Алгоритм метода простых итераций для решения систем линейных уравнений

Решение СЛАУ методом простой итерации

Назначение сервиса . Онлайн-калькулятор предназначен для решения СЛАУ методом простой итерации в онлайн режиме (см. пример решения). Для проверки решения генерируется шаблон в Excel .

  • Шаг №1
  • Шаг №2
  • Видеоинструкция

Рассмотрим достаточные условия сходимости итерационной последовательности <xn>.
Практически, для применения метода итерации систему линейных уравнений удобно «погрузить» в одну из трёх следующих метрик:
Алгоритм метода простых итераций для решения систем линейных уравнений(3.4)
Для того, чтобы отображение F, заданное в метрическом пространстве соотношениями (3.2), было сжимающим, достаточно выполнение одного из следующих условий:
а) в пространстве с метрикой ρ1: Алгоритм метода простых итераций для решения систем линейных уравнений, т. е. максимальная из сумм модулей коэффициентов в правой части системы (3.2), взятых по строкам, должна быть меньше единицы.
б) в пространстве с метрикой ρ2: Алгоритм метода простых итераций для решения систем линейных уравнений, т. е. максимальная из сумм модулей коэффициентов в правой части системы (3.2), взятых по столбцам, должна быть меньше единицы.
в) в пространстве с метрикой ρ3: Алгоритм метода простых итераций для решения систем линейных уравнений, т. е. сумма квадратов при неизвестных в правой части системы (3.2) должна быть меньше единицы

Пример . Вычислить два приближения методом простой итерации. Оценить погрешность второго приближения. В качестве начального приближения выбрать x 0 =(0; 0; 0).
Алгоритм метода простых итераций для решения систем линейных уравнений
Так как диагональные элементы системы являются преобладающими, то приведем систему к нормальному виду:
Алгоритм метода простых итераций для решения систем линейных уравнений
Последовательные приближения будем искать по формулам:
Алгоритм метода простых итераций для решения систем линейных уравнений
Получаем:
x 1 =(-1.9022; 0.4889; 2.1456), x 2 =(-1.1720; 0.6315; 1.2389).
Для оценки погрешности в метрике ρ1 вычисляем коэффициент μ
Алгоритм метода простых итераций для решения систем линейных уравнений.
Вычисляем погрешность: Алгоритм метода простых итераций для решения систем линейных уравнений

При большом числе неизвестных схема метода Гаусса, дающая точное решение, становится весьма сложной. В этом случае для решения СЛАУ иногда удобнее пользоваться методом простой итерации.

Видео:Метод простых итераций пример решения нелинейных уравненийСкачать

Метод простых итераций пример решения нелинейных уравнений

Метод итераций для системы уравнений в Excel

Для вычисления точности epsilon .
Итерация №1: =ABS(B7)-ABS(B6);=ABS(C7)-ABS(C6);=ABS(D7)-ABS(D6)
Итерация №2: =ABS(B8)-ABS(B7);=ABS(C8)-ABS(C7);=ABS(D8)-ABS(D7)
Скачать шаблон решения.

Видео:Метод простой итерации Пример РешенияСкачать

Метод простой итерации Пример Решения

Итерационные методы решения системы линейных алгебраических уравнений

В данной статье мы расскажем общие сведения об итерационных методах решения СЛАУ, познакомим с методом Зейделя и Якоби, а также приведем примеры решения систем линейных уравнений при помощи данных методов.

Видео:Решение систем линейных уравнений методом простой итерации в ExcelСкачать

Решение систем линейных уравнений методом простой итерации в Excel

Общие сведения об итерационных методах или методе простой итерации

Метод итерации — это численный и приближенный метод решения СЛАУ.

Суть: нахождение по приближённому значению величины следующего приближения, которое является более точным. Метод позволяет получить значения корней системы с заданной точностью в виде предела последовательности некоторых векторов (итерационный процесс). Характер сходимости и сам факт сходимости метода зависит от выбора начального приближения корня x 0 .

Рассмотрим систему A x = b .

Чтобы применить итерационный метод, необходимо привести систему к эквивалентному виду x = B x + d . Затем выбираем начальное приближение к решению СЛАУ x ( 0 ) = ( x 1 0 , x 2 0 , . . . x m 0 ) и находим последовательность приближений к корню.

Для сходимости итерационного процесса является достаточным заданное условие В 1 . Окончание итерации зависит от того, какой итерационный метод применили.

Видео:Решение системы линейных уравнений методом итерацийСкачать

Решение системы линейных уравнений методом итераций

Метод Якоби

Метод Якоби — один из наиболее простых методов приведения системы матрицы к виду, удобному для итерации: из 1-го уравнения матрицы выражаем неизвестное x 1 , из 2-го выражаем неизвестное x 2 и т.д.

Результатом служит матрица В , в которой на главной диагонали находятся нулевые элементы, а все остальные вычисляются по формуле:

b i j = — a i j / a i i , i , j = 1 , 2 . . . , n

Элементы (компоненты) вектора d вычисляются по следующей формуле:

d i = b i / a i i , i = 1 , 2 , . . . , n

Расчетная формула метода простой итерации:

x ( n + 1 ) = B x ( x ) + d

Матричная запись (координатная):

x i ( n + 1 ) = b i 1 x n 1 + b i 2 x ( n ) 2 + . . . + b

Критерий окончания в методе Якоби:

x ( n + 1 ) — x ( n ) ε 1 , где ε 1 = 1 — B B ε

В случае если B 1 / 2 , то можно применить более простой критерий окончания итераций:

x ( n + 1 ) — x ( n ) ε

Решить СЛАУ методом Якоби:

10 x 1 + x 2 — x 3 = 11 x 1 + 10 x 2 — x 3 = 10 — x 1 + x 2 + 10 x 3 = 10

Необходимо решить систему с показателем точности ε = 10 — 3 .

Приводим СЛАУ к удобному виду для итерации:

x 1 = — 0 , 1 x 2 + 0 , 1 x 3 + 1 , 1 x 2 = — 0 , 1 x 1 + 0 , 1 x 3 + 1 x 3 = 0 , 1 x 1 — 0 , 1 x 2 + 1

Выбираем начальное приближение, например: x ( 0 ) = 1 , 1 1 1 — вектор правой части.

В таком случае, первая итерация имеет следующий внешний вид:

x 1 ( 1 ) = — 0 , 1 × 1 + 0 , 1 × 1 + 1 , 1 = 1 , 1 x 2 ( 1 ) = — 0 , 1 × 1 , 1 + 0 , 1 + 1 = 0 , 99 x 3 ( 1 ) = 0 , 1 × 1 , 1 — 0 , 1 × 1 + 1 = 1 , 01

Аналогичным способом вычисляются приближения к решению:

x ( 2 ) = 1 , 102 0 , 991 1 , 011 , x ( 3 ) = 1 , 102 0 , 9909 1 , 0111 , x ( 4 ) = 1 , 10202 0 , 99091 1 , 01111

Находим норму матрицы В , для этого используем норму B ∞ .

Поскольку сумма модулей элементов в каждой строке равна 0,2, то B ∞ = 0 , 2 1 / 2 , поэтому можно вычислить критерий окончания итерации:

x ( n + 1 ) — x ( n ) ε

Далее вычисляем нормы разности векторов:

x ( 3 ) — x ( 2 ) ∞ = 0 , 002 , x ( 4 ) — x ( 3 ) ∞ = 0 , 00002 .

Поскольку x ( 4 ) — x ( 3 ) ∞ ε , то можно считать, что мы достигли заданной точности на 4-ой итерации.

x 1 = 1 , 102 ; x 2 = 0 , 991 ; x 3 = 1 ,01 1 .

Видео:Решение систем линейных уравнений, урок 5/5. Итерационные методыСкачать

Решение систем линейных уравнений, урок 5/5. Итерационные методы

Метод Зейделя

Метод Зейделя — метод является модификацией метода Якоби.

Суть: при вычислении очередного ( n + 1 ) — г о приближения к неизвестному x i при i > 1 используют уже найденные ( n + 1 ) — е приближения к неизвестным x 1 , x 2 , . . . , x i — 1 , а не n — о е приближение, как в методе Якоби.

x i ( n + 1 ) = b i 1 x 1 ( n + 1 ) + b i 2 x 2 ( n + 1 ) + . . . + b i , i — 1 x i — 2 ( n + 1 ) + b i , i + 1 x i + 1 ( n ) +

+ . . . + b i m x m ( n ) + d i

За условия сходимости и критерий окончания итераций можно принять такие же значения, как и в методе Якоби.

Решить СЛАУ методом Зейделя. Пусть матрица системы уравнений А — симметричная и положительно определенная. Следовательно, если выбрать начальное приближение, метод Зейделя сойдется. Дополнительных условий на малость нормы некоторой матрицы не накладывается.

Решим 3 системы уравнений:

2 x 1 + x 2 = 3 x 1 — 2 x 2 = 1 , x 1 + 2 x 2 = 3 2 x 1 — x 2 = 1 , 2 x 1 — 0 , 5 x 2 = 3 2 x 1 + 0 , 5 x 2 = 1

Приведем системы к удобному для итерации виду:

x 1 ( n + 1 ) = — 0 , 5 x 2 ( n ) + 1 , 5 x 2 ( n + 1 ) = 0 , 5 x 1 ( n + 1 ) + 0 , 5 , x 1 ( n + 1 ) = — 2 x 2 ( n ) + 3 x 2 ( n + 1 ) = 2 x 1 ( n + 1 ) — 1 , 2 x 1 — 0 , 5 x 2 = 3 2 x 1 + 0 , 5 x 2 = 1 .

Отличительная особенность, условие сходимости выполнено только для первой системы:

Вычисляем 3 первых приближения к каждому решению:

1-ая система: x ( 0 ) = 1 , 5 — 0 , 5 , x ( 1 ) = 1 , 75 0 , 375 , x ( 2 ) = 1 , 3125 0 , 1563 , x ( 3 ) = 1 , 4219 0 , 2109

Решение: x 1 = 1 , 4 , x 2 = 0 , 2 . Итерационный процесс сходится.

2-ая система: x ( 0 ) = 3 — 1 , x ( 1 ) = 5 9 , x ( 2 ) = — 15 — 31 , x ( 3 ) = 65 129

Итерационный процесс разошелся.

Решение: x 1 = 1 , x 2 = 2

3-я система: x ( 0 ) = 1 , 5 2 , x ( 1 ) = 2 — 6 , x ( 2 ) = 0 2 , x ( 3 ) = 0 2

Итерационный процесс зациклился.

Решение: x 1 = 1 , x 1 = 2

Видео:2.2 Итерационные методы решения СЛАУ (Якоби, Зейделя, релаксации)Скачать

2.2 Итерационные методы решения СЛАУ (Якоби, Зейделя, релаксации)

Метод простой итерации

Если А — симметричная и положительно определенная, то СЛАУ приводят к эквивалентному виду:

x = x — τ ( A x — b ) , τ — итерационный параметр.

Расчетная формула имеет следующий внешний вид:

x ( n + 1 ) = x ( n ) — τ ( A x n — b ) .

Здесь B = E — τ A и параметр τ > 0 выбирают таким образом, чтобы по возможности сделать максимальной величину B 2 .

Пусть λ m i n и λ m a x — максимальные и минимальные собственные значения матрицы А .

τ = 2 / ( λ m i n + λ m a x ) — оптимальный выбор параметра. В этом случае B 2 принимает минимальное значение, которое равняется ( λ m i n + λ m a x ) / ( λ m i n — λ m a x ) .

Видео:Решение слау методом итераций. Метод простых итераций c++.Скачать

Решение слау методом итераций. Метод простых итераций c++.

Итерационные методы решения СЛАУ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для решения систем линейных уравнений используется два основных метода решений, прямые методы, также называемые точными и итерационные методы, при использовании которых ответ в любом случае будет приближённым.

Особенность прямых методов состоит в том, что вычисления в них всегда проводятся точно, например, с использованием целых чисел, но при этом эти методы трудно применимы для вычисления решений для больших систем. К прямому методу относится, например, метод Крамера.

Ниже подробно рассмотрены итерационные методы решения СЛАУ.

Видео:8 Метод простой итерации Ручной счет Решение системы линейных уравнений СЛАУСкачать

8 Метод простой итерации Ручной счет Решение системы линейных уравнений СЛАУ

Сущность итерационных методов решения систем линейных уравнений

Как уже отмечалось выше, итерационные методы в принципе являются приближёнными. Их сущность состоит в том, что сначала записывается некоторая последовательность столбцов матрицы, после чего производится поочередное вычисление каждого столбца. Каждый новый столбец вычисляется на основе вычисленных предыдущих, при этом с каждым вычислением получается всё более точное приближение искомого решения. Когда достигнута необходимая точность, процесс вычисления прерывают и в качестве решения используют последний вычисленный столбец.

Процесс вычисления одного столбца называется итерацией.

Различают несколько основных способов итерационного решения СЛАУ:

Видео:Решение нелинейного уравнения методом простых итераций (программа)Скачать

Решение нелинейного уравнения методом простых итераций (программа)

Метод Якоби (метод простых итераций СЛАУ)

Рассмотрим систему уравнений, с коэффициентами, которые можно записать в виде матрицы:

$A=left(begin a_ & a_ & … & a_ \ a_ & a_ & … & a_ \ … & … & … & … \ a_ & a_ & … & a_ \ endright)$

Саму же систему уравнений можно записать в виде равенства $A cdot X = F$, где $X$ — вектор-столбец собственных значений системы, а $F$ — вектор-столбец свободных членов.

Метод состоит в том, чтобы в каждом уравнении системы выразить соответственно $x_1, x_2,…, x_n$ и затем получить новую матрицу $B$, у которой элементы главной диагонали принимают нулевые значения.

В общем виде формула для вычисления корней уравнений записывается так: $overrightarrow= Boverrightarrow + overrightarrow$

Добиться такого вида от системы можно следующими способами:

Готовые работы на аналогичную тему

$B= E – D^A=D^(D-A), overrightarrow = D^overrightarrow;$

Здесь $D$ — матрица, у которой нулевые все элементы, кроме элементов на главной диагонали, а на главной диагонали находятся соответствующие элементы матрицы $A$. Матрицы $U$ и $L$ означают верхнетреугольную матрицу и нижнетреугольную соответственно; их значимые элементы соответствуют частям матрицы $A$. Буквой $Е$ же обозначается единичная матрица соответствующей размерности.

Процедура нахождения корней тогда запишется так:

$overrightarrow^= Boverrightarrow^ + overrightarrow$

Для конкретного элемента она будет выглядеть так:

$x_^=frac(b_i — sumlimits_ a_ijcdot x_j^(k)left(1right)$, где $i=1,2,…, n$

буквой $(k)$ во всех формулах выше обозначается номер итерации, сама же формула $(1)$ называется рекуррентной.

Окончание вычисления происходит в том случае, если разница между вычислениями в двух соседних итераций составляет не более чем $ε_1$:

В упрощённой форме условие окончания итераций выглядит как $||x^-x^||$

Порядок решения СЛАУ методом Якоби такой:

  1. Приведение системы уравнений к виду, в котором на каждой строчке выражено какое-либо неизвестное значение системы.
  2. Произвольный выбор нулевого решения, в качестве него можно взять вектор-столбец свободных членов.
  3. Производим подстановку произвольного нулевого решения в систему уравнений, полученную под пунктом 1.
  4. Осуществление дополнительных итераций, для каждой из которых используется решение, полученное на предыдущем этапе.

Метод Гаусса-Зейделя

Сущность этого метода состоит в том, что в нём переносятся в правые части все члены уравнений, индекс при которых больше индекса, выражаемого $x$. В краткой форме это можно записать так:

$(L + D) cdot overrightarrow = -Uoverrightarrow + overrightarrow$

Сами итерации в методе Гаусса-Зейделя производятся по формуле:

$(L +D)overrightarrow^=-Uoverrightarrow^ + overrightarrow$

Метод Гаусса-Зейделя похож на метод Якоби, но здесь полученные значения переменных используются не исключительно для следующей итерации, а сразу для следующего вычисления значения $x$.

Метод простых итераций: пример решения

Дана система уравнений:

$begin 10x_1 – x_2 + 2x_3 = 6 \ -x_1 + 11x_2 – x_3 + 3x_4 = 25 \ 2x_1- x_2 + 10x_3 -x_4 = -11 \ 3x_2 – x_3 + 8x_4 = 15 end$

Решите данную систему с помощью метода простых итераций.

Выберем в качестве нулевого приближения корни $(0; 0; 0; 0)$ и подставим их в преобразованную систему:

$begin x_1 = (6 + 0 – (2 cdot 0))/10 = 0,6 \ x_2 = (25 + 0 – 0 – (3 cdot 0))/11 = 25/11 = 2,2727 // x_3 = (-11 – (2 cdot 0) + 0 + 0) /10 = -1,1 \ x_4 = (15 – (3 cdot 0) + 0) / 8 = 1,875\ end$

Проведём 5 итераций, используя на каждой результат, полученный с предыдущей и для них получим следующую таблицу:

Рисунок 1. Таблица итераций для решения СЛАУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Продолжать вычисление можно до достижения заданной требуемой точности. Точный ответ системы — $(1; 2; -1; 1)$.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 13.02.2022

💡 Видео

Решение системы линейных уравнений методом простых итераций в MS ExcelСкачать

Решение системы линейных уравнений методом простых итераций в MS Excel

Метод итерацийСкачать

Метод итераций

Решение системы уравнений методом Крамера.Скачать

Решение системы уравнений методом Крамера.

ЭТОТ метод поможет на уроках ХИМИИ / Химия 9 классСкачать

ЭТОТ метод поможет на уроках ХИМИИ / Химия 9 класс

Метод Крамера Пример РешенияСкачать

Метод Крамера Пример Решения

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод ПодстановкиСкачать

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод Подстановки

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvyСкачать

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvy

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.

Алгоритмы С#. Метод простых итерацийСкачать

Алгоритмы С#. Метод простых итераций
Поделиться или сохранить к себе: