Разделы: Математика
Задачи с параметрами (ЗсП) традиционно являются наиболее сложными для учащихся, поскольку требуют от них умения логически рассуждать и проводить анализ решения. Подобные задачи являются первыми исследовательскими задачами, с которыми встречаются школьники. Для их решения не требуются знания, выходящие за пределы школьной программы, но недостаточно применения лишь стандартных приемов, а необходимо глубокое понимание всех разделов элементарной математики.
В данной статье предпринята попытка систематизации и формализации (в форме блок-схем) наиболее часто встречающихся и наиболее типичных ЗсП. При этом выделены классы задач, решаемых по единой методике.
Рассматриваются аналитические методы решения ЗсП, сводящиеся к исследованию линейных или квадратных уравнений (неравенств), а также квадратного трехчлена. Такой выбор обусловлен тем, что курс школьной математики ограничен «вглубь», по существу, «теорией квадратичного».
Линейные уравнения
Определение. Уравнение вида ax=b, где a, b принадлежат множеству всех действительных чисел, будем называть стандартным видом линейного уравнения. Всевозможные варианты, возникающие при решении линейных уравнений, отразим в блок–схеме I.
Количество корней линейного уравнения отразим в блок-схеме II:
Пример 1. Для всех действительных значений параметра m решите уравнение m 2 x–2=4x+m.
Решение. Приведем заданное линейное уравнение к стандартному виду:
m 2 x–2=4x+m, m 2 x–4x=m+2, (m 2 –4)x=m+2.(1)
Следуя схеме I, рассмотрим два случая для коэффициента при x:
1)если m 2 – 4 не равно 0, m не равно ±2, то x=(m+2)/(m 2 -4), x=1/(m–2);
а) при m = –2 уравнение (1) примет вид 0х=0, отсюда х – любое действительное число;
б) при m = 2 уравнение (1) примет вид 0х= 4, отсюда следует, что корней нет.
Ответ. Если m 2 то x=1/(m–2); если m= – 2, то x – любое действительное число; если m=2, то корней нет.
Пример 2. При каких значениях параметра k уравнение 2(k–2x)=kx+3 не имеет корней?
Решение. 2(k–2x)=kx+3, (k+4)x=2k–3. В силу схемы II уравнение не имеет корней, если k+4=0 и 2k–3 не равно 0 => k= –4 и k не равно 1,5 => k = –4.
Ответ. k=–4.
Системы линейных уравнений
Определение 1. Система называется совместной, если она имеет хотя бы одно решение.
Определение 2. Система называется несовместной, если она не имеет ни одного решения.
Количество решений системы линейных уравнений отразим в блок-схеме III.
Замечание. Так как уравнение прямой y=kx+b в общем виде записывается следующим образом ax+by+c=0, то взаимное расположение двух прямых отразим в блок-схеме IV.
Пример. При каких значениях параметра c система из двух уравнений c 2 x+(2–c)y–4=c3 и (2c–1)y+cx+2=c 5 совместна?
Решение. Запишем систему в стандартном виде: c 2 x+(2–c)y=c 3 +4 и cx+(2c–1)y=c 5 –2. Сначала найдем значения c, при которых эта система не имеет решений. В силу схемы III имеем условие,
c 2 /с=(2-с)/(2с–1), с не равно (c 3 +4)/(c 5 –2),
которое равносильно системе из уравнения и неравенства
с=(2–с)/(2с–1) и с не равно (c 3 +4)/(c 5 –2).
Решением системы является с=1. Итак, система имеет решения при всех действительных значениях с, кроме с=1.
Ответ. с — любое действительное число, с не равно 1.
Линейные неравенства
Определение. Неравенство вида ax>b, ax b, ax b, отразим в блок-схеме V.
Пример. Для всех значений параметра m решите неравенство 5x–m>mx–3.
Решение. 5x–m>mx–3, (5–m)x>m–3.
Следуя схеме V, рассмотрим три случая для коэффициента при х:
2)если 5–m 5, то x 2. Откуда следует, что решений нет.
Ответ. Если m (m–3)/(5–m); если m=5, то решений нет; если m>5, то х 2 +bx+c=0, где a, b, c — любые действительные числа, a>0, называется квадратным уравнением относительно действительного переменного x.
Ситуации, возникающие при решении квадратных уравнений, отразим в блок–схеме VI.
Пример. При каких значениях параметра c уравнение (c–2)x 2 +2(с–2)x+2=0 не имеет корней?
Решение. Рассмотрим два случая:
1) если с–2 не равно 0, c не равно 2, то D 2 –2(c–2) 2 +(c+4)x+c+7=0 имеет только отрицательные корни?
Решение. В силу условия задачи необходимо рассмотреть два случая (линейный и квадратичный):
1) если c–1=0, c=1, то уравнение примет вид 5x+8=0, x= –5/8 – отрицательный корень;
2) если c–1 не равно 0, c не равно 1, то, следуя схеме VII, получим систему
Решением ее являются промежутки –22/3 2 +bx+c, где a не равно 0, называется квадратичной. График квадратичной функции называется параболой.
Абсциссы точек пересечения параболы y=ax 2 +bx+c с осью (Ox) являются корнями уравнения ax 2 +bx+c=0.
Учитывая это, отразим взаимное расположение параболы и оси (Ox) в следующей схеме:
Замечание. Если уравнение параболы имеет вид y=a(x–p) 2 +q, то (p; q) – координаты вершины параболы.
Пример 1. При каких значениях параметра a вершина параболы y=(x–7a) 2 +a 2 –10+3a лежит в III координатной четверти?
Решение. Пусть (x0, y0) – координаты вершины параболы. В силу замечания имеем x0=7a, y0=a 2 –10+3a. Так как вершина параболы лежит в третьей четверти, то
Ответ. –5
Пример 2. При каких значениях параметра b график функции y=(4–b 2 )x 2 +2(b+2)x–1 лежит ниже оси (Ox)?
Решение. Рассмотрим два случая.
1. Пусть 4–b 2 =0, b= + 2;
1) если b=2, то прямая y=8x–1 не лежит ниже оси (Ox);
2) если b= –2, то прямая y= –1 лежит ниже оси (Ox).
2. Пусть 4–b 2 не равно 0. Тогда в соответствии со схемой VIII получим
Объединяя ответы, получим b 2 +bx+c=0. Введем функцию y(x)= ax 2 +bx+c. Тогда расположение корней этого уравнения на числовой оси отразим в блок–схеме IX.
Следствие. С учетом схемы IX схема VII для знаков корней квадратного уравнения примет следующий вид:
Пример. При каких значениях параметра a корни уравнения x 2 –2(a+3)x+a 2 +6,25a+8=0 больше 2?
Решение. Введем функцию y(x)=x 2 –2(a+3)x+a 2 +6,25a+8; x0 – абсцисса вершины этой параболы. Так как корни уравнения находятся справа от числа 2, то в соответствии со схемой IX имеем:
Решение. Данная задача равносильна следующей: при каких значениях параметра b система
имеет одно решение?
Решим неравенство (2): 2x 2 –2x–1>0, x1,2=0,5(1±(3) 1/2 ), x 1/2 ) или x>0,5(1+(3) 1/2 ).
Найдем корни уравнения (1): D=(2b–7) 2 , x1=2, x2=2b–5. Поскольку корень x1=2 удовлетворяет неравенству (2), то система имеет одно решение в следующих случаях:
1) если x2=2b–5 не удовлетворяет неравенству (2), то 0,5(1–(3) 1/2 ) 1/2 ) или 0,25(11–O3) 1/2 );
Ответ. 0,25(11–(3) 1/2 ) 1/2 ), b=3,5.
Пример 2. При каких значениях параметра p уравнение 5–4sin 2 x–8cos 2 (x/2)=3p имеет корни?
Решение. Преобразуем заданное уравнение:
5– 4sin 2 x–8cos 2 (x/2)=3p => 5–4(1–cos2x)–4(1+cosx)=3p => 4cos 2 x–4cosx–3p–3=0.
Сделаем замену cosx=t. Тогда заданная задача равносильна следующей: при каких значениях p система
4t2–4t–3p–3=0, (1)
-1 2 –4t–3p–3; t0–вершина этой параболы. В силу схемы IX случаи 1, 2 и 3 описываются следующей совокупностью:
Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать
Решение линейного уравнения ax + b = 0
Решение линейного уравнения ax + b = 0.
Слайд 10 из презентации «Алгоритмическая конструкция ветвление»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Алгоритмическая конструкция ветвление.ppt» можно в zip-архиве размером 337 КБ.
Видео:ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать
Виды алгоритмов
«Разветвляющийся алгоритм» — Различают два вида условий — простые и составные. Признаком разветвляющегося алгоритма является наличие операций проверки условия. Алгоритм с предусловием. Пример разветвляющегося алгоритма. Перечень повторяющихся действий называют телом цикла. Пример циклического алгоритма. Условный циклический алгоритм с известным числом повторений.
«Вспомогательные алгоритмы» — Изобразите с помощью графического исполнителя следующие фигуры: Такой метод называется сборочным программированием. Последовательная детализация, сборочный метод. Выучить конспект. Составить программу, по которой ГРИС напишет на экране число. Практическая работа: Использованный подход облегчает программирование сложных задач.
«Алгоритмические структуры» — Алгоритмическая структура «цикл». Основные типы алгоритмических структур. Цикл со счетчиком (известное число повторений). Фрагмент алгоритма изображен в виде блок-схемы. Тело цикла. Конец. Цикл со счетчиком (неизвестное число повторений). Линейный алгоритм (следование). Алгоритмическая структура «выбор».
«Алгоритмы и графика» — Практическая работа в парах. Алгоритмы. Информинутка. Объекты для рисования. Цели урока. Оборудование. Блиц опрос. Работа в большой группе. Работа на компьютере в парах. Демонстрация проделанной работы. Что можно считать алгоритмом. Знакомство с темой урока. Какой тип алгоритма представлен в вашем тексте.
«Способы записи алгоритмов» — Что такое алгоритм. Способы записи алгоритмов. Формы представления алгоритмов. Программный способ записи алгоритмов. Пример блок-схемы. Алгоритмы целесообразно представлять в табличной форме. Псевдокод. Пример алгоритма. Часто употребляемые символы и их назначения. Словесный способ записи алгоритмов.
«Линейный алгоритм» — Линейный алгоритм в жизни. Мы брали информацию из головы. И то в нас заложено. Линейный алгоритм в нашей жизни повсюду. Вывод: Не линейный алгоритм: 1.начало. 2.положить на тарелку 3.разбить яйцо над сковородкой. 4.снять готовое яйцо со сковородки. 5.ждать до готовности. 6.разогреть сковородку. 7.посолить 8.конец.
Всего в теме «Виды алгоритмов» 32 презентации
Видео:Блок-схемы для начинающих (Блок схемы алгоритмов)Скачать
Линейный алгоритм. Понятие и особенности. Блок-схема
Каждый человек на протяжении своей жизни решает множество задач разной сложности. Но даже самые простые из задач выполняются последовательно, то есть за несколько шагов. Эту последовательность можно назвать алгоритмом. Последовательности бывают разные, но начинать их изучение лучше всего с линейных.
Прежде чем приступить к рассмотрению основной темы статьи, следует сделать краткое отступление и сказать несколько слов про алгоритмический язык.
Видео:Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнениеСкачать
Алгоритмический язык
Представьте, что человеку, работающему за компьютером, поставлена некая вычислительная задача. В языке программирования решение этой задачи выполняется с помощью алгоритмизации. Решение предполагает: — разбиение на этапы; — разработку алгоритма; — составление программы решения на алгоритмическом языке; — ввод данных; — отладку программы (возможны ошибки — их надо исправить); — выполнение на ПК; — анализ результатов.
Алгоритмический язык является средством описания алгоритмов, а уже алгоритм, в свою очередь, представляет собой чёткое описание определённой последовательности действий, направленных на решение необходимой задачи.
Видео:Решаем задачи в виде блок-схемы (7 класс)Скачать
Свойства алгоритма
Их несколько: — конечность. Любой алгоритм должен быть завершённым, а окончание наступает после выполнения определённого числа шагов; — однозначность, понятность. Не допускается разных толкований, неопределённости и двусмысленности — всё должно быть чётко и ясно, а также понятно исполнителю — и правила выполнения действий линейного алгоритма, и сами действия; — результативность. Итог работы — результат, полученный за конечное число шагов; — универсальность, массовость. Качественный алгоритм способен решать не одну задачу, а целый класс задач, имеющих схожую постановку/структуру.
Видео:Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.Скачать
Линейная структура
Любой алгоритм составляется из ряда базовых структур. Простейшей базовой структурой является следование — структура с линейными характеристиками. Из этого можно сформулировать определение.
Линейный алгоритм — это алгоритм, образуемый командами, которые выполняются однократно и именно в той последовательности, в которой записаны. Линейная структура, по сути, проста. Записать её можно как в текстовой, так и в графической форме.
Представим, что у нас стоит задача пропылесосить ковёр в комнате. В текстовой форме алгоритм будет следующим: — принести пылесос к месту уборки; — включить; — пропылесосить; — выключить; — унести пылесос.
И каждый раз, когда нам надо будет пылесосить, мы будем выполнять один и тот же алгоритм.
Теперь поговорим про графическую форму представления.
Блок-схема
Для изображения алгоритма графически используют блок-схемы. Они представляют собой геометрические фигуры (блоки), соединённые стрелками. Стрелки показывают связь между этапами и последовательность их выполнения. Каждый блок сопровождается надписью.
Рассмотрим фигуры, которые используются при визуализации типичной линейной последовательности.
Блок ввода-вывода данных (отображает список вводимых и выводимых переменных):
Арифметический блок (отображает арифметическую операцию/группу операций):
Условный блок (позволяет описать условие). Алгоритмы с таким блоком используются при графической визуализации алгоритмов с ветвлением:
Условного блока нет в классическом линейном алгоритме, так как в нём, как уже было сказано ранее, все операции выполняются последовательно, то есть одна за другой. В линейном алгоритме размещение блоков выглядит следующим образом:
А вот, как решается задача по нахождению площади треугольника по формуле Герона. Здесь a, b, c – это длины сторон, S – площадь треугольника, P – периметр.
Следует обратить внимание, что запись «=» — это не математическое равенство, а операция присваивания. В результате этой операции переменная, стоящая слева от оператора, получает значение, которое указано справа. Значение не обязательно должно быть сразу определено (a = 3) — оно может вычисляться посредством выражения (a = b + z), где b = 1, a z = 2.
Видео:Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvyСкачать
Примеры линейных алгоритмов
Если рассмотреть примеры решения на языке Pascal (именно этот язык до сих пор используется для изучения основ алгоритмизации и программирования), то можно увидеть следующую картину:
И, соответственно, блок-схема программы линейной структуры будет выглядеть следующим образом:
Видео:Решаем линейные уравнения на ОГЭ по математике 2022. Блок №1Скачать
Как составить программу линейной структуры?
Порядок следующий: — определите, что именно относится к исходным данными, а также каков типы/класс этих данных, выберите имена переменных; — определите, каков тип данных будет у искомого результата, выберите название переменных (переменной); — определите, какие математические формулы связывают результат и исходные данные; — если требуется наличие промежуточных данных, определите класс/типы этих данных и выберите имена; — опишите все используемые переменные; — запишите окончательный алгоритм. Он должен включать в себя ввод данных, вычисления, вывод результатов.
На этом всё, в следующий раз рассмотрим на примерах программу разветвлённой структуры. Если же вас интересует тема алгоритмизации в контексте разработки программного обеспечения, ждём вас на профессиональном курсе OTUS!
🎦 Видео
Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать
Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать
Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙСкачать
Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать
Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать
Самый подробный урок про Блок-схемы, Понимание, Чтение и Создание блок-схемСкачать
Матричный метод решения систем уравненийСкачать
Графический метод решения задачи линейного программирования (ЗЛП)Скачать
Блок-схема циклического алгоритма. Вычисление n!Скачать
МЕТОД ПОДСТАНОВКИ 😉 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ ЧАСТЬ I#математика #егэ #огэ #shorts #профильныйегэСкачать
Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменнойСкачать