Что если в уравнении получается 0 равно 0

Уравнения равные нулю

Что такое «уравнения равные нулю»?

Если в левой части уравнения стоит сумма или разность одночленов или многочленов, а в правой части — нуль, то это может быть обычное линейное уравнение.

Если левая часть уравнения представляет собой произведения двух или нескольких множителей, а правая часть — нуль, то это — уравнение типа «произведение равно нулю».

В общем виде простейшие равные нулю уравнения можно записать как

Что если в уравнении получается 0 равно 0

(множителей может быть больше).

Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю. Поэтому приравниваем к нулю каждый множитель:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

и решаем каждое из полученных уравнений отдельно.

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Это — уравнение типа «произведение равно нулю».

Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю. Приравниваем к нулю каждый из множителей:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Если в уравнении, равном 0, левую часть можно разложить на множители, то такое уравнение также можно решить как уравнение типа «произведение равно 0».

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Сгруппируем первое слагаемое с третьим, а четвёртое — со вторым:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Из первых скобок вынесем за скобки общий множитель x², из вторых — 4:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Общий множитель (x-3) вынесем за скобки:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получили уравнение типа «произведение равно 0». Приравниваем к нулю каждый из множителей:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Корень первого уравнения —

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Второе уравнение не имеет корней (сумма положительных чисел не может равняться нулю).

В алгебре многие уравнения сводятся к уравнениям типа «произведение равно нулю» с помощью разложения на множители.

Множители могут линейными, квадратными, логарифмическими, тригонометрическими и т.д. уравнениями.

Еще один важный частный случай уравнений, равных нулю, рассмотрим позже.

13 комментариев

Показательное уравнение:
3^((x+2)/(3x-4))-2*3^((5x-10)/(3x-4))-7=0
Корень известен: x=2.
Подскажите, пожалуйста, как найти решение. Преобразовать в квадратное уравнение что-то не получается.

Видео:Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 класс

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Видео:Почему 0 в степени 0 равно 1?Скачать

Почему 0 в степени 0 равно 1?

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Видео:Когда алгебраическая дробь равна 0?Скачать

Когда алгебраическая дробь равна 0?

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вернем получившееся равенство Что если в уравнении получается 0 равно 0в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Пример 4. Рассмотрим равенство Что если в уравнении получается 0 равно 0

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Что если в уравнении получается 0 равно 0позволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Отсюда Что если в уравнении получается 0 равно 0.

Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Отсюда Что если в уравнении получается 0 равно 0.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Что если в уравнении получается 0 равно 0требовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Что если в уравнении получается 0 равно 0вместо числа 15 располагается переменная x

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Что если в уравнении получается 0 равно 0. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Теперь представим, что в равенстве Что если в уравнении получается 0 равно 0вместо числа 5 располагается переменная x .

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Что если в уравнении получается 0 равно 0. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
  • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
  • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Что если в уравнении получается 0 равно 0

При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Мы получили новое уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Что если в уравнении получается 0 равно 0

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0и подставим вместо x

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Отсюда x равен 2

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Видео:Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0Скачать

Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0

Равносильные уравнения

В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Отсюда Что если в уравнении получается 0 равно 0.

Вернемся к исходному уравнению Что если в уравнении получается 0 равно 0и подставим вместо x найденное значение 2

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0мы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0. Корень этого уравнения, как и уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0так же равен 2

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Что если в уравнении получается 0 равно 0В левой части останется 4x , а в правой части число 4

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Отсюда Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Пример 3. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Раскроем скобки в левой части равенства:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В левой части останется 2x , а в правой части число 9

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Отсюда Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вернемся к исходному уравнению Что если в уравнении получается 0 равно 0и подставим вместо x найденное значение 4,5

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0мы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0. Корень этого уравнения, как и уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0так же равен 4,5

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В результате останется простейшее уравнение

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вернемся к исходному уравнению Что если в уравнении получается 0 равно 0и подставим вместо x найденное значение 4

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0. Корень этого уравнения, как и уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0равен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0на множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Пример 2. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Умнóжим обе части уравнения на 15

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Перепишем то, что у нас осталось:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Отсюда Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вернемся к исходному уравнению Что если в уравнении получается 0 равно 0и подставим вместо x найденное значение 5

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0равен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

Пример 3. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Умнóжим обе части уравнения на 3

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Останется простейшее уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Отсюда Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вернемся к исходному уравнению Что если в уравнении получается 0 равно 0и подставим вместо x найденное значение 9

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Умнóжим обе части уравнения на 6

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Перепишем то, что у нас осталось:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вернемся к исходному уравнению Что если в уравнении получается 0 равно 0и подставим вместо x найденное значение 4

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Умнóжим обе части уравнения на 15

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Перепишем то, что у нас осталось:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Раскроем скобки там, где это можно:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Найдём значение x

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Значение переменной А равно Что если в уравнении получается 0 равно 0. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Что если в уравнении получается 0 равно 0, то уравнение будет решено верно

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Что если в уравнении получается 0 равно 0. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Перепишем то, что у нас осталось:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Приведем подобные слагаемые:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Что если в уравнении получается 0 равно 0

То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0на самом деле выглядит следующим образом:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

Что если в уравнении получается 0 равно 0

или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Итак, корень уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0равен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0на минус единицу:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Что если в уравнении получается 0 равно 0, а правая часть будет равна 10

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Корень этого уравнения, как и уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0равен 5

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Значит уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0и Что если в уравнении получается 0 равно 0равносильны.

Пример 2. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0на −1 можно записать подробно следующим образом:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Итак, умножив обе части уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0на −1 , мы получили уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Что если в уравнении получается 0 равно 0

Видео:В реале кто-то (не)прав! Деление 0 на 0Скачать

В реале кто-то (не)прав! Деление 0 на 0

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

Видео:Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Что если в уравнении получается 0 равно 0мы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Но если в уравнении Что если в уравнении получается 0 равно 0обе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Уравнения вида Что если в уравнении получается 0 равно 0мы решали выражая неизвестное слагаемое:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Что если в уравнении получается 0 равно 0слагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Далее разделить обе части на 2

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Что если в уравнении получается 0 равно 0.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В случае с уравнениями вида Что если в уравнении получается 0 равно 0удобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Видео:Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать

Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполные

Когда корней несколько

Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

Пример 2. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0и убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Видео:Как решить квадратное уравнение за 30 секунд#математика #алгебра #уравнение #дискриминант #репетиторСкачать

Как решить квадратное уравнение за 30 секунд#математика #алгебра #уравнение #дискриминант #репетитор

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Пример 2. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Видео:Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

Когда корней нет

Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0не имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Что если в уравнении получается 0 равно 0. Тогда уравнение примет следующий вид

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Пусть Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Пример 2. Решить уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0

Раскроем скобки в левой части равенства:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Приведем подобные слагаемые:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Видео:Итоговое повторение «2. Уравнения». Часть 5/5Скачать

Итоговое повторение «2. Уравнения». Часть 5/5

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0определить расстояние, нужно выразить переменную s .

Умнóжим обе части уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0на t

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Попробуем из уравнения Что если в уравнении получается 0 равно 0определить время. Для этого нужно выразить переменную t .

Умнóжим обе части уравнения на t

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0примет следующий вид

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

Что если в уравнении получается 0 равно 0

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Затем разделить обе части на 50

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Пример 2. Дано буквенное уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Разделим обе части уравнения на b

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В левой части вынесем за скобки множитель x

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Разделим обе части на выражение a − b

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Пример 4. Дано буквенное уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Умнóжим обе части на a

Что если в уравнении получается 0 равно 0

В левой части x вынесем за скобки

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Видео:Уравнение четвертой степениСкачать

Уравнение четвертой степени

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

Что если в уравнении получается 0 равно 0

Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Что если в уравнении получается 0 равно 0примет вид Что если в уравнении получается 0 равно 0.
Отсюда Что если в уравнении получается 0 равно 0.

Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Неполные квадратные уравнения

теория по математике 📈 уравнения

Квадратным уравнением называется уравнение вида ax 2 +bx+c=0, где х – переменная, a, b, c некоторые числа, причем a≠0. Обычно его называют полным квадратным уравнением.

Если в таком уравнении один из коэффициентов b или c равен нулю, либо оба одновременно равны нулю, то такое уравнение называется неполным квадратным уравнением.

Неполное квадратное уравнение при b=0: ax 2 +c=0

Для решения такого вида уравнения надо выполнить перенос коэффициента с в правую часть, затем найти квадрат переменной (делим обе части на одно и то же число), найти два корня уравнения, либо доказать, что корней нет (если х 2 равен отрицательному коэффициенту; знаем, что квадрат любого числа равен только положительному числу).

Пример №1. Решить уравнение:

Выполним перенос числа –45 в правую часть, изменяя знак на противоположный: 5х 2 =45; найдем переменную в квадрате, поделив обе части уравнения на 5: х 2 =9. Видим, что квадрат переменной равен положительному числу, поэтому уравнение имеет два корня, находим их устно, извлекая квадратный корень из числа 9, получим –3 и 3. Оформляем решение уравнения обычным способом:

Ответ: х=±3 или можно записать ответ так: х1=–3, х2=3 (обычно меньший корень записывают первым). Пример №2. Решить уравнение:

Выполним решение уже известным способом: –6х 2 =90. х 2 =–15 Здесь видим, что квадрат переменной равен отрицательному числу, а это значит, что уравнение не имеет корней. Ответ: нет корней. Пример №3. Решить уравнение:

Здесь мы видим в левой части уравнения формулу сокращенного умножения (разность квадратов двух выражений). Поэтому, можем разложить данное выражение на множители, и найти корни уравнения: (х–10)(х+10)=0. Соответственно, вспомним, что произведение двух множителей равно нулю тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, то есть х–10=0 или х+10=0. Откуда имеем два корня х1=10, х2=–10.

Неполное квадратное уравнение при с=0: ax 2 +bx=0

Данного вида уравнение решается способом разложения на множители – вынесением за скобки переменной. Данное уравнение всегда имеет два корня, один из которых равен нулю. Рассмотрим данный способ на примерах.

Пример №4. Решить уравнение:

Выносим переменную х за скобки: х(х+8)=0. Получаем два уравнения х=0 или х+8=0. Отсюда данное уравнение имеет два корня – это 0 и –8.

Пример №5. Решить уравнение:

Здесь кроме переменной можно вынести за скобки еще и коэффициент 3, который является общим множителем для данных в уравнении коэффициентов. Получим: 3х(х–4)=0. Получаем два уравнения 3х=0 и х–4=0. Соответственно и два корня – нуль и 4.

Неполное квадратное уравнение с коэффициентами b и с равными нулю: ax 2 =0

Данное уравнение при любых значениях коэффициента а будет иметь один корень, равный нулю.

Пример №6. Решить уравнение:

Обе части уравнения делим на (–14) и получаем х 2 =0, откуда соответственно и единственный корень – нуль. Пример №6. Решить уравнение:

Также делим обе части на 23 и получаем х 2 =0. Значит, корень уравнения – нуль.

🌟 Видео

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 класс

Составляем уравнение прямой по точкамСкачать

Составляем уравнение прямой по точкам

Уравнение касательной в точке. Практическая часть. 1ч. 10 класс.Скачать

Уравнение касательной в точке. Практическая часть. 1ч. 10 класс.

Решите уравнение (-5x+3)(-x+6)=0. | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 4 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

Решите уравнение (-5x+3)(-x+6)=0. | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 4 | ШКОЛА ПИФАГОРА

Деление на ноль. Объяснение математического смысла.Скачать

Деление на ноль. Объяснение математического смысла.
Поделиться или сохранить к себе: