- Дискриминантом квадратного трехчлена называют выражение (b^-4ac), где (a, b) и (c) – коэффициенты данного трехчлена.
- Дискриминант и корни квадратного уравнения
- Значение дискриминанта показывает количество корней квадратного уравнения: — если (D) положителен – уравнение будет иметь два корня; — если (D) равен нулю – только один корень; — если (D) отрицателен – корней нет.
- Если дискриминант положителен
- Если дискриминант равен нулю
- Если дискриминант отрицателен
- Как найти дискриминант квадратного уравнения
- Понятие квадратного уравнения
- Понятие дискриминанта
- Как решать квадратные уравнения через дискриминант
- Примеры решения квадратных уравнений с помощью дискриминанта
- О квадратных уравнениях в правильном порядке
- Начнем с конца
- Геометрия параболы
- Вершина
- Ещё немного про корни
- Понятие дискриминанта
- Заключение
- 📹 Видео
Дискриминантом квадратного трехчлена называют выражение (b^-4ac), где (a, b) и (c) – коэффициенты данного трехчлена.
Например, для трехчлена (3x^2+2x-7), дискриминант будет равен (2^2-4cdot3cdot(-7)=4+84=88). А для трехчлена (x^2-5x+11), он будет равен ((-5)^2-4cdot1cdot11=25-44=-19).
Дискриминант обозначается буквой (D) и часто используется при решении квадратных уравнений . Также по значению дискриминанта можно понять, как примерно выглядит график квадратичной функции (см. ниже).
Видео:Найти сумму корней квадратного уравнения, если дискриминант равен нулюСкачать
Дискриминант и корни квадратного уравнения
Значение дискриминанта показывает количество корней квадратного уравнения:
— если (D) положителен – уравнение будет иметь два корня;
— если (D) равен нулю – только один корень;
— если (D) отрицателен – корней нет.
Это не надо учить, к такому выводу несложно прийти, просто зная, что квадратный корень из дискриминанта (то есть, (sqrt) входит в формулу для вычисления корней квадратного уравнения: (x_=) (frac<-b+sqrt>) и (x_=) (frac<-b-sqrt>) . Давайте рассмотрим каждый случай подробнее.
Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать
Если дискриминант положителен
В этом случае корень из него – это некоторое положительное число, а значит (x_) и (x_) будут различны по значению, ведь в первой формуле (sqrt) прибавляется, а во второй – вычитается. И мы имеем два разных корня.
Пример: Найдите корни уравнения (x^2+2x-3=0)
Решение:
Вычисляем дискриминант по формуле (D=b^2-4ac)
Найдем корни уравнения
Получили два различных корня из-за разных знаков перед (sqrt)
На графике квадратичной функции положительный дискриминант будет означать пересечение функции с осью икс ровно в двух точках – корнях уравнения. И это логично. Вдумайтесь – если уравнение (x^2+2x-3=0) имеет корни (x_=1) и (x_=-3), значит при подстановке (1) и (-3) вместо икса, левая часть станет нулем. А значит, если те же самые единицу и минус тройку подставить в функцию (y=x^2+2x-3) получим (y=0). То есть, функция (y=x^2+2x-3) проходит через точки ((1;0)) и ((-3;0)) (подробнее смотри статью Как построить график функции ).
Видео:Решение квадратных неравенств графическим методом, если дискриминант равен нулю. 8 класс.Скачать
Если дискриминант равен нулю
А сколько корней будет, если дискриминант равен нулю? Давайте рассуждать.
Формулы корней выглядят так: (x_=) (frac<-b+sqrt>) и (x_=) (frac<-b-sqrt>) . И если дискриминант – ноль, то и корень из него тоже ноль. Тогда получается:
То есть, значения корней уравнения будут совпадать, потому что прибавление или вычитание нуля ничего не меняет.
Пример: Найдите корни уравнения (x^2-4x+4=0)
Решение:
Вычисляем дискриминант по формуле (D=b^2-4ac)
Находим корни уравнения
Получили два одинаковых корня, поэтому нет смысла писать их по отдельности – записываем как один.
На графике квадратичной функции нулевой дискриминант означает одну точку пересечения функции с осью икс. Все аналогично изложенному выше: два корня – две точки пересечения, один корень – одна. В частности, функция (y=x^2-4x+4) будет выглядеть вот так:
Видео:Отрицательный дискриминантСкачать
Если дискриминант отрицателен
В этом случае корень из дискриминанта извлечь нельзя (т.к. квадратный корень из отрицательного числа – невычислим), а значит и корни квадратного уравнения мы вычислить не можем.
Пример: Найдите корни уравнения (x^2+x+3=0)
Решение
Вычисляем дискриминант по формуле (D=b^2-4ac)
Находим корни уравнения
Оба корня содержат невычислимое выражение (sqrt), значит, и сами не вычислимы
То есть, отсутствие корней у квадратного уравнения с отрицательным дискриминантом – не чья-то случайная придумка. Это не потому что «в учебнике так написано», а действительно правда: невозможно найти такое число, чтоб при подстановке его вместо икса в выражение (x^2+x+3) получился ноль.
Матхак: заметим, что если вы решаете обычное квадратное уравнение или неравенство и получаете отрицательный дискриминант, стоит проверить решение еще раз, так как это не частая ситуация в школьном курсе математики.
Ну, а на графиках все просто: нет корней – нет точек пересечения с осью икс!
Видео:ЛОВИ ПРОДОЛЖЕНИЕ 😉 ДИСКРИМИНАТ ЧАСТЬ II #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать
Как найти дискриминант квадратного уравнения
О чем эта статья:
Видео:Решение квадратных неравенств | МатематикаСкачать
Понятие квадратного уравнения
Уравнение — это равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти.
Например, х + 8 = 12 — это уравнение, содержащее переменную х.
Корень уравнения — это такое значение переменной, которое при подстановке в уравнение обращает его в верное числовое равенство.
Например, если х = 5, то при подстановке в уравнение мы получим:
13 = 12 — противоречие.
Значит, х = 5 не является корнем уравнения.
Если же х = 4, то при подстановке в уравнение мы получим:
12 = 12 — верное равенство.
Значит, х = 4 является корнем уравнения.
Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их не существует.
Квадратное уравнение — это уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где a — первый или старший коэффициент, не равный нулю, b — второй коэффициент, c — свободный член.
Если все коэффициенты в уравнении отличны от нуля, то уравнение называется полным.
Такое уравнение можно решить с помощью формулы дискриминанта.
Видео:квадратные уравнения. дискриминант равен нулю.Скачать
Понятие дискриминанта
Дискриминант квадратного уравнения — это выражение, равное b 2 − 4ac. Дискриминант в переводе с латинского означает «отличающий» или «различающий» и обозначается буквой D.
Дискриминант — отличный помощник, чтобы понять, сколько в уравнении корней.
Видео:Как решить квадратное уравнение за 30 секунд#математика #алгебра #уравнение #дискриминант #репетиторСкачать
Как решать квадратные уравнения через дискриминант
Алгоритм решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0:
Определим, чему равны коэффициенты a, b, c.
Вычислим значение дискриминанта по формуле D = b2 − 4ac.
Если дискриминант D 0, то у уравнения две корня, равные
Чтобы запомнить алгоритм решения полных квадратных уравнений и с легкостью его использовать, сохраните себе шпаргалку:
Видео:Решение квадратных неравенств графическим методом, если дискриминант меньше нуля. 8 класс.Скачать
Примеры решения квадратных уравнений с помощью дискриминанта
Пример 1. Решить уравнение: 3x 2 — 4x + 2 = 0.
- Определим коэффициенты: a = 3, b = -4, c = 2.
- Найдем дискриминант: D = b 2 — 4ac = (-4) 2 — 4 * 3 * 2 = 16 — 24 = -8.
Ответ: D 2 — 6x + 9 = 0.
- Определим коэффициенты: a = 1, b = -6, c = 9.
- Найдем дискриминант: D = b 2 — 4ac = (-6) 2 — 4 * 1 * 9 = 36 — 36 = 0.
D = 0, значит уравнение имеет один корень:
Ответ: корень уравнения 3.
Пример 3. Решить уравнение: x 2 — 4x — 5 = 0.
- Определим коэффициенты: a = 1, b = -4, c = -5.
- Найдем дискриминант: D = b 2 — 4ac = (-4) 2 — 4 * 1 * (-5) = 16 + 20 = 36.
D > 0, значит уравнение имеет два корня:
Ответ: два корня x1 = 5, x2 = -1.
Разобраться в решении квадратных уравнений на практике с классным преподавателем можно на курсах по математике в Skysmart.
Видео:Как решать квадратные уравнения без дискриминантаСкачать
О квадратных уравнениях в правильном порядке
Как вам преподавали квадратные уравнения в школе? Это был 7-8 класс, примерно. Вероятнее всего, вам рассказали что есть формулы корней через дискриминант, что направление ветвей зависит от старшего коэффициента. Через пару занятий дали теорему Виета. Счастливчикам еще рассказали про метод переброски. И на этом решили отпустить.
Вы довольны такой базой? Вам не рассказали ни геометрический смысл, ни как это получить.
Спустя некоторое время обдумывания сей несправедливости, я решил написать эту статью и тем самым закрыть гештальт о фрагментарности знаний.
Вы не найдете здесь ничего нового по факту, но, возможно, это даст посмотреть на такое простое понятие с другой стороны.
Начнем с конца
Когда я перечислял темы, касающиеся квадратных уравнений, я делал это примерно в том же порядке, в котором изучают их в школе. Но такой порядок не оправдан с точки зрения обучения, и вот почему:
Дискриминант дается просто как данность (за редким исключением, когда показывают вывод этих формул через приведение к полному квадрату)
Мощнейшая по своей сути теорема Виета дается в конце и только как эвристический способ решения
Гораздо проще начать с теоремы Виета.
Рассмотрим квадратный трехчлен
В силу основной теоремы алгебры (примем её как данность, так как её действительно тяжело доказать), мы знаем, что у этого уравнения должно быть два корня. Допустим, что это некоторые числа . Тогда можно переписать изначальное уравнение как выражение его корней:
Оба эти уравнения эквиваленты, так как они оба зануляются в (первое по определению , второе по построению).
Раскрывая скобки, мы получим следующее:
Откуда приравняв соответствующие коэффициенты с имеющимися, получим знаменитую систему:
Мы только что доказали теорему Виета на случай квадратного трехчлена. Это потрясающий результат: мы начинаем получать некоторую информацию о корнях, которые, как мы предположили, существуют. И этот результат мы будем использовать далее.
Геометрия параболы
Вершина
Здесь можно было бы рассказать весь первый курс алгебры университета: о фокусах, директрисах, о конических сечениях, первой и второй производной…
Но раз мы ограничились школьной программой (7-8 класс, если быть точным), то и рассуждения у нас будут простые.
Самая, на мой субъективный взгляд, интересная точка параболы – это её вершина. Она уникальным образом задает положение параболе и дает понимание о том, как устроены корни.
Но формулу для нее мы не знаем, до первых понятий о производной нам еще 3 года в среднем. Будем выкручиваться.
Парабола – симметричная фигура. До того момента, как мы сдвинули ее относительно оси , ось служит для нее осью симметрии. Когда же мы начинаем ее сдвигать, становится видно, что она продолжает быть симметричной, но уже относительно оси, проходящей через вершину.
Парабола, вершина и ось симметрии
Тогда от вершины в обе стороны до корней равные расстояния, а это значит, что вершина параболы лежит ровно между корнями. Тогда координата вершины это среднее между ее корнями
Пока что мы не знаем наши корни. Но благодаря теореме Виета мы знаем, чему равна сумма корней!
Потрясающий результат, который нам пригодится далее.
Ещё немного про корни
Мы знаем, что корни, графически, это те точки, в которых кривая пересекает ось . Очень полезное знание, учитывая, что смотря на параболу, исключительно визуально, мы понимаем что у нас может быть 3 случая:
Корней нет, при этом
Либо значение в вершине больше нуля и старший коэффициент больше нуля
Либо значение в вершине меньше нуля и старший коэффициент меньше нуля
Корень один, но кратности 2 (не забываем основную теорему алгебры), и значение в вершине равно нулю
Второй случай тривиален, до третьего мы еще дойдем. Интересно математически взглянуть на первый. Найдем значение квадратного трехчлена в вершине:
И теперь все же рассмотрим первый случай: парабола висит над осью ветвями вверх.
Первый случай 0\a>0end» alt=»begin-frac+c>0\a>0end» src=»https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8d2/53d/55b/8d253d55b1f95b7f719d98b8ed8486e8.svg» width=»124″ height=»54″/>
Домножим первое неравенство на . Учитывая, что 0″ alt=»a>0″ src=»https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/49f/4b2/d46/49f4b2d4664c2dc48051a7c74ed5adfb.svg»/>, знак неравенства сменится на противоположный:
Это условие, при котором корней нет.
Рассмотрим вкратце противоположный случай: парабола висит под осью ветвями вниз.
Второй случай
Какая-то магия. Получается, что это условие инвариантно относительно положения параболы. Но тем оно лучше.
На данном этапе прошу заметить, что это только условие отсутствия действительных корней. Да, это похоже на дискриминант, но давайте представим, что вы этого не знаете.
Понятие дискриминанта
Мы уже многое поняли о корнях: в какой они связи с коэффициентами, когда они не существуют, каким образом они лежат относительно вершины. Все это безумно полезно, но это все до сих пор не способ найти значения алгебраически.
Давайте будем отталкиваться от того, что мы уже знаем: от вершины. Если бы мы каким-то образом знали расстояние между корнями, то могли бы однозначно найти и сами корни.
Таки что мешает нам это сделать? Но как настоящие математики, давайте находить квадрат расстояния между корнями. Не теряя общности, будем считать, что – больший корень. Тогда
Пока что выглядит не очень, но на что-то это очень сильно похоже. Не видите? Давайте выделим полный квадрат, но по сумме, а не по разности: добавим , но чтобы все осталось в точности так же, это же и вычтем.
Все еще не видите? Воспользуемся снова теоремой Виета:
Мы получили квадрат расстояния между корнями с учетом растяжения коэффициентом .
Так мы теперь можем найти корни! Вершина параболы да половину расстояния между корнями в обе стороны:
Или, немного преобразовав
Квадрат расстояния между корнями квадратного трехчлена и есть дискриминант.
В общем случае, дискриминант — более сложное понятие, связанное с кратными корнями. Но для квадратного уравнения в 7 классе этого достаточно.
Теперь, если рассуждать о дискриминанте как о расстоянии, становится логично и понятно, почему если он равен нулю, то корень всего один; а если отрицательный, то действительных корней вообще нет.
Заключение
Заметьте, что единственное, что мы предположили, что корня два и они существуют. Единственное, что приняли на веру, это основную теорему алгебры. До всего остального мы дошли исключительно умозрительными заключениями и простейшей алгеброй.
Как по мне, это именно то, как должны преподавать эту тему в школе.
📹 Видео
Как решать квадратные уравнения ⁉ Дискриминант 🌟 ОБЪЯСНЕНИЕ 🌟 D меньше (равен, больше) нуляСкачать
Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | МатематикаСкачать
Как решать квадратные уравнения через дискриминант. Простое объяснениеСкачать
Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0Скачать
5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать
Математика| Разложение квадратного трехчлена на множители.Скачать
Квадратный Трехчлен / Разложение квадратного трехчлена на множители, Как решать Квадратные УравненияСкачать
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ДИСКРИМИНАНТ 😉 #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #огэСкачать
Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать
Урок 17 Как решать квадратное неравенство дискриминант равен нулюСкачать