статья по алгебре (10, 11 класс)
Статья посвящена сравнению учебников, которые рекомендованы Министерством обраования и науки РФ для работы по базовуму и углубленному уровню обучения алгебре и началам анализа в 10 -11 классах.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Анализ учебников по алгебре и началам анализа 10-11 класс по линиям: функции, производная и интеграл, по учебникам Ш.А.Алимова и Ю.М.Колягина
- Учебник для 10-11 класса (базовый и углубленный уровни)
- Авторы: Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин и др.
- УЧЕБНИК ПО АЛГЕБРЫ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА: АВТ. Ю.М.КОЛЯГИН, М.Ф.ТКАЧЕВА, Н.Е.ФЕДОРОВА
- Учебник Ю.М.Колягина и др. является расширенным вариантом учебника учебнике Ш.А.Алимова и др., в котором больше внимания уделено вопросам исследования функций, внесены элементы теории вероятностей, комплексные числа, что должно обеспечить потребности профильных классов. В идейном отношении и в порядке развития содержания он достаточно близок учебнику учебнике Ш.А.Алимова и др. Линия учебно-методического комплекта по алгебре и началам математического анализа. 10 – 11 классы (базовый и углублённый уровни). Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова и др.
- Показательные уравнения и неравенства с примерами решения
- Решении показательных уравнений
- Показательные уравнения и их системы
- Пример №1
- Пример №2
- Пример №3
- Пример №4
- Пример №5
- Пример №6
- Системы простейших показательных уравнений
- Пример №7
- Пример №8
- Пример №9
- Приближенное решение уравнений
- Пример №10
- Нахождение приближенного корня с заданной точностью
- Пример №11
- Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе «Показательные уравнения и неравенства»
- 📺 Видео
Видео:Показательные уравнения. 11 класс.Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnyy_analiz_uchebnikov_dlya_10.docx | 15.83 КБ |
Видео:11 класс, 12 урок, Показательные уравненияСкачать
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ учебников для 10-11 классов по теме: «Показательные уравнения»
Для сравнения были взяты учебники:
- С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. 5-е издание, «Просвещение» ОАО «Московские учебники», Москва, 2017г. ;
- И.В. Виленкин, О.С. Ивашов-Мусатов, С. И. Шварцбурд Алгебра и математический анализ для 11 класса. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). 14-е издание, стереотипное Москва, «Мнемозина», 2018г.
- Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Н. Колмогорова. 19-е издание, «Просвещение», Москва, 2014г.
- А.Г. Мордкович, П.В. Семенов Алгебра и начала анализа, профильный уровень, 11 класс, в двух частях, 3-е издание, стереотипное, ОАО «Московские учебники», Москва 2019. .
Сначала проведем сравнение учебников для общеобразовательных классов :учебник (1) С. М. Никольского и (3) А.Н. Колмогорова. В учебнике (1) С. М. Никольского тема «Показательная функция» отделена от темы «Решение простейших показательных уравнений» целым параграфом 5 «Логарифмы», который разрывает связь между показательной функцией и ее свойствами и решением показательных уравнений. Далее чередуются темы: «Простейшие показательные уравнения» и «Простейшие логарифмические уравнения»; «Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного» и сразу «Простейшие показательные неравенства» и «Простейшие логарифмические неравенства», затем «Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного». На этом обсуждение тем по решению показательных и логарифмических уравнений и неравенств заканчивается. Тема рассматривается в 10 классе. Причем, упражнений по каждой теме предусмотрено крайне мало и разнообразие их очень скудное. Переход от показательной функции к логарифмической, как обратной вообще не рассматривается. В отличие от учебника (1)С. М. Никольского в учебнике (3) А. Н. Колмогорова сначала в рассматривается показательная функция и ее свойства, затем последовательно предусмотрен переход к «Решению показательных уравнений и неравенств» и только потом «Логарифмы и их свойства», «Логарифмическая функция» и «Решение логарифмических уравнений и неравенств». Но понятие об обратной функции здесь представлено после логарифмической функции и уравнений, что, как мне кажется, нарушает последовательность перехода от показательной функции к логарифмической. Тема рассматривается в 11 классе, в отличие от учебника С. М. Никольского. Также в учебнике (3) А.Н. Колмогорова (как и в учебнике (1)С. М. Никольского) очень мало разнообразных и разноуровневых заданий. В пособии (1) С. М. Никольского нет упражнений повышенного и сложного уровня. Непонятно, почему он обозначен и для профильного уровня. В пособии же (3) А.Н. Колмогорова наоборот в главе VI «Задачи повышенной трудности» в §3, п.14 дан небольшой по количеству, но разнообразный по типам ряд показательных уравнений повышенного и сложного уровня, что дает возможность и в общеобразовательном классе дифференцированно подходить к рассмотрению темы «Показательные уравнения», не прибегая к другим пособиям.
Теперь сравним учебники для классов профильного уровня . В пособии (2) И.В. Виленкина очень глубоко и последовательно изложен теоретический материал по теме «Показательная, логарифмическая и степенная функции» в главе VIII §1 и §2. Но практически вообще нет упражнений, не говоря уже о разных типах и разных уровнях заданий. В учебнике (4) А.Г. Мордковича теоретический материал представлен доходчиво, подробно и последовательно. Кроме этого, в теоретической части выделены три метода решения показательных уравнений, чего нет ни в одном из сравниваемых пособий, рассмотрены много примеров решений сложных уравнений. Задания для самостоятельной подготовки подобраны в достаточном количестве, большом разнообразии типов уравнений и разного уровня во второй части учебного комплекта (4) А.Г. Мордковича. И в том, и другом тема «Показательные уравнения» рассматриваются в 11 классе.
Видео:ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа в 11 классе по теме «Показательные уравнения и системы».
Практическая работа по теме «Показательные уравнения и системы».
Аттестационная работа(Научно-эксперементальная) по теме:Сравнительный анализ учебников:курса ботаника 6 класс под руководством проф.И.Н.Пономаревой и курса ботаники 6 класс под руководством проф.Т.И.Серебряковой.
Рассматривается важный вопрос школьного курса биологии — качество учебников,используемых в образовательном процессе.Анализируются советские учебники,послужившие биологическому образованию не один деся.
Тематические тестовые задания по алгебре и началам анализа для 10 класса по теме: «Показательные, логарифмические уравнения и нера-венства»
Использование на учебных занятиях элементы тестирования помогут учителю повысить эффективность проверки успеваемости учащихся. Для школьников он полезен при отработке учебного материала и при подготов.
открытый урок алгебры в 7 классе на тему: «Показательные уравнения»
открытый урок алгебры в 7 классе на тему: «Показательные уравнения".
Контрольная работа по алгебре и началам математического анализа по теме « Показательные уравнения и неравенства» 11 класс 2020-2021 учебный год
Контрольная работа №3Тема: Показательные уравнения и неравенства.Вариант 1.Вычислить: Решить уравнения:А) 36 = 1Б) В) 3 Решить неравенства:А) 8 Б) Решить неравенство.
Конспект урока по алгебре для 10 класса на тему: «Показательные уравнения»
Урок-обобщения знаний и способов решения показательных уравнений.На уроке использованы технология дифференцированного и разно-уровневого обучения, технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-г.
Сравнительный анализ учебников для 10-11 классов по теме: «Показательные уравнения»
Статья посвящена сравнению учебников, которые рекомендованы Министерством обраования и науки РФ для работы по базовуму и углубленному уровню обучения алгебре и началам анализа в 10 -11 классах.
Видео:§14 Системы показательных уравнений и неравенствСкачать
Анализ учебников по алгебре и началам анализа 10-11 класс по линиям: функции, производная и интеграл, по учебникам Ш.А.Алимова и Ю.М.Колягина
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов
Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!
АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА
Алгебра
и начала анализа
(10–11-е классы)
УЧЕБНИК ПО АЛГЕБРЫ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА: АВТ . Ш.А.АЛИМОВ, Ю.М. КОЛЯГИН
( 3 часа в неделю, всего 207 часов за курс 10-11 класса)
В учебнике Ш.А.Алимова и др. продолжается развитие идей, заложенных авторами в учебники АлимовА Ш.А. и др. Алгебра. 7 класс; Алгебра. 8 класс; Алгебра. 9 класс. («Просвещение») для 7–9-х классов. В этом учебнике, в отличие от учебника Учебник А.Н. Колмогорова и др. (самый первый учебник для старшей школы, написанный после реформы 60–70-х годов) , в 10-м классе функции изучаются элементарными средствами, а производная изучается в 11-м классе, где она применяется для изучения функций, исследование свойств которых элементарными средствами затруднительно. Система упражнений в учебнике расширена, выделены три уровня сложности.
В данном учебнике завершается развитие основных идей курса алгебры 7-9 классов авторов Ш.А.Алимова и др. Элементарные функции изучаются в 10 классе классическими элементарными методами без привлечения производной; числовая линия и линия преобразований развиваются параллельно с функциональной; начала математического анализа рассматриваются в 11 классе. Система упражнений представлена на трёх уровнях сложности. Задачи повышенной трудности в конце учебника содержат богатый материал для подготовки в вузы с повышенными требованиями по математике.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. В 10 классе классическими элементарными методами без привлечения производной изучаются элементарные функции. Числовая линия и линия преобразований развиваются параллельно с функциональной. В 11 классе рассматриваются начала математического анализа. Система упражнений представлена на трёх уровнях сложности. Задачи повышенной трудности в конце учебника содержат богатый материал для подготовки вузы с повышенными требованиями по математике.
Видео:Это просто! Как решать Показательные Неравенства?Скачать
Учебник для 10-11 класса (базовый и углубленный уровни)
Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать
Авторы: Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин и др.
Количество часов на изучение
Содержание материала по программе
Содержание материала в учебнике
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
3. Степенная функция
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Знакомство со сложными и дробно-линейными функциями начинается сразу после изучения взаимно обратных функций.
Определения равносильности уравнений, неравенств и систем уравнений и свойств равносильности дается в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений, неравенств и систем иррациональных уравнений.
С помощью графиков решается вопрос о наличии корней и их числе, а также о нахождении приближенных корней.
Глава II. Степенная функция
§ 6. Степенная функция, её свойства и график
§ 7. Взаимно обратные функции
§ 8. Равносильные уравнения и неравенства
§ 9. Иррациональные уравнения
§ 10*. Иррациональные неравенства
Упражнения к главе II
По изучению темы ФУНКЦИИ учащиеся должны уметь:
1. определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
2. строить графики изученных функций;
3. описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
4. решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
5. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
6. описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
2. Показательная функция
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Глава III. Показательная функция
§11. Показательная функция, её свойства и график
§ 12. Показательные уравнения
§ 13. Показательные неравенства
§ 14. Системы показательных уравнений и неравенств
Упражнения к главе III
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
При знакомстве с логарифмами чисел и их свойствами полезны подробные и наглядные объяснения даже в профильных классах.
Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.
Глава IV.Логарифмическая функция
§ 15. Логарифмы
§ 16. Свойства логарифмов
§ 17. Десятичные и натуральные логарифмы
§ 18. Логарифмическая функция, её свойства и график
§ 19. Логарифмические уравнения
§ 20. Логарифмические неравенства
Упражнения к главе IV
- Область определения тригонометрических функций.
- Множество значений тригонометрических функций.
- Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций.
- Свойства функций у=cosx,y=sinx .
- Графики функций у=cosx,y=sinx .
- Свойства функции y=tgx
- График функции y=tgx .
Глава VII. Тригонометрические функции
§ 38. Область определения и множество значений тригонометрических функций
§ 39. Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций
§ 40. Свойства функции у = cos x и её график
§ 41. Свойства функции у = sin x и её график
§ 42. Свойства функции у = tg x и её график
§ 43*. Обратные тригонометрические функции
Упражнения к главе VII
- Научиться находить область определения тригонометрических функций.
- Научиться находить множество значений тригонометрических функций.
- Научиться определять четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций.
- Знать свойства тригонометрических функций и уметь строить их графики.
Производная и ее применение
Производная. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функции. Геометрический смысл производной.
Основная цель – ввести понятие производной; научить находить производные с помощью формул дифференцирования; научить находить уравнение касательной к графику функции.
Глава VIII. Производная и её геометрический смысл
§ 44. Производная
§ 45. Производная степенной функции
§ 46. Правила дифференцирования
§ 47. Производные некоторых элементарных функций
§ 48. Геометрический смысл производной
Упражнения к главе VIII
- Понимать механический смысл производной.
- Находить производные элементарных функций, пользуясь таблицей производных.
- Находить производные элементарных функций, пользуясь правилами дифференцирования.
- Понимать геометрический смысл производной.
Применение производной к исследованию функций.
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшие и наименьшие значения функции. Производная второго порядка.
Основная цель – сформировать умение решать простейшие практические задачи методом дифференциального исчисления.
Глава IX. Применение производной к исследованию функций
§ 49. Возрастание и убывание функции
§ 50. Экстремумы функции
§ 51. Применение производной к построению графиков функций
§ 52. Наибольшее и наименьшее значения функции
§ 53*. Выпуклость графика функции, точки перегиба
Упражнения к главе IX
- Применять производные для исследования функций на монотонность в несложных случаях.
- Применять производные для исследования функций на экстремумы в несложных случаях.
- Применять производные для исследования функций и построения их графиков в несложных случаях.
- Применять производные для нахождения наибольших и наименьших значений функции
Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции и интеграл. Вычисление интегралов. Применение производной и интеграла к решению практических задач.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием интеграла и интегрированием как операцией, обратной дифференцированию; научить применять интеграл к решению геометрических и физических задач.
Глава X. Интеграл
§ 54. Первообразная
§ 55. Правила нахождения первообразных
§ 56. Площадь криволинейной трапеции и интеграл
§ 57. Вычисление интегралов
§ 58. Вычисление площадей с помощью интегралов
§ 59*. Применение производной и интеграла к решению практических задач
Упражнения к главе X
Видео:ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ 10 класс решение показательных уравненийСкачать
УЧЕБНИК ПО АЛГЕБРЫ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА: АВТ. Ю.М.КОЛЯГИН, М.Ф.ТКАЧЕВА, Н.Е.ФЕДОРОВА
(3 часа в неделю, всего 207 часов за курс 10-11класса)
Видео:11 класс, 13 урок, Показательные неравенстваСкачать
Учебник Ю.М.Колягина и др. является расширенным вариантом учебника учебнике Ш.А.Алимова и др., в котором больше внимания уделено вопросам исследования функций, внесены элементы теории вероятностей, комплексные числа, что должно обеспечить потребности профильных классов. В идейном отношении и в порядке развития содержания он достаточно близок учебнику учебнике Ш.А.Алимова и др. Линия учебно-методического комплекта по алгебре и началам математического анализа. 10 – 11 классы (базовый и углублённый уровни). Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова и др.
Комплект обладает свойством преемственности со всеми действующими учебниками алгебры основной школы, особенно тесные с УМК алгебры для 7—9 классов авторов Ю. М. Колягина, М. В. Ткачёвой, Н. Е. Фёдоровой, М. И. Шабунин
В состав УМК входят:
Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. В учебниках содержится избыточная разноуровневая система задач и упражнений (многие задачи приведены с решениями и указаниями), позволяющая успешно подготовиться к ЕГЭ. Практическая, прикладная и мировоззренческая направленность курса обеспечивает понимание роли математики во всех сферах деятельности человека.
Дидактические материалы содержат задания, дополняющие систему упражнений учебника, и позволяют организовать дифференцированную работу учащихся. В пособии содержатся примеры и задачи с подробными решениями, задания для самостоятельной работы. Задания имеют балловую оценку уровня их сложности и ответы.
Тематические тесты. В пособии предложены задания на двух уровнях сложности с указанием времени их выполнения. Учитель может использовать их перед контрольными работами для определения уровня сформированности знаний и умений учащихся по теме.
Методические рекомендации. Пособие написано в соответствии с концепцией обучения алгебре и началам математического анализа учебников. Дан обзор основных теоретических идей каждой главы, а также сформулированы предметные, метапредметные и личностные цели изучения этой главы. Методические рекомендации даются по изучению каждого параграфа, приводится планирование уроков с указанием заданий для работы в классе и дома с учётом применения УМК, приведены решения сложных упражнений. В конце каждой главы даны рекомендации по проведению урока обобщения и тематическая контрольная работа.
Особенности линии УМК:
- теоретический материал изложен дифференцированно;
- наличие во всех пособиях УМК условий и решений задач разной степени трудности;
- система упражнений во всех пособиях УМК даёт возможность проверить уровень подготовленности учащихся как обычных, так и математических классов.
Исследование функций начинается еще в 10 классе . В тематическом разделе «Функции». Однако исследование проводиться без помощи производной. Анализ функций начинается лишь в 11 классе.
(Изучение линии функции)
Количество часов на изучение
Содержание материала по программе
Содержание материала в учебнике
Требуемый минимум усвоения материала
6. Показательная функция
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Глава VI. Показательная функцци
§ 1. Показательная функция, ее свойства и график
§ 2. Показательные уравнения
§ 3. Показательные неравенства
§ 4. Системы показательных уравнений и неравенств
Функции и графики
· определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
· строить графики изучаемых функций;
· описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведения и свойства функций, находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения;
· решать уравнения, простейшие системы уравнений, , используя свойства функции и их графиков;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
4. Степенная функция
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Знакомство со сложными и дробно-линейными функциями начинается сразу после изучения взаимно обратных функций.
Определения равносильности уравнений, неравенств и систем уравнений и свойств равносильности дается в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений, неравенств и систем иррациональных уравнений.
С помощью графиков решается вопрос о наличии корней и их числе, а также о нахождении приближенных корней.
Глава V. Степенная функции
§ 1. Степенная функция, ее свойства и график —
g 2. Взаимно обратные функции. Сложная функция
& 3. Дробно-линейная функция
S 4. Равносильные уравнения и неравенств
§ 5. Иррациональные уравнении
§ 6. Иррациональные неравенства
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
При знакомстве с логарифмами чисел и их свойствами полезны подробные и наглядные объяснения даже в профильных классах.
Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.
Глава VII. Логарифмическая функция
§ 1. Логарифмы
§ 2. Свойства логарифмов
§ 3. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода
§ 4. Логарифмическая функция, ее свойства и график
§ 5. Логарифмические уравнения
§ 6. Логарифмические неравенства
(Изучении линий: производная и интеграл)
Количество часов на изучение
Содержание материала по программе
Содержание материала по учебнику
Требуемый минимум усвоения материала
Производная и ее геометрический смысл
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей.
Понятие о непрерывности функции.
Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной
Глава VIII. Производная и её геометрический смысл
§ 44. Производная
§ 45. Производная степенной функции
§ 46. Правила дифференцирования
§ 47. Производные некоторых элементарных функций.
§ 48. Геометрический смысл производной
Упражнения к главе VIII
· Учащиеся должны уметь: вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
· исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
· вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшее и наименьшее значения, на нахождение скорости и ускорения
Применение производной к исследованию функций
Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Вторая производная и ее физический смысл
Глава IX. Применение производной к исследованию функций
§ 49. Возрастание и убывание функции
§ 50. Экстремумы функции
§ 51. Применение производной к построению графиков функций
§ 52. Наибольшее и наименьшее значения функции
§ 53*. Выпуклость графика функции, точки перегиба
Упражнения к главе IX
Первообразная и интеграл
Первообразная. Формула Ньютона–Лейбница. Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
Глава X . Интеграл
§ 54. Первообразная
§ 55. Правила нахождения первообразных
§ 56. Площадь криволинейной трапеции и интеграл
§ 57. Вычисление интегралов
§ 58. Вычисление площадей с помощью интегралов
§ 59*. Применение производной и интеграла к решению практических задач
Упражнения к главе X
Видео:§12 Показательные уравненияСкачать
Показательные уравнения и неравенства с примерами решения
Содержание:
Рассмотрим уравнения, в которых переменная (неизвестное) находится в показателе степени. Например:
Уравнения такого вида принято называть показательными.
Видео:Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать
Решении показательных уравнений
При решении показательных уравнений нам будет полезно следствие из теоремы о свойствах показательной функции.
Пусть
Каждому значению показательной функции соответствует единственный показатель s.
Пример:
Решение:
Согласно следствию из равенства двух степеней с одинаковым основанием 3 следует равенство их показателей. Таким образом, данное уравнение равносильно уравнению
Пример:
Решение:
а) Данное уравнение равносильно (поясните почему) уравнению
Если степени с основанием 3 равны, то равны и их показатели:
Решив это уравнение, получим
Ответ:
При решении каждого уравнения из примера 2 сначала обе части уравнения представили в виде степени с одним и тем же основанием, а затем записали равенство показателей этих степеней.
Пример:
Решение:
а) Данное уравнение равносильно уравнению
Решая его, получаем:
Так как две степени с одинаковым основанием 2 равны, то равны и их показатели, т. е. откуда находим
б) Разделив обе части уравнения на получим уравнение равносильное данному. Решив его, получим
Ответ:
При решении примера 3 а) левую часть уравнения разложили на множители. Причем за скобку вынесли такой множитель, что в скобках осталось числовое выражение, не содержащее переменной.
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Обозначим тогда
Таким образом, из данного уравнения получаем
откуда находим:
Итак, с учетом обозначения имеем:
При решении примера 4 был использован метод введения новой переменной, который позволил свести данное уравнение к квадратному относительно этой переменной.
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Можно заметить, что 2 — корень данного уравнения. Других корней уравнение не имеет, так как функция, стоящая в левой части уравнения, возрастающая, а функция, стоящая в правой части уравнения, убывающая. Поэтому уравнение имеет не более одного корня (см. теорему из п. 1.14).
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Пример:
При каком значении а корнем уравнения является число, равное 2?
Решение:
Поскольку х = 2 — корень, то верно равенство
Решив это уравнение, найдем
Ответ: при
Показательные уравнения и их системы
Показательным уравнением называется уравнение, в ко тором неизвестное входит в показатель степени. При решении показательных уравнений полезно использовать следующие тождества:
Приведем методы решения некоторых типов показательных уравнений.
1 Приведение к одному основанию.
Метод основан на следующем свойстве степеней: если две степени равны и равны их основания, то равны и их показатели, т.е. уравнения надо попытаться привести к виду . Отсюда
Пример №1
Решите уравнение
Решение:
Заметим, что и перепишем наше уравнение в виде
Применив тождество (1), получим Зх — 7 = -7х + 3, х = 1.
Пример №2
Решить уравнение
Решение:
Переходя к основанию степени 2, получим:
Согласно тождеству (2), имеем
Последнее уравнение равносильно уравнению 4х-19 = 2,5х.
2 Введение новой переменной.
Пример №3
Решить уравнение
Решение:
Применив тождество 2, перепишем уравнение как
Введем новую переменную: Получим уравнение
которое имеет корни Однако кореньне удовлетворяет условию Значит,
Пример №4
Решить уравнение
Решение:
Разделив обе части уравнения на получим:
последнее уравнение запишется так:
Решая уравнение, найдем
Значение не удовлетворяет условию Следовательно,
Пример №5
Решить уравнение
Решение:
Заметим что Значит
Перепишем уравнение в виде
Обозначим Получим
Получим
Корнями данного уравнения будут
Следовательно,
III Вынесение общего множителя за скобку.
Пример №6
Решить уравнение
Решение:
После вынесения за скобку в левой части , а в правой , получим Разделим обе части уравнения на получим
Системы простейших показательных уравнений
Пример №7
Решите систему уравнений:
Решение:
По свойству степеней система уравнений равносильна следующей
системе :Отсюда получим систему
Очевидно, что последняя система имеет решение
Пример №8
Решите систему уравнений:
Решение:
По свойству степеней система уравнений равносильна следующей системе: Последняя система, в свою очередь, равносильна системе:
Умножив второе уравнение этой системы на (-2) и сложив с первым, получим уравнение —9х=-4. Отсюда, найдем Подставив полученное значение во второе уравнение, получим
Пример №9
Решите систему уравнений:
Решение:
Сделаем замену: Тогда наша система примет вид:
Очевидно, что эта система уравнений имеет решение
Тогда получим уравнения
Приближенное решение уравнений
Пусть многочлен f(х) на концах отрезка [a,b] принимает значения разных знаков, то есть . Тогда внутри этого отрезка существует хотя бы одно решение уравнения Дх)=0. Это означает, что существует такое (читается как «кси»), что
Это утверждение проиллюстрировано на следующем чертеже.
Рассмотрим отрезок содержащий лишь один корень уравнения .
Метод последовательного деления отрезка пополам заключается в последовательном разделении отрезка [a, b] пополам до тех пор, пока длина полученного отрезка не будет меньше заданной точности
- вычисляется значение f(х) выражения
- отрезок делится пополам, то есть вычисляется значение
- вычисляется значение выражения f(х) в точке
- проверяется условие
- если это условие выполняется, то в качестве левого конца нового отрезка выбирается середина предыдущего отрезка, то есть полагается, что (левый конец отрезка переходит в середину);
- если это условие не выполняется, то правый конец нового отрезка переходит в середину, то есть полагается, что b=x;
- для нового отрезка проверяется условие
- если это условие выполняется , то вычисления заканчиваются. При этом в качестве приближенного решения выбирается последнее вычисленное значение х. Если это условие не выполняется, то, переходя к пункту 2 этого алгоритма, вычисления продолжаются.
Метод последовательного деления пополам проиллюстрирован на этом чертеже:
Для нахождения интервала, содержащего корень уравнения вычисляются значения
Оказывается, что для корня данного уравнения выполнено неравенство. Значит, данное уравнение имеет хотя бы один корень, принадлежащий интервалу (-1 -А; 1+А). Для приближенного вычисления данного корня найдем целые и удовлетворяющие неравенству
Пример №10
Найдите интервал, содержащий корень уравнения
Решение:
Поделив обе части уравнения на 2 , получим,
Так как, для нового уравнения
Значит, в интервале, уравнение имеет хотя бы один корень. В то же время уравнение при не имеет ни одного корня, так как,
выполняется. Значит, корень уравнения лежит в (-2,5; 0). Для уточнения этого интервала положим Для проверим выполнение условия
Значит, уравнение имеет корень, принадлежащий интервалу (-1; 0).
Нахождение приближенного корня с заданной точностью
Исходя из вышесказанного, заключаем, что если выполнено неравенство корень уравнения принадлежит интервалу
ПустьЕсли приближенный
корень уравнения с точностью . Если то корень лежит в интервале если то корень лежит в интервале . Продолжим процесс до нахождения приближенного значения корня с заданной точностью.
Пример №11
Найдите приближенное значение корня уравнения с заданной точностью
Решение:
Из предыдущего примера нам известно, что корень лежит в интервале
(-1; 0). Из того, что заключаем, что корень лежит в интервале (-0,5; 0).
Так как, |(-0,25)41,5(-0,25)2+2,5(-0,25)+0,5| = |-0,046| 1. Если
Пусть
Изображения графиков показательной функции подсказывают это свойство. На рисунке 27 видно, что при а > 1 большему значению функции соответствует большее значение аргумента. А на рисунке 30 видно, что при 0
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Видео:Показательные уравнения и неравенстваСкачать
Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе «Показательные уравнения и неравенства»
Разделы: Математика
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о показательной функции и ее свойствах, о методах решения показательных уравнений и неравенств.
- Показать как одна из линий курса математики средней школы “Уравнения и неравенства” реализуются в содержании ЕГЭ.
- Развивать практические навыки в решении показательных уравнений и неравенств.
- Развивать логическое мышление, математическую речь, навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
- Воспитывать познавательный интерес, творческие способности, ответственное отношение.
- Карточки-бланки;
- Тесты ЕГЭ;
- Карточки-задания;
- Карточки с алгоритмами;
- Мультимидийный проектор.
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы повторим свойства показательной функции, методы решения показательных уравнений и неравенств. В течении всего урока мы будем решать задания /ЕГЭ по этой теме .
2. Актуализация опорных знаний.
1. Устная работа (блиц-опрос, Презентация Слайд 2).
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, как вы думаете, а только ли на уроках математики мы встречаемся с показательной функцией? О применении показательной функции в природе и техники готовили проект 1-я группа учеников, послушаем их отчет (презентация проекта). Как видите во всех приведенных примерах используется показательная функция.
3. Устная работа (блиц-опрос, Слайд 3).
4. Вспомните, какие методы решения показательных уравнений вы знаете (работа по таблице Слайд 4).
5. Работа с таблицей.
У вас на столах лежит таблица № 1, не решая уравнения сгруппируйте их по методам решения (Слайд 5).
3. Страничка ЕГЭ (Слайд 6).
1. Решить уравнения (к доске вызвать 3-х учеников, решают за доской, остальные самостоятельно. Ученики у доски должны выбрать свое уравнение по указанному методу решения). Проверка решения уравнения.
2. Все эти задания вы решили из первой части ЕГЭ, а какие задания могут быть во второй части ЕГЭ. О решении показательных уравнений из части С готовила проект 2-я группа учеников (презентация проекта).
4. Мы говорили с вами о том, что показательная функция является возрастающей или убывающей. А для чего нужно знать эти свойства?
1. Устная работа (Слайд 8).
2. Вспомните способы решения показательных неравенств (Слайд 8).
3. Решить неравенства (к доске вызвать 3-х учеников, решают за доской, остальные самостоятельно).
5. Страничка ЕГЭ.
Решение однородных неравенств второй степени (презентация проекта).
6. Самостоятельная работа, тест (Слайд 9).
7. Подведение итогов урока (Слайд 10).
📺 Видео
ЗАДАНИЕ 8 ЕГЭ (ПРОФИЛЬ). ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВАСкачать
Показательные уравнения — что это такое и как решатьСкачать
§13 Показательные неравенстваСкачать
Математика это не ИсламСкачать
Показательные уравнения за 50 минут | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать
Решение показательных уравнений и неравенствСкачать
Показательные и логарифмические уравнения. Вебинар | МатематикаСкачать
Показательные неравенства за 50 минут | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать