравнения
  23. Пример 1.
  24. Пример 2.
  25. Квадратные уравнения
  26. Пример 1.
  27. Пример 2.
  28. Пример 3.
  29. Рациональные уравнения
  30. Пример:
  31. Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители
  32. Пример 1.
  33. Пример 2.
  34. Решение уравнений методом введения новой переменной
  35. Пример 1.
  36. Пример 2.
  37. Биквадратные уравнения
  38. Пример:
  39. Решение задач с помощью составления уравнений
  40. Иррациональные уравнения
  41. Пример 1.
  42. Пример 2.
  43. Пример 3.
  44. Показательные уравнения
  45. Пример 1.
  46. Пример 2.
  47. Пример 3.
  48. Логарифмические уравнения
  49. Пример 1.
  50. Пример 2.
  51. Пример 3.
  52. Примеры решения показательно-логарифмических уравнений
  53. Пример 1.
  54. Пример 2.
  55. Пример 3.
  56. 📽️ Видео

Видео:Найдите действительные корни уравненияСкачать

Найдите действительные корни уравнения

Уравнение и его корни

Время чтения: 11 минут

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Основные понятия уравнения

Уравнением называют равенство, в котором одна из переменных неизвестна, и её нужно найти. Значение этой неизвестной должно быть таким, чтобы равенство было верным.

К примеру: 3+4=7 это числовое равенство, при вычислении которого с левой стороны получается 7=7.

Уравнением же будет называться следующее равенство: 3+х=7, поскольку есть неизвестная переменная х, её значение можно найти.

Из этого уравнения следует, что переменная х=4, только при таком его значении равенство 3+х=7, будет верным.

Неизвестные переменные принято писать в виде маленьких латинских букв, можно любыми, но чаще используют x,y,z.

Получается, чтобы равенство сделать уравнением необходимо, чтобы в нем была буква, значение которой неизвестно.

Как мы понимаем существует множество примеров уравнений с разными арифметическими действиями.

Пример: х + 5 = 1= 9; z — 2 = 7; 9 * y = 18, 6 : f = 2

Помимо этого существуют уравнения со скобками. К таким уравнениям относится 8 : (х — 4) = 2 * (8 — х), неизвестных может быть несколько, они могут быть, как слева уравнения, так и справа или в обеих частях.

Помимо таких простых уравнений они могут быть с корнями, логарифмами, степенями и тд.

Уравнение может содержать несколько переменными, тогда их принято называть, соответственно уравнениями с двумя, тремя и более переменными.

3 * а = 15 : х — уравнение с двумя переменными:

8 — а = 5 * х — z — уравнение с тремя переменными.

Видео:Имеет ли уравнение действительные корни?Скачать

Имеет ли уравнение действительные корни?

Корень уравнения

Мы часто слышим фразу на уроках математики, «найдите корень уравнения», давайте разберёмся, что же это значит.

В примере 3+х=7, можно представить вместо буквы число, и уравнение тогда станет равенством, оно может быть либо верным, либо неверным, если поставить х=3, то первичное равенство примет вид 3+3 = 7 и станет неверным, а если х= 4 то равенство 3+4=7 будет верным, а значит х = 4 будет называться корнем или по другому решением уравнения 3+х=7.

Определение.

Отсюда можно выделить следующее определение: корень уравнения — это такое значение неизвестной переменной, при котором числовое равенство будет верным.

Стоит отметить, что корней может быть несколько или не быть вовсе.

Рассмотрим подробнее пример который не будет иметь корней. Таким примером станет 0 * х = 7, сколько бы чисел мы сюда не подставляли равенство не будет верным, так как умножая на ноль будет ноль, а не 7.

Но существуют и уравнения с множественным числом корней, к примеру, х — 3 = 6, в таком уравнении только один корень 9, а в уравнении квадратного вида х2 = 16, два корня 4 и -4, можно привести пример и с тремя корнями х * (х — 1) * (х — 2) = 0, в данном случае три решения ноль, два и один.

Для того чтобы верно записать результат уравнения мы пишем так:

  • Если корня нет, пишем уравнение корней не имеет;
  • Если есть и их несколько, они либо прописываются через запятые, либо в фигурных скобках, например, так: ;
  • Еще одним вариантом написания корней, считается запись в виде простого равенства, к примеру неизвестная х а корни 3,5 тогда результат прописывается так: х=3, х=5.
  • или прибавляя индекс снизух1 =3 , х2 = 5. данным способом указывается номер корня;
  • Если решений уравнения бесконечное множество, то запись будет либо в виде числового промежутка от и до, или общепринятыми обозначениями. множество натуральных чисел N, целых – Z, действительных — R.

Стоит отметить, что если уравнение имеет два и более корней, то чаще употребляется понятие решение уравнения. Рассмотрим определение уравнения с несколькими переменными.

Решение уравнения с двумя и более переменными, означает, что эти несколько значений превращают уравнение в верное равенство.

Представим, что мы имеем следующее уравнение х + а = 5, такое уравнение имеет две переменные. Если мы поставим вместо них числа 3 и 6 то равенство не будет верным, соответственно и данные числа не являются решением для данного примера. А если взять числа 2 и 3 то равенство превратится в верное, а числа 2 и 3 будут решением уравнения. Представленные уравнения с несколькими переменными, тоже могут или не иметь корня вообще или наоборот иметь множество решений.

Видео:Рациональные корни многочлена с целым показателем. 10 класс.Скачать

Рациональные корни многочлена с целым показателем. 10 класс.

Правила нахождения корней

Таких правил существует несколько рассмотрим их ниже.

Пример 1

Допустим мы имеем уравнение 4 + х = 10, чтобы найти корень уравнения или значение х в данном случае необходимо найти неизвестное слагаемое, для этого есть следующее правило или формула. Для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное значение.

Решение:

Чтобы проверить является ли 6 решением, мы ставим его на место неизвестной переменной х в исходное уравнение, получаем следующее равенство 4 + 6 = 10, такое равенство является верным, что означает число корня уравнения, равно 6.

Пример 2

Возьмём уравнение вида х — 5 = 3, в данном примере х это неизвестное уменьшаемое, для того чтобы его найти необходимо следовать следующему правилу:

Для нахождения уменьшаемого необходимо сложить разность и вычитаемое.

Решение:

Проверяем правильность нахождения корня уравнения, подставляем, вместо переменной неизвестной, найденное число 8, получаем равенство 8 — 5 = 3, так как оно верное, то и корень уравнения найден правильно.

Пример 3

Берём уравнение, в котором неизвестное х будет вычитаемое к примеру: 8 — х = 4. для того чтобы найти х необходимо воспользоваться правилом:

Для нахождения вычитаемого, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Решение:

Проверяем правильность нахождения корня уравнения, для этого полученное значение ставим вместо неизвестного вычитаемого в исходный пример, и получаем следующее равенство 8 — 4 = 4, равенство верно, значит и корень найден правильно.

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Решение (корни) квадратного уравнения

Видео:🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРА

Определение квадратного уравнения и общее понятие о его корнях

Квадратным уравнением называется уравнение вида ax² + bx + c = 0 , где x — переменная, которая в уравнении присутствует в квадрате, a, b, c — некоторые числа, причём a ≠ 0 .

Например, квадратным является уравнение

В квадратном уравнении ax² + bx + c = 0 коэффициент a называют первым коэффициентом, b — вторым коэффициентом, c — свободным членом.

Уравнения вида ax² + bx = 0 ,

называются неполными квадратными уравнениями.

Найти корни квадратного уравнения значит решить квадратное уравнение.

Для вычисления корней квадратного уравния служит выражение b² — 4ac , которое называется дискриминантом квадратного уравнения и обозначается буквой D.

Корни квадратного уравнения имеют следующие сферы применения:

— для разложении квадратного трёхлена на множители, что, в свою очередь, является приёмом упрощения выражений (например, сокращения дробей, вынесение за скобки общего знаменателя и т.д.) в частности, при нахождении пределов, производных и интегралов;

— для решения задач на соотношения параметров меняющегося объекта (корни квадратного уравнения, чаще всего один, являются обычно конечным решением).

Видео:Найди действительные корни.Повторение.9 класс.Скачать

Найди действительные корни.Повторение.9 класс.

Геометрический смысл решения квадратного уравнения

График квадратичного трёхлена ax² + bx + c — левой части квадратного уравнения — представляет собой параболу, ось симметрии которой параллельна оси 0y . Число точек пересечения параболы с осью 0x определяет число корней квадратного уравнения. Если точек пересечения две, то квадратное уравнение имеет два действительных корня, если точка пересечения одна, то квадратное уравнение имеет один действительный корень, если парабола не пересекает ось 0x , то квадратное уравнение не имеет действительных корней. На рисунке ниже изображены три упомянутых случая.

Что такое действительные корни уравнения

Как видно на рисунке, красная парабола пересекает ось 0x в двух точках, зелёная — в одной точке, а жёлтая парабола не имеет точек пересечения с осью 0x .

Видео:Найдите сумму действительных корней уравненияСкачать

Найдите сумму действительных корней уравнения

Три случая после нахождения дискриминанта квадратного уравнения

1. Если дискриминант больше нуля (Что такое действительные корни уравнения), то квадратное уравнение имеет два различных действительных корня.

Они вычисляются по формулам:

Что такое действительные корни уравненияи

Что такое действительные корни уравнения.

Часто пишется так: Что такое действительные корни уравнения.

2. Если дискриминант равен нулю (Что такое действительные корни уравнения), то квадратное уравнение имеет только один действительный корень, или, что то же самое — два равных действительных корня, которые равны Что такое действительные корни уравнения.

3. Если дискриминант меньше нуля (Что такое действительные корни уравнения), то квадратное уравнение не имеет действительных корней, а имеет комплексные корни, но нахождение комплексных корней в этой статье рассматривать не будем. В общем случае правильным решением является констатация того, что квадратное уравнение не имеет действительных корней.

Пример 1. Определить, сколько действительных корней имеет квадратное уравнение:

Что такое действительные корни уравнения.

Решение. Найдём дискриминант:

Что такое действительные корни уравнения.

Дискриминант больше нуля, следовательно, квадратное уравнение имеет два действительных корня.

Путём преобразования в квадратное уравнение следует решать и дробные уравнения, в которых хотя бы одно из слагаемых — дробь, в знаменателе которой присутствует неизвестное, например, Что такое действительные корни уравнения. О том, как это делается — в материале Решение дробных уравнений с преобразованием в квадратное уравнение.

Пример 2. Определить, сколько действительных корней имеет квадратное уравнение:

Что такое действительные корни уравнения.

Решение. Найдём дискриминант:

Что такое действительные корни уравнения.

Дискриминант равен нулю, следовательно, квадратное уравнение имеет один действительный корень.

Пример 3. Определить, сколько действительных корней имеет квадратное уравнение:

Что такое действительные корни уравнения.

Решение. Найдём дискриминант:

Что такое действительные корни уравнения.

Дискриминант меньше нуля, следовательно, квадратное уравнение не имеет действительных корней.

Видео:Квадратный корень. 8 класс.Скачать

Квадратный корень. 8 класс.

Решение полных квадратных уравнений

Находить корни квадратного уравнения требуется при решении многих задач высшей математики, например, при нахождении пределов, интегралов, исследовании функций на возрастание и убывание и других.

Пример 4. Найти корни квадратного уравнения:

Что такое действительные корни уравнения.

В примере 1 нашли дискриминант этого уравнения:

Что такое действительные корни уравнения,

Решение квадратного уравнения найдём по формуле для корней:

Что такое действительные корни уравнения

Пример 5. Найти корни квадратного уравнения:

Что такое действительные корни уравнения.

В примере 2 нашли дискриминант этого уравнения:

Что такое действительные корни уравнения.

Применим формулу корней квадратного уравнения Что такое действительные корни уравнения. Отсюда Что такое действительные корни уравнения, Что такое действительные корни уравнения. Найденные корни квадратного уравнения равны друг другу, а это значит, что уравнение имеет единственный корень: Что такое действительные корни уравнения

Находить корни квадратного уравнения требуется при решении многих задач высшей математики, например, при нахождении пределов, интегралов, исследовании функций на возрастание и убывание и других.

Корни приведённого квадратного уравнения

Пусть дано квадратное уравнение Что такое действительные корни уравнения. Так как Что такое действительные корни уравнения, то разделив обе части данного уравнения на a, получим уравнение Что такое действительные корни уравнения. Полагая, что Что такое действительные корни уравненияи Что такое действительные корни уравнения, приходим к уравнению Что такое действительные корни уравнения, в котором первый коэффициент равен 1. Такое уравнение называется приведённым.

Формула корней приведённого уравнения имеет вид:

Что такое действительные корни уравнения.

Видео:Алгебра 10 класс (Урок№15 - Действительные числа.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№15 - Действительные числа.)

Теорема Виета

Существуют формулы, связывающие корни квадратного уравнения с его коэффициентами. Они впервые были получены французским математиком Ф.Виетом.

Теорема Виета. Если квадратное уравнение ax² + bx + c = 0 имеет действительные корни, то их сумма равна — b/a , а произведение равно с/a :

Что такое действительные корни уравнения

Следствие. Если приведённое квадратное уравнение x² + px + q = 0 имеет действительные корни Что такое действительные корни уравненияи Что такое действительные корни уравнения, то

Что такое действительные корни уравнения

Пояснение формул: сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

Следовательно, теорему Виета можно применять и для поиска корней приведённого квадратного уравнения.

Пример 6. Написать приведённое квадратное уравнение, корнями которого являются числа 1 и -3.

Иначе говоря, надо найти числа p и q такие, чтобы квадратное уравнение

Что такое действительные корни уравнения

имело корни Что такое действительные корни уравненияи Что такое действительные корни уравнения.

По формулам Виета Что такое действительные корни уравнения, Что такое действительные корни уравнения. Требуемое в условии задачи уравнение имеет вид Что такое действительные корни уравнения

Видео:АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок

Решение неполных квадратных уравнений

Пример 7. Решить квадратное уравнение Что такое действительные корни уравнения.

Решение. Чтобы решить данное неполное квадратное уравнение, разложим его левую часть на множители. Получим

Что такое действительные корни уравнения

Произведение Что такое действительные корни уравненияравно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю: Что такое действительные корни уравненияили Что такое действительные корни уравнения. Решая уравнение Что такое действительные корни уравнения, находим Что такое действительные корни уравнения.

Следовательно, произведение Что такое действительные корни уравненияобращается в нулю при Что такое действительные корни уравненияи при Что такое действительные корни уравнения. Поэтому числа 0 и 1/2 являются корнями неполного квадратного уравнения Что такое действительные корни уравнения.

Пример 8. Решить квадратное уравнение Что такое действительные корни уравнения.

Решение. Чтобы решить данное неполное квадратное уравнение, перенесём в его правую часть свободный член с противоположным знаком и разделим обе части уравнения на 3. Получим уравнение

Что такое действительные корни уравнения.

Так как Что такое действительные корни уравнения, то уравнение Что такое действительные корни уравненияне имеет действительных корней. Следовательно, не имеет действительных корней и эквивалентное ему неполное квадратное уравнение Что такое действительные корни уравнения.

Видео:Алгебра 8 класс — Квадратный Корень и его Свойства // Арифметический Квадратный КореньСкачать

Алгебра 8 класс — Квадратный Корень и его Свойства // Арифметический Квадратный Корень

Разложение квадратного трёхчлена на множители с применением корней квадратного уравнения

Если известны корни квадратного уравнения, то трёхчлен, представляющий собой левую часть уравнения, можно разложить на множители по следующей формуле:

Что такое действительные корни уравнения.

Этот приём часто используется для упрощения выражений, особенно сокращения дробей.

Пример 9. Упростить выражение:

Что такое действительные корни уравнения.

Решение. Числитель данной дроби можем рассматривать как квадратный трёхчлен в отношении x и разложить его на множители, предварительно найдя его корни. Найдём дискриминант квадратного уравнения:

Что такое действительные корни уравнения.

Корни квадратного уравнения будут следующими:

Что такое действительные корни уравнения.

Разложим квадратный многочлен на множители:

Что такое действительные корни уравнения.

Упростили выражение, проще не бывает:

Что такое действительные корни уравнения.

Пример 10. Упростить выражение:

Что такое действительные корни уравнения.

Решение. И числитель, и знаменатель — квадратные трёхчлены. Значит, их можно разложить на множители, предварительно найдя корни соответствующих квадратных уравнений. Находим дискриминант первого квадратного уравнения:

Что такое действительные корни уравнения.

Корни первого квадратного уравнения будут следующими:

Что такое действительные корни уравнения.

Находим дискриминант второго квадратного уравнения:

Что такое действительные корни уравнения.

Так как дискриминант равен нулю, второе квадратное уравнение имеет два совпадающих корня:

Что такое действительные корни уравнения.

Подставим корни квадратных уравнений, разложим числитель и знаменатель на множители и получим:

Что такое действительные корни уравнения.

Упрощать выражения путём решения квадратных уравнений требуется при решении многих задач высшей математики, например, при нахождении пределов, интегралов, исследовании функций на возрастание и убывание и других.

Разумеется, квадратного трёхчлена может может и не быть в выражении в первоначальном виде, он может быть получен в процессе предварительных преобразований выражения.

Видео:СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

Из истории решения квадратных уравнений

Формула корней квадратного уравнения «переоткрывалась» неоднократно. Один из первых дошедших до наших дней выводов этой формулы принажлежит индийскому математику Брахмагупте (около 598 г.). Среднеазиатский учёный аль-Хорезми (IX в.) получил эту формулу методом выделения полного квадрата с помощью геометрической иллюстрации. Суть его рассуждений видна из рисунка ниже (он рассматривает уравнение x² + 10x = 39 ).

Что такое действительные корни уравнения

Площадь большого квадрата равна (x + 5)² . Она складывается из площади x² + 10x заштрихованной фигуры, равной левой части рассматриваемого уравнения, и площади четырёх квадратов со стороной 5/2 , равной 25. Получается следующее уравнение и его решение:

Что такое действительные корни уравнения

Видео:Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравненияСкачать

Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравнения

Различные прикладные задачи на квадратные уравнения

Пример 11. Отрезок ткани стоит 180 у.ед. Если бы ткани в отрезке было на 2,5 м больше и цена отрезка оставалась бы прежней, то цена 1 м ткани была бы на 1 у.ед. меньше. Сколько ткани в отрезке?

Решение. Примем количество ткани в отрезке за x и получим уравнение:

Что такое действительные корни уравнения

Приведём обе части уравнения к общему знаменателю:

Что такое действительные корни уравнения

Произведём дальнейшие преобразования:

Что такое действительные корни уравнения

Получили квадратное уравнение, которое и решим:

Что такое действительные корни уравнения

Что такое действительные корни уравнения

Ясно, что количество ткани не может быть отрицательным, поэтому в качестве ответа из двух корней квадратного уравнения подходит лишь один корень — положительный.

Ответ: в отрезке 20 м ткани.

Пример 12. Товар, количество которого 187,5 кг, взвешивают в одинаковых ящиках. Если в каждом ящике количество товара уменьшить на 2 кг, то следовало бы использовать на 2 ящика больше и при этом 2 кг товара остались бы невзвешенными. Сколько кг товара взвешивают в каждом ящике?

Решение. Примем за x количество товара, взвешиваемого в одном ящике. Тогда получим уравнение:

Что такое действительные корни уравнения

Приведём обе части уравнения к общему знаменателю, произведём дальнейшие преобразования и получим квадратное уравнение. Процесс записывается так:

Что такое действительные корни уравнения

Что такое действительные корни уравнения

Найдём корни квадратного уравнения:

Что такое действительные корни уравнения

Количество товара не может быть отрицательным, поэтому в качестве ответа из двух корней квадратного уравнения подходит лишь положительный корень.

Ответ: в одном ящике взвешивают 12,5 кг ткани.

Видео:Комплексные корни квадратных уравнений. 11 класс.Скачать

Комплексные корни квадратных уравнений. 11 класс.

Уравнения с одной переменной

Уравнением с одной переменной — это равенство, содержащее только одну переменную. Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

Содержание:

Определение уравнения. Корни уравнения

Равенство с переменной f(x) = g (х) называют уравнением с одной переменной х, если поставлена задача найти все те же значения х, при которых равенство с переменной обращается в верное числовое равенство. Всякое значение переменной, при котором выражения /(х) и g(x) принимают равные числовые значения, называют корнем уравнения.

Решить уравнение — это значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Пример 1.

Уравнение 3 + х = 7 имеет единственный корень 4, так как при этом и только при этом значении переменной равенство 3 + х = 7 является верным.

Пример 2.

Уравнение (х — 1)(х — 2) = 0 имеет два корня: 1 и 2.

Пример 3.

Уравнение Что такое действительные корни уравненияне имеет действительных корней.

Заметим, что можно говорить и о мнимых корнях уравнений. Так, уравнение Что такое действительные корни уравненияимеет два мнимых корня: Что такое действительные корни уравнения(см. п. 47). Всюду ниже речь идет только о действительных корнях уравнений.

Равносильность уравнений

Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными. Равносильными считаются и уравнения, каждое из которых не имеет корней.

Например, уравнения х + 2 = 5 и х + 5 = 8 равносильны, так как каждое из них имеет единственный корень — число 3. Равносильны и уравнения Что такое действительные корни уравнения— ни одно из них не имеет корней.

Уравнения Что такое действительные корни уравнениянеравносильны, так как первое имеет только один корень 6, тогда как второе имеет два корня: 6 и — 6.

В процессе решения уравнения его стараются заменить более простым, но равносильным данному. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в равносильное ему уравнение.

Теорема 1.

Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Что такое действительные корни уравненияравносильно уравнению Что такое действительные корни уравнения

Теорема 2.

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Что такое действительные корни уравненияравносильно уравнению Что такое действительные корни уравнения(обе части первого уравнения мы умножили на 3).

Линейные уравнения

Линейным уравнением с одной переменной х называют уравнение вида

Что такое действительные корни уравнения

где Что такое действительные корни уравнения— действительные числа; Что такое действительные корни уравненияназывают коэффициентом при переменной, Что такое действительные корни уравнениясвободным членом.

Для линейного уравнения Что такое действительные корни уравнениямогут представиться три случая:

1) Что такое действительные корни уравнения; в этом случае корень уравнения равен Что такое действительные корни уравнения;

2) Что такое действительные корни уравнения; в этом случае уравнение принимает вид Что такое действительные корни уравнения, что верно при любом х, т. е. корнем уравнения служит любое действительное число;

3) Что такое действительные корни уравнения; в этом случае уравнение принимает вид Что такое действительные корни уравнения, оно не имеет корней.

Многие уравнения в результате преобразований сводятся к линейным.

Пример 1.

Решить уравнение Что такое действительные корни уравнения

Решение:

По теореме 1 (см. п. 135), данное уравнение равносильно уравнению Что такое действительные корни уравнения. Если разделить обе части этого уравнения на коэффициент при х, то по теореме 2 получим равносильное данному уравнение Что такое действительные корни уравнения. Итак, Что такое действительные корни уравнения— корень уравнения.

Пример 2.

Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Это уравнение сводится к линейному уравнению. Умножив обе части уравнения на 12 (наименьшее общее кратное знаменателей 3, 4, 6,12), получим

Что такое действительные корни уравнения

Что такое действительные корни уравнения

Квадратные уравнения

Что такое действительные корни уравнения

где Что такое действительные корни уравнения— действительные числа, причем Что такое действительные корни уравнения, называют квадратным уравнением. Если Что такое действительные корни уравнения, то квадратное уравнение называют приведенным, если Что такое действительные корни уравнения, то неприведенным. Коэффициенты Что такое действительные корни уравненияимеют следующие названия: Что такое действительные корни уравненияпервый коэффициент, Что такое действительные корни уравнениявторой коэффициент, с — свободный член. Корни уравнения Что такое действительные корни уравнениянаходят по формуле

Что такое действительные корни уравнения

Выражение Что такое действительные корни уравненияназывают дискриминантом квадратного уравнения (1). Если D О, то уравнение имеет два действительных корня.

В случае, когда D = О, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.

Используя обозначение Что такое действительные корни уравнения, можно переписать формулу (2) в виде Что такое действительные корни уравненияЕсли Что такое действительные корни уравнения, то формулу (2) можно упростить:

Что такое действительные корни уравнения

Что такое действительные корни уравнения

Формула (3) особенно удобна, если Что такое действительные корни уравнения— целое число, т. е. коэффициент Что такое действительные корни уравнения— четное число.

Пример 1.

Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Здесь Что такое действительные корни уравнения. Имеем:

Что такое действительные корни уравнения

Так как Что такое действительные корни уравнения, то уравнение имеет два корня, которые найдем по формуле (2):

Что такое действительные корни уравнения

Итак, Что такое действительные корни уравнения Что такое действительные корни уравнения— корни заданного уравнения.

Пример 2.

Решить уравнение Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Здесь Что такое действительные корни уравненияПо формуле (3) находим Что такое действительные корни уравненият. е. х = 3 — единственный корень уравнения.

Пример 3.

Решить уравнение Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Здесь Что такое действительные корни уравненияЧто такое действительные корни уравненияТак как D 0, откуда х>3, и 5 — х > 0, откуда х 5, тогда как для уравнения (2) областью определения служит вся числовая прямая. Поэтому найденное значение х = 4, являющееся корнем уравнения (2), может оказаться посторонним корнем для уравнения (1). В данном случае именно это и происходит, поскольку х = 4 не принадлежит области определения уравнения (1) (не удовлетворяет неравенству х > 5). Итак, х = 4 — посторонний корень, т. е. заданное уравнение не имеет корней.

Рациональные уравнения

Уравнение f(x) = g(x) называют рациональным, если f(x) и g(x) — рациональные вьфажения. При этом если f(x) и g(x) — целые выражения, то уравнение называют целым; если же хотя бы одно из выражений f(х), g(x) является дробным, то рациональное уравнение f(x) = g(x) называют дробным.

Например, целыми являются линейные (см. п. 136), квадратные (см. п. 137) уравнения.

Чтобы решить рациональное уравнение, нужно:

1) найти общий знаменатель всех имеющихся дробей;

2) заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример:

Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Общим знаменателем имеющихся дробей является 2х(2 — х). Найдя дополнительные множители для каждой дроби, освободимся от знаменателей. Имеем:

Что такое действительные корни уравнения

Из уравнения Что такое действительные корни уравнениянаходим Что такое действительные корни уравнения(см. п. 137). Осталось проверить, обращают ли найденные корни выражение 2х(2 — х) в нуль, т. е. проверить выполнение условия Что такое действительные корни уравненияЗамечаем, что 2 не удовлетворяет этому условию, а 4 удовлетворяет. Значит, х = 4 — единственный корень уравнения.

Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители

Суть этого метода состоит в следующем. Пусть нужно решить уравнение р(х) = 0, где р(х) — многочлен степени Что такое действительные корни уравнения. Предположим, что удалось разложить многочлен на множители:Что такое действительные корни уравнения, где Что такое действительные корни уравнения— многочлены более низкой степени, чем Что такое действительные корни уравнения. Тогда уравнение р(х) = 0 принимает вид Что такое действительные корни уравнения. Если Что такое действительные корни уравнения— корень уравнения Что такое действительные корни уравненияа потому хотя бы одно из чисел Что такое действительные корни уравненияравно нулю.

Значит, Что такое действительные корни уравнения— корень хотя бы одного из уравнений

Что такое действительные корни уравнения

Верно и обратное: если Что такое действительные корни уравнения— корень хотя бы одного из уравнений Что такое действительные корни уравнениято Что такое действительные корни уравнения— корень уравнения Что такое действительные корни уравненият. е. уравнения р (х) = 0.

Итак, если Что такое действительные корни уравнения, где Что такое действительные корни уравнения— многочлены, то вместо уравнения р(х) = 0 нужно решить совокупность уравнений Что такое действительные корни уравнения Что такое действительные корни уравненияВсе найденные корни этих уравнений, и только они, будут корнями уравнения р(х) = 0.

Пример 1.

Решить уравнение Что такое действительные корни уравненияЧто такое действительные корни уравнения

Решение:

Разложим на множители левую часть уравнения. Имеем Что такое действительные корни уравненияоткуда Что такое действительные корни уравнения

Значит, либо х + 2 = 0, либо Что такое действительные корни уравнения. Из первого уравнения находим х = — 2, второе уравнение не имеет корней. Итак, получили ответ: -2.

Метод разложения на множители применим к любым уравнениям вида р(х) = 0, где р(х) необязательно многочлен. Пусть Что такое действительные корни уравненияно среди выражений Что такое действительные корни уравненияесть выражения более сложного вида, чем многочлены (например, иррациональные, логарифмические и т. д.). Среди корней уравнений Что такое действительные корни уравнения Что такое действительные корни уравнениямогут быть посторонние для уравнения р(х) = 0.

Пример 2.

Решить уравнение Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Имеем Что такое действительные корни уравнения; значит, либо Что такое действительные корни уравнения, либо Что такое действительные корни уравнения.Из уравнения Что такое действительные корни уравнениянаходим х = 0, из уравнения Что такое действительные корни уравнениянаходим Что такое действительные корни уравнения.

Но х = -3 не удовлетворяет исходному уравнению, так как при этом значении не определено выражение Что такое действительные корни уравнения. Это посторонний корень.

Итак, уравнение имеет два корня: 3; 0.

Решение уравнений методом введения новой переменной

Суть этого метода поясним на примерах.

Пример 1.

Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Положив Что такое действительные корни уравнения, получим уравнение

Что такое действительные корни уравнения

откуда находим Что такое действительные корни уравнения. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Что такое действительные корни уравнения

Первое квадратное уравнение не имеет действительных корней, так как его дискриминант отрицателен.

Из второго квадратного уравнения находим Что такое действительные корни уравненияЧто такое действительные корни уравнения. Это корни заданного уравнения.

Пример 2.

Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Положим Что такое действительные корни уравнения, тогда

Что такое действительные корни уравнения

и уравнение примет вид

Что такое действительные корни уравнения

Решив это уравнение (см. п. 145), получим

Что такое действительные корни уравнения

Но Что такое действительные корни уравнения. Значит, нам остается решить совокупность уравнений

Что такое действительные корни уравнения

Из первого уравнения находим Что такое действительные корни уравнения, Что такое действительные корни уравнения; из второго уравнения получаем Что такое действительные корни уравнения Что такое действительные корни уравненияТем самым найдены четыре корня заданного уравнения.

Биквадратные уравнения

Биквадратным уравнением называют уравнение вида

Что такое действительные корни уравнения

Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив Что такое действительные корни уравнения, придем к квадратному уравнению Что такое действительные корни уравнения

Пример:

Решить уравнение Что такое действительные корни уравнения.

Решение:

Положив Что такое действительные корни уравнения, получим квадратное уравнение Что такое действительные корни уравнения, откуда находим Что такое действительные корни уравненияЧто такое действительные корни уравнения. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений Что такое действительные корни уравненияПервое уравнение не имеет действительных корней, из второго находим Что такое действительные корни уравненияЭто — корни заданного биквадратного уравнения.

Решение задач с помощью составления уравнений

С помощью уравнений решаются многочисленные задачи, к которым приводят самые разнообразные вопросы физики, механики, экономики и т. д. Прежде всего напомним общий порядок решения задач с помощью уравнений.

1) Вводят переменные, т. е. буквами х, у, z обозначают неизвестные величины, которые либо требуется найти в задаче, либо они необходимы для отыскания искомых величин.

2) С помощью введенных переменных и данных в задаче чисел и их соотношений составляют систему уравнений (или одно уравнение).

3) Решают составленную систему уравнений (или уравнение) и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.

4) Если буквами х, у, z обозначили не искомые величины, то с помощью полученных решений находят ответ на вопрос задачи.

Задача 1.

Для перевозки 60 т груза из одного места в другое затребовали некоторое количество машин. Ввиду неисправности дороги на каждую машину пришлось грузить на 0,5 т меньше, чем предполагалось, поэтому дополнительно потребовались 4 машины. Какое количество машин было затребовано первоначально?

Решение: Обозначим через х количество машин, затребованных первоначально. Тогда на самом деле было вызвано (х + 4) машин. Так как надо было перевезти 60 т груза, то предполагалось, что на одну машину будут грузить Что такое действительные корни уравненият груза, а на самом деле грузили Что такое действительные корни уравненият груза, что на 0,5 т меньше, чем предполагалось. В результате мы приходим к уравнению

Что такое действительные корни уравнения

Это уравнение имеет два корня: х = -24, х = 20. Ясно, что по смыслу задачи значение х = —24 не подходит. Таким образом, первоначально было затребовано 20 машин.

Задача 2.

Моторная лодка, движущаяся со скоростью 20 км/ч, прошла расстояние между двумя пунктами по реке туда и обратно без остановок за 6 ч 15 мин. Расстояние между пунктами равно 60 км. Найти скорость течения реки.

Решение:

Пусть х км/ч — скорость течения реки. Тогда лодка, собственная скорость которой 20 км/ч, идет по течению со скоростью (20 + х) км/ч, а против течения — со скоростью (20 — х) км/ч. Время, за которое лодка пройдет путь между пунктами по течению, составит Что такое действительные корни уравненияч, а время, за которое лодка пройдет обратный путь, составит Что такое действительные корни уравненияч. Так как путь туда и обратно лодка проходит за 6 ч 15 мин, т. е. Что такое действительные корни уравненияч, приходим к уравнению

Что такое действительные корни уравнения

решив которое, находим два корня: х = 4, х = -4. Ясно, что значение х = -4 не подходит по смыслу задачи. Итак, скорость течения реки равна 4 км/ч.

Задача 3.

Найти двузначное число, зная, что цифра его единиц на 2 больше цифры десятков и что произведение искомого числа на сумму его цифр равно 144.

Решение:

Напомним, что любое двузначное число может быть записано в виде 10х + у, где х — цифра десятков, а у — цифра единиц. Согласно условию, если х — цифра десятков, то цифра единиц равна х + 2 и мы получаем

Что такое действительные корни уравнения

Решив это уравнение, найдем Что такое действительные корни уравнения

Второй корень не подходит по смыслу задачи.

Итак, цифра десятков равна 2, цифра единиц равна 4; значит, искомое число равно 24.

Задача 4.

Двое рабочих, работая вместе, выполнили некоторую работу за 6 ч. Первый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу на 5 ч скорее, чем второй рабочий, если последний будет работать отдельно. За сколько часов каждый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу?

Решение:

Производительность труда, т. е. часть работы, выполняемая в единицу времени (обозначим ее через А), и время, необходимое для выполнения всей работы (обозначим его через t), — взаимно обратные величины, т. е. At = 1. Поэтому если обозначить через х ч время, необходимое для выполнения всей работы первому рабочему, а через (х + 5) ч — второму, то часть работы, выполняемая первым рабочим за 1 ч, равна Что такое действительные корни уравнения, а часть работы, выполняемая вторым рабочим за 1 ч, равна Что такое действительные корни уравненияСогласно условию, они, работая вместе, выполнили всю работу за 6 ч. Доля работы, выполненная за 6 ч первым рабочим, есть Что такое действительные корни уравнения, а доля работы, выполненная за 6 ч вторым рабочим, есть Что такое действительные корни уравненияТак как вместе они выполнили всю работу, т. е. доля выполненной работы равна 1, получаем уравнение

Что такое действительные корни уравнения

решив которое, найдем х = 10.

Итак, первый рабочий может выполнить всю работу за 10 ч, а второй — за 15 ч.

Задача 5.

Из сосуда емкостью 54 л, наполненного кислотой, вылили несколько литров и долили сосуд водой, потом опять вылили столько же литров смеси. Тогда в оставшейся в сосуде смеси оказалось 24 л чистой кислоты. Сколько кислоты вылили в первый раз?

Решение:

Пусть в первый раз было вылито х л кислоты. Тогда в сосуде осталось (54 — х) л кислоты. Долив сосуд водой, получили 54 л смеси, в которой растворилось (54 — х) л кислоты. Значит, в 1 л смеси содержится Что такое действительные корни уравнениял кислоты (концентрация раствора). Во второй раз из сосуда вылили х л смеси, в этом количестве смеси содержалось Что такое действительные корни уравнениял кислоты. Таким образом, в первый раз было вылито х л кислоты, во второй Что такое действительные корни уравнениял кислоты, а всего

за два раза вылито 54 — 24 = 30 л кислоты. В результате приходим к уравнению

Что такое действительные корни уравнения

Решив это уравнение, найдем два корня: Что такое действительные корни уравненияи Что такое действительные корни уравнения. Ясно, что значение 90 не удовлетворяет условию задачи.

Итак, в первый раз было вылито 18 л кислоты.

Задача 6.

Имеется кусок сплава меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?

Решение:

Пусть масса добавленного олова составляет х кг. Тогда получится сплав массой (12 + х) кг, содержащий 40% меди. Значит, в новом сплаве имеется 0,4(12 + х) кг меди. Исходный сплав массой 12 кг содержал 45% меди, т. е. меди в нем было Что такое действительные корни уравнения. Так как масса меди и в имевшемся, и в новом сплаве одна и та же, приходим к уравнению

Что такое действительные корни уравнения

Решив это уравнение, получим х = 1,5. Таким образом, к исходному сплаву надо добавить 1,5 кг олова.

Задача 7.

Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько стали того и другого сорта надо взять, чтобы после переплавки получить 140 т стали с содержанием никеля 30% ?

Решение:

Пусть масса стали первого сорта равна х т, тогда стали второго сорта надо взять (140 — х) т. Содержание никеля в стали первого сорта составляет 5%; значит, в х т стали первого сорта содержится 0,05л; т никеля. Содержание никеля в стали второго сорта составляет 40%; значит, в (140 — х) т стеши второго сорта содержится 0,4 (140 — х) т никеля. По условию после соединения взятых двух сортов должно получиться 140 т стали с 30% -ным содержанием никеля, т. е. после переплавки в полученной стали должно быть 0,3 * 140 т никеля. Но это количество никеля складывается из 0,05л; т, содержащихся в стали первого сорта, и из 0,4 (140 — х) т, содержащихся в стали второго сорта. Таким образом, приходим к уравнению

0,05х + 0,4 (140 — х) = 0,3 * 140,

из которого находим х = 40. Следовательно, надо взять 40 т стали с 5% -ным и 100 т стали с 40% -ным содержанием никеля.

Иррациональные уравнения

Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Например, иррациональными являются уравнения Что такое действительные корни уравненияЧто такое действительные корни уравнения

Используются два основных метода решения иррациональных уравнений:

1) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

2) метод введения новых переменных (см. п. 147).

Метод возведения обеих частей уравнения в одну

и ту же степень состоит в следующем:

а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду

Что такое действительные корни уравнения

б) возводят обе части полученного уравнения в п-ю степень:

Что такое действительные корни уравнения

в) учитывая, что Что такое действительные корни уравнения, получают уравнение

г) решают уравнение и, в случае четного п, делают проверку, так как возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень может привести к появлению посторонних корней (см. п. 142). Эта проверка чаще всего осуществляется с помощью подстановки найденных значений переменной в исходное уравнение.

Пример 1.

Решить уравнение Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Возведем обе части уравнения в шестую степень; получим х — 3 = 64, откуда х = 67.

Проверка:

Подставив 67 вместо х в данное уравнение, получим Что такое действительные корни уравнения, т. е. 2 = 2 — верное равенство.

Ответ: 67.

Пример 2.

Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Преобразуем уравнение к виду

Что такое действительные корни уравнения

и возведем обе части его в квадрат. Получим

Что такое действительные корни уравнения

Что такое действительные корни уравнения

Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат:

Что такое действительные корни уравнения

откуда Что такое действительные корни уравнения

Проверка:

1) При х = 5 имеем

Что такое действительные корни уравнения— верное равенство.

Таким образом, х = 5 является корнем заданного уравнения.

2) При х = 197 имеем Что такое действительные корни уравненияТаким образом, х = 197 — посторонний корень.

Ответ: 5.

Пример 3.

Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Применим метод введения новой переменной.

Положим Что такое действительные корни уравненияи мы получаем уравнение Что такое действительные корни уравнения, откуда находим Что такое действительные корни уравнения

Теперь задача свелась к решению совокупности уравнений

Что такое действительные корни уравнения

Возведя обе части уравнения Что такое действительные корни уравненияв пятую степень, получим х — 2 = 32, откуда х = 34.

Уравнение Что такое действительные корни уравненияне имеет корней, поскольку под знаком возведения в дробную степень может содержаться только неотрицательное число, а любая степень неотрицательного числа неотрицательна.

Ответ: 34.

Показательные уравнения

Показательное уравнение вида

Что такое действительные корни уравнения

где Что такое действительные корни уравненияравносильно уравнению f(х) = g(x).

Имеются два основных метода решения показательных уравнений:

1) метод уравнивания показателей, т. е. преобразование заданного уравнения к виду Что такое действительные корни уравненияа затем к виду f(х) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Решить уравнение Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Данное уравнение равносильно уравнению Что такое действительные корни уравненияоткуда находим Что такое действительные корни уравнения Что такое действительные корни уравненияРешив это квадратное уравнение, получим Что такое действительные корни уравнения

Пример 2.

Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Приведем все степени к одному основанию Что такое действительные корни уравнения. Получим уравнение Что такое действительные корни уравнения Что такое действительные корни уравнениякоторое преобразуем к виду Что такое действительные корни уравнения Что такое действительные корни уравненияУравнение равносильно уравнению х = 2х — 3, откуда находим х = 3.

Пример 3.

Решить уравнение Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Применим метод введения новой переменной. Так как Что такое действительные корни уравнения,то данное уравнение можно переписать в виде

Что такое действительные корни уравнения

Введем новую переменную, положив Что такое действительные корни уравненияПолучим квадратное уравнение Что такое действительные корни уравненияс корнями Что такое действительные корни уравненияТеперь задача сводится к решению совокупности уравнений Что такое действительные корни уравнения

Из первого уравнения находим х = 2. Второе уравнение не имеет корней, так как Что такое действительные корни уравненияпри любых значениях х.

Ответ: 2.

Логарифмические уравнения

Чтобы решить логарифмическое уравнение вида

Что такое действительные корни уравнения

где Что такое действительные корни уравнениянужно:

1) решить уравнение f(x) = g(x);

2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенствам f(x) > 0 и g(x) > 0; остальные корни уравнения f(x) = g(x) являются посторонними для уравнения (1).

Имеются два основных метода решения логарифмических уравнений:

1) метод, заключающийся в преобразовании уравнения к виду Что такое действительные корни уравнениязатем к виду f(x) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Перейдем от заданного уравнения к уравнению Что такое действительные корни уравненияи решим его. Имеем Что такое действительные корни уравненияПроверку найденных значений х выполним с помощью неравенств Что такое действительные корни уравненияЧисло -3 этим неравенствам удовлетворяет, а число 4 — нет. Значит, 4 — посторонний корень.

Ответ: -3.

Пример 2.

Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Воспользовавшись тем, что сумма логарифмов равна логарифму произведения (см. п. 120), преобразуем уравнение к виду

Что такое действительные корни уравнения

Из последнего уравнения находим Что такое действительные корни уравнения

Осталось сделать проверку. Ее можно выполнить с помощью системы неравенств

Что такое действительные корни уравнения

Подставив поочередно найденные значения -1 и -5,5 в эти неравенства, убеждаемся, что -1 удовлетворяет всем неравенствам, а -5,5 — нет, например при этом значении не выполняется первое неравенство. Значит, -5,5 — посторонний корень.

Ответ: -1.

Пример 3.

Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Так как Что такое действительные корни уравнения Что такое действительные корни уравнениязаданное уравнение можно переписать следующим образом:

Что такое действительные корни уравнения

Введем новую переменную, положив Что такое действительные корни уравненияПолучим

Что такое действительные корни уравнения

Что такое действительные корни уравнения

Но Что такое действительные корни уравнения; из уравнения Что такое действительные корни уравнениянаходим х = 4.

Ответ: 4.

Примеры решения показательно-логарифмических уравнений

Пример 1.

Что такое действительные корни уравнения

Решение:

Область определения уравнения: х > 0. При этом условии выражения, входящие в обе части уравнения (1), принимают только положительные значения. Прологарифмировав обе части уравнения (1) по основанию 10, получим уравнение

Что такое действительные корни уравнения

равносильное уравнению (1). Далее имеем Что такое действительные корни уравненияЧто такое действительные корни уравнения

Полагая Что такое действительные корни уравненияполучим уравнение Что такое действительные корни уравненияЧто такое действительные корни уравнения, откуда Что такое действительные корни уравненияОстается решить совокупность уравнений Что такое действительные корни уравненияИз этой совокупности получим Что такое действительные корни уравнения— корни уравнения (1).

Здесь применен метод логарифмирования, заключающийся в переходе от уравнения f(x) = g(x) к уравнению

Что такое действительные корни уравнения

Пример 2.

Что такое действительные корни уравнения(2)

Решение:

Воспользовавшись определением логарифма, преобразуем уравнение (2) к виду

Что такое действительные корни уравнения

Полагая Что такое действительные корни уравнения, получим уравнение Что такое действительные корни уравнениякорнями которого являются Что такое действительные корни уравнения

Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Что такое действительные корни уравнения

Так как Что такое действительные корни уравнения, а -1 0 и мы получаем

Что такое действительные корни уравнения

если Что такое действительные корни уравнения, то D = 0 и мы получаем Что такое действительные корни уравнения, т. е. (поскольку Что такое действительные корни уравнения) Что такое действительные корни уравнения.

Итак, если Что такое действительные корни уравнениято действительных корней нет; если Что такое действительные корни уравнения= 1, то Что такое действительные корни уравнения; если Что такое действительные корни уравнения,то Что такое действительные корни уравнения; если Что такое действительные корни уравненияи Что такое действительные корни уравнения, то

Что такое действительные корни уравнения

Пример 3.

При каких значениях параметра Что такое действительные корни уравненияуравнение

Что такое действительные корни уравнения

имеет два различных отрицательных корня?

Решение:

Так как уравнение должно иметь два различных действительных корня Что такое действительные корни уравненияего дискриминант должен быть положительным. Имеем

Что такое действительные корни уравнения

Значит, должно выполняться неравенство Что такое действительные корни уравненияЧто такое действительные корни уравнения

По теореме Виета для заданного уравнения имеем

Что такое действительные корни уравнения

Так как, по условию, Что такое действительные корни уравнения, то Что такое действительные корни уравненияи Что такое действительные корни уравнения

В итоге мы приходим к системе неравенств (см. п. 177):

Что такое действительные корни уравнения

Из первого неравенства системы находим (см. п. 180, 183) Что такое действительные корни уравнения; из второго Что такое действительные корни уравнения; из третьего Что такое действительные корни уравнения. С помощью координатной прямой (рис. 1.107) находим, что либо Что такое действительные корни уравнения, либо Что такое действительные корни уравнения

Что такое действительные корни уравнения

Эта лекция взята со страницы полного курса лекций по изучению предмета «Математика»:

Смотрите также дополнительные лекции по предмету «Математика»:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что такое действительные корни уравненияЧто такое действительные корни уравнения

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

📽️ Видео

Корень n-ой степени из действительного числа и его свойства. 11 класс.Скачать

Корень n-ой степени из действительного числа и его свойства. 11 класс.

Схема Горнера. 10 класс.Скачать

Схема Горнера. 10 класс.

Как считать корни? #shortsСкачать

Как считать корни? #shorts

Рациональные и иррациональные числа за 5 минутСкачать

Рациональные и иррациональные числа за 5 минут

Алгебра 8 класс (Урок№19 - Уравнение х² = а.)Скачать

Алгебра 8 класс (Урок№19 - Уравнение х² = а.)
Поделиться или сохранить к себе: