статья по алгебре (10, 11 класс)
Статья посвящена сравнению учебников, которые рекомендованы Министерством обраования и науки РФ для работы по базовуму и углубленному уровню обучения алгебре и началам анализа в 10 -11 классах.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Анализ учебников по алгебре и началам анализа 10-11 класс по линиям: функции, производная и интеграл, по учебникам Ш.А.Алимова и Ю.М.Колягина
- Учебник для 10-11 класса (базовый и углубленный уровни)
- Авторы: Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин и др.
- УЧЕБНИК ПО АЛГЕБРЫ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА: АВТ. Ю.М.КОЛЯГИН, М.Ф.ТКАЧЕВА, Н.Е.ФЕДОРОВА
- Учебник Ю.М.Колягина и др. является расширенным вариантом учебника учебнике Ш.А.Алимова и др., в котором больше внимания уделено вопросам исследования функций, внесены элементы теории вероятностей, комплексные числа, что должно обеспечить потребности профильных классов. В идейном отношении и в порядке развития содержания он достаточно близок учебнику учебнике Ш.А.Алимова и др. Линия учебно-методического комплекта по алгебре и началам математического анализа. 10 – 11 классы (базовый и углублённый уровни). Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова и др.
- Показательные уравнения и неравенства с примерами решения
- Решении показательных уравнений
- Показательные уравнения и их системы
- Пример №1
- Пример №2
- Пример №3
- Пример №4
- Пример №5
- Пример №6
- Системы простейших показательных уравнений
- Пример №7
- Пример №8
- Пример №9
- Приближенное решение уравнений
- Пример №10
- Нахождение приближенного корня с заданной точностью
- Пример №11
- Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе «Показательные уравнения и неравенства»
- 📹 Видео
Видео:ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

Скачать:
| Вложение | Размер | 
|---|---|
| sravnitelnyy_analiz_uchebnikov_dlya_10.docx | 15.83 КБ | 
Видео:11 класс, 12 урок, Показательные уравненияСкачать

Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ учебников для 10-11 классов по теме: «Показательные уравнения»
Для сравнения были взяты учебники:
- С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. 5-е издание, «Просвещение» ОАО «Московские учебники», Москва, 2017г. ; 
- И.В. Виленкин, О.С. Ивашов-Мусатов, С. И. Шварцбурд Алгебра и математический анализ для 11 класса. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). 14-е издание, стереотипное Москва, «Мнемозина», 2018г. 
- Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Н. Колмогорова. 19-е издание, «Просвещение», Москва, 2014г. 
- А.Г. Мордкович, П.В. Семенов Алгебра и начала анализа, профильный уровень, 11 класс, в двух частях, 3-е издание, стереотипное, ОАО «Московские учебники», Москва 2019. . 
Сначала проведем сравнение учебников для общеобразовательных классов :учебник (1) С. М. Никольского и (3) А.Н. Колмогорова. В учебнике (1) С. М. Никольского тема «Показательная функция» отделена от темы «Решение простейших показательных уравнений» целым параграфом 5 «Логарифмы», который разрывает связь между показательной функцией и ее свойствами и решением показательных уравнений. Далее чередуются темы: «Простейшие показательные уравнения» и «Простейшие логарифмические уравнения»; «Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного» и сразу «Простейшие показательные неравенства» и «Простейшие логарифмические неравенства», затем «Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного». На этом обсуждение тем по решению показательных и логарифмических уравнений и неравенств заканчивается. Тема рассматривается в 10 классе. Причем, упражнений по каждой теме предусмотрено крайне мало и разнообразие их очень скудное. Переход от показательной функции к логарифмической, как обратной вообще не рассматривается. В отличие от учебника (1)С. М. Никольского в учебнике (3) А. Н. Колмогорова сначала в 
Теперь сравним учебники для классов профильного уровня . В пособии (2) И.В. Виленкина очень глубоко и последовательно изложен теоретический материал по теме «Показательная, логарифмическая и степенная функции» в главе VIII §1 и §2. Но практически вообще нет упражнений, не говоря уже о разных типах и разных уровнях заданий. В учебнике (4) А.Г. Мордковича теоретический материал представлен доходчиво, подробно и последовательно. Кроме этого, в теоретической части выделены три метода решения показательных уравнений, чего нет ни в одном из сравниваемых пособий, рассмотрены много примеров решений сложных уравнений. Задания для самостоятельной подготовки подобраны в достаточном количестве, большом разнообразии типов уравнений и разного уровня во второй части учебного комплекта (4) А.Г. Мордковича. И в том, и другом тема «Показательные уравнения» рассматриваются в 11 классе.
Видео:Показательные уравнения. 11 класс.Скачать

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа в 11 классе по теме «Показательные уравнения и системы».
Практическая работа по теме «Показательные уравнения и системы».
Аттестационная работа(Научно-эксперементальная) по теме:Сравнительный анализ учебников:курса ботаника 6 класс под руководством проф.И.Н.Пономаревой и курса ботаники 6 класс под руководством проф.Т.И.Серебряковой.
Рассматривается важный вопрос школьного курса биологии — качество учебников,используемых в образовательном процессе.Анализируются советские учебники,послужившие биологическому образованию не один деся.
Тематические тестовые задания по алгебре и началам анализа для 10 класса по теме: «Показательные, логарифмические уравнения и нера-венства»
Использование на учебных занятиях элементы тестирования помогут учителю повысить эффективность проверки успеваемости учащихся. Для школьников он полезен при отработке учебного материала и при подготов.
открытый урок алгебры в 7 классе на тему: «Показательные уравнения»
открытый урок алгебры в 7 классе на тему: «Показательные уравнения".
Контрольная работа по алгебре и началам математического анализа по теме « Показательные уравнения и неравенства» 11 класс 2020-2021 учебный год
Контрольная работа №3Тема: Показательные уравнения и неравенства.Вариант 1.Вычислить: Решить уравнения:А) 36 = 1Б) В) 3 Решить неравенства:А) 8 Б) Решить неравенство.
Конспект урока по алгебре для 10 класса на тему: «Показательные уравнения»
Урок-обобщения знаний и способов решения показательных уравнений.На уроке использованы технология дифференцированного и разно-уровневого обучения, технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-г.
Сравнительный анализ учебников для 10-11 классов по теме: «Показательные уравнения»
Статья посвящена сравнению учебников, которые рекомендованы Министерством обраования и науки РФ для работы по базовуму и углубленному уровню обучения алгебре и началам анализа в 10 -11 классах.
Видео:11 класс, 13 урок, Показательные неравенстваСкачать

Анализ учебников по алгебре и началам анализа 10-11 класс по линиям: функции, производная и интеграл, по учебникам Ш.А.Алимова и Ю.М.Колягина
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
311 лекций для учителей, 
воспитателей и психологов
Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!
АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА
 Алгебра 
и начала анализа 
(10–11-е классы)
УЧЕБНИК ПО АЛГЕБРЫ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА: АВТ . Ш.А.АЛИМОВ, Ю.М. КОЛЯГИН
( 3 часа в неделю, всего 207 часов за курс 10-11 класса)
В учебнике Ш.А.Алимова и др. продолжается развитие идей, заложенных авторами в учебники АлимовА Ш.А. и др. Алгебра. 7 класс; Алгебра. 8 класс; Алгебра. 9 класс. («Просвещение») для 7–9-х классов. В этом учебнике, в отличие от учебника Учебник А.Н. Колмогорова и др. (самый первый учебник для старшей школы, написанный после реформы 60–70-х годов) , в 10-м классе функции изучаются элементарными средствами, а производная изучается в 11-м классе, где она применяется для изучения функций, исследование свойств которых элементарными средствами затруднительно. Система упражнений в учебнике расширена, выделены три уровня сложности.
В данном учебнике завершается развитие основных идей курса алгебры 7-9 классов авторов Ш.А.Алимова и др. Элементарные функции изучаются в 10 классе классическими элементарными методами без привлечения производной; числовая линия и линия преобразований развиваются параллельно с функциональной; начала математического анализа рассматриваются в 11 классе. Система упражнений представлена на трёх уровнях сложности. Задачи повышенной трудности в конце учебника содержат богатый материал для подготовки в вузы с повышенными требованиями по математике. 
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. В 10 классе классическими элементарными методами без привлечения производной изучаются элементарные функции. Числовая линия и линия преобразований развиваются параллельно с функциональной. В 11 классе рассматриваются начала математического анализа. Система упражнений представлена на трёх уровнях сложности. Задачи повышенной трудности в конце учебника содержат богатый материал для подготовки вузы с повышенными требованиями по математике.
Видео:Это просто! Как решать Показательные Неравенства?Скачать

Учебник для 10-11 класса (базовый и углубленный уровни)
Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Авторы: Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин и др.
Количество часов на изучение
Содержание материала по программе
Содержание материала в учебнике
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
3. Степенная функция
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Знакомство со сложными и дробно-линейными функциями начинается сразу после изучения взаимно обратных функций.
Определения равносильности уравнений, неравенств и систем уравнений и свойств равносильности дается в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений, неравенств и систем иррациональных уравнений.
С помощью графиков решается вопрос о наличии корней и их числе, а также о нахождении приближенных корней.
 Глава II. Степенная функция 
§ 6. Степенная функция, её свойства и график 
§ 7. Взаимно обратные функции 
§ 8. Равносильные уравнения и неравенства 
§ 9. Иррациональные уравнения 
§ 10*. Иррациональные неравенства 
Упражнения к главе II
По изучению темы ФУНКЦИИ учащиеся должны уметь:
1. определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
2. строить графики изученных функций;
3. описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
4. решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
5. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
6. описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
2. Показательная функция
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
 Глава III. Показательная функция 
§11. Показательная функция, её свойства и график 
§ 12. Показательные уравнения 
§ 13. Показательные неравенства 
§ 14. Системы показательных уравнений и неравенств 
Упражнения к главе III
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
При знакомстве с логарифмами чисел и их свойствами полезны подробные и наглядные объяснения даже в профильных классах.
Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.
 Глава IV.Логарифмическая функция 
§ 15. Логарифмы 
§ 16. Свойства логарифмов 
§ 17. Десятичные и натуральные логарифмы 
§ 18. Логарифмическая функция, её свойства и график 
§ 19. Логарифмические уравнения 
§ 20. Логарифмические неравенства 
Упражнения к главе IV
- Область определения тригонометрических функций.
- Множество значений тригонометрических функций.
- Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций.
- Свойства функций у=cosx,y=sinx .
- Графики функций у=cosx,y=sinx .
- Свойства функции y=tgx
- График функции y=tgx .
 Глава VII. Тригонометрические функции 
§ 38. Область определения и множество значений тригонометрических функций 
§ 39. Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций 
§ 40. Свойства функции у = cos x и её график
§ 41. Свойства функции у = sin x и её график 
§ 42. Свойства функции у = tg x и её график 
§ 43*. Обратные тригонометрические функции 
Упражнения к главе VII
- Научиться находить область определения тригонометрических функций.
- Научиться находить множество значений тригонометрических функций.
- Научиться определять четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций.
- Знать свойства тригонометрических функций и уметь строить их графики. 
Производная и ее применение
Производная. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функции. Геометрический смысл производной.
Основная цель – ввести понятие производной; научить находить производные с помощью формул дифференцирования; научить находить уравнение касательной к графику функции.
 Глава VIII. Производная и её геометрический смысл 
§ 44. Производная 
§ 45. Производная степенной функции 
§ 46. Правила дифференцирования 
§ 47. Производные некоторых элементарных функций 
§ 48. Геометрический смысл производной 
Упражнения к главе VIII
- Понимать механический смысл производной.
- Находить производные элементарных функций, пользуясь таблицей производных.
- Находить производные элементарных функций, пользуясь правилами дифференцирования.
- Понимать геометрический смысл производной.
Применение производной к исследованию функций.
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшие и наименьшие значения функции. Производная второго порядка.
Основная цель – сформировать умение решать простейшие практические задачи методом дифференциального исчисления.
 Глава IX. Применение производной к исследованию функций 
 § 49. Возрастание и убывание функции 
§ 50. Экстремумы функции 
§ 51. Применение производной к построению графиков функций 
§ 52. Наибольшее и наименьшее значения функции 
§ 53*. Выпуклость графика функции, точки перегиба 
Упражнения к главе IX
- Применять производные для исследования функций на монотонность в несложных случаях.
- Применять производные для исследования функций на экстремумы в несложных случаях.
- Применять производные для исследования функций и построения их графиков в несложных случаях.
- Применять производные для нахождения наибольших и наименьших значений функции
Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции и интеграл. Вычисление интегралов. Применение производной и интеграла к решению практических задач.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием интеграла и интегрированием как операцией, обратной дифференцированию; научить применять интеграл к решению геометрических и физических задач.
 Глава X. Интеграл 
§ 54. Первообразная 
§ 55. Правила нахождения первообразных 
§ 56. Площадь криволинейной трапеции и интеграл 
§ 57. Вычисление интегралов 
§ 58. Вычисление площадей с помощью интегралов 
§ 59*. Применение производной и интеграла к решению практических задач 
Упражнения к главе X
Видео:ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ 10 класс решение показательных уравненийСкачать

УЧЕБНИК ПО АЛГЕБРЫ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА: АВТ. Ю.М.КОЛЯГИН, М.Ф.ТКАЧЕВА, Н.Е.ФЕДОРОВА
(3 часа в неделю, всего 207 часов за курс 10-11класса)
Видео:§14 Системы показательных уравнений и неравенствСкачать

Учебник Ю.М.Колягина и др. является расширенным вариантом учебника учебнике Ш.А.Алимова и др., в котором больше внимания уделено вопросам исследования функций, внесены элементы теории вероятностей, комплексные числа, что должно обеспечить потребности профильных классов. В идейном отношении и в порядке развития содержания он достаточно близок учебнику учебнике Ш.А.Алимова и др. Линия учебно-методического комплекта по алгебре и началам математического анализа. 10 – 11 классы (базовый и углублённый уровни). Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова и др.
Комплект обладает свойством преемственности со всеми действующими учебниками алгебры основной школы, особенно тесные с УМК алгебры для 7—9 классов авторов Ю. М. Колягина, М. В. Ткачёвой, Н. Е. Фёдоровой, М. И. Шабунин
В состав УМК входят:
Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. В учебниках содержится избыточная разноуровневая система задач и упражнений (многие задачи приведены с решениями и указаниями), позволяющая успешно подготовиться к ЕГЭ. Практическая, прикладная и мировоззренческая направленность курса обеспечивает понимание роли математики во всех сферах деятельности человека.
Дидактические материалы содержат задания, дополняющие систему упражнений учебника, и позволяют организовать дифференцированную работу учащихся. В пособии содержатся примеры и задачи с подробными решениями, задания для самостоятельной работы. Задания имеют балловую оценку уровня их сложности и ответы.
Тематические тесты. В пособии предложены задания на двух уровнях сложности с указанием времени их выполнения. Учитель может использовать их перед контрольными работами для определения уровня сформированности знаний и умений учащихся по теме.
Методические рекомендации. Пособие написано в соответствии с концепцией обучения алгебре и началам математического анализа учебников. Дан обзор основных теоретических идей каждой главы, а также сформулированы предметные, метапредметные и личностные цели изучения этой главы. Методические рекомендации даются по изучению каждого параграфа, приводится планирование уроков с указанием заданий для работы в классе и дома с учётом применения УМК, приведены решения сложных упражнений. В конце каждой главы даны рекомендации по проведению урока обобщения и тематическая контрольная работа.
Особенности линии УМК:
- теоретический материал изложен дифференцированно;
- наличие во всех пособиях УМК условий и решений задач разной степени трудности;
- система упражнений во всех пособиях УМК даёт возможность проверить уровень подготовленности учащихся как обычных, так и математических классов.
Исследование функций начинается еще в 10 классе . В тематическом разделе «Функции». Однако исследование проводиться без помощи производной. Анализ функций начинается лишь в 11 классе.
(Изучение линии функции)
Количество часов на изучение
Содержание материала по программе
Содержание материала в учебнике
Требуемый минимум усвоения материала
6. Показательная функция
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Глава VI. Показательная функцци 
§ 1. Показательная функция, ее свойства и график 
§ 2. Показательные уравнения 
§ 3. Показательные неравенства 
§ 4. Системы показательных уравнений и неравенств
Функции и графики
· определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
· строить графики изучаемых функций;
· описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведения и свойства функций, находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения;
· решать уравнения, простейшие системы уравнений, , используя свойства функции и их графиков;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
4. Степенная функция
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Знакомство со сложными и дробно-линейными функциями начинается сразу после изучения взаимно обратных функций.
Определения равносильности уравнений, неравенств и систем уравнений и свойств равносильности дается в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений, неравенств и систем иррациональных уравнений.
С помощью графиков решается вопрос о наличии корней и их числе, а также о нахождении приближенных корней.
Глава V. Степенная функции 
§ 1. Степенная функция, ее свойства и график — 
g 2. Взаимно обратные функции. Сложная функция 
& 3. Дробно-линейная функция 
S 4. Равносильные уравнения и неравенств 
§ 5. Иррациональные уравнении 
§ 6. Иррациональные неравенства
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
При знакомстве с логарифмами чисел и их свойствами полезны подробные и наглядные объяснения даже в профильных классах.
Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.
Глава VII. Логарифмическая функция 
§ 1. Логарифмы 
§ 2. Свойства логарифмов 
§ 3. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода 
§ 4. Логарифмическая функция, ее свойства и график 
§ 5. Логарифмические уравнения 
§ 6. Логарифмические неравенства
(Изучении линий: производная и интеграл)
Количество часов на изучение
Содержание материала по программе
Содержание материала по учебнику
Требуемый минимум усвоения материала
Производная и ее геометрический смысл
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей.
Понятие о непрерывности функции.
Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной
 Глава VIII. Производная и её геометрический смысл 
 § 44. Производная 
§ 45. Производная степенной функции 
§ 46. Правила дифференцирования 
§ 47. Производные некоторых элементарных функций. 
§ 48. Геометрический смысл производной 
Упражнения к главе VIII
· Учащиеся должны уметь: вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
· исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
· вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшее и наименьшее значения, на нахождение скорости и ускорения
Применение производной к исследованию функций
Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Вторая производная и ее физический смысл
 Глава IX. Применение производной к исследованию функций 
 § 49. Возрастание и убывание функции 
§ 50. Экстремумы функции 
§ 51. Применение производной к построению графиков функций 
§ 52. Наибольшее и наименьшее значения функции 
§ 53*. Выпуклость графика функции, точки перегиба 
Упражнения к главе IX
Первообразная и интеграл
Первообразная. Формула Ньютона–Лейбница. Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
 Глава X . Интеграл 
 § 54. Первообразная 
§ 55. Правила нахождения первообразных 
§ 56. Площадь криволинейной трапеции и интеграл 
§ 57. Вычисление интегралов 
§ 58. Вычисление площадей с помощью интегралов 
§ 59*. Применение производной и интеграла к решению практических задач 
Упражнения к главе X
Видео:Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать

Показательные уравнения и неравенства с примерами решения
Содержание:
Рассмотрим уравнения, в которых переменная (неизвестное) находится в показателе степени. Например:
Уравнения такого вида принято называть показательными.
Видео:ЗАДАНИЕ 8 ЕГЭ (ПРОФИЛЬ). ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВАСкачать

Решении показательных уравнений
При решении показательных уравнений нам будет полезно следствие из теоремы о свойствах показательной функции.
Пусть 
Каждому значению показательной функции 
Пример:
Решение:
Согласно следствию из равенства двух степеней с одинаковым основанием 3 следует равенство их показателей. Таким образом, данное уравнение равносильно уравнению
Пример:
Решение:
а) Данное уравнение равносильно (поясните почему) уравнению
Если степени с основанием 3 равны, то равны и их показатели:
Решив это уравнение, получим
Ответ: 
При решении каждого уравнения из примера 2 сначала обе части уравнения представили в виде степени с одним и тем же основанием, а затем записали равенство показателей этих степеней.
Пример:
Решение:
а) Данное уравнение равносильно уравнению
Решая его, получаем:
Так как две степени с одинаковым основанием 2 равны, то равны и их показатели, т. е. 
б) Разделив обе части уравнения на 

Ответ: 
При решении примера 3 а) левую часть уравнения разложили на множители. Причем за скобку вынесли такой множитель, что в скобках осталось числовое выражение, не содержащее переменной.
Пример:
Решить уравнение 
Решение:
Обозначим 
Таким образом, из данного уравнения получаем
откуда находим: 
Итак, с учетом обозначения имеем:
При решении примера 4 был использован метод введения новой переменной, который позволил свести данное уравнение к квадратному относительно этой переменной.
Пример:
Решить уравнение 
Решение:
Можно заметить, что 2 — корень данного уравнения. Других корней уравнение не имеет, так как функция, стоящая в левой части уравнения, возрастающая, а функция, стоящая в правой части уравнения, убывающая. Поэтому уравнение имеет не более одного корня (см. теорему из п. 1.14).
Пример:
Решить уравнение 
Решение:
Пример:
При каком значении а корнем уравнения 
Решение:
Поскольку х = 2 — корень, то верно равенство
Решив это уравнение, найдем
Ответ: при 
Показательные уравнения и их системы
Показательным уравнением называется уравнение, в ко тором неизвестное входит в показатель степени. При решении показательных уравнений полезно использовать следующие тождества: 
Приведем методы решения некоторых типов показательных уравнений.
1 Приведение к одному основанию.
Метод основан на следующем свойстве степеней: если две степени равны и равны их основания, то равны и их показатели, т.е. уравнения надо попытаться привести к виду 
Пример №1
Решите уравнение 
Решение:
Заметим, что 
Применив тождество (1), получим Зх — 7 = -7х + 3, х = 1.
Пример №2
Решить уравнение 
Решение:
Переходя к основанию степени 2, получим:
Согласно тождеству (2), имеем 
Последнее уравнение равносильно уравнению 4х-19 = 2,5х. 
2 Введение новой переменной.
Пример №3
Решить уравнение 
Решение:
Применив тождество 2, перепишем уравнение как 
Введем новую переменную: 
которое имеет корни 


Пример №4
Решить уравнение 
Решение:
Разделив обе части уравнения на 
последнее уравнение запишется так: 
Решая уравнение, найдем 
Значение 

Пример №5
Решить уравнение 
Решение:
Заметим что 
Перепишем уравнение в виде 
Обозначим 
Получим 
Корнями данного уравнения будут 
Следовательно, 
III Вынесение общего множителя за скобку.
Пример №6
Решить уравнение 
Решение:
После вынесения за скобку в левой части 



Системы простейших показательных уравнений
Пример №7
Решите систему уравнений: 
Решение:
По свойству степеней система уравнений равносильна следующей
системе :
Очевидно, что последняя система имеет решение 
Пример №8
Решите систему уравнений: 
Решение:
По свойству степеней система уравнений равносильна следующей системе: 
Умножив второе уравнение этой системы на (-2) и сложив с первым, получим уравнение —9х=-4. Отсюда, найдем 
Пример №9
Решите систему уравнений: 
Решение:
Сделаем замену: 
Очевидно, что эта система уравнений имеет решение 
Тогда получим уравнения 
Приближенное решение уравнений
Пусть многочлен f(х) на концах отрезка [a,b] принимает значения разных знаков, то есть 

Это утверждение проиллюстрировано на следующем чертеже.
Рассмотрим отрезок 
Метод последовательного деления отрезка пополам заключается в последовательном разделении отрезка [a, b] пополам до тех пор, пока длина полученного отрезка не будет меньше заданной точности 
- вычисляется значение f(х) выражения 
- отрезок делится пополам, то есть вычисляется значение 
- вычисляется значение выражения f(х) в точке 
- проверяется условие 
- если это условие выполняется, то в качестве левого конца нового отрезка выбирается середина предыдущего отрезка, то есть полагается, что (левый конец отрезка переходит в середину); 
- если это условие не выполняется, то правый конец нового отрезка переходит в середину, то есть полагается, что b=x;
- для нового отрезка проверяется условие 
- если это условие выполняется , то вычисления заканчиваются. При этом в качестве приближенного решения выбирается последнее вычисленное значение х. Если это условие не выполняется, то, переходя к пункту 2 этого алгоритма, вычисления продолжаются.
Метод последовательного деления пополам проиллюстрирован на этом чертеже:
Для нахождения интервала, содержащего корень уравнения 
Оказывается, что для корня 


Пример №10
Найдите интервал, содержащий корень уравнения 
Решение:
Поделив обе части уравнения на 2 , получим, 
Так как, для нового уравнения 
Значит, в интервале, 




Значит, уравнение имеет корень, принадлежащий интервалу (-1; 0).
Нахождение приближенного корня с заданной точностью
Исходя из вышесказанного, заключаем, что если выполнено неравенство 



корень уравнения с точностью 




Пример №11
Найдите приближенное значение корня уравнения 
Решение:
Из предыдущего примера нам известно, что корень лежит в интервале
(-1; 0). Из того, что 
Так как, |(-0,25)41,5(-0,25)2+2,5(-0,25)+0,5| = |-0,046| 1. Если 
Пусть 
Изображения графиков показательной функции подсказывают это свойство. На рисунке 27 видно, что при а > 1 большему значению функции соответствует большее значение аргумента. А на рисунке 30 видно, что при 0
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Видео:Показательные уравнения и неравенстваСкачать

Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе «Показательные уравнения и неравенства»
Разделы: Математика
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о показательной функции и ее свойствах, о методах решения показательных уравнений и неравенств.
- Показать как одна из линий курса математики средней школы “Уравнения и неравенства” реализуются в содержании ЕГЭ.
- Развивать практические навыки в решении показательных уравнений и неравенств.
- Развивать логическое мышление, математическую речь, навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
- Воспитывать познавательный интерес, творческие способности, ответственное отношение.
- Карточки-бланки;
- Тесты ЕГЭ;
- Карточки-задания;
- Карточки с алгоритмами;
- Мультимидийный проектор.
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы повторим свойства показательной функции, методы решения показательных уравнений и неравенств. В течении всего урока мы будем решать задания /ЕГЭ по этой теме .
2. Актуализация опорных знаний.
1. Устная работа (блиц-опрос, Презентация Слайд 2).
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, как вы думаете, а только ли на уроках математики мы встречаемся с показательной функцией? О применении показательной функции в природе и техники готовили проект 1-я группа учеников, послушаем их отчет (презентация проекта). Как видите во всех приведенных примерах используется показательная функция.
3. Устная работа (блиц-опрос, Слайд 3).
4. Вспомните, какие методы решения показательных уравнений вы знаете (работа по таблице Слайд 4).
5. Работа с таблицей.
У вас на столах лежит таблица № 1, не решая уравнения сгруппируйте их по методам решения (Слайд 5).
3. Страничка ЕГЭ (Слайд 6).
1. Решить уравнения (к доске вызвать 3-х учеников, решают за доской, остальные самостоятельно. Ученики у доски должны выбрать свое уравнение по указанному методу решения). Проверка решения уравнения.
2. Все эти задания вы решили из первой части ЕГЭ, а какие задания могут быть во второй части ЕГЭ. О решении показательных уравнений из части С готовила проект 2-я группа учеников (презентация проекта).
4. Мы говорили с вами о том, что показательная функция является возрастающей или убывающей. А для чего нужно знать эти свойства?
1. Устная работа (Слайд 8).
2. Вспомните способы решения показательных неравенств (Слайд 8).
3. Решить неравенства (к доске вызвать 3-х учеников, решают за доской, остальные самостоятельно).
5. Страничка ЕГЭ.
Решение однородных неравенств второй степени (презентация проекта).
6. Самостоятельная работа, тест (Слайд 9).
7. Подведение итогов урока (Слайд 10).
📹 Видео
§12 Показательные уравненияСкачать

Показательные уравнения — что это такое и как решатьСкачать

Показательные и логарифмические уравнения. Вебинар | МатематикаСкачать

§13 Показательные неравенстваСкачать

Математика это не ИсламСкачать

Показательные уравнения за 50 минут | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Решение показательных уравнений и неравенствСкачать

Показательные неравенства за 50 минут | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать


 ;
;

 .
.


 и уметь строить их графики.
и уметь строить их графики.









































































 выражения f(х) в точке
выражения f(х) в точке 

 (левый конец отрезка переходит в середину);
(левый конец отрезка переходит в середину);










